Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 13:37, дипломная работа
Актуальность изучения проблемы. Важнейшим институтом социализации подрастающего поколения является родительская семья. Именно в семье формируются основы характера человека, его отношения к труду, моральным и культурным ценностям. Семья была и остается важнейшей социальной средой формирования личности и основой в психологической поддержке и воспитании. Серьезные социально-экономические и духовно-нравственные трудности нашей жизни являются существенным фактором, который дестабилизирует традиционные семейные отношения.
Введение
Глава 1. ПРОБЛЕМА НеполнОЙ семьИ в современноЙ
ПСИХОЛОГИИ………………………………………………………….7
1.1 Определение понятия “неполная семья”……………………………………7
1.1.1. Типы неполных семей и источники их формирования………………….9
1.2. Проблемы, возникающие в неполных семьях…………………………….10
1.3. Функции семьи и их взаимосвязь………………………………………….15
1.4. Детско-родительские отношения в неполных семьях…………………….20
1.4.1. Отношения матери с детьми в неполной семье…………………………23
1.4.2. Эмоциональное состояние детей в неполных семьях после развода…..29
1.4.3. Роль отца в воспитании ребенка………………………………………….36
1.4.4. Содержание ребенка в неполной семье………………………………….38
Глава 2. Эмперическое исследование детско-родительских отношений в неполной семье…………………………….....44
4.1. Организация исследования……………………………………………………45
4.2. Методики исследования……………………………………………………....45
4.3. Выводы…………………………………………………………………………55
4.4. Приложение…………………………………………………………………....56
Заключение
В настоящее время, в силу сложных
социально-экономических
Справедливо возникает вопрос: не потому ли растет преступность,
и стали обычным явлением школьные неврозы,
побеги из дома, бродяжничество, самоубийства
среди детей и подростков? Не выбили ли
мы сами почву из-под ног, оттеснив отца
из сферы семейного воспитания, сознательно
принижая его значение в правильном формировании
личности ребенка?
Общеизвестно, что отец в семье символизирует
силу и защиту, и, когда отца нет, ребенок
этой защиты лишается. «Нет отца»- это
еще не значит, что семья неполная и мать
воспитывает ребенка одна. Дело в том,
что отец может «присутствовать» в семье
физически, а психологически быть ребенком
и как значимое лицо не восприниматься.
Вот и получается, что вроде и есть отец,
и нет его. И не к кому ребенку идти, когда
ему страшно. Мама- это ласка, доброта,
нежность, но мама не защитник и никогда
им не будет. Или папа будет для ребенка
защитой, или защитника у ребенка не будет
никакого.
Особенно неблагоприятным
Доказано, что возраст наиболее выраженной
идентификации с родителем того же пола
составляет у мальчиков 5-7 лет, у девочек
3-8 лет [18].
Успешность идентификации в основном
зависит от авторитетности родителя того
же пола в воспитании детей, то есть опять
же от воспитания, от поведения родителей
в собственной семье. Есть отцы, которые
ведут себя на работе очень решительно
и властно, а в семье проявляют женоподобное
поведение, полностью подчиняясь жене.
Ребенок чувствует это, улавливает двусмысленность
поведения отца и не хочет ему подражать,
то есть может нарушиться идентификация
со своим полом.
Опрос старшеклассниц, молодых женщин
и зрелых матерей позволил сформулировать
своеобразный «нравственный кодекс» настоящего
отца: ответственность, чувства долга,
физическая и нравственная сила, смелость
и мужественность, верность, надежность,
великодушие. Нравственная позиция отца
определяет его позицию и как воспитателя.
Она отличается от материнской. Если по
своей природе женщина- существо более
эмоциональное, одухотворенное, то и в
педагогической деятельности она, в основном,
руководствуется чувствами. Мужчина же,
как человек рациональный, деловой и серьезный,
как правило, и в семейное воспитание вносит
акцент разумного. А значит, он четче и
реалистичнее осознает цель воспитания
и рационально выстраивает его стратегию
и тактику, мотивированно, а не чувственно
избирая для этого необходимые средства,
методы и приемы. [8].
Одной из основных функций семьи
является материальное обеспечение
потребностей тех ее членов, которые
сами не могут себя материально обеспечить.
Поэтому закон о семье исходит
из требований: все члены семьи
должны взаимно, согласно своим способностям
и возможностям, помогать друг другу,
обеспечивая необходимый
В области гражданских взаимоотношений
одним из самых значительных является
долг родителей материально обеспечивать
своих детей. В условиях нормальной жизни
семьи ее экономическая деятельность
протекает обычно планомерно. Родители
постоянно заботятся о своих детях, кормят,
одевают их, обеспечивают жильем, то есть,
говоря юридическим языком, выполняют
свои родительские обязанности. В данном
случае речь идет о нормальном способе
выполнения своих обязанностей по содержанию
детей, который наиболее распространен
и с точки зрения интересов детей является
самым желательным.
Совершенно иная ситуация возникает в
семье, в которой родители расторгли брак
и не живут вместе. В неполной семье, особенно
в первое время после развода, очень часто
серьезно нарушается материальное обеспечение.
Если родители не в состоянии решить после
развода денежный вопрос, то они обращаются
в суд, который принимает решение относительно
родительских обязанностей по содержанию
детей. Производится определение суммы,
которую выплачивает, например, отец своей
бывшей супруге на содержание ребенка.
Разумеется, что отец, несмотря на то, что
он не живет с ребенком, обязан постоянно
заботиться о нем.
Алименты помогают матери несовершеннолетнего
ребенка удовлетворять его жизненные
потребности. Очень важно, чтобы это обеспечение
было равномерным.
Забота о несовершеннолетнем ребенке,
его правильном воспитании и материальном
обеспечении необходима для того, чтобы
молодое поколение росло здоровым и образованным,
способным принести максимальную пользу
обществу.
Потребности личности формируются равномерно,
в соответствии с жизнью общества технически
и культурно развитой страны. Дети должны
воспитываться и готовиться к жизни так,
чтобы они смогли в будущем стать полноправными,
полезными членами нашего общества.
За воспитание детей, формирование их
личности в первую очередь перед обществом
отвечают родители. Таким образом, в понятие
«содержание» закон вкладывает не только
сумму денег, необходимую для пропитания
ребенка.
Закон предусматривает все потребности
ребенка, когда определяет размер алиментов.
Сюда входят и все те необходимые потребности,
без которых нельзя себе представить жизнь
культурного человека. Однако мера этих
потребностей различна. Например, потребности
маленького ребенка, наверное, значительно
меньше, чем подростка.
Необходимо, далее, учитывать здоровье
ребенка, его физическое и психическое
развитие, индивидуальные способности,
склонности, интересы, подготовку к будущей
профессии и т. п. Рассмотрение данного
вопроса в таком широком масштабе обусловлено
еще и тем, что ребенок живет в конкретных
общественных условиях. Воспитывающему
родителю чадо, помимо всего прочего, думать
об организации отдыха ребенка, об удовлетворении
его культурных потребностей, о занятиях
вне школы, о дальнейшем его образовании
и т. д. Однако удовлетворение многих потребностей
требует материальных средств. Нередко
ребенок из неполной семьи получает помощь
из общественных средств.
О потребностях ребенка нельзя судить
изолированно, без учета его индивидуального
характера. Необходимо также принимать
во внимание возможности родителей. Определенное
значение при этом имеет уровень жизни
ребенка до развода родителей.
На практике при определении потребностей
несовершеннолетнего ребенка обычно рассматривается
экономическое положение родителей, так
как оно является отражением их жизненного
уровня. Если способности и возможности,
например, отца довольно ограниченны,
то и алименты, которые он платит ребенку,
обеспечат удовлетворение лишь минимальных
потребностей ребенка. Это может ограничивать
его развитие. Следовательно, способности
и возможности родителей влияют на разностороннее
формирование личности ребенка. Однако
в судебной практике наблюдается стремление
к определенному ограничению средств
при определении алиментов, так как они
призваны служить совершенно конкретной
цели. Их размеры не должны выходить за
рамки повседневных потребностей ребенка,
которые необходимы ему для всестороннего
развития, для нормальной жизни культурного
человека в современном обществе.
Следующий вопрос, на который советуем
обратить внимание, имеет отношение непосредственно
к родителям. Что в интересующей нас ситуации
называют способностями и возможностями
родителей? Мы не будем рассматривать
все стороны такого субъективного качества
человека, как способности. Прежде всего,
обратимся к способности трудиться. Она
имеет очень широкий смысл. Однако в развитом
обществе люди обладают не только общей
способностью трудиться, но еще и индивидуальными
качествами в виде знаний, умений, навыков,
отвечающих требованиям определенной
специализированной профессии. Эти люди
занимаются такой деятельностью, которая
дает им возможность удовлетворять свои
духовные и материальные потребности.
Эту способность люди приобретают с помощью,
прежде всего профессиональной подготовки.
Что такое возможности родителей? Это
категория объективная. Способности можно
применить только в рамках определенных
возможностей. В нашем обществе обеспечивается
гармония интересов личности и общества,
то есть каждый человек может реализовать
свои индивидуальные способности в рамках
общественных возможностей. Несмотря
на эти условия, иногда могут возникнуть
определенные противоречия. Во-первых,
может случиться, что человек, имея способности
к определенной профессии, не имеет объективной
возможности для их реализации, так как
утратил субъективные возможности (например,
в результате инвалидности). Частичная
или полная реализация собственных возможностей
может зависеть от разных обстоятельств.
С этим положением необходимо считаться
судебным органам при рассмотрении вопроса
о содержании ребенка родителем, обязанным
платить алименты.
Например, у отца есть определенная квалификация.
Несмотря на то, что имеются вакантные
места для занятия должности по профессии,
он выполняет неквалифицированную и менее
оплачиваемую работу. Другой пример. Отец
работает по специальности (получает сдельно),
но выполняет свои обязанности настолько
небрежно, что имеет за это низкую заработную
плату. А характер его работы, при условии
качественного ее выполнения, позволяет
человеку иметь и более высокий заработок.
Следовательно, этот отец предоставляет
своему ребенку значительно меньшие возможности
для развития. Поэтому суд, решая вопрос
о содержании ребенка, должен внимательно
изучать соотношение способностей и возможностей
оставившего семью отца. При этом учитывается
служебное положение отца, его заработок,
материальное положение.
Чтобы с полной ответственностью проанализировать
способности и возможности родителя, обязанного
платить на ребенка алименты, и вынести
решение, суд должен иметь конкретные
основания. Как правило, прежде всего,
изучаются сведения о заработке родителей.
В том случае, когда наблюдается значительная
неустойчивость заработка в течение года,
например, из-за сезонного характера работы
или неравномерной и неустойчивой выплаты
некоторой части премии за работу в течение
определенного времени), необходимо получить
соответствующую информацию о заработке
за длительный период (например, за целый
год). Эти сведения должны охватывать всю
сумму средств, заработанную родителем,
обязанным платить алименты. Необходимо
исходить из того, что под понятием «заработная
плата» понимается основная заработная
плата, премии, прибавки, предоставляемые
трудящемуся за выполнение трудового
задания и участие в выполнении экономических
показателей народнохозяйственного плана
организации.
За последние годы возросло число людей,
которые работают по трудовым соглашениям,
находя применение своим способностям
в нескольких профессиях. В такой ситуации
при определении размера алиментов суд
должен исходить из суммы всех доходов
родителя. Такой же порядок распространяется
на родителя, работающего постоянно по
своей специальности, но, кроме того, имеющего
дополнительный доход из авторских гонораров.
Необходимо обратить внимание на то, что
суд не имеет права принуждать родителя,
обязанного платить алименты, работать
по совместительству или заниматься другой
деятельностью, чтобы усилить материальную
помощь детям.
Для родителя, получающего пенсионное
обеспечение (например, военная пенсия),
но продолжающего работать, также определяется
общая сумма всех доходов, то есть учитываются
средства из социального обеспечения
и заработная плата.
Может ли суд прийти к такому заключению:
способности и возможности родителя, обязанного
платить алименты, не существуют? Такое
положение бывает в исключительных случаях,
тогда, когда, например, отец ребенка еще
не способен на какую-либо деятельность,
обеспечивающую его материально. На практике
иногда бывает очень важно определить
то время, начиная с которого можно требовать
от этого отца выполнения обязанности
по содержанию своего ребенка. Несомненно,
они возникнут не раньше, чем человек станет
способен содержать самого себя. Если,
например, будет доказано, что отец ребенка
серьезно готовится к своей будущей профессии
и по этой причине неспособен содержать
даже себя, то на него временно не возлагается
обязанность платить алименты. Обычно
в такой ситуации закон предписывает выполнять
обязанность по содержанию ребенка родителям
отца, другими словами, бабушке и дедушке.
Из всех видов гражданских обязанностей
человека одним из самых важных с общественной
точки зрения является долг по обеспечению
детей. При этом необходимо исходить из
принципа равного положения для всех детей
одного и того же родителя. При решении
простых случаев, как правило, трудности
почти не возникают. Например, необходимо
определить размеры алиментов отцу, имеющему
детей только от одной жены. Гораздо сложнее
ситуация, когда отец имеет нескольких
детей от разных браков. Здесь необходимо
взвесить возможности матери того ребенка,
на содержание которого определяются
алименты. Суд должен учитывать конкретные
условия жизни всех несовершеннолетних
детей одного отца.
Если суд определил платить алименты на
содержание ребенка отцу, покинувшему
семью, то он должен добровольно подчиниться
судебному решению и в определенные сроки
выплачивать установленные судом суммы.
Если он не последует этому правилу, то
подвергнет себя опасности, так как против
него будет выдвинуто обвинение в нарушении
исполнения судебного постановления.
В нашей стране законом предусматривается
несколько способов, с помощью которых
можно привести в исполнение решение суда.
В большинстве случаев оно приводится
в исполнение путем вычетов определенной
суммы денег из зарплаты отца. Причем удержание
из зарплаты распространяется на заработки
во всех учреждениях, где он работает.
Это означает, что отец не может избежать
выполнения решения частыми изменениями
своего места работы. Решение суда об алиментах
переходит с родителем на следующее место
работы.
В современном обществе дети окружены
большим вниманием и заботой. Государство
берет на себя расходы на образование
и медицинское обслуживание детей, на
их воспитание во многих детских учреждениях.
Многим семьям предоставляются определенные
льготы для воспитания детей. Общество
оказывает материальную помощь и, многодетным
семьям. Существует много видов государственной
помощи, например стипендии, пенсии сиротам,
надбавки к зарплате на воспитание детей,
особенно в семьях е минимальной заработной
платой у родителей.
Закон о семье принимает также во внимание
материальное обеспечение детей, о которых
родители не проявляют соответствующей
заботы. Обычной причиной такого положения
в семье является безответственность
тех лиц, которые обязаны содержать ребенка,
то есть родителей, которые не выполняют
своих прямых обязанностей.
Пособие на содержание детей выплачивается
из государственных средств и является
одним из видов материальной помощи, способствующей
благоприятному развитию детей. Такую
помощь государство может оказывать единовременно
или в течение какого-то периода. Предоставление
пособия на содержание ребенка рассматривает
специальная комиссия, которая выясняет
причины возникшей ситуации.
При рассмотрении каждого конкретного
случая, прежде всего, обращают внимание
на возраст ребенка, его здоровье, на материальное
положение лиц, обязанных его содержать,
на безвозмездную помощь третьих лиц (родственников,
знакомых). Если комиссия найдет причину
для предоставления пособия действительно
актуальной, то она назначает денежный
размер пособия. Комиссия может решить
вопрос о целесообразности воспитания
такого ребенка в детском учреждении.
Глава 2. Эмперическое исследование
детско-родительских отношений в неполной
семье
Существует необходимость проведения
исследования детско-родительских отношений
в полных и неполных семьях.
В процессе исследования была выдвинута
гипотеза: детско-родительские отношения
в неполных и полных семьях отличаются
в эмоциональном плане, из-за недостаточности
удиления внимания, любви и ласки своим
детям. Родители в полных семьях принимают
своих детей такими, какие они есть.
2.1. Организация исследования: исследование
проводилось в 2006-2007гг.
в г. Москве и г. Зеленограде.
Всего в исследовании приняли участие:
10 детей в возрасте от 7 до 10 лет из неполных
семей и их родители (мать/отец – 10 человек)
и 10 детей в возрасте от 7 до 10 лет из полных
семей (мать/отец – 10 человек). Испытуемые
являлись учениками 1-3-х классов и были
разделены на 2 группы. В экспериментальную
группу входили дети из неполных семей,
а в контрольную дети из полных семей.
2.2. Методики исследования
Методика диагностики родительского
отношения
(А.Я. Варга, В.В. Столин);
Опросник методики диагностики родительского
отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) позволяет
выявить те или иные аспекты родительского
отношения.
Опросник состоит из 5 шкал.
1. «Принятие – отвержение». Шкала отражает
интегральное эмоциональное отношение
к ребенку. Содержание одного полюса шкалы:
родителю нравится ребенок таким, какой
он есть. На другом полюсе шкалы: родитель
воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным,
неудачливым.
2. «Кооперация» – социально желательный
образ родительского отношения. Содержательно
эта шкала раскрывается так: родитель
заинтересован в делах и планах ребенка,
старается помочь ребенку, сочувствует
ему. Поощряет инициативу и самостоятельность
ребенка, старается быть с ним на равных.
скачать
похожие рефераты
подобные качественные
рефераты
Психология > Диплом
Размер: 74,42 кб.
Язык: русский
Разместил (а): Реутова Анна
06.06.2010
1 2 3 4 5 6 3. «Симбиоз» - шкала отражает
межличностную дистанцию в общении с ребенком.
Высокие баллы по этой шкале интерпретируются
как стремление родителя к симбиотическим
отношениям с ребенком.
Таблица
2
По результатам, проведенным
в обеих группах испытуемых: Тест «Рисунок семьи» Анализ методики «Рисунок
семьи» был направлен на В большинстве случаев
дети из неполных семей на
своих рисунках не изображали
отсутствующего родителя или
рисовали его в отдалении от
себя и других членов семьи.
Также среди детей из неполных
семей были рисунки, когда Результаты приведены в Таблице 3. Тест
«Несуществующее животное» По результатам рисунков
«Несуществующего животного» Дети из полных семей оказались
более энергичными и веселыми.
Они внимательны, любознательны, у
них очень много друзей, они общительны.
Дети из неполных семей, напротив, скромны,
застенчивы, более спокойны. Они также
являются прилежными учениками. Дети из
полных семей более уравновешенны, спокойнее,
быстрее и легче поддаются обучению.
Таблица
5
Вследствие этого можно
сделать следующие выводы: |
Семья и ее основные характеристики
Семья является важнейшим источником социального и экономического развития общества, она производит самое главное общественное богатство - человека. Самой важной функцией семьи является воспитание детей, семейное воспитание превышает по своей эмоциональности любое другое воспитание, т. к. его «проводником» является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям.
В человеческой культуре фиксируется, какой должна быть семья с точки зрения нравственных ценностей общества. Но понятие «нормальной семьи» очень условно. Нормальной можно считать семью, которая обеспечивает требуемый минимум благосостояния, социальной защиты и развития ее членов, создает условия для социализации детей до достижения ими психологической и физической зрелости. С точки зрения М. Мид, таковой является семья, где за семью как целое несет ответственность отец, а все остальные члены семьи являются неполноценными. По мнению Э. Арутюнянц существует 3 варианта семьи: традиционная, детоцентрическая и супружеская (демократическая) [8, с. 15].
В традиционной семье воспитывается уважение к авторитету старших; педагогическое воздействие осуществляется от родителя к ребенку. Итог социализации ребенка в такой семье - способность легко вписаться в общественную структуру, организованную по вертикали. Дети из таких семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в создании собственных семей; они неинициативны, негибки в общении, действуют, исходя из представления о должности.
В детоцентрической семье главной задачей родителей считается обеспечение счастливого развития ребенка. Семья существует только для ребенка, взаимодействие осуществляется, как правило, «снизу-вверх». В результате такого «симбиоза» у ребенка формируется высокая самооценка, ощущение собственной значимости, но возникает вероятность конфликта с социальным окружением за пределами семьи. Поэтому ребенок из такой семьи может оценивать мир как враждебный, очень велик риск социальной дезадаптации.
Супружеская (демократическая) семья - это идеальная семья, цель которой - взаимное доверие, принятие и автономность членов. Воспитательное воздействие - «горизонтальное», диалог равных - родителей и ребенка. В семейной жизни всегда учитываются взаимные интересы, причем, чем старше ребенок, тем больше его интересы принимаются в счет. Итогом такого воспитания является усвоение ребенком демократических ценностей, гармонизация его представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности, развитие активности, самостоятельности, доброжелательности, адаптивности, уверенности в себе и эмоциональной устойчивости. Вместе с тем у этих детей может отсутствовать навык подчинения социальным требованиям.
Подробную схему анализа
семьи предложил известный
1. Структурный состав: полная
семья (есть мать и отец); неполная
семья (есть только мать или
только отец); искаженная или
2. Функциональные особенности:
гармоничная семья,
Дисгармоничные семьи бывают разными. Выделяют следующие причины дисгармонии:
- нет партнерства между родителями (один из них доминирует, другой только подчиняется);
- деструктурированная семья
(нет взаимопонимания между
- распадающаяся семья
(доминирование одного члена
Семья - это чрезвычайно сложно организованная структура с разноплановыми взаимоотношениями - отношения между родителями и детьми, взаимоотношения между супругами, между супругами и их родителями, между старшими и младшими детьми. И в каждой из этих плоскостей может возникнуть конфликт. Семья невозможна без конфликта, но постоянные конфликты являются основной причиной неблагополучной семейной жизни и распада семьи. Семья - это уникальная психологическая ячейка. Чувства, на которых она стоит, рождают в людях способность дорожить близкими, как собой, а их интересами - как собственными. Поэтому семья может быть источником гуманизма.
Социологи различают такие основные формы семьи, как:
1. нуклеарная семья - состоит из взрослых и детей, которые от них зависят;
2. расширенная семья - включает нуклеарную семью и родственников (бабушек, дедушек, внуков, сестер, братьев и т.д.).
Семья, как и любой другой социальный институт, скрепляется системой власти. Различают 3 типа властных структур: патриархальная семья, где власть принадлежит мужу, матриархальная семья - власть принадлежит жене, эгалитарная семья - власть равномерно распределяется между мужем и женой [19].
В обществе семья выполняет
ряд функций, таких как: репродуктивная
(воспроизведение потомства); гедонистическая
(семья должна приносить удовольствие
и наслаждение); экономическая (распределение
в семье доходов, заработанных вовне,
потребление); функция передачи социального
статуса (семьи разных слоев общества
имеют разный социальный статус и
передают его новым членам семьи
- детям); функция поддержания