Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 12:29, курсовая работа
В дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они пока больше обусловлены эмоциями, чем характером, и во многом носят возрастной переходящий характер. Если в этом возрасте не будет сформировано умение оценивать свои поступки с точки зрения социальных предписаний, то в дальнейшем это будет весьма трудно сделать, так как упущено благоприятное время для формирования чувства ответственности.
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы детских страхов и способов их коррекции…………………………………………………………..6
1.1 Анализ исследования детских страхов в психолого-педагогической литературе ………………………………………………………………………...6
1.2 Природа детских страхов …………………………………………………...13
1.3 Возрастная динамика страхов в онтогенезе ……………………………….26
1.4 Педагогические условия предупреждения детских страхов и способы их коррекции ………………………………………………………………………..35
Глава 2. Методы работы педагога по выявлению и предупреждению детских страхов……………………………………………………………………………46
2.1 Выявление страхов у детей старшего дошкольного возраста…………... 46
2.2 Апробация системы игр и упражнений по предупреждению детских страхов в образовательном процессе …………………………………………..61
2.3 Оценка эффективности развивающих игр и упражнений ……………….71
Заключение ………………………………………………………………………79
Список литературы ……………………………………………………………...82
Приложение ……………………………………………………………………...85
РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
(РосНОУ)
______________________________
Курсовая работа
Студента(ки)____курса_________
______________________________
(фамилия, имя, отчество)
Тема: ДЕТСКИЕ СТРАХИ И ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ИХ КОРРЕКЦИИ
Руководитель:_________________
(ученая степень, ученое звание)
(фамилия, имя, отчество)
Защитил
«____»______________2013г.
г. Москва
2013г.
Оглавление
Введение ………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты
изучения проблемы детских страхов
и способов их коррекции………………………………………………………
1.1 Анализ исследования
детских страхов в психолого-
1.2 Природа детских страхов …………………………………………………...13
1.3 Возрастная динамика страхов в онтогенезе ……………………………….26
1.4 Педагогические условия
предупреждения детских
Глава 2. Методы работы педагога
по выявлению и предупреждению детских
страхов……………………………………………………………
2.1 Выявление страхов у детей старшего дошкольного возраста…………... 46
2.2 Апробация системы игр и упражнений по предупреждению детских страхов в образовательном процессе …………………………………………..61
2.3 Оценка эффективности развивающих игр и упражнений ……………….71
Заключение ………………………………………………………………………79
Список литературы ……………………………………………………………...82
Приложение …………………………………………………
Введение
В ситуации социальной нестабильности на современного ребёнка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс её развития вспять. Большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов и психотерапевтов, которые отмечают рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и тревожностью.
Особенно важна и значима проблема страхов у детей дошкольного возраста, так как дошкольники отличаются повышенным беспокойством, эмоциональной неустойчивостью, неуверенностью, внушаемостью, лёгкостью возникновения различных страхов.
Детские страхи в той или
иной степени обусловлены
Психика ребёнка отличается обостренной восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным воздействиям. Детские страхи появляются в результате длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений, часто на фоне болезненного перенапряжения нервных процессов. Поэтому они требуют особого внимания психологов, педагогов и родителей, так как при наличии страхов ребёнок становится скованным, напряжённым. Его поведение характеризуется пассивностью, развивается аффективная замкнутость. В связи с этим остро встает вопрос ранней диагностики тревожности и страхов и способов их предупреждения.
Страхи, эмоциональные нарушения поддаются коррекции и без последствий проходят у детей до десяти лет. B связи с этим, наиболее актуальной для психологии и педагогики, является задача поиска наиболее эффективных путей выявления и преодоления психического неблагополучия ребёнка.
В последнее время вопросы диагностики и коррекции страхов приобрели важное значение, ввиду их довольно широкого распространения среди детей. В связи с вышесказанным остро встает необходимость комплексного подхода к решению проблемы коррекции детских страхов, в частности, привлечения семьи. Эта работа может выражаться как в ознакомлении родителей с результатами исследования в допустимой форме, так и в направлении родителей на консультацию к специалисту по семейным вопросам. Такой подход может воздействовать не только на внешние стороны проявления страхов, но и на порождающие его обстоятельства.
Проблема: какие способы диагностики и коррекции детских страхов будут наиболее эффективны.
Цель работы: выявить причины детских страхов и определить способы их предупреждения.
Объект исследования: детские страхи как психолого-педагогическое явление.
Предмет исследования: система игр и упражнений по предупреждению детских страхов.
Задачи:
Методологическая основа – теоретические положения, выдвинутые в работах российских учёных А.И. Захарова, Л.С. Выготского, А.И. Леонтьева, А.В. Запорожец, А.С. Спиваковской, К.Д. Ушинским, исследующих эмоционально-личностную сферу, тревожность и страхи у детей. Использовался опыт зарубежных авторов З.Фрейда, А.Адлера, О.Ранка, И.Варда, занимающихся проблемой фобий и их влиянием на формирующуюся личность ребёнка. Психолого-педадогические работы по коррекции страхов у дошкольников А.Я. Варга, Т.Д. Зинкевич-Евстегнеевой, А.М. Михайлова, А.И. Тащевой, С.В. Гридневой и др.
Методы исследования: метод теоретического поиска, наблюдение, беседа, тестирование, психолого-педагогический эксперимент.
Курсовая работа представлена введением, теоретическим и эмпирическим исследованием, заключением, списком литературы, приложением.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы детских страхов и способов их коррекции
Объективный подход к рассмотрению эмоции страха требует указать на то, что, несмотря на свою отрицательную окраску, страх выполняет разнообразные функции в жизни человека. На всем протяжении человеческой истории страх сопровождал людей, выражаясь в боязни темноты, огня, природных явлений. Страх мобилизовал научный и творческий потенциал людей на борьбу со стихией. Страх играл и играет защитную роль, позволяя избежать встречи с опасностью. Страх также выступает своеобразным средством познания реалий окружающего мира, приводя к более критическому и избирательному отношению к явлениям жизни. Поэтому, по мнению А.И. Захарова, страх можно рассматривать как естественное сопровождение человеческого развития.
Понятие страха разрабатывалось
многими исследователями и
А.Ребер в большом толковом
психологическом словаре
Согласно З.Фрейду «страх – это состояние аффекта – объединение определённых ощущений ряда удовольствие – неудовольствие с соответствующими иннервациями разрядки напряжения и их восприятия, а так же вероятно, и отражение определённого значимого события». [32, с.218]
В.Даль в «Толковом словаре живого великого русского языка» определяет страх как страсть, боязнь, робость, сильное опасенье, тревожное состояние души от испуга до грозящего или воображаемого бедствия. [9, с.305]
Р.Ф.Овчарова рассматривает страх, как эффективное (эмоционально заострённое), отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия. [24, c.165]
Известный физиолог И.П.Павлов трактует страх как «проявление естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакции с лёгким торможением коры больших полушарий. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный рефлекс и сопровождается определёнными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности».
Ю.А.Неймер, А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский рассматривают страх как «эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленное на источник действительной и воображаемой опасности». [17, c.102]
Фобия (от греческого страх) — сильная и не имеющая под собой реальной основы боязнь чего-либо — открытого пространства (например, страх перед площадями, парками или большими магазинами), тесно замкнутого пространства, высоты, безобидных животных (при зоофобии) или какого-либо объекта (обычно живого), который у других людей чрезмерного страха не вызывает. [4, c.10]
Фобии возникают вследствие психического заболевания, неврозов, жизненных потрясений, физического или умственного переутомления, после травмирующих стрессовых воздействий. Чаще встречаются у людей со слабой волей, склонных к навязчивым эмоциональным состояниям, мыслям, воспоминаниям. Некоторые фобии встречаются у психически здоровых людей, например, страх перед темнотой, боязнь воды, высоты, появления некоторых животных и т. д., хотя они могут не содержать реальной угрозы. [4, c.11]
Первичное формирование состояний
с навязчивым страхом происходит
в условиях внезапного переживания
человеком отрицательной
Страх и тревога имеют четкие различия. Страх всегда имеет причину. Исчезла угроза - пропал страх. Тревога не имеет видимых оснований. Страх обостряет чувства, мобилизует силы и побуждает к действиям. Тревога парализует волю, мучит, угнетает, причиняет душевное и физическое страдание, может привести к болезни. Значит, тревога - это болезненное состояние психики, избавиться от которого можно только с помощью психолога, психоневролога, психиатра.
Отечественные психологи Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец утверждают, что в ранние годы особое значение имеет удовлетворение витальных, т.е. жизненных потребностей, таких как еда, питье, сон, собственная безопасность. Когда эти потребности удовлетворяются в полной мере, возникают социальные потребности: общение с взрослым, его ласка, любовь, привнесение информации об окружающем мире - все то, что способствует развитию человека как личности. [34, с.89]
Иначе обстоит дело у детей
с эмоциональным
В английском языке тревога и тревожность обозначаются одним словом anxiety, и при чтении иностранной литературы для разведения понятий надо обращать внимание на контекст их использования. В русском языке это разные слова, и указать на различие между ними довольно просто. Тревога — это эмоциональное переживание, а тревожность — психологическая особенность, устойчивое свойство человека, характерная для него черта. Проще говоря, если человек часто испытывает состояние тревоги, то его считают тревожным. Склонность человека к переживанию тревоги является одним из основных параметров индивидуальных различий. [33, с.23]
Информация о работе Детские страхи и основные методы их коррекции