Детско-родительские отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 15:30, реферат

Описание работы

В семье происходит ни с чем несравнимый по своей значимости процесс социализации ребенка, что предполагает разностороннее развитие ребенка, что предполагает разностороннее познание им окружающей деятельности, овладение навыками общения, приобщения его к человеческой культуре. Есть определенная специфика семейного воспитания в отличие от воспитания общественного. По природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Изначально семья, как правило, зиждется на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов.

Файлы: 1 файл

детско-родит. отношения.docx

— 41.33 Кб (Скачать файл)

Для достижения воспитательных целей в семье  родители обращаются к разнообразным  средствам воздействия: поощряют и  наказывают ребенка, стремятся для  него стать образцом. В результате разумного применения поощрений  развитие детей как личности можно  ускорить, сделать более успешным, чем при использовании наказаний. Если же возникает нужда в наказаниях, то для усиления воспитательного  эффекта наказания должны следовать  непосредственно за заслуживающим  их проступком. Наказание должно быть справедливым, но не жестоким. Очень  суровое наказание может вызвать  у ребенка страх или озлобленность. Наказание более эффективно в том случае, если проступок, за который он наказан, разумно ему объяснен. Любое физическое воздействие формирует у ребенка убеждение, что он тоже сможет действовать силой, когда его что-то не устроит.

По Арутюнянц, такая семья является демократической. Итогом такого воспитания является усвоение ребенком демократических ценностей, гармонизация его представлений о правах и обязанностях. Вместе с тем у этих детей может отсутствовать навык подчинения социальным требованиям. Они плохо адаптируются в среде, построенной по вертикальному принципу.

 Родителям  нужно стремится развивать в своих детях следующие личностные качества: уверенность, базирующаяся на сознании самоценности, понимание достоинств и недостатков в себе и окружающих, уважение к доброте, честности, дружелюбии, сопереживанию, терпению.

В процессе работы с родителями необходимо формировать  у них адекватные представления  о личности и психофизических  возможностях ребенка. Правильно организованная система психокаррекционных воздействий (групповая дискуссия, индивидуальная беседа, анализ конфликтных ситуаций и прочее) способствует позитивной перестройке отношений родителей к ребенку, гармонизирует семейные отношения в целом, помогает редукции их негативных переживаний. Необходима также психотерапевтическая работа с родителями.

Основной  метод групповой коррекции родительских отношений – когнитивно-поведенческий тренинг, осуществляемый с помощью ролевых игр и программы видеотренинга.

Обоснование метода: семья - целостная система. Именно поэтому проблемы диады «родитель – ребенок» не могут быть решены только благодаря психокоррекции ребенка или родителя. Параллельная работа позволяет увеличить эффективность занятий родительской группы. Специфическими эффектами работы с родителями является повышение их сенситивности к ребенку, выработка более адекватного представления о детских возможностях и потребностях, ликвидация психолого-педагогической неграмотности, продуктивная реорганизация арсенала средств общения с ребенком.

Неспецифические эффекты: получение родителями информации о восприятии семейной ситуации своих  родителей ребенком, динамике его  поведения в группе.

Программа занятий  с родителями может быть следующей.

  1. Представление родителями на круге общения (первое занятие) себя и своих трудностей (проблем), запросов и целей участия в группе. Разъяснение задач родительских групп психологом.
  2. Обсуждение тем (на последующих занятиях): «Мы и наши родители», «Семейные линии», «Воспроизводство отношений и конфликтов». Что родители должны дать детям и что дети должны дать родителям? В чем суть воспитания – в обучении или общении? Каковы нравственные основы родительства? Как сложилась бы у нас жизнь, если бы у нас не было детей? Как ребенок может нам мешать жить? Наши конфликты с детьми (включается элемент проигрывания ролей)
  3. Дальнейшие темы возникли из обсуждения материалов проигрывания: стереотипные взаимодействия с детьми и их выявление. Эмоциональные «счета» ребенку.
  4. Следующие темы складываются под влиянием сведений детей

На какие  сигналы и стимулы реагируют  дети? Вербальное и невербальное общение  с детьми.

Оказывая  помощь семье в трудные периоды  жизни, не имеет смысла заниматься выявлением психоаналитических причин конфликта: гораздо важнее путем конкретных целенаправленных действий изменить отношения между ее членами. При удачной выбранной стратегии и тактике работы семейная обстановка улучшается по мере того, как выполняются рекомендации специалиста. Перемены ведут к сдвигам в механизме функционирования семьи и способствуют уменьшению проявления симптомов психологического неблагополучия у одного или нескольких ее членов.

 

                                                                                                                      


Информация о работе Детско-родительские отношения