Детско-родительские отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 15:30, реферат

Описание работы

В семье происходит ни с чем несравнимый по своей значимости процесс социализации ребенка, что предполагает разностороннее развитие ребенка, что предполагает разностороннее познание им окружающей деятельности, овладение навыками общения, приобщения его к человеческой культуре. Есть определенная специфика семейного воспитания в отличие от воспитания общественного. По природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Изначально семья, как правило, зиждется на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов.

Файлы: 1 файл

детско-родит. отношения.docx

— 41.33 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Детство – незабываемая пора в  жизни каждого человека. Один из самых интересных и замечательных  периодов в развитии ребенка. Ведущую  роль в это время играет взрослый. Именно с близким взрослым (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок  встречается на первых этапах своей  жизни и именно от них и через  них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем постигать сложную систему человеческих взаимоотношений. В семье, как в первом микромире, складываются первые представления ребенка о мире, о добре и справедливости, ответственности и долге. Семья с ее постоянным и естественным воздействием формирует черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрения ребенка.

В семье происходит ни с чем несравнимый по своей значимости процесс социализации ребенка, что предполагает разностороннее развитие ребенка, что предполагает  разностороннее познание им окружающей деятельности, овладение навыками общения, приобщения его к человеческой культуре. Есть определенная специфика семейного воспитания в отличие от воспитания общественного. По природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Изначально семья, как правило, зиждется на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов. Чувство любви со всей гармонией различных нюансов его проявления сопровождает ребенка всю жизнь.

Однако парадокс заключается в том, что эта изначально позитивная для развития ребенка гамма чувств может стать как позитивным, так и негативным фактором воспитания. Недополучивший родительской любви ребенок вырастает недоброжелательным, озлобленным, дерзким, неуживчивым в коллективе. У ребенка же выросшего в атмосфере чрезмерного внимания рано развиваются черты эгоизма и эгоцентризма.

 

 

 

Основные подходы к  изучению проблемы детско-родительских отношений.

 

Актуальность проблематики детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической  науки и практики.

В семейном окружении, в общении  происходит реальное становление психики  детей и одновременно существенно  изменяется психическая жизнь родителей. Связи «родитель – ребенок» имеют  важнейшее значение для понимания  сложившейся структуры семьи, ее актуального состояния и направлений  будущего развития.

Существует несколько теоретических  подходов к пониманию роли и содержания детско-родительских отношений, сформулированных разными психологическими школами. Представляются они в виде «идеальных»  моделей правильных, успешных взаимоотношений  родителей и детей. Под моделью  понимается более или менее целостное  представление о том, как должны строится эти отношения; своего рода свод принципов, которых следует придерживаться родителям, чтобы воспитать ребенка «хорошо».

Из основных выделяют три группы подходов к семейному воспитанию, которые условно назвали:

  • Психоаналитическая
  • Бихевиоритская
  • Гуманистическая

«Психоаналитическая» модель воспитания

Огромный вклад в развитие представлений  о специфике отношений между  детьми и родителями внесла теория классического психоанализа. Психоанализ  был первой теорией, в которой  отношения между ребенком и родителем  рассматривались в качестве главного фактора развития ребенка. Согласно З. Фрейду и А. Фрейд, мать выступает для ребенка, с одной стороны, как первый и самый важный источник удовольствия, как первый объект либидо, а с другой - как первый законодатель и «контролер». З. Фрейд придавал значение отделению ребенка от родителей, утверждая, что отход ребенка от родителей должен быть неизбежным для его социального благополучия.

Теория психоанализа дала начало многим основным современным концепциям детского развития, разработавшим новые подходы  к проблеме детско-родительских отношений. К ним относятся концепции  Э. Эриксона, Э. Фромма и других.

Так Эриксон в эпигенетической концепции подчеркивает, что в отношениях между родителями и ребенком существует двойственная интеция, которая совмещает в себе чувственную заботу о нуждах ребенка с чувством полного личного доверия к нему. С одной стороны, родители должны оберегать ребенка от окружающих его опасностей, с другой – предоставлять ему определенную степень свободы, а ребенок устанавливает необходимый баланс между требованиями родителей и своей инициативой.

Эриксон смещает центр анализа с инстинктивных влечений ребенка на его отношения с близкими взрослыми.

Фромм, рассматривая родительское отношение как фундаментальную основу развития ребенка, провел качественное различие между особенностями материнского и отцовского отношения к ребенку. Это различие наиболее ярко прослеживается по следующим линиям:

  1. Условность – безусловность
  2. Контролируемость – неконтролируемость

Материнская любовь безусловна – мать любит  своего ребенка за то, что он есть. Материнская любовь не подвластна контролю со стороны ребенка, ее нельзя заслужить (либо оно есть, либо ее нет). Отцовская любовь управляема, ее можно заслужить, но ее можно и лишиться. Э. Фромм выделяет такие существенные характеристики родительского отношения, как его двойственность и противоречивость, а также вводит категорию «начало» в описании этой реальности.

«Бихевиоритская» модель семейного воспитания

Корни данного  направления уходят в бихевиоритскую психологию (Дж. Уотсон, Б. Ф. Скиннер). Основной упор в модели делается на технику поведения и дисциплину ребенка.

Экспериментальное изучения появления новых  форм поведения, позволило Дж. Уотсону и другим бихевиористам прийти к выводу о том, что психика человека имеет минимум врожденных компонентов, ее развитие зависит в основном от социального окружения и условий жизни, т. е. от стимулов, поставляемых средой. Среда рассматривается как непосредственное окружение ребенка, обстановка, складывающаяся из конкретных жизненных ситуаций, которые в свою очередь состоят из наборов различных стимулов и могут быть разложены на цепочки раздражителей. Внешние средовые воздействия определяют содержание поведения ребенка, характер его развития. Отсюда главное – особая организация окружения ребенка.

Центральная проблема концепции социального  научения, возникших на основе классического бихевиоризма,- социализация как процесс превращения изначально асоциального гуманоидного существа в полноценного члена человеческого общества, как продвижение от биологического состояния к социальному.

Радикальный представитель бихевиоризма Б. Скиннер  признавал два основных типа поведения: респондентное (как ответ на знакомый стимул) и оперантное, определяемое и контролируемое результатом, следующим за ним. Таким образом, по мнению Скиннера, свободы воли личности не существует, поведение отдельного человека находится под контролем социального окружения.

С. Сирс использовал психоаналитические понятия (подавление, регрессия, протекция, идентификация) и принципы теории научения для анализа влияния родителей на развитие ребенка. Он рассмотрел формирование психологической зависимости младенца от матери в диадическом взаимодействии, складывание различных форм зависимого поведения (поиск негативного и позитивного внимания, стремление к постоянному подтверждению, прикосновение, присутствие рядом и др.), а позже – в дошкольном и школьном возрасте – этапы преодоления детских вариантов зависимости. Мать и отец  выступают как основные подкрепляющие посредники, выявляющие поведение, которое необходимо изменить, помогающие усвоить более зрелые формы поведения.

А. Бандура  – необихевиорист, представитель социально-когнитивного направления в изучении личности, отвечая на вопрос о механизмах социализации, особую роль отводил научению посредством наблюдения, подражания, имитации, индетификации и путем моделирования. Для него родительское поведение – преимущественно модель для извлечения некоторых общих черт, правил поведения, образец для подражания ребенка о попытках выстроить собственное поведение. Подкрепление необходимо для сохранения поведения, возникшего на основе подражания.

Представители бихевиористического направления полагают, что проявление родителями теплых и нежных чувств к ребенку должно быть обусловленным.

«Гуманистическая» модель семейного воспитания

Один из наиболее известных подходов к пониманию  воспитания в семье разработан А. Адлером, автором индивидуальной теории личности, которая иногда рассматривается  как предшественник гуманистической  психологии.

По Адлеру, человек – существо социальное, развитие личности рассматривается  в первую очередь через призму социальных отношений. В теории личности, разработанной Адлером, подчеркивается, что у каждого человека есть врожденное чувство общности, или социальный интерес, а так же стремление к совершенству, в котором реализуется уникальность личности и творческие свойства человеческого «я».

Фундамент личности, или стиль жизни, закладывается  и прочно закрепляется в детстве, основан на усилиях, направляемых на преодоление чувства неполноценности, на компенсацию и выработку превосходства. Семейная атмосфера, установки, ценности, взаимоуважение членов семьи и здоровая любовь (прежде всего матери) способствуют развитию у ребенка широкого социального интереса. Адлер рассматривает воспитание не только с точки зрения пользы для отдельной семьи и ребенка, но и как деятельность родителей, ощутимо влияющую на состояние общества в целом.

Противопоставление  условной и безусловной любви  в своей теории рассматривает  К. Роджерс. Он подчеркивает, что именно позитивное безусловное внимание родителя к ребенку, безотносительно к совершаемым им поступкам, и обеспечивает полноценное развитие личности ребенка.

Таким образом, проблема семейного воспитания детей  у разных авторов приобретает  разное звучание.

В «психоаналитических» и «бихевиористских» моделях ребенок представляется скорее как объект приложения родительских усилий, как существо, которое нужно социализировать, дисциплинировать, адаптировать к жизни в обществе. «Гуманистическая» модель подразумевает прежде всего помощь родителей в индивидуальном становлении ребенка. Поэтому приветствуется стремление родителей к эмоциональной близости, пониманию, чуткости в отношении с детьми. Воспитание рассматривается как взаимодействие, совместная, общая, взаимная деятельность по изменению обстоятельств жизни, собственной личности и как следствие личности другого человека.

Типология стилей детско-родительских отношений

На всех этапах развития ребенка в семье на него оказывают постоянное воздействие  различные факторы семейной среды, в том числе стиль семейного  воспитания. Он может оказывать как  оздоровляющее воздействие на воспитательную функцию семьи, так и дестабилизирующее  воздействие, создавая различные проблемы для семи и ее членов окружения.

Психологи выделяют типичные нарушения правил семейного  воспитания:

  1. Потворствующая гиперпротекция. Ребенок находится в центре семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Для родителей характерны стремление «поглотить» ребенка, защитить его ото всех трудностей, потакание всем его прихотям. При подобном воспитании у ребенка развиваются демонстративные черты характера, болезненная обидчивость, подозрительность, упрямство, агрессивность. Это делает его неуживчивым среди сверстников, т.е затрудняется социальная адаптация.    

При таком стиле воспитания может  появляться неадекватность вместе с  завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто  хвалят, и за мелочи достижения дарят  подарки (ребенок привыкает к  материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.

 

Второй  вариант – демонстративность - особенность личности, связанной с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Источником демонстративности обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, «недолюбленными». Бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание,  а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными детьми, а наоборот, наиболее избалованными детьми. Такой ребенок будет добиваться внимания, даже нарушая правила поведения (лучше пусть ругают, чем не замечают). Задача взрослых - обходиться без нотаций и назиданий, как можно менее эмоционально делать замечания, не обращать внимание на легкие проступки и наказывать за крупные. Это значительно труднее для взрослого, чем бережное отношение к тревожному ребенку.

Если  для ребенка с высокой тревожностью основная проблема – постоянное неодобрение  взрослых, то для демонстративного ребенка – недостаток похвалы.

По  Гарбузову, такая семья называется детоцентрической. Воздействие в ней осуществляется, как правило, с низу вверх (от ребенка к родителям). Существует «симбиоз» ребенка и взрослого.  В результате  у ребенка формируется высокая самооценка собственной значимости, но возрастает вероятность конфликта с социальным окружением за пределами семьи. Поэтому ребенок из такой семьи может оценивать мир как враждебный. Очень велик риск социальной дезадаптации, и в частности учебной дезадаптации ребенка после поступления в школу.

  1. Доминирующая гиперпротекция. Ребенок также в центре внимания семьи, но родители ставят перед ним многочисленные ограничения, запреты, злоупотребляют контролем. Последствиями такого воспитания является формирование у ребенка таких качеств, личности, как зависимость от окружающих, отсутствие самозащиты, скрупулезное следование определенным правилам и излишняя уступчивость.

Информация о работе Детско-родительские отношения