Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 23:35, реферат
Детский церебральный паралич за последние годы стал одним из наиболее распространенных заболеваний нервной системы у детей. Частота его проявлений достигает в среднем 6 на 1000 новорожденных . Современная статистика только по Москве насчитывает около 4 тыс. детей, страдающих церебральным параличом.
ДЦП возникает в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе. При этом наиболее тяжело страдают «молодые» отделы мозга — большие полушария, которые регулируют произвольные движения, речь и другие корковые функции. детский церебральный паралич проявляется в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений.
Общая характеристика ДЦП. Этиология
2.Клиническая картина ДЦП
3.Классификация детского церебрального паралича К. А. Семеновой
4.Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10)
5.Особенности психического развития детей с церебральным параличом
6.Лечение ДЦП.
7.Великие и известные люди с ДЦП.
8.Список литературы.
Речевые нарушения наблюдаются почти у всех детей, чаще в форме гиперкинетической дизартрии. У части детей (20—25%) имеют место нарушения слуха, особенно часто страдает высокотональный слух; у 10—15% отмечаются судороги.
Психическое развитие нарушается меньше, чем при других формах церебрального паралича, интеллект в большинстве случаев развивается вполне удовлетворительно. Нарушение психического развития по типу умственной отсталости имеет место у 25% детей (К. А. Семенова, 1991) .
В 60-70% случаев дети обучаются самостоятельно ходить, однако произвольная двигательная активность, особенно тонкая моторика, в значительной степени нарушены.
5.Атонически-астатическая
форма ДЦП
Имеет место поражение мозжечка и лобных
отделов мозга.
Двигательная патология: низкий мышечный
тонус, нарушение равновесия тела в покое
и при ходьбе, нарушение ощущения равновесия
и координации движений, тремор, гиперметрия
(несоразмерность, чрезмерность движений).
На 1-м году жизни выявляются гипотония и задержка темпов психомоторного развития (затруднены или практически не развиваются контроль над положением головы, функции сидения, стояния и ходьбы) . Функции хватания и манипулирования с предметами формируются в более поздние сроки и сопровождаются выраженным тремором рук и расстройствами координации движений. Сидение формируется к 1 — 2 годам, стояние и ходьба — к 6— 8 годам или позже. Длительное время двигательные функции остаются несовершенными. Ребенок стоит и ходит на широко расставленных ногах, походка неустойчивая, неуверенная, руки разведены в стороны, туловище совершает много избыточных качательных движений с целью сохранения равновесия, ребенок часто падает. Все движения неточны, несоразмерны, нарушены их синхронность и ритм. Расстройство координации тонких движений пальцев и дрожание рук затрудняют осуществление самообслуживания и овладение навыками рисования и письма.
У большинства детей отмечаются речевые нарушения в виде задержки речевого развития, атактической дизартрии; может иметь место алалия.
При атонически-астатической форме ДЦП могут быть интеллектуальные нарушения различной степени тяжести. Важную роль в структуре психического дефекта играет основная локализация поражения мозга, от которой зависит степень снижения интеллекта. При поражении только мозжечка дети малоинициативны, у многих проявляется страх падения; задержано формирование навыков чтения и письма. Если поражение мозжечка сочетается с поражением лобных отделов мозга, у детей отмечается выраженное недоразвитие познавательной деятельности, некритичность к своему дефекту, расторможенность, агрессивность. В 55 % случаев (по данным К. А. Семеновой) , помимо тяжелых двигательных на рушений у детей с атонически-астатической формой ДЦП, имеет место тяжелая степень умственной отсталости. Такие дети направляются в учреждения Министерства социальной защиты, так как не могут овладеть навыками самообслуживания и школьными навыками.
4.Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10)
Класс 6 Болезни нервной системы
G80-G83 Церебральный паралич и другие паралитические синдромы
G80 Детский церебральный паралич
G81 Гемиплегия
G82 Параплегия и тетраплегия
G83 Другие паралитические синдромы
5.Особенности психического развития детей с церебральным параличом.
Для детей с церебральным параличом характерны специфические отклонения в психическом развитии. Проблеме психических нарушений у детей, страдающих церебральным параличом, посвящено значительное количество работ отечественных специалистов (Э. С. Калижнюк, Л. А. Данилова, Е. М. Мастюкова, И. Ю. Левченко, Е. И. Кириченко и др. ) .
Для детей с церебральным параличом
характерно своеобразное психическое
развитие, обусловленное сочетанием
раннего органического
При ДЦП нарушено формирование не только познавательной деятельности, но и эмоционально-волевой сферы и личности.
Структура нарушений познавательной деятельности при ДЦП имеет ряд специфических особенностей, характерных для всех детей.
К ним относятся:
- неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций. Эта особенность связана с мозаичным характером поражения головного мозга на ранних этапах его развития при ДЦП;
- выраженность астенических проявлений — повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов, что также связано с органическим поражением центральной нервной системы;
-сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире. Дети с церебральным параличом не знают многих явлений окружающего предметного мира и социальной сферы, а чаще всего имеют представления лишь о том, что было в их практике. Это обусловлено следующими причинами- вынужденная изоляция, ограничение контактов ребенка со сверстниками и взрослыми людьми в связи с длительной обездвиженностью или трудностями передвижения;
- затруднения в познании окружающего мира в процессе предметно-практической деятельности, связанные с проявлением двигательных и сенсорных расстройств.
При ДЦП отмечается нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем. Патология зрения, слуха, мышечно-суставного чувства существенно сказывается на восприятии в целом, ограничивает объем информации, затрудняет интеллектуальную деятельность детей с церебральным параличом.
Около 25 % детей имеют аномалии зрения. У них отмечаются нарушения зрительного восприятия, связанные с недостаточной фиксацией взора, нарушением плавного прослеживания, сужением полей зрения, снижением остроты зрения. Часто встречается косоглазие, двоение в глазах, опущенное верхнее веко (птоз) .
При всех формах церебрального паралича
имеют место глубокая задержка и
нарушение развития кинестетического
анализатора (тактильное и мышечно-суставное
чувство) . Дети затрудняются определить
положение и направление
Несформированноеть высших корковых функций является важным звеном нарушений познавательной деятельности при ДЦП.
Чаще всего страдают отдельные корковые функции т. е. характерна парциальность их нарушений. Прежде всего отмечается недостаточность пространственных и временных представлений.
У детей выражены нарушения схемы тела. Значительно позже, чем у здоровых сверстников, формируется представление о ведущей руке, о частях лица и тела. Дети с трудом определяют их на себе и на других людях. Затруднена дифференциация правой и левой стороны тела. Многие пространственные понятия (спереди, сзади, между, вверху, внизу) усваиваются с трудом. Дети с трудом определяют пространственную удаленность: понятия далеко, близко, дальше, чем заменяются у них определениями там и тут. Они затрудняются в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения (под, над, около) .
Для психического развития при ДЦП характерна выраженность психоорганических проявлений — замедленность, истощаемость психических процессов. Отмечаются трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, снижение объема механической памяти. Большое количество детей отличаются низкой познавательной активностью, что проявляется в пониженном интересе к заданиям, плохой сосредоточенности, медлительности и пониженной переключаемое™ психических процессов. Низкая умственная работоспособность отчасти связана с церебрастеническим синдромом, характеризующимся быстро нарастающим утомлением при выполнении интеллектуальных заданий. Наиболее отчетливо он проявляется в школьном возрасте при различных интеллектуальных нагрузках. При этом нарушается обычно целенаправленная деятельность.
Итак, психическое развитие ребенка с церебральным параличом характеризуется нарушением формирования познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности. Перед специалистами, работающими с этими детьми, встает важная задача профилактики и коррекции этих нарушений. Конкретные задачи этой работы в отношении каждого ребенка могут быть определены только после комплексного обследования.
6.Лечение ДЦП.
Лечение детского церебрального
паралича должно быть комплексным и начинаться с первых недель жизни ребенка.
Мозг ребенка раннего возраста пластичен
и обладает большими компенсаторными
возможностями, поэтому лечение, начатое
в период формирования статических и локомоторных
функций, дает наиболее благоприятные
результаты. Моторная деятельность у ребенка
раннего возраста в основном рефлекторная,
а высшие интегративные центры только
начинают созревать. В связи с этим раннее
обучение сенсомоторным навыкам с условнорефлекторным
их закреплением способствует своевременному
развитию моторики. Кроме того, в раннем
возрасте спастические явления выражены
нерезко, отсутствуют патологические
позы, деформации, контрактуры, вследствие
чего двигательные навыки вырабатываются
лучше.
Лечение в раннем возрасте проводится
с целью подавления постуральной активности
и создания возможностей для выработки
нормальных постуральных реакций (выпрямления
головы, туловища, опорной реакции рук,
ротации и реакции равновесия), а также
предупреждения контрактур и деформаций,
выработки двигательных навыков, которые
в дальнейшем могут быть использованы
при самообслуживании ребенка. Эти принципы
положены в основу восстановительных
мероприятий. Важной частью комплексного
лечения церебрального паралича являются
ортопедические мероприятия. Они помогают
сохранить правильное физиологическое
взаимоотношение головы, туловища, конечностей
и способствуют профилактике контрактур.
К ортопедическим приспособлениям, с помощью
которых части тела можно придать физиологическое
положение, относятся лонгеты, туторы,
шины, шины-штанишки, валики, воротники
и др. Ортопедические укладки чередуют
с лечебной гимнастикой, физиотерапией.
Основными целями лечебной гимнастики
являются торможение патологической тонической
рефлекторной активности, нормализация
на этой основе мышечного тонуса и облегчение
произвольных движений, тренировка последовательного
развития двигательных навыков ребенка.
Наряду с лечебной гимнастикой при церебральных
параличах широко применяются общий лечебный
и точечный массаж, физиотерапевтические
методы лечения, которые не только улучшают
функцию нервно-мышечного аппарата, но
и способствуют повышению реактивности
организма. Эффективны лечебные ванны,
озокеритовые аппликации, горячие укутывания,
лекарственный электрофорез, импульсный
ток, электростимуляция мышц. Восстановление
двигательных функций при детском церебральном
параличе более эффективно, если его проводят
с медикаментозным воздействием. Применяют
препараты, улучшающие обменные процессы
в нервной системе (глутаминовая кислота,
липоцеребрин, церебролизин, аминалон,
ноотропил, витамины В1, В6, В12, ацефен, пирацетам
и др.), снижающие мышечный тонус (мидокалм,
мидантан, амедин), улучшающие нервно-мышечную
проводимость (прозерин, галантамин, калимин,
оксазил), уменьшающие гиперкинезы, рассасывающие,
улучшающие капиллярный кровоток, а также
противосудорожные и другие симптоматические
средства.
Особое внимание следует уделять коррекции
речевых и психических нарушений. Логопедические
и психолого-педагогические воздействия
начинают применять уже в первые месяцы
жизни ребенка. Раннее комплексное этапное
и непрерывное лечение с церебральными
параличами позволяет добиться значительного
улучшения их двигательных и психических
функций и достичь их социальной адаптации.
7.Великие и известные люди с ДЦП.
Леонардо да Винчи - великий гений, страдавший ДЦП
Леонардо с детства страдал правосторонним
спастическим гемипарезом, одной из разновидностей
ДЦП, нетяжелая форма. Он хромал на правую
ногу и не мог полноценно пользоваться
правой рукой, потому и писал, и рисовал
левой.
Леонардо да Винчи был не только великим
художником-живописцем, скульптором и
архитектором, но и гениальным ученым,
занимавшимся математикой, механикой,
физикой, астрономией, геологией, ботаникой,
анатомией и физиологией человека и животных,
последовательно проводившим принцип
экспериментального исследования. В его
рукописях встречаются рисунки летательных
машин, парашюта и вертолета, новых конструкций
и винторезных станков, печатающих, деревообрабатывающих
и других машин, отличающиеся точностью
анатомические рисунки, мысли, относящиеся
к математике, оптике, космологии (идея
физической однородности вселенной) и
другим наукам. Около семи тысяч страниц
сохранившихся рукописей (написанных
на итальянском языке в большинстве справа
налево зеркально) были позднее разъединены
и хранятся теперь в библиотеках Лондона,
Виндзора, Парижа, Милана и Турина
Сильвестр Энцио Сталлоне - известный американский актер с диагнозом ДЦП. В процессе родов у Сталлоне были частично повреждены нервные окончания лица - часть щеки, губ и языка актера так и остались парализованными, впрочем невнятная речь, ухмылка и большие грустные глаза стали в дальнейшем визитной карточкой.
Джери Джевелл (13.09.1956) – комедийная актриса.
Дебютировала в теле-шоу «Жизненные факты».
Джери на личном опыте показывает, что поведение и действия больных
ЦП часто понимается неправильно. Джери
называют пионером среди комедиантов-инвалидов.
Анна Макдональд – австралийская писательница
и активистка за права людей с ограниченными
возможностями. Ее болезнь развилась в
результате родовой травмы. Ей диагностировали
интеллектуальную неполноценность, и
в трехлетнем возрасте родители поместили
ее в мельбурнскую больницу для тяжелых
инвалидов, где она 11 лет провела без образования
и лечения. В 1980 году в соавторстве с Розмари
Кроссли она написала историю своей жизни
«Выход Анны», впоследствии экранизированную.
Кристи Браун (5.06.1932-6.09.1981) – ирландский
автор, художник и поэт. О его жизни был
снят фильм «Моя левая нога». В течение
многих лет Кристи Браун не мог самостоятельно
передвигаться и говорить. Врачи считали
его умственно неполноценным. Тем не менее,
его мать продолжала с ним говорить, развивать
и старалась его учить. В пять лет он отнял
у своей сестры кусок мела левой ногой
– единственной подчиняющейся ему конечностью
– и стал рисовать на полу. Мать учила
его азбуке, и он старательно копировал
каждую букву, зажав мел пальцами ног.
В конечном итоге он научился говорить
и читать.
Крис Фонческа – комедиант. Работал в американском
комедийном клубе и писал материал для
таких комиков, как Джерри Сейнфельд, Джей
Лено и Розанна Арнольд. Крис Фонческа
– первый (и единственный) человек с явной
инвалидностью, работающий на шоу «Поздно
ночью» с Дэвидом Леттерманом, за всю 18-летнюю
историю передачи. Многие рассказы Криса
посвящены его заболеванию. Он отмечает,
что это помогает разрушить многие предвзятые
барьеры о ДЦП.
Крис Нолан – ирландский автор. Получил
образование в Дублине. ДЦП приобрел в
результате двухчасового кислородного
голодания после рождения. Его мать верила,
что он все понимает, и продолжала его
учить дома. В конечном итоге было обнаружено
лекарство, благодаря которому он смог
шевелить одной мышцей шеи. Благодаря
этому Крису удалось научиться печатать.
Нолан не сказал в своей жизни ни слова,
но его поэзия сравнивается с Джойсом,
Китсом и Йейтсом. Первый сборник стихов
опубликовал в пятнадцать лет.