Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 15:30, реферат
В семье происходит ни с чем несравнимый по своей значимости процесс социализации ребенка, что предполагает разностороннее развитие ребенка, что предполагает разностороннее познание им окружающей деятельности, овладение навыками общения, приобщения его к человеческой культуре. Есть определенная специфика семейного воспитания в отличие от воспитания общественного. По природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Изначально семья, как правило, зиждется на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов.
Для достижения
воспитательных целей в семье
родители обращаются к разнообразным
средствам воздействия: поощряют и
наказывают ребенка, стремятся для
него стать образцом. В результате
разумного применения поощрений
развитие детей как личности можно
ускорить, сделать более успешным,
чем при использовании
По Арутюнянц, такая семья является демократической. Итогом такого воспитания является усвоение ребенком демократических ценностей, гармонизация его представлений о правах и обязанностях. Вместе с тем у этих детей может отсутствовать навык подчинения социальным требованиям. Они плохо адаптируются в среде, построенной по вертикальному принципу.
Родителям нужно стремится развивать в своих детях следующие личностные качества: уверенность, базирующаяся на сознании самоценности, понимание достоинств и недостатков в себе и окружающих, уважение к доброте, честности, дружелюбии, сопереживанию, терпению.
В процессе работы с родителями необходимо формировать у них адекватные представления о личности и психофизических возможностях ребенка. Правильно организованная система психокаррекционных воздействий (групповая дискуссия, индивидуальная беседа, анализ конфликтных ситуаций и прочее) способствует позитивной перестройке отношений родителей к ребенку, гармонизирует семейные отношения в целом, помогает редукции их негативных переживаний. Необходима также психотерапевтическая работа с родителями.
Основной
метод групповой коррекции
Обоснование метода: семья - целостная система. Именно поэтому проблемы диады «родитель – ребенок» не могут быть решены только благодаря психокоррекции ребенка или родителя. Параллельная работа позволяет увеличить эффективность занятий родительской группы. Специфическими эффектами работы с родителями является повышение их сенситивности к ребенку, выработка более адекватного представления о детских возможностях и потребностях, ликвидация психолого-педагогической неграмотности, продуктивная реорганизация арсенала средств общения с ребенком.
Неспецифические эффекты: получение родителями информации о восприятии семейной ситуации своих родителей ребенком, динамике его поведения в группе.
Программа занятий с родителями может быть следующей.
На какие сигналы и стимулы реагируют дети? Вербальное и невербальное общение с детьми.
Оказывая помощь семье в трудные периоды жизни, не имеет смысла заниматься выявлением психоаналитических причин конфликта: гораздо важнее путем конкретных целенаправленных действий изменить отношения между ее членами. При удачной выбранной стратегии и тактике работы семейная обстановка улучшается по мере того, как выполняются рекомендации специалиста. Перемены ведут к сдвигам в механизме функционирования семьи и способствуют уменьшению проявления симптомов психологического неблагополучия у одного или нескольких ее членов.