Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 12:29, курсовая работа
В дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они пока больше обусловлены эмоциями, чем характером, и во многом носят возрастной переходящий характер. Если в этом возрасте не будет сформировано умение оценивать свои поступки с точки зрения социальных предписаний, то в дальнейшем это будет весьма трудно сделать, так как упущено благоприятное время для формирования чувства ответственности.
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы детских страхов и способов их коррекции…………………………………………………………..6
1.1 Анализ исследования детских страхов в психолого-педагогической литературе ………………………………………………………………………...6
1.2 Природа детских страхов …………………………………………………...13
1.3 Возрастная динамика страхов в онтогенезе ……………………………….26
1.4 Педагогические условия предупреждения детских страхов и способы их коррекции ………………………………………………………………………..35
Глава 2. Методы работы педагога по выявлению и предупреждению детских страхов……………………………………………………………………………46
2.1 Выявление страхов у детей старшего дошкольного возраста…………... 46
2.2 Апробация системы игр и упражнений по предупреждению детских страхов в образовательном процессе …………………………………………..61
2.3 Оценка эффективности развивающих игр и упражнений ……………….71
Заключение ………………………………………………………………………79
Список литературы ……………………………………………………………...82
Приложение ……………………………………………………………………...85
Эда Ле Шан отмечает в своей книге «Когда ваш ребёнок сводит вас с ума»: Родители часто не хотят признавать детские страхи, потому что боятся их закрепить и даже способствовать рождению новых. Это беспокойство можно понять, но нельзя признать его оправданным. Если допустить, что чувство страха существует и проявить настоящее сочувствие, то это будет лучший способ помочь ему исчезнуть. За все годы моей работы с родителями и детьми я не помню ни одного случая, когда сочувствие и понимание усилили бы детские страхи».
Итак, профилактика страхов состоит, прежде всего, в воспитании таких качеств, как оптимизм, уверенность в себе, самостоятельность. Ребёнок должен знать то, что ему положено знать по возрасту, о реальных опасностях и угрозах, и относиться к этому адекватно. Коррекция страхов осуществляется посредством игротерапии, сказкотерапии, арттерапии, куклотерапии, психоэлевации, индивидуально-групповых занятий, улучшения детско-родительских отношений.
Существуют разные теории
и трактовки страха в психолого-педагогической
литературе. Первичное формирование
состояний с навязчивым страхом
происходит в условиях внезапного переживания
человеком отрицательной
Страх – аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека. Все дети испытывают страх, тревогу, беспокойство или смущение — чувства, которые неизбежно возникают у каждого человека в процессе его роста и развития.
В самом общем виде страх условно классифицируют на ситуационный (возникающий в необычных ситуациях) и личностно обусловленный (предопределяемый характером человека тревожной мнительностью). Страх бывает реальный и воображаемый, острый и хронический.
Страхи неизбежно сопровождают развитие ребёнка и появление различных эмоциональных нарушений, психологических проблем связано с рядом неблагоприятных событий, произошедших в детстве.
Среди причин формирования и развития различных патологических черт характера и невротических симптомов, лежащих в области семьи, выделяют следующие:
Возрастные страхи, т.е. страхи, присущие определенному возрасту, в некоторой степени отражают исторический путь развития самосознания человека. Вначале ребёнок боится остаться один, без поддержки близкого лица (в 7 мес), опасается посторонних, неизвестных ему лиц (и 8 мес). Далее он боится боли, высоты, гигантских (в его представления) животных. Временами он преисполнен суеверного ужаса перед Бабой Ягой и Кощеем как символами зла и жестокости. Далее он боится темноты, огня и пожара, стихии, всего того, что было развито у первобытных людей, одухотворяющих многие неизвестные и опасные для них явления природы. Человек не смог бы выжить, пренебрегая этими страхами, передаваемыми из поколения в поколение и составляющими часть его жизненного опыта.
Профилактика страхов состоит, прежде всего, в воспитании таких качеств, как оптимизм, уверенность в себе, самостоятельность. Ребёнок должен знать то, что ему положено знать по возрасту, о реальных опасностях и угрозах, и относиться к этому адекватно.
Коррекция страхов осуществляется посредством игротерапии, сказкотерапии, арттерапии, куклотерапии, психоэлевации, индивидуально-групповых занятий, улучшения детско-родительских отношений.
Важность активной коррекционной работы с детскими страхами обусловлена тем, что сам по себе страх способен оказывать патогенное влияние на развитие различных сфер личности ребёнка.
Глава 2. Методы работы педагога по выявлению и предупреждению детских страхов
Исходя из цели и задач,
практическая часть работы осуществлялась
по двум направлениям: во-первых, определялись
способы выявления страхов
В исследовании использовался ряд психодиагностических методик, в частности методика выявления детских страхов М.А. Панфиловой «Страхи в домиках», проективная методика А.И. Захарова «Мои страхи», а так же тест оценки уровня тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен), проективная методика изучения эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношений в семье «Рисунок семьи» Г.Т. Хоментаускаса и В.К. Лосевой. Полное описание использованных методик приведено в Приложении №1.
Данная практическая работа проводилась в период 2011-2012 года на базе Муниципального детского образовательного учреждения № 313 г.Москвы, старшая группа (15 человек), возраст детей 5-6 лет.
Список детей, участвующих
в опытно-экспериментальной
1 |
Вика М. |
5л6м |
2 |
Таня М. |
5л5м |
3 |
Оля П. |
5л8м |
4 |
Катя И. |
6л1м |
5 |
Олег Р. |
5л9м |
6 |
Саша К. |
5л8м |
7 |
Роман Т. |
6л2м |
8 |
Алина М. |
5л7м |
9 |
Руслан Г. |
5л7м |
10 |
Артём Ф. |
6л1м |
11 |
Андрей А. |
5л10м |
12 |
Семён М. |
5л9м |
13 |
Соня Л. |
5л8м |
14 |
Света М. |
5л6м |
15 |
Тимур Н. |
6л1м |
На начальном этапе исследования проведена первичная диагностика, сбор, обработка и анализ полученных данных по методикам. Для опроса и тестирования был подготовлен раздаточный и тестовый материал в виде опросников, бланков, рисунков.
1) Методика
выявления детских страхов «
Цель: выявить спектр страхов в условии эмоционального контакта с ребёнком.
Процедура проведения: ребёнку дается лист, на котором нарисовано два дома — красный и черный. В эти дома ребёнку предлагается расселить страхи: в красный дом — «нестрашные», в черный — «страшные страхи».
Воспитатель перечисляет страхи и записывает их номера внутри дома.
Анализ: Педагог подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами.
Беседа начинается со слов: «Скажи, пожалуйста, ты боишься?»
1) когда остаешься один;
2) нападения бандитов;
3) заболеть, заразиться;
4) умереть;
5) того, что умрут твои родители;
6) каких-то людей;
7) потерять маму или папу;
8) того, что они тебя накажут;
9) Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ;
10) опоздать в детский сад, школу;
11) перед тем как заснуть;
12) страшных снов;
13) темноты;
14) волка, медведя, собак, пауков, змей (страх животных);
15) машин, поездов, самолетов (страх транспорта);
16) бури, урагана, грозы, наводнения, землетрясения (страх стихии);
17) когда очень высоко (страх высоты);
18) когда очень глубоко (страх глубины);
19) оставаться в маленькой,
тесной комнате, помещении, в
туалете (страх замкнутого
20) воды;
21) огня;
22) пожара;
23) войны;
24) больших площадей;
25) врачей (кроме зубных);
26) крови;
27) уколов;
28) боли;
29) неожиданных, резких звуков (когда внезапно что-то упадет, стукнет).
Процедура оценки результатов. Всего в основном списке 29 различных страхов. В качестве единицы отсчета используется среднее число страхов, которое сопоставляется с аналогичным числом, полученным от деления суммы всех страхов в соответствующей возрасту ребёнка контрольной группе на число опрошенных в ней детей. Всего было опрошено 15 детей (5-6 лет), из них 8 мальчиков и 7 девочек.
Полученные данные представлены в Таблице №2.
Проявления страхов ребёнка.
Название страхов |
Мальчики |
Девочки |
Остаться дома в одиночестве |
5 |
6 |
Нападения |
3 |
2 |
Заболеть, заразиться |
2 |
1 |
Умереть |
4 |
3 |
Смерти родителей |
3 |
0 |
Чужих людей |
3 |
4 |
Потеряться |
0 |
2 |
Мамы и папы |
1 |
3 |
Наказания |
4 |
2 |
Бабы-яги, Кощея, Бармалея… |
2 |
3 |
Опоздать в детский сад |
0 |
0 |
Перед тем как заснуть |
3 |
4 |
Страшных снов |
5 |
6 |
Темноты |
6 |
7 |
Животных: волка, змей, пауков… |
4 |
4 |
Транспорта: машин, самолетов |
0 |
1 |
Бури, наводнения, землетрясения |
0 |
0 |
Высоты |
1 |
3 |
Глубины |
0 |
3 |
Воды |
0 |
0 |
Огня |
0 |
0 |
Пожара |
0 |
0 |
Войны |
0 |
0 |
Больших помещений, улиц |
0 |
0 |
Врачей |
4 |
5 |
Уколов |
4 |
5 |
Боли |
4 |
5 |
Резких, громких звуков |
0 |
0 |
Анализ: проводя анализ, выяснили, что первое место среди страхов у данной группы детей занимает страх темноты, этот страх наблюдается у 13 детей из 15 опрашиваемых. На втором месте боязнь страшных снов и остаться дома в одиночестве, эти страхи присутствуют у 11 детей. На третьем месте страхи врачей, уколов, боли. Этим видам страха подвержено 9 детей. Менее у детей проявляются такие страхи, как боязнь умереть, чужих людей, перед тем как заснуть, наказания, сказочных персонажей, эти страхи наблюдаются у 5-7 детей. Меньше всего дети подвержены страхам: потеряться, мамы и папы, смерти родителей, заболеть, высоты, глубины – это 2-4 ребёнка из группы. Проводя наблюдение по данной методике, я также заметила, что в данном списке есть страхи, ненаблюдаемые у этой группы детей. К этим страхам относятся: боязнь опоздать в детский сад, бури и наводнения, воды, огня, пожара, войны, больших улиц и громких звуков.
2) Проективная методика «Мои страхи» А.И.Захаров. [12, с.67]
Цель: выявление страхов и эмоциональных переживаний ребёнка.
Процедура проведения: детям было предложено рисовать цветными карандашами на темы: «В ДОУ», «Семья», «Что мне снится страшное или чего я боюсь днём», «Что было со мной самое плохое или самое хорошее».
Анализ рисунков.
Рисунки на тему «В ДОУ»
Рисунки получились самые
разнообразные. Некоторые дети рисовали
только детский сад и воспитателя;
другие рисовали только своих сверстников;
третьи же рисовали только себя в центре
внимания.
В центре внимания – сам ребёнок |
Мало друзей среди сверстников |
Нет друзей среди |
сверстников | ||
3 (Олег Р., Оля П., Таня М.) |
7 (Андрей А., Вика М., Саша К., Алина М., Соня Л., Света М., Артём Ф.) |
5 (Руслан Г., Катя И., Семён М., Роман Т., Тимур Н.) |
В рисунках на тему «В ДОУ» самое важное то, как ребёнок взаимно располагает фигуры сверстников и себя. Те дети, которые рисуют себя в центре группы это дети с истерическими чертами характера. Те дети, у которых на рисунке оказалось мало сверстников или они отсутствуют совсем это дети с невротическими реакциями. Это также отражает проблемы взаимопонимания со сверстниками. Если в рисунке ребёнка мало сверстников, то это указывает на затруднения в приобретении дружеских, устойчивых контактов и чрезмерную опёку в семье.
Рисунки на тему «Семья».
Детям даётся задание нарисовать всех, с кем живёт ребёнок.
Ребёнок между |
Ребёнок ближе к |
родителями |
маме или к папе |
5 (Олег Р., Андрей А., Оля П., Таня М., Вика М.) |
10 (Саша К., Алина М., Соня Л., Света М., Руслан Г., Катя И., Артём Ф., Семён М., Роман Т., Тимур Н.) |
В этих рисунках имеет большое значение порядок и близость расположения фигур, и особенно место ребёнка. Если ребёнок рисует себя между родителями – это говорит о привязанности к обоим родителям, если вблизи к одному из них – это говорит о выраженной привязанности к одному родителю. Наконец, цветовая гамма, общая с одним из взрослых, в частности одна и та же окраска туловища, указывает на большую степень отождествления с ним по признаку пола.
Рисунки на тему «Что мне снится страшное или чего я боюсь днём».
Перед детьми ставится цель отобразить наиболее яркий страх. Какой именно детям не объясняется, каждый ребёнок должен выбрать его сам.
Не нарисовали страх |
Нарисовали страх |
4 (Олег Р., Андрей А., Оля П., Таня М.) |
11 (Саша К., Вика М., Алина М., Соня Л., Света М., Руслан Г., Катя И., Артём Ф., Семён М., Роман Т., Тимур Н.) |
Некоторые дети не нарисовали страх вообще (Олег Р., Андрей А., Оля П., Таня М.). Другие дети смогли нарисовать рисунок и преодолеть барьер страха в своём сознании, и отразить волевым, целенаправленным усилием то, о чём он старается не думать.
Преобладание в рисунках серых тонов и доминирование чёрного цвета, которые подчёркивает отсутствие жизнерадостности, пониженный тон настроения, большое количество страхов, с которыми не может справиться ребёнок. Например, к такому рисунку можно отнести 2 работы (Руслан Г., Катя И.)
Наоборот, яркие, светлые и насыщенные краски указывают на активный жизненный тонус и оптимизм. К таким рисункам можно отнести работы 5 детей (Саша К., Вика М., Алина М., Соня Л., Света М.). Широкие мазки при рисовании красками, масштабность, отсутствие предварительных набросков и последующих, изменяющих первоначальный сюжет дорисовок, показывают уверенность и решительность. Проводя анализ, данные признаки были обнаружены в рисунках 2 детей (Артём Ф., Семён М.). Повышенная возбудимость и особенно гиперактивность находят своё выражение в неустойчивости изображения, его смазанности или большом числе отчётливых, но непересекающихся линий. Такие рисунки были у следующих ребят: Тимур Н., Роман Т.
Информация о работе Детские страхи и основные методы их коррекции