Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 12:02, контрольная работа
Педагогами, психологами, медиками и социологами была выделена группа детей, которые не могут быть отнесены к умственно отсталым, так как в пределах имеющихся знаний они обнаруживали достаточную способность к общению, широкую «зону ближайшего развития». Эти дети были отнесены в особую категорию – дети с задержкой психического развития (ЗПР).
Дети с задержкой психического развития.
Классификация ЗПР
ЗПР конституционного происхождения.
ЗПР соматогенного происхождения.
ЗПР психогенного происхождения.
ЗПР церебрально-органического происхождения.
Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР
Особенности высшей психической деятельности детей с ЗПР
Отличие ЗПР от умственной отсталости.
Особенности педагогических подходов в воспитании детей с ЗПР.
Литература.
У большинства детей с ЗПР не обнаруживается готовность к интеллектуальному усилию. Они с трудом планируют свою деятельность. У них отчетливо заметна несформированность ориентировочного этапа мыслительной деятельности, что проявляется в решении наглядно-практических задач типа головоломок. Словесно-логическое мышление таких детей также недоразвито, поэтому они затрудняются в освоении свернутых логических операций. При решении же наглядно-действенных задач эффективность умственной деятельности значительно повышается.
Важным условием решения интеллектуальных задач является овладение основными мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, обобщением, абстрагированием. У детей с ЗПР основные мыслительные операции к началу школьного обучения не сформированы. Анализ объектов у детей с ЗПР отличается меньшей полнотой и недостаточной точностью. В результате дети с ЗПР выделяют в два раза меньше предметов из окружающей действительности, чем нормальные дети такого же возраста. Деятельность детей с ЗПР при анализе зрительно-воспринимаемых объектов недостаточно целенаправленна, выделение признаков чаще всего хаотично и без плана.
Речь.
Готовность к школьному обучению включает в себя определенный уровень речевого развития: правильное звукопроизношение, способность опознавать и дифференцировать акустические признаки звуков; достаточный для полноценного общения с окружающими уровень сформированности словаря и грамматического строя. Отклонения в речевом развитии детей с ЗПР могут проявляться неравномерно: у одних детей преобладают фонетико-фонематические расстройства, а у других – лексико-грамматические. Может быть разной и степень проявления дефекта. В целом, по характеру и качеству речи учащиеся с ЗПР заметно уступают своим нормально развивающимся сверстникам.
Устная речь детей с ЗПР содержат, преимущественно, не грубые нарушения. К таковым относятся:
- недостаточность межанализаторного воздействия, в силу чего дети с трудом образуют слуходвигательные, зрительно-двигательные, слухозрительные связи;
- недостаточность звукопроизношения свистящих и шипящих звуков (сигматизм), нарушение произношения звука [р] (ротацизм), которое обусловлено вялостью артикуляции;
- недостаточная сформированность фонематического слуха, недостатки восприятия чаще какой-то одной пары звуков, при хорошем различении остальных;
- недостаточная
- недостаточность словарного запаса, хотя он представлен практически всем частям речи;
- трудности в понимании и употреблении сложных логикограмматических конструкций и некоторых частей речи;
- трудности овладения эмпирическими грамматическими обобщениями;
- нарушения логического
построения связанных
Таким образом, задержка психического развития проявляется как в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы, так и в интеллектуальной недостаточности. Последнее проявляется в том, что интеллектуальные способности ребенка не соответствуют его возрасту. Однако у детей с ЗПР отмечается лишь задержка интеллектуального развития, что качественно отличает детей от умственно-отсталых.
Следует дифференцировать ЗПР от умственной отсталости.
Дети с ЗПР обладают большими «зонами ближайшего развития», что обеспечивает им большую динамику развития в сравнении с умственно-отсталыми детьми. Как следствие, при условии оказания коррекционно-развивающей помощи, детей с ЗПР способны достигнуть уровня развития своих сверстников, а умственно-отсталые дети навсегда сохраняют интеллектуальную недостаточность. У детей с ЗПР выше обучаемость. Они лучше используют помощь старших, способны осуществлять перенос показанного способа действия на аналогичное задание или выбирать адекватный стереотип поведения в аналогичной ситуации. В отличие от умственно-отсталых, детей с ЗПР обнаруживают достаточную способность к обобщению.
Устная речь детей с ЗПР удовлетворяет потребности повседневного общения. В ней нет, как у умственно-отсталых детей, грубых нарушений произношения, лексики, грамматического строя. Тем ни менее, речь проявляется смазанная, недостаточно отчетливая, что связано с малой подвижностью артикуляционного аппарата.
Детям с ЗПР трудно обучаться вровень с нормально развивающимися сверстниками. У них отстает готовность к обучению в массовой школе, программа которой не соответствует темпу их индивидуального развития, поэтому для обучения и воспитания этой категории детей специфична коррекционная направленность.
Коррекционные мероприятия с такими детьми направлены на обогащение детей знаниями об окружающем мире, развитие речи и подготовку к обучению в школе. На занятиях стоит уделять внимание всем видам деятельности детей, предотвращать наступления утомления, используя разнообразные средства (чередование деятельности, подачу материала порциями, использование красочных средств наглядности).
В оказании
педагогического воздействия
- стимулирующую;
- направляющую;
- обучающую и др.
Дети с
ЗПР требуют в большей степени
привлечение индивидуальных
В работе по развитию речи детей с ЗПР много внимания уделяется тому, чтобы привлечь внимание детей к слову, сделать речь в целом предметом их сознания. Кроме того, значение придается формированию и развитию фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, внятности и выразительности речи.
Литература.