Детские страхи и основные методы их коррекции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 12:29, курсовая работа

Описание работы

В дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они пока больше обусловлены эмоциями, чем характером, и во многом носят возрастной переходящий характер. Если в этом возрасте не будет сформировано умение оценивать свои поступки с точки зрения социальных предписаний, то в дальнейшем это будет весьма трудно сделать, так как упущено благоприятное время для формирования чувства ответственности.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы детских страхов и способов их коррекции…………………………………………………………..6
1.1 Анализ исследования детских страхов в психолого-педагогической литературе ………………………………………………………………………...6
1.2 Природа детских страхов …………………………………………………...13
1.3 Возрастная динамика страхов в онтогенезе ……………………………….26
1.4 Педагогические условия предупреждения детских страхов и способы их коррекции ………………………………………………………………………..35
Глава 2. Методы работы педагога по выявлению и предупреждению детских страхов……………………………………………………………………………46
2.1 Выявление страхов у детей старшего дошкольного возраста…………... 46
2.2 Апробация системы игр и упражнений по предупреждению детских страхов в образовательном процессе …………………………………………..61
2.3 Оценка эффективности развивающих игр и упражнений ……………….71
Заключение ………………………………………………………………………79
Список литературы ……………………………………………………………...82
Приложение ……………………………………………………………………...85

Файлы: 1 файл

Курсовая детские страхи Гаяна.docx

— 308.59 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

(РосНОУ)

_________________________________________________________________

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

 

 

Студента(ки)____курса__________________________факультета

__________________________________________формы обучения


 

(фамилия, имя, отчество)

Тема: ДЕТСКИЕ  СТРАХИ И ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ИХ КОРРЕКЦИИ

 

Руководитель:____________________________________________

(ученая степень,  ученое звание)

 


(фамилия, имя, отчество)

 

 

                Защитил                                                                                Оценка

«____»______________2013г.                                                         ________________

 

 

 

 

г. Москва

2013г.

 

 

                                                

Оглавление

 

Введение …………………………………………………………………………..3                  

Глава 1. Теоретические аспекты  изучения проблемы детских страхов  и способов их коррекции…………………………………………………………..6

1.1 Анализ исследования  детских страхов в психолого-педагогической  литературе ………………………………………………………………………...6

1.2 Природа детских страхов  …………………………………………………...13

1.3 Возрастная динамика страхов в онтогенезе ……………………………….26

1.4 Педагогические условия  предупреждения детских страхов  и способы их коррекции ………………………………………………………………………..35

Глава 2. Методы работы педагога по выявлению и предупреждению детских страхов……………………………………………………………………………46

2.1 Выявление  страхов  у детей старшего дошкольного  возраста…………... 46

2.2 Апробация системы игр и упражнений  по предупреждению детских страхов в образовательном процессе …………………………………………..61

2.3 Оценка эффективности развивающих игр и упражнений ……………….71

Заключение ………………………………………………………………………79

Список литературы ……………………………………………………………...82

Приложение ……………………………………………………………………...85

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В ситуации социальной нестабильности на современного ребёнка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс её развития вспять. Большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов и психотерапевтов, которые отмечают рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и тревожностью.

Особенно  важна и значима проблема страхов у детей дошкольного возраста, так как дошкольники отличаются повышенным беспокойством, эмоциональной неустойчивостью, неуверенностью, внушаемостью, лёгкостью возникновения различных страхов.

Детские страхи в той или  иной степени обусловлены возрастными  особенностями и имеют временный  характер. Однако те детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребёнком, говорят о нервной ослабленности малыша, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье, и в целом являются признаком неблагополучия. Большинство причин, как отмечают психологи, лежат в области семейных отношений, таких как попустительство, непоследовательность в воспитании, отрицательное или слишком требовательное отношение к ребёнку, которое порождает в нём тревогу и затем формирует враждебность к миру.

Психика ребёнка отличается обостренной восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным воздействиям. Детские страхи появляются в результате длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений, часто на фоне болезненного перенапряжения нервных процессов. Поэтому они требуют особого внимания психологов, педагогов и родителей, так как при наличии страхов ребёнок становится скованным, напряжённым. Его поведение характеризуется пассивностью, развивается аффективная замкнутость. В связи с этим остро встает вопрос ранней диагностики тревожности и страхов и способов их предупреждения.

Страхи, эмоциональные нарушения  поддаются коррекции и без  последствий проходят у детей  до десяти лет. B связи с этим, наиболее актуальной для психологии и педагогики, является задача поиска наиболее эффективных путей выявления и преодоления психического неблагополучия ребёнка.

В последнее время вопросы  диагностики и коррекции страхов приобрели важное значение, ввиду их довольно широкого распространения среди детей. В связи с вышесказанным остро встает необходимость комплексного подхода к решению проблемы коррекции детских страхов, в частности, привлечения семьи. Эта работа может выражаться как в ознакомлении родителей с результатами исследования в допустимой форме, так и в направлении родителей на консультацию к специалисту по семейным вопросам. Такой подход может воздействовать не только на внешние стороны проявления страхов, но и на порождающие его обстоятельства.

Проблема: какие способы диагностики и коррекции детских страхов будут наиболее эффективны.

 Цель работы: выявить причины детских страхов и определить  способы их предупреждения.

Объект  исследования: детские страхи как психолого-педагогическое явление.

Предмет исследования: система игр и упражнений по предупреждению детских страхов.

Задачи:

  1. Проанализировать психолого-педагогические  исследования  по проблеме   детских  страхов.
  2. Рассмотреть возрастную динамику проявления страха и психологические причины их формирования.
  3. Выявить причины, проявления детских страхов и способы педагогической коррекции.
  4. Подобрать и апробировать систему игр и упражнений по предупреждению и коррекции детских страхов в старшем дошкольном возрасте.

Методологическая  основа – теоретические положения, выдвинутые в работах российских учёных А.И. Захарова, Л.С. Выготского, А.И. Леонтьева, А.В. Запорожец, А.С. Спиваковской, К.Д. Ушинским, исследующих эмоционально-личностную сферу, тревожность и страхи у детей. Использовался опыт зарубежных авторов З.Фрейда, А.Адлера, О.Ранка, И.Варда, занимающихся проблемой фобий и их влиянием на формирующуюся личность ребёнка. Психолого-педадогические работы по коррекции страхов у дошкольников А.Я. Варга, Т.Д. Зинкевич-Евстегнеевой, А.М. Михайлова, А.И. Тащевой, С.В. Гридневой и др.

Методы  исследования: метод теоретического поиска, наблюдение, беседа, тестирование, психолого-педагогический эксперимент.

Курсовая  работа представлена введением, теоретическим и эмпирическим исследованием, заключением, списком литературы, приложением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты  изучения проблемы детских страхов и способов их коррекции

    1. Анализ исследования детских страхов в психолого-педагогической литературе

 

Объективный подход к рассмотрению эмоции страха требует указать на то, что, несмотря на свою отрицательную  окраску, страх выполняет разнообразные  функции в жизни человека. На всем протяжении человеческой истории страх  сопровождал людей, выражаясь в  боязни темноты, огня, природных явлений. Страх мобилизовал научный и  творческий потенциал людей на борьбу со стихией. Страх играл и играет защитную роль, позволяя избежать встречи  с опасностью. Страх также выступает  своеобразным средством познания реалий окружающего мира, приводя к более  критическому и избирательному отношению  к явлениям жизни. Поэтому, по мнению А.И. Захарова, страх можно рассматривать  как естественное сопровождение  человеческого развития.

Понятие страха разрабатывалось  многими исследователями и имеет  разные трактовки. В современном  словаре по психологии под редакцией  В.В.Юрчук мы находим, что «страх – аффективно чувственная эмоция, которая возникает в обстоятельствах превентивности – угрозы – боязни за свою социальную или же биологическую экзистенцию у субъекта. [37, с.342]

А.Ребер в большом толковом психологическом словаре трактует страх как «эмоциональное состояние, возникающее в присутствии или  предвосхищении опасного или вредного стимула. Страх обычно характеризуется  внутренним, субъективным переживанием очень сильного возбуждения, желания  бежать или нападать и рядом симпатических  реакций». [1, с.71]

Согласно З.Фрейду «страх – это состояние аффекта –  объединение определённых ощущений ряда удовольствие – неудовольствие с соответствующими иннервациями разрядки напряжения и их восприятия, а так же вероятно, и отражение определённого значимого события». [32, с.218]

В.Даль в «Толковом словаре  живого великого русского языка» определяет страх как страсть, боязнь, робость, сильное опасенье, тревожное состояние  души от испуга до грозящего или воображаемого бедствия. [9, с.305]

Р.Ф.Овчарова рассматривает страх, как эффективное (эмоционально заострённое), отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия. [24, c.165]

Известный физиолог И.П.Павлов трактует страх как «проявление  естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакции с лёгким торможением  коры больших полушарий. Страх основан  на инстинкте самосохранения, имеет  защитный рефлекс и сопровождается определёнными физиологическими изменениями  высшей нервной деятельности».

Ю.А.Неймер, А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский рассматривают страх как «эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленное на источник действительной и воображаемой опасности». [17, c.102]

Фобия (от греческого страх) — сильная и не имеющая под собой реальной основы боязнь чего-либо — открытого пространства (например, страх перед площадями, парками или большими магазинами), тесно замкнутого пространства, высоты, безобидных животных (при зоофобии) или какого-либо объекта (обычно живого), который у других людей чрезмерного страха не вызывает. [4, c.10]

Фобии возникают вследствие психического заболевания, неврозов, жизненных  потрясений, физического или умственного  переутомления, после травмирующих стрессовых воздействий. Чаще встречаются  у людей со слабой волей, склонных к навязчивым эмоциональным состояниям, мыслям, воспоминаниям. Некоторые фобии  встречаются у психически здоровых людей, например, страх перед темнотой, боязнь воды, высоты, появления некоторых животных и т. д., хотя они могут не содержать реальной угрозы. [4, c.11]

Первичное формирование состояний  с навязчивым страхом происходит в условиях внезапного переживания  человеком отрицательной эмоциональной  реакции (испуг, тревога, крайняя озадаченность  и т. д.).

Страх и тревога имеют  четкие различия. Страх всегда имеет причину. Исчезла угроза - пропал страх. Тревога не имеет видимых оснований. Страх обостряет чувства, мобилизует силы и побуждает к действиям. Тревога парализует волю, мучит, угнетает, причиняет душевное и физическое страдание, может привести к болезни. Значит, тревога - это болезненное состояние психики, избавиться от которого можно только с помощью психолога, психоневролога, психиатра.

Отечественные психологи  Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец утверждают, что в ранние годы особое значение имеет удовлетворение витальных, т.е. жизненных потребностей, таких как еда, питье, сон, собственная безопасность. Когда эти потребности удовлетворяются в полной мере, возникают социальные потребности: общение с взрослым, его ласка, любовь, привнесение информации об окружающем мире - все то, что способствует развитию человека как личности. [34, с.89]

Иначе обстоит дело у детей  с эмоциональным неблагополучием. Их страх, как правило, не связан с  какими-то предметами или ситуациями и проявляется в форме тревоги, беспричинного, беспредметного страха. Если пугливый ребёнок попадает в трудную ситуацию, он начинает вести себя непредсказуемым образом. В этом случае самые незначительные предметы и ситуации фиксируются ребёнком, и именно их впоследствии он начинает бояться. Чем сильнее эмоциональное неблагополучие ребёнка, тем больше возможность возникновения ситуаций, вызывающих трудности взаимодействия ребёнка с внешним миром. Ребёнок становится мало контактен, тревожен, испытывает разнообразные стойкие страхи; у него неадекватная самооценка. Другие дети, наоборот, начинают проявлять агрессивное поведение, однако сила и форма их действий могут быть совершенно неадекватной реакцией на ситуацию. [36, с.72]

В английском языке тревога  и тревожность обозначаются одним  словом anxiety, и при чтении иностранной литературы для разведения понятий надо обращать внимание на контекст их использования. В русском языке это разные слова, и указать на различие между ними довольно просто. Тревога — это эмоциональное переживание, а тревожность — психологическая особенность, устойчивое свойство человека, характерная для него черта. Проще говоря, если человек часто испытывает состояние тревоги, то его считают тревожным. Склонность человека к переживанию тревоги является одним из основных параметров индивидуальных различий. [33, с.23]

Информация о работе Детские страхи и основные методы их коррекции