Детский церебральный паралич

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 23:35, реферат

Описание работы

Детский церебральный паралич за последние годы стал одним из наиболее распространенных заболеваний нервной системы у детей. Частота его проявлений достигает в среднем 6 на 1000 новорожденных . Современная статистика только по Москве насчитывает около 4 тыс. детей, страдающих церебральным параличом.
ДЦП возникает в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе. При этом наиболее тяжело страдают «молодые» отделы мозга — большие полушария, которые регулируют произвольные движения, речь и другие корковые функции. детский церебральный паралич проявляется в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений.

Содержание работы

Общая характеристика ДЦП. Этиология
2.Клиническая картина ДЦП
3.Классификация детского церебрального паралича К. А. Семеновой
4.Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10)
5.Особенности психического развития детей с церебральным параличом
6.Лечение ДЦП.
7.Великие и известные люди с ДЦП.
8.Список литературы.

Файлы: 1 файл

спец психология.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)

Речевые нарушения наблюдаются  почти у всех детей, чаще в форме гиперкинетической дизартрии. У части детей (20—25%) имеют место нарушения слуха, особенно часто страдает высокотональный слух; у 10—15% отмечаются судороги.

Психическое развитие нарушается меньше, чем при других формах церебрального  паралича, интеллект в большинстве случаев развивается вполне удовлетворительно. Нарушение психического развития по типу умственной отсталости имеет место у 25% детей (К. А. Семенова, 1991) .

В 60-70% случаев дети обучаются самостоятельно ходить, однако произвольная двигательная активность, особенно тонкая моторика, в значительной степени нарушены.

5.Атонически-астатическая  форма ДЦП 
Имеет место поражение мозжечка и лобных отделов мозга. 
Двигательная патология: низкий мышечный тонус, нарушение равновесия тела в покое и при ходьбе, нарушение ощущения равновесия и координации движений, тремор, гиперметрия (несоразмерность, чрезмерность движений).

На 1-м году жизни выявляются гипотония  и задержка темпов психомоторного развития (затруднены или практически не развиваются  контроль над положением головы, функции сидения, стояния и ходьбы) . Функции хватания и манипулирования с предметами формируются в более поздние сроки и сопровождаются выраженным тремором рук и расстройствами координации движений. Сидение формируется к 1 — 2 годам, стояние и ходьба — к 6— 8 годам или позже. Длительное время двигательные функции остаются несовершенными. Ребенок стоит и ходит на широко расставленных ногах, походка неустойчивая, неуверенная, руки разведены в стороны, туловище совершает много избыточных качательных движений с целью сохранения равновесия, ребенок часто падает. Все движения неточны, несоразмерны, нарушены их синхронность и ритм. Расстройство координации тонких движений пальцев и дрожание рук затрудняют осуществление самообслуживания и овладение навыками рисования и письма.

У большинства детей отмечаются речевые нарушения в виде задержки речевого развития, атактической дизартрии; может иметь место алалия.

При атонически-астатической форме  ДЦП могут быть интеллектуальные нарушения различной степени тяжести. Важную роль в структуре психического дефекта играет основная локализация поражения мозга, от которой зависит степень снижения интеллекта. При поражении только мозжечка дети малоинициативны, у многих проявляется страх падения; задержано формирование навыков чтения и письма. Если поражение мозжечка сочетается с поражением лобных отделов мозга, у детей отмечается выраженное недоразвитие познавательной деятельности, некритичность к своему дефекту, расторможенность, агрессивность. В 55 % случаев (по данным К. А. Семеновой) , помимо тяжелых двигательных на рушений у детей с атонически-астатической формой ДЦП, имеет место тяжелая степень умственной отсталости. Такие дети направляются в учреждения Министерства социальной защиты, так как не могут овладеть навыками самообслуживания и школьными навыками.

 

4.Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10)

Класс 6 Болезни нервной системы

G80-G83 Церебральный паралич и другие паралитические синдромы

G80 Детский церебральный паралич

  • G80.0 Спастический церебральный паралич
  • G80.1 Спастическая диплегия
  • G80.2 Детская гемиплегия
  • G80.3 Дискинетический церебральный паралич
  • G80.4 Атактический церебральный паралич
  • G80.8 Другой вид детского церебрального паралича
  • G80.9 Детский церебральный паралич неуточненный

G81 Гемиплегия

  • G81.0 Вялая гемиплегия
  • G81.1 Спастическая параплегия
  • G81.9 Гемиплегия неуточненная

G82 Параплегия  и тетраплегия

  • G82.0 Вялая параплегия
  • G82.1 Спастическая параплегия
  • G82.2 Параплегия неуточненная
  • G82.3 Вялая тетраплегия
  • G82.4 Спастическая тетраплегия
  • G82.5 Тетраплегия неуточненная

G83 Другие паралитические  синдромы

  • G83.0 Диплегия верхних конечностей
  • G83.1 Моноплегия нижней конечности
  • G83.2 Моноплегия верхней конечности
  • G83.3 Моноплегия неуточненная
  • G83.4 Синдром конского хвоста
  • G83.8 Другие уточненные паралитические синдромы Паралич Тодда постэпилептический
  • G83.9 Паралитический синдром неуточненный

 

 

 

 

 

5.Особенности  психического развития детей с церебральным параличом.

Для детей с церебральным параличом  характерны специфические отклонения в психическом развитии. Проблеме психических нарушений у детей, страдающих церебральным параличом, посвящено значительное количество работ отечественных специалистов (Э. С. Калижнюк, Л. А. Данилова, Е. М. Мастюкова, И. Ю. Левченко, Е. И. Кириченко и др. ) .

Для детей с церебральным параличом  характерно своеобразное психическое  развитие, обусловленное сочетанием раннего органического поражения  головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами. Важную роль в генезе нарушений психического развития играют возникающие в связи с заболеванием ограничения деятельности, социальных контактов, а также условия воспитания и обучения.

 

При ДЦП нарушено формирование не только познавательной деятельности, но и эмоционально-волевой сферы и личности.

Структура нарушений познавательной деятельности при ДЦП имеет ряд  специфических особенностей, характерных  для всех детей.

 К ним относятся:

- неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций. Эта особенность связана с мозаичным характером поражения головного мозга на ранних этапах его развития при ДЦП;

- выраженность астенических проявлений — повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов, что также связано с органическим поражением центральной нервной системы; 

-сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире. Дети с церебральным параличом не знают многих явлений окружающего предметного мира и социальной сферы, а чаще всего имеют представления лишь о том, что было в их практике. Это обусловлено следующими причинами-   вынужденная изоляция, ограничение контактов ребенка со сверстниками и взрослыми людьми в связи с длительной обездвиженностью или трудностями передвижения;

- затруднения в познании окружающего мира в процессе предметно-практической деятельности, связанные с проявлением двигательных и сенсорных расстройств.

При ДЦП отмечается нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем. Патология зрения, слуха, мышечно-суставного чувства существенно сказывается на восприятии в целом, ограничивает объем информации, затрудняет интеллектуальную деятельность детей с церебральным параличом.

Около 25 % детей имеют аномалии зрения. У них отмечаются нарушения зрительного восприятия, связанные с недостаточной фиксацией взора, нарушением плавного прослеживания, сужением полей зрения, снижением остроты зрения. Часто встречается косоглазие, двоение в глазах, опущенное верхнее веко (птоз) .

При всех формах церебрального паралича имеют место глубокая задержка и  нарушение развития кинестетического анализатора (тактильное и мышечно-суставное  чувство) . Дети затрудняются определить положение и направление движений пальцев рук без зрительного  контроля (с закрытыми глазами) . Ощупывающие движения рук часто очень слабые, осязание и узнавание предметов на ощупь затруднены. У многих детей выражен астереогноз — невозможность или нарушение узнавания предмета на ощупь, без зрительного контроля. Ощупывание, манипулирование с предметами, т. е. действенное познание, при ДЦП существенно нарушено.

Несформированноеть высших корковых функций является важным звеном нарушений  познавательной деятельности при ДЦП.

Чаще всего страдают отдельные  корковые функции т. е. характерна парциальность их нарушений. Прежде всего отмечается недостаточность пространственных и временных представлений.

У детей выражены нарушения схемы  тела. Значительно позже, чем у  здоровых сверстников, формируется  представление о ведущей руке, о частях лица и тела. Дети с трудом определяют их на себе и на других людях. Затруднена дифференциация правой и левой стороны тела. Многие пространственные понятия (спереди, сзади, между, вверху, внизу) усваиваются с трудом. Дети с трудом определяют пространственную удаленность: понятия далеко, близко, дальше, чем заменяются у них определениями там и тут. Они затрудняются в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения (под, над, около) . 

Для психического развития при ДЦП  характерна выраженность психоорганических проявлений — замедленность, истощаемость психических процессов. Отмечаются трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, снижение объема механической памяти. Большое количество детей отличаются низкой познавательной активностью, что проявляется в пониженном интересе к заданиям, плохой сосредоточенности, медлительности и пониженной переключаемое™ психических процессов. Низкая умственная работоспособность отчасти связана с церебрастеническим синдромом, характеризующимся быстро нарастающим утомлением при выполнении интеллектуальных заданий. Наиболее отчетливо он проявляется в школьном возрасте при различных интеллектуальных нагрузках. При этом нарушается обычно целенаправленная деятельность.

Итак, психическое развитие ребенка  с церебральным параличом характеризуется  нарушением формирования познавательной деятельности, эмоционально-волевой  сферы и личности. Перед специалистами, работающими с этими детьми, встает важная задача профилактики и коррекции этих нарушений. Конкретные задачи этой работы в отношении каждого ребенка могут быть определены только после комплексного обследования.

 

 

 

6.Лечение ДЦП.

Лечение детского церебрального  паралича должно быть комплексным и начинаться с первых недель жизни ребенка. Мозг ребенка раннего возраста пластичен и обладает большими компенсаторными возможностями, поэтому лечение, начатое в период формирования статических и локомоторных функций, дает наиболее благоприятные результаты. Моторная деятельность у ребенка раннего возраста в основном рефлекторная, а высшие интегративные центры только начинают созревать. В связи с этим раннее обучение сенсомоторным навыкам с условнорефлекторным их закреплением способствует своевременному развитию моторики. Кроме того, в раннем возрасте спастические явления выражены нерезко, отсутствуют патологические позы, деформации, контрактуры, вследствие чего двигательные навыки вырабатываются лучше. 
Лечение в раннем возрасте проводится с целью подавления постуральной активности и создания возможностей для выработки нормальных постуральных реакций (выпрямления головы, туловища, опорной реакции рук, ротации и реакции равновесия), а также предупреждения контрактур и деформаций, выработки двигательных навыков, которые в дальнейшем могут быть использованы при самообслуживании ребенка. Эти принципы положены в основу восстановительных мероприятий. Важной частью комплексного лечения церебрального паралича являются ортопедические мероприятия. Они помогают сохранить правильное физиологическое взаимоотношение головы, туловища, конечностей и способствуют профилактике контрактур. К ортопедическим приспособлениям, с помощью которых части тела можно придать физиологическое положение, относятся лонгеты, туторы, шины, шины-штанишки, валики, воротники и др. Ортопедические укладки чередуют с лечебной гимнастикой, физиотерапией. Основными целями лечебной гимнастики являются торможение патологической тонической рефлекторной активности, нормализация на этой основе мышечного тонуса и облегчение произвольных движений, тренировка последовательного развития двигательных навыков ребенка. 
Наряду с лечебной гимнастикой при церебральных параличах широко применяются общий лечебный и точечный массаж, физиотерапевтические методы лечения, которые не только улучшают функцию нервно-мышечного аппарата, но и способствуют повышению реактивности организма. Эффективны лечебные ванны, озокеритовые аппликации, горячие укутывания, лекарственный электрофорез, импульсный ток, электростимуляция мышц. Восстановление двигательных функций при детском церебральном параличе более эффективно, если его проводят с медикаментозным воздействием. Применяют препараты, улучшающие обменные процессы в нервной системе (глутаминовая кислота, липоцеребрин, церебролизин, аминалон, ноотропил, витамины В1, В6, В12, ацефен, пирацетам и др.), снижающие мышечный тонус (мидокалм, мидантан, амедин), улучшающие нервно-мышечную проводимость (прозерин, галантамин, калимин, оксазил), уменьшающие гиперкинезы, рассасывающие, улучшающие капиллярный кровоток, а также противосудорожные и другие симптоматические средства. 
Особое внимание следует уделять коррекции речевых и психических нарушений. Логопедические и психолого-педагогические воздействия начинают применять уже в первые месяцы жизни ребенка. Раннее комплексное этапное и непрерывное лечение с церебральными параличами позволяет добиться значительного улучшения их двигательных и психических функций и достичь их социальной адаптации. 

 

7.Великие и  известные люди с ДЦП. 

Леонардо да Винчи - великий гений, страдавший ДЦП  
Леонардо с детства страдал правосторонним спастическим гемипарезом, одной из разновидностей ДЦП, нетяжелая форма. Он хромал на правую ногу и не мог полноценно пользоваться правой рукой, потому и писал, и рисовал левой.  
Леонардо да Винчи был не только великим художником-живописцем, скульптором и архитектором, но и гениальным ученым, занимавшимся математикой, механикой, физикой, астрономией, геологией, ботаникой, анатомией и физиологией человека и животных, последовательно проводившим принцип экспериментального исследования. В его рукописях встречаются рисунки летательных машин, парашюта и вертолета, новых конструкций и винторезных станков, печатающих, деревообрабатывающих и других машин, отличающиеся точностью анатомические рисунки, мысли, относящиеся к математике, оптике, космологии (идея физической однородности вселенной) и другим наукам. Около семи тысяч страниц сохранившихся рукописей (написанных на итальянском языке в большинстве справа налево зеркально) были позднее разъединены и хранятся теперь в библиотеках Лондона, Виндзора, Парижа, Милана и Турина

 

Сильвестр Энцио Сталлоне - известный американский актер с диагнозом ДЦП. В процессе родов у Сталлоне были частично повреждены нервные окончания лица - часть щеки, губ и языка актера так и остались парализованными, впрочем невнятная речь, ухмылка и большие грустные глаза стали в дальнейшем визитной карточкой.

 
Джери Джевелл (13.09.1956) – комедийная актриса. Дебютировала в теле-шоу «Жизненные факты». Джери на личном опыте показывает, что поведение и действия больных ЦП часто понимается неправильно. Джери называют пионером среди комедиантов-инвалидов. 
 
Анна Макдональд – австралийская писательница и активистка за права людей с ограниченными возможностями. Ее болезнь развилась в результате родовой травмы. Ей диагностировали интеллектуальную неполноценность, и в трехлетнем возрасте родители поместили ее в мельбурнскую больницу для тяжелых инвалидов, где она 11 лет провела без образования и лечения. В 1980 году в соавторстве с Розмари Кроссли она написала историю своей жизни «Выход Анны», впоследствии экранизированную. 
 
 
Кристи Браун (5.06.1932-6.09.1981) – ирландский автор, художник и поэт. О его жизни был снят фильм «Моя левая нога». В течение многих лет Кристи Браун не мог самостоятельно передвигаться и говорить. Врачи считали его умственно неполноценным. Тем не менее, его мать продолжала с ним говорить, развивать и старалась его учить. В пять лет он отнял у своей сестры кусок мела левой ногой – единственной подчиняющейся ему конечностью – и стал рисовать на полу. Мать учила его азбуке, и он старательно копировал каждую букву, зажав мел пальцами ног. В конечном итоге он научился говорить и читать. 
 
Крис Фонческа – комедиант. Работал в американском комедийном клубе и писал материал для таких комиков, как Джерри Сейнфельд, Джей Лено и Розанна Арнольд. Крис Фонческа – первый (и единственный) человек с явной инвалидностью, работающий на шоу «Поздно ночью» с Дэвидом Леттерманом, за всю 18-летнюю историю передачи. Многие рассказы Криса посвящены его заболеванию. Он отмечает, что это помогает разрушить многие предвзятые барьеры о ДЦП. 
 
 
Крис Нолан – ирландский автор. Получил образование в Дублине. ДЦП приобрел в результате двухчасового кислородного голодания после рождения. Его мать верила, что он все понимает, и продолжала его учить дома. В конечном итоге было обнаружено лекарство, благодаря которому он смог шевелить одной мышцей шеи. Благодаря этому Крису удалось научиться печатать. Нолан не сказал в своей жизни ни слова, но его поэзия сравнивается с Джойсом, Китсом и Йейтсом. Первый сборник стихов опубликовал в пятнадцать лет. 
 
 

Информация о работе Детский церебральный паралич