Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 23:41, реферат
В современных условиях количество детей, оставшихся без попечения родителей, возрастает с каждым годом.
Сиротство — одна из тех проблем, которые крайне остро стоят перед нашим обществом. В Российской Федерации ежегодно более полумиллиона детей разного возраста остаются без попечения родителей. Реальную картину сиротства в России определить сложно.
1.Введение
2. Система государственного обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях государственной поддержки детства.
2.1. Исторический обзор организации социальной помощи детям-сиротам
2.2 Организация воспитательной работы
2.3. Основные направления социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в РФ
3.Заключение
4.Список использованной литературы
До начала XX века попечение над детьми-сиротами развивалось в рамках светской благотворительности. Императорские общества собирали пожертвования от частных лиц и передавали их на воспитание сирот. Особое внимание императрица Мария Федоровна обратила на Воспитательные дома, детская смертность в которых была ужасающей. Она улучшила условия воспитания детей, увеличив занимаемые Воспитательным домом Санкт-Петербурга площади. Императрица открыла новые учебные и благотворительные заведения. К 1802 году в Москве и Петербурге были открыты женские учебно-воспитательные учреждения имени Св. Екатерины. В 1807 году основан Павловский военно-сиротский институт, в 1817 году - Харьковский институт благородных девиц. Причем начальству предписывалось заботиться не только о трудоустройстве выпускниц, в основном гувернантками, разбирать их несогласия с семействами, где они будут жить, печься о выдаче их в замужество, а также ходатайствовать по делам воспитанниц и после выпуска их из заведения. Император Николай 1 учредил сиротские институты. Он реорганизовал образование в Воспитательных домах Москвы и Санкт-Петербурга. Внебрачные дети и дети-сироты получали такое хорошее образование, что участились случаи, когда родители подкидывали детей в эти Воспитательные дома, надеясь, что у них будет счастливое будущее. «Примечательной чертой этого периода является зарождение профессиональной помощи и появление профессиональных специалистов в области общественного призрения».
В советский период благотворительность стала сугубо государственным делом. Поэтому все детские учреждения. В том числе и детские дома, были практически целиком и полностью на государственном обеспечении. Даже помощь, оказываемая детским домам в то время, исходила от государственных предприятий или школ. Сразу после октябрьской революции частная благотворительность была запрещена. С сиротством в различных его проявлениях боролись государственными силами. Например, была создана Комиссия по улучшению жизни детей при ВЦИКе в 1921 году. Были созданы трудовые коммуны для социализации беспризорных детей, большинство которых после войн и революций остались сиротами. В 1928 году практика принятия детей в семьи сделала новый виток. ВЦИК принял постановление «О передаче воспитанников детских домов и других несовершеннолетних сирот трудящимся в городах и рабочих поселках». Общая тенденция того времени, как можно быстрее дать детям рабочую профессию и выпустить их «в жизнь».
К середине 30-х годов ХХ в. с окончательным утверждением в стране тоталитарного режима все разнообразие различных видов детских учреждений практически исчезло и было заменено системой детских домов - интернатов, которая просуществовала до 90-х годов.
Общее число детских домов в послевоенные годы постепенно сокращалось. В середине 60-х годов ХХ в.правительство приняло решение преобразовать большую часть детских домов в школы – интернаты, так как у них была большая вместимость. Детские дома потеряли свою первоначальную неповторимость.
В 1985 году ЦК КПСС и Совмин СССР приняли решение «О мерах по улучшению обеспечения детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в домах ребенка, детских домах, школах-интернатах».
В 1988 г. принято постановление «О создании детских домов семейного типа».
В начале 90-х годов ХХ в. государство и правительство стало мыслить проектами и программами. Одной из самых примечательных программ 90-х является «Дети России».
После 70-летнего перерыва Россия возвращается в мировое образовательное пространство. Изучается зарубежный опыт призрения, воспитания и обучения детей, издается переводная литература, происходит активный обмен специалистами. «В современных условиях идет формирование модели социальной работы, отражающей особенности социальных процессов современной России и использующей опыт и традиции организации социальной деятельности в сфере призрения и социального обеспечения».
Этот закон четко определяет понятия «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей»:
Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
Дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке».
В законе очерчивается круг учреждений, которые занимаются воспитанием и обслуживанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: образовательные учреждения, учреждения социального обслуживания населения (детские дома-интернаты, в частности), учреждения системы здравоохранения (дома ребенка для совсем маленьких). Эти учреждения, наряду с приемной семьей, представляют собой еще и выражение форм устройства детей под опеку и попечительство. В законе утверждается обеспечение детей за счет государства. Детям лично и их родственниками это не стоит ни копейки. Даже став совершеннолетними, дети имеют право быть на полном государственном обеспечении, получая образование. Детям предоставляется бесплатное лечение, проезд, дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение, дополнительные гарантии права на труд.
Таким образом, обзор исторической литературы показал, что забота о детях, оставшихся без попечения родителей, как частное дело существовала еще у древних славян, однако постепенно эта социальная миссия трансформировалась в направление социальной политики сначала церковной, а затем и государственного управления и к началу XX века в России уже был немалый опыт по работе с детьми-сиротами и беспризорными. Существовала целая система учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей. Причем, потребность в таких учреждениях постоянно росла. Число детей, нуждавшихся в государственной помощи, увеличивалось.
2.2 Организация воспитательной работы |
Забота об обездоленных детях является главной нравственной нормой цивилизованного общества. По различным причинам в России увеличивается число детей, заботу о которых берет на себя государство. Можно условно выделить две группы детей-сирот. Первая группа — это дети, навсегда лишившиеся родителей, которые погибли или умерли. В зависимости от возраста у них сохранились, как правило, положительные воспоминания от их жизни в родной семье, они чтут память о родителях. При постоянном педагогически направленном участии друзей, воспитателей они постепенно успокаиваются. Судьба таких детей складывается по-разному, в зависимости от условий. Большинство предпочитает жить у родственников, которые выступают усыновителями или опекунами. При отсутствии таких родственников детский дом может стать родным домом, если педагогический коллектив может создать благоприятные условия для жизни своих воспитанников. Вторая группа — это социальные сироты, т.е. сироты при живых родителях. В этой группе можно выделить следующие категории детей: отказные дети, дети-подкидыши; дети, чьи родители находятся продолжительное время в местах лишения свободы или неизлечимо больны; дети, родители которых безвестно отсутствуют. Эти дети официально лишены родной семьи, нормального семейного образа жизни при живых родителях. Можно также выделить группу детей, которые находятся под угрозой потери семьи. Это беспризорные и безнадзорные (уличные) дети; беглецы (дети, ушедшие из семей и интернатных учреждений); дети, подвергающиеся в семьях унижениям и оскорблениям, физическому и сексуальному насилию; дети из семей алкоголиков и наркозависимых родителей; дети, имеющие хронически больных родителей. Наиболее предпочтительным в решении судьбы детей-сирот является устройство их в семьи при соблюдении соответствующих законов. Традиционными формами устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи являются усыновление и опека (попечительство). Однако большая часть детей-сирот в настоящее время воспитывается в специальных учреждениях. Сеть специальных учреждений для детей-сирот включает государственные детские дома (в том числе дома ребенка, школы-интернаты) и государственно-общественные. Ко вторым относятся опекуны и приемные семьи, семейные детские дома Российского детского фонда, детские деревни, приюты общественных организаций. Существует несколько новых видов семейных детских домов. 1. Помещение детей в
попечительские семьи. Приемные
родители подписывают договор- 2. Семейные городки. В
семье вместе с детьми 3. Наиболее распространенными
сейчас являются Во многих регионах страны созданы структуры, управления, отделы, которые занимаются защитой семьи и детства. Государственную систему в этой сфере составляют комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, аппараты управления и специализированные службы органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, органов внутренних дел, службы занятости, а также иные органы и учреждения, участвующие в пределах своей компетенции в этой работе. В России около 400 неправительственных организаций, которые занимаются проблемами детства. Они оказывают материальную, юридическую, психологическую помощь семье и детям, больницам и санаториям для детей-инвалидов. Появилось новое явление — усыновление детей-сирот иностранными гражданами. По-прежнему наиболее распространенной формой устройства детей, лишившихся попечения родителей, остается их направление в интернатные учреждения. В России интернатные учреждения для детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей, принадлежат нескольким ведомствам: дети от рождения до 3-х лет воспитываются в домах ребенка; в возрасте от 3-х лет до совершеннолетия — в детских домах и интернатах Министерства образования Российской Федерации или Министерства социальной защиты населения Российской Федерации (дети-инвалиды); дети-сироты с отклонениями в поведении, правонарушители — в спецшколах Министерства образования Российской Федерации. Существенные изменения, происходящие в настоящее время в организации воспитательного процесса в детских домах, обусловлены проявлением трех основных тенденций. 1. Большинство воспитанников являются социальными сиротами, т. е. имеют родителей. 2. Существование разнообразных
педагогических систем, положенных
в основу организации 3. Расширение круга специалистов (дефектологи, психологи, социальные педагоги), работающих в детском доме. Условия жизнедеятельности детей в детском доме отличаются от обычных семейных условий и характеризуются следующим: общие спальни; общая столовая; общие игровые комнаты; общая туалетная и ванная комната; у детей практически нет собственного личного пространства, где ребенок мог бы уединиться; режим проживания жестко регламентирован, не позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка; социальные контакты ограничены. Все это вызывает проблемы в воспитании детей в стенах детского дома. Воспитательная деятельность с сиротами имеет свою специфику, обусловленную особенностями социального развития воспитанников детских домов и школ-интернатов. Особенности социального развития сирот обусловлены рядом факторов: - особенностями психического развития; - условиями организации их жизнедеятельности в учреждениях интернатного типа; - обеднением и изменением характера влияния источников социализации. Для воспитанников учреждений интернатного типа характерно отставание в следующих областях психического развития: а) в сфере общения со взрослыми Существенным фактором, искажающим становление личности ребенка-сироты, является дефицит отношений совместности с окружающими его взрослыми. Содержание и форма общения со взрослыми определяются режимными моментами и условиями групповой жизни детей. В целом общение со взрослыми смещено из сферы практической деятельности в дисциплинарную. Это условно создает ценность детской личности (позитивное отношение взрослого не дано изначально, его надо заслужить), способствует формированию повышенной эмоциональной зависимости ребенка от оценок взрослого, что в свою очередь блокирует развитие автономности, инициативности. б) в сфере общения со сверстниками Эмоциональная бедность контактов со взрослыми определяет особую напряженность потребности во внимании и доброжелательности. Это затрудняет освоение детьми-сиротами социально-ролевых позиций друга, партнера, конкурента. В условиях детского дома ребенок постоянно находится в узкой закрытой группе сверстников, не имея возможности предпочесть ей другую. Такая безусловная отнесенность часто приводит к развитию невротического механизма слияния с группой (феномен детдомовского «Мы»). в) в эмоционально-волевой сфере Эмоционально-волевая сфера ребенка-сироты характеризуется: - пониженным фоном настроения; - бедной гаммой эмоций; - однообразием эмоционально-экспрессивных средств общения; - склонностью к быстрой смене настроения (оживление переходит в плач, крик; приподнятое настроение — в угрюмость и агрессию); - однообразием, стереотипностью эмоциональных проявлений; - эмоциональной поверхностью, которая сглаживает негативные переживания и способствует их быстрому забыванию; - неадекватными формами эмоционального реагирования на одобрение и замечания; - повышенной склонностью к страхам, беспокойству, тревожности; - основной направленностью положительных эмоций на получение все новых удовольствий; - чрезмерной импульсивностью, взрывчатостью; - непониманием эмоционального состояния другого человека. г) в самосознании Развитие всех аспектов самосознания (познавательного — образ «Я», эмоционального — самооценка, поведенческого — рисунок поведения) имеет определенную специфику. Для детей-сирот характерно ситуативное, «сиюминутное» проживание жизни. Это приводит к отвержению опыта, когда отдельные пережитые эпизоды не становятся событиями жизни, не присваиваются и не входят в личный психологический опыт, что препятствует развитию адекватной самооценки и уровня притязаний. Воспитанникам детских домов свойственно нарушение половой идентификации в виде компенсаторного гипермаскулинного или гиперфемининного поведения. Отсутствуют образцы для освоения таких социальных ролей, как супруг, родитель, партнер. Осваивая ту или иную социальную роль, ребенок сталкивается с определенными проблемами и затруднениями, которые называют трудностями социализации. Трудности социализации детей-сирот связаны с обеднением основных источников социализации: а) у детей-сирот либо отсутствуют возможности усвоения социального опыта родителей и прародителей путем подражания образцам поведения и способам преодоления жизненных трудностей, либо этот опыт носит асоциальный характер; б) жесткая регламентация и ограниченность социальных контактов, свойственные режиму проживания в детском доме, делают невозможным усвоение ребенком всей гаммы социально-ролевых отношений; в условиях детского дома у ребенка формируется особая ролевая позиция — позиция сироты, не имеющая поддержки и одобрения в обществе; в) ранний детский опыт ребенка-сироты несет на себе отпечаток материнской депривации, формирует один из серьезнейших феноменов сиротства — утрату базового доверия к миру, который проявляется в агрессивности, подозрительности, неспособности к автономной жизни; г) затруднен процесс саморегуляции, соотносимый с постепенной заменой внешнего поведения на внутренний самоконтроль. Это связано со спецификой организации жизни ребенка в детском доме, где функция контроля полностью удерживается воспитателями. Молодой человек, получивший образование в детском доме или школе-интернате, должен стать полноценным членом общества, готовым к самостоятельной жизни, к решению самых сложных социальных проблем, которые ждут его на жизненном пути. Главными идеями организации воспитательной деятельности с детьми-сиротами являются опора на потенциал каждого ребенка, создание условий для его самореализации, раскрытия всех его возможностей. Организация жизнедеятельности детей в детских домах и интернатах должна строиться по принципу «сделай себя сам». Основной целью педагога, работающего с детьми-сиротами, является формирование самостоятельной зрелой личности, т. е. личности, способной творчески реализовать свой жизненный замысел с опорой на внутренние ресурсы; развитие и совершенствование всех сущностных человеческих сфер ребенка, составляющих основу его индивидуальности (интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно-практической, экзистенциальной, сферы саморегуляции). Приоритетными задачами воспитания детей-сирот являются те задачи, которые обеспечивали бы им полноценное участие во всех сферах социальных отношений: духовной, экономической, политической. Особенно важно и сложно в условиях детского дома обеспечить социальную грамотность сирот, подготовить их к семейной жизни, трудовой деятельности, выбору профессии, сформировать нравственные ценностные ориентации. Необходимо обеспечить вариативность организации работы с детьми, что предусматривает учет и развитие индивидуальных вкусов и предпочтений, создание условий для выбора детьми форм, ролей участия в жизни детского дома. Особого внимания требует организация личного пространства ребенка, когда воспитанник может уединиться, оформить свое личное место. Важно обеспечить индивидуальный темп и режим проживания, предоставить возможность самостоятельно регулировать ритм и частоту контактов со средой в соответствии с потребностями ребенка, сохранять границы собственного «Я», свою автономию в выборе и определении личного пространства, времени, личных контактов и социальных ролей. Решение воспитательных и организационно-педагогических проблем в детском доме зависит от характера взаимодействия педагогов и детей, и прежде всего сформированности правильной профессиональной позиции воспитателей, которая характеризуется следующими признаками: - ситуативные педагогические воздействия должны быть подчинены осознаваемой стратегической цели; - у воспитателя присутствует профессиональная рефлексия; - воспитатель должен обладать способностью отвечать на разнообразие детских проявлений вариативностью телесных и словесных реакций; - педагогическое воздействие выстраивается на основе системного обобщенного знания об индивидуальных особенностях каждого ребенка. Личностная позиция, проявляющаяся в опеке и стремлении заменить родителей, делает незащищенными выпускников детских домов в самостоятельной жизни. Педагоги детских домов регулируют взаимодействие детей со сверстниками, старшими и младшими, с окружающим миром, родственниками. Расширение этих связей обогащает опыт детей, обеспечивает успешность их социализации. Положительное влияние на взаимоотношения подростков в группах и в целом детском доме оказывает организация совместной деятельности старших и младших детей. В учреждениях интернатного типа, как и в малочисленной сельской школе, взаимодействие детей разного возраста является вполне естественным. Оно возникает стихийно, инициируется самими детьми или организуется педагогами. Целесообразна организация жизни детей в группах, объединяющих не более 8—10 воспитанников от 2 до 18 лет, братьев и сестер разного возраста, где условия жизни приближены к семейным. Дети получают свою квартиру, комнату, вещи, игрушки, сами организуют свой быт. Важным средством формирования положительных отношений между детьми являются клубные объединения. Целесообразно обеспечить связь этих объединений с внешней средой, привлечь к их деятельности детей из семей. Чем разнообразнее связи воспитанников вне детского дома, тем легче формируются их позитивные взаимоотношения в самом детском доме. Особой проблемой является организация межполового взаимодействия, которое должно быть направлено на преодоление наиболее негативных проявлений в межполовом общении и полоролевом поведении воспитанников детских домов: жестко однополые группировки; неумение строить межполовые коммуникации, отсутствие юношеского романтизма и неприятие нравственных норм отношений юношей и девушек; недостаток проявлений феминности (женственности) у девушек и маскулинности (мужественности) у мальчиков; раннее начало половой жизни у девочек, гомосексуальные проявления у мальчиков. Воспитателю необходимо использовать сказки, игры, истории, дающие позитивный пример для подражания (полоролевой индентификации), личный пример, беседы, тренинги. В детском доме должна быть создана четкая система поощрения одних типов поло-ролевого поведения и наказания других. Особое значение имеет принятие правил отношений мальчиков и девочек в детском доме, которые должны вырабатываться и приниматься самими детьми путем обсуждения взаимных требований и претензий и нахождения взаимоустраивающих норм отношений. В воспитательной работе по решению данной проблемы целесообразно выделить три направления: - воспитание женственности у девочек; - воспитание мужественности у мальчиков; - романтизация отношений юношей и девушек. Эта работа предполагает как специальные занятия (уроки, игры, психологические тренинги), так и внеклассные мероприятия (вечера, конкурсы, встречи, тематические экскурсии и т. д.). Педагогам важно предусмотреть работу как с ребенком, так и с его родителями, родственниками. Педагоги не берут на себя функции воссоздания семьи, но пытаются привлечь родителей к детскому дому, изменить взгляд родителя на своего ребенка, помочь ребенку почувствовать место и роль семьи в его жизни. Все это имеет особый смысл, значимый прежде всего для самого ребенка. При решении этой проблемы целесообразно исходить из интересов и потребностей ребенка в наличии родных и близких людей, в ощущении принадлежности к определенному роду как части человеческой общности. Очень важно для воспитателей помочь детям оценить и понять их родителей, причину того, почему они оказались в детском доме. Дети должны знать о своем прошлом, о своей семье. Для детей-сирот характерно переживание чувства вины за собственное сиротство («Я плохой, поэтому меня бросили»), трансформирующееся в чувство обиды («Они плохие, потому что меня бросили»). Поэтому основным результатом взаимодействия между воспитанниками и родителями должно стать изменение позиции ребенка по отношению к причинам собственного пребывания в детском доме («Я живу в детском доме, потому что мои родители не смогли справиться с трудностями»). Перевод внутреннего конфликта из эмоциональной сферы в рационально-объяснительную позволит ребенку поставить перед собой задачу стать более успешным, чем его родители. Роль родственников в процессе взаимодействия с детским домом должна оговариваться заранее, но, как правило, она не является заместительной, т. е. не заменяет родительские функции. Важно, чтобы ребенок осознал для себя позицию родственников, с которыми детский дом также должен поддерживать доброжелательную, информативную связь. Ребенок ходит к ним в гости, приезжает на каникулы, пишет письма, звонит и т. д. Эта связь оказывает на ребенка воспитывающее влияние и является важным фактором социализации, так как он извлекает из нее информацию о семье: роли отца и матери, распределении обязанностей, месте детей в семье и многом другом, что необходимо знать воспитаннику при создании своей семьи. Для поддержания связи с родителями, родственниками возможно отправлять по почте информацию об успехах ребенка, о событиях из его жизни, отзывы воспитателей, сочинения, рисунки и т. п. Для организации встречи ребенка с родственниками необходимо определить условия и требования, которые вырабатывает и предъявляет педагогический коллектив. Должны быть оговорены правила поведения воспитателей по отношению к родственникам, установлены запреты для обеих сторон. Особого внимания педагогов детских домов требует развитие взаимодействия со школой, где обучаются их воспитанники. Целесообразно, если позволяют условия, направлять воспитанников в разные школы, чтобы они могли чувствовать себя более самостоятельными и автономными, осваивать различный опыт общения, опыт деятельности этих школ. Педагогам этих учреждений необходимо обеспечить взаимную информированность о делах школы, детского дома, об особенностях, успехах, проблемах воспитанников, взаимную помощь в решении проблем, в продвижении и развитии детей. Целесообразно проведение совместных педконсилиумов, педсоветов с участием воспитателей детских домов и интернатов, учителей, педагогов школ, работающих с воспитанниками. Полезно организовать совместную деятельность воспитанников и школы в воспитательных учреждениях, микрорайоне школы, создавать кружки, клубы, театры, студии, в которых объединяются воспитанники детского дома и учащиеся из семей. Важно расширять сферу жизнедеятельности и взаимодействия воспитанников с окружающим миром, людьми, изменять место и условия проживания детей. Комплексными средствами для решения этих проблем являются экскурсии, путешествия, походы, поездки в другие районы страны, а также временные детские объединения, которые создаются на базе оздоровительных центров, прежде всего в каникулярное время. Здесь дети узнают, осваивают отличные от детского дома традиции, нормы, иную систему взаимоотношений, своеобразный ритм и характер жизнедеятельности, разнообразие общения с новыми людьми, детьми из семей, обогащаются их представления о жизни, окружающем мире. Открытость детского дома местному сообществу, многообразие его социальных связей, активность педагогов в организации взаимодействия с социальными институтами и учреждениями, использовании их воспитательного потенциала создают такую воспитательную систему детского дома, которая обеспечивает его выпускникам высокий уровень социализации, формирование социально зрелой личности. |
2.3. Основные направления социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в РФ
Основное содержание социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключается в защите их прав, устройстве, контроле за условиями их содержания, социальной реабилитации и адаптации, помощи в трудоустройстве и обеспечении жильем.
Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на органы опеки и попечительства, которыми являются органы местного самоуправления. Их деятельность регламентируется следующими документами: Конвенция ООН о правах ребенка 1989 года, Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ (ст.34,35,39), Семейный кодекс РФ (ст. 121 - 125 и др.), Жилищный кодекс РСФСР (ст.53,60,62), Федеральный закон РФ от 04.12.96. «Принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет», другими правовыми актами в соответствии с законами субъектов РФ и отраслевым законодательством. В рамках президентской программы «Дети России» (Указ Президента РФ от 01.06.92. № 543) существует целевая программа «Дети сироты», направленная на создание благоприятных условий для подготовки детей, лишившихся попечения родителей, к самостоятельной жизни в современной социально-экономической обстановке, развитие различных форм устройства осиротевших детей, совершенствование их медицинского обслуживания, развитие кадровой и материальной базы сиротских учреждений, улучшение социально-экономического обеспечения воспитывающихся в них сирот.
М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова, Штинова Г.Н., Тищенко Е.Я., В.П. Мельников, Е.И.Холостова, А.И.Кравченко, занимающиеся исследованием проблем ребенка в учреждениях интернатного типа, установили, что разлука с близкими в ранний период жизни, фатальным образом предопределяет дальнейшую судьбу ребенка. Разлука с матерью или вообще отсутствие близких сказывается на развитии детей. Наиболее трагичен тот факт, что стремительно растет количество брошенных новорожденных младенцев, которые наиболее чувствительны к отрыву их от биологической матери. Это более типично для крупных индустриальных городов. Детство — период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремленность. Эти духовные качества личности не формируются спонтанно, они формируются в условиях родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть признанным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других
Ребенок, потерявший родителей — это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь отца и мать — одна из сильнейших потребностей ребенка.
Назвать все причины сиротства довольно трудно, поскольку это многоаспектная проблема, которой занимаются ученые разных областей наук (медики, психологи, социологи, педагоги и многие другие) и которая до конца еще не исследована. Однако, по крайней мере, три причины такого явления можно назвать.
По мнению В.С. Мухиной, к числу непосредственных причин социального сиротства относятся следующие:
- добровольный отказ родителей (чаще матери) от своего несовершеннолетнего ребенка, чаще всего это отказ от новорожденного в родильном доме. С юридической точки зрения отказ от ребенка - правовой акт, который официально подтверждается специальным юридическим документом. В течение 3-х месяцев родители (мать) могут изменить свое решение, и ребенок может быть возвращен в семью;
- принудительное изъятие ребенка из семьи, когда в целях защиты прав, жизни и интересов ребенка родителей лишают родительских прав. В основном это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают алкоголизмом, наркоманией, ведут асоциальный образ жизни, недееспособны и так далее. Лишение родителей родительских прав - это также правовой акт, который осуществляется по решению суда и оформляется специальным юридическим документом .
Одна из главных задач любого общества и государства — осуществление права ребенка на воспитание в семье. Эти права ребенка зафиксированы как в международных документах (Конвенция ООН о правах ребенка и др.), ратифицированных Россией, так и в российских законодательных актах. Так, в Семейном кодексе РФ в качестве приоритетных и самостоятельных выделяются следующие права ребенка: право жить и воспитываться в семье, право на общение с родителями и другими родственниками, право на свою защиту, право на имя, отчество и фамилию.
Поэтому государство в первую очередь прилагает все усилия к тому, чтобы сохранить ребенка в семье и предотвратить его передачу на воспитание в государственное учреждение. Если сохранение ребенка в семье оказывается невозможным, предпочтение отдается поискам для него новой семьи. Но при передаче ребенка и в воспитательное учреждение и в новую семью делается все возможное, чтобы ребенок оставался в среде, которая была бы связана с его этнической группой, местными обычаями и культурными корнями.
В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или не может более оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.