Детско-родительские отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 13:37, дипломная работа

Описание работы

Актуальность изучения проблемы. Важнейшим институтом социализации подрастающего поколения является родительская семья. Именно в семье формируются основы характера человека, его отношения к труду, моральным и культурным ценностям. Семья была и остается важнейшей социальной средой формирования личности и основой в психологической поддержке и воспитании. Серьезные социально-экономические и духовно-нравственные трудности нашей жизни являются существенным фактором, который дестабилизирует традиционные семейные отношения.

Содержание работы

Введение
Глава 1. ПРОБЛЕМА НеполнОЙ семьИ в современноЙ
ПСИХОЛОГИИ………………………………………………………….7
1.1 Определение понятия “неполная семья”……………………………………7
1.1.1. Типы неполных семей и источники их формирования………………….9
1.2. Проблемы, возникающие в неполных семьях…………………………….10
1.3. Функции семьи и их взаимосвязь………………………………………….15
1.4. Детско-родительские отношения в неполных семьях…………………….20
1.4.1. Отношения матери с детьми в неполной семье…………………………23
1.4.2. Эмоциональное состояние детей в неполных семьях после развода…..29
1.4.3. Роль отца в воспитании ребенка………………………………………….36
1.4.4. Содержание ребенка в неполной семье………………………………….38
Глава 2. Эмперическое исследование детско-родительских отношений в неполной семье…………………………….....44
4.1. Организация исследования……………………………………………………45
4.2. Методики исследования……………………………………………………....45
4.3. Выводы…………………………………………………………………………55
4.4. Приложение…………………………………………………………………....56
Заключение

Файлы: 1 файл

diplom.docx

— 227.34 Кб (Скачать файл)

- «несоциализированный преступник» - получает очень скудное воспитание и рано оценивается как неперспективный, для него характерны кражи, драки, наркомания, пьянство.

- «социальная неудачница» - любимица матери, которая была брошена ради очередного мужчины и стремится привлечь к себе внимание плохим поведением, любовные связи для нее заменяют связь с матерью [10, c. 53].

Почти все перечисленные  стили отношения родителей к  ребенку являются следствием деструкции семьи по донному типу: отсутствие какой бы то ни было организующей функции мужчины-отца в структуре семейных отношений и замыкание всей системы психологических связей на ребенке. Мать и ребенок оказываются в плену друг у друга, в круговороте действий и эмоций, из которых один выход: невроз (чаще - истерия) и инфантилизация личности ребенка (всевозможные проявления психической незрелости). Часто родители борются в образе детей, по существу, с собой, пытаясь вытравить в них все то, с чем они сами не могли справиться в детстве. Ребенок становится для них игрушкой, объектом их иллюзорных ожиданий. Дети без вины виноватые, должны расплачиваться за проблемы родителей, за их непонимание друг друга, непримиримость, нетерпимость и остальные, далеко не лучшие черты характера ценой развития малодушия, невротичности или асоциальных форм поведения. Поэтому, когда мы видим эмоционально расстроенного ребенка, с которым не может ужиться родитель другого пола, то более внимательно смотрим на отношения самих супругов. Нередко полезнее им самим преодолеть психологические затруднения, чем без какого-либо успеха лечить детей.

Когда родители ругаются, дети переживают сильное волнение и обиду - волнение из-за того, что мир и  спокойствие в доме поставлены под  угрозу, а обиду - из-за их действительной или воображаемой роли в семейном скандале. Оправдано или нет, многие дети считают себя причиной домашнего  переполоха. Дети не остаются нейтральными в этой «гражданской войне». Они  принимают сторону либо отца, либо матери. Психосексуальные последствия вредны для обоих. Когда мальчик отвергает отца, а девочка - мать, дети теряют образец для подражания. Отвержение выражается в антипатии, нежелании следовать примеру, деланном поведении. В экстремальном случае это может привести к смешанной сексуальной идентификации и неспособности пережить свое биологическое предназначение.

Исследования американских психологов показали, что несовершеннолетние преступники реже выходят из семей  родителей-одиночек, а чаще из семей  с двумя конфликтующими родителями. М. Раттер [16, с. 78] исследовал детей-правонарушителей и выяснил, что для родителей таких детей, особенно для отцов, характерно поведение, которое обычно называют аномальным или криминальным. Главное объяснение этого факта, вероятно, заключается в том, что в семьях, для которых характерно криминальное поведение родителей, отмечается резко повышенная частота ссор и разногласий, в результате неблагополучная супружеская жизнь родителей и конфликты между ними приводят к формированию нарушений у детей. В семьях с трудными детьми, согласно очень немногочисленным сведениям, общение является менее эффективным как потому, что оно связано с бесплодными спорами, так и потому, что оно не приводит к достижению цели - совместному согласованному решению. Родительские ссоры, драки или же враждебность и отчужденность создают атмосферу, в которой с большей вероятностью возникают нарушения у детей, особенно у мальчиков[16, c. 58].

Взаимоотношения «родитель-ребенок» в ситуации распада  семьи

Большинство неполных семей  возникают в случае развода и  по причине ухода отца, то есть относятся  к материнским семьям. Жизнь и  условия воспитания ребенка без  отца имеют явную специфику и  существенно отличаются от жизни  ребенка в полной семье. Даже если мать старается восполнить отсутствие отца и делает все возможное, чтобы  соединить в себе обоих родителей, она в принципе не может реализовать  одновременно обе родительские позиции - материнскую и отцовскую. По мнению B.C. Мухиной матери редко удается  сдерживать и скрывать свое раздражение  по отношению к бывшему мужу; ее разочарование и недовольство нередко  бессознательно проецируется на их общего ребенка. Возможна и иная ситуация, когда мать подчеркивает роль безвинной  жертвы, в которой оказался ребенок. При этом она стремится с избытком восполнить недостаток родительской заботы и переходит все разумные пределы: окружает ребенка атмосферой ласки  и чрезмерной опеки. Во всех подобных случаях воспитательная атмосфера  семьи искажается и отрицательно сказывается на становлении личности ребенка [15, с. 168].

По данным И.С. Кона, дети, выросшие без отца, часто имеют  пониженный уровень притязаний, у  них выше уровень тревожности, чаще встречаются невротические симптомы, мальчики с трудом общаются со сверстниками, хуже усваивают истинно мужские  роли, но гипертрофируют некоторые  мужские черты: грубость, драчливость. Часто ребенок начинает бунтовать  против крайней зависимости от матери, либо вырастает пассивным, вялым, физически слабым [7, с.112].

Ребенок без отца страдает также от недостатка авторитета, дисциплины и порядка, которые в нормальных условиях олицетворяются отцом. Ребенок, растущий, главным образом, без отцовского авторитета, бывает часто недисциплинированным, несоциальным, агрессивным в отношении взрослых и детей.

Очень важным в неполной материнской семье может явиться  отсутствие уверенности и устойчивости в социальном включении, так как  профессия отца представляет обычно реальную и символическую базу экономического обеспечения семьи, а ее основательность  является порукой уверенности. По словам И. Лангмейера и 3. Матейчека, в то время как мать предоставляет ребенку возможность ощутить интимность человеческой любви, отец проторяет ребенку путь и отношение к человеческому обществу. Мать нас приводит к человеку, а отец к людям [11, с. 178].

Если место отца занимает в семье отчим, а иногда дедушка, то негативное влияние неполной материнской  семьи несколько нивелируется. Вместе с тем, здесь более благоприятная  почва для развития различных  конфликтов, причем невротические расстройства, возникающие на данной основе, являются по данным психологических исследований весьма частыми.

С точки зрения И. Лангмейера и 3. Матейчека, наибольшая опасность для развития ребенка, особенно в раннем возрасте, наступает тогда, когда нет матери (отцовская семья). От матери зависит не только уход, но также удовлетворение большинства его психических потребностей - она представляет основу для отношения ребенка к людям, для его доверия к окружающему миру, прежде всего именно мать создает для ребенка «дом» [11].

Довольно часто в неполной отцовской семье собственную  мать ребенка удается приемлемым образом заменить, ее роль начинает исполнять мачеха или кто-либо из родственников ребенка (бабушка, тетя, старшая сестра). В большинстве  случаев на ребенке сосредотачивается  достаточно, иногда же слишком много  внимания, заботы и любви. В таких  семьях чаще, чем в естественной семье, возникают различные конфликты, так как взаимосвязи здесь  являются более сложными и более  напряженными.

Негативное влияние неполной отцовской семьи может ярко проявляться  в том случае, если после смерти или ухода матери детей воспитывает  отец самостоятельно, без чужой помощи, хотя довольно часто встречаются  случаи весьма тщательной и удовлетворительной заботы.

Драматическая ситуация наблюдается  в распавшейся из-за развода родителей  семье (разведенная семья). Было проведено  немало психологических исследований (М.Я. Яковлева, В. С.Ткаченко, М.А. Крюкова, С.Л. Калиничева, А.С. Колесник, И.М. Овчинникова), которые свидетельствуют о травмирующем влиянии развода на ребенка. Большинство практикующих психологов рассматривают развод родителей как главное негативное бытие в жизни ребенка, источник неуверенности, замешательства, болезненных переживаний. Одни специалисты полагают, что в большинстве случаев душевные раны, которые получают дети в результате развода, впоследствии совершенно залечиваются; другие же настаивают на том, что пережитое потрясение оказывает длительное влияние и мешает в дальнейшем полноценному эмоциональному и социальному развитию личности ребенка. Часто дети испытывают гнев по отношению к одному из родителей или к обоим сразу, при этом о чувствах самих родителей речи не идет.

Развод нередко сопровождается трауром, в чем-то сходным с горестным  переживанием после смерти одного из родителей. Часто возникает чувство  печали, потерянности, депрессии. Если отец (мать) начинает встречаться с  другим человеком и эмоционально привязывается к нему, ребенок  становится ревнивым и обидчивым, так  как вынужден делить любовь близкого человека с кем-то, на его взгляд, посторонним.

Исследования показывают, что в течение первого года после развода, как мальчики, так  и девочки демонстрируют более  требовательное, беспокойное, агрессивное  и непослушное поведение в  отношениях со сверстниками и взрослыми  по сравнению с детьми из нераспавшихся семей. По некоторым данным, последствия разводов сильнее сказыва-ются на мальчиках, чем на девочках. От двух месяцев до года со времени развода они становятся неуправляемыми, агрессивны-ми, теряют самоконтроль, проявляют несамостоятельность и тре-вожность, инфантильны [13]. На второй год многие трудности сглаживаются и проблемы начинают уменьшаться, однако только в тех семьях, где дети успеш-но адаптируются к новой ситуации.

Когда родители разводятся, то сложившиеся негативные отношения  между родителями становятся препятствием к полноценному участию отца (как  правило) в воспитании детей. Для  подростков семейная драма является процессом наиболее разрушительным. Только каждая пятая разведенная  мать оценивает положительную роль регулярных контактов отца и детей. Девушки-подростки, лишившиеся в детские  годы отца в связи с его уходом из семьи, сохранили к нему критическое  отношение: либо они чувствовали, что  он их бросил, либо переняли отрицательное  отношение к нему от матери. Особенности  их адаптации во многом зависели от того, каким в их представлении  остался отец.

В неполной семье одинокая мать имеет более выраженную установку  на воспитание детей, чем мать в полной семье. Процесс воспи-тания и вся система отношений матери с детьми эмоционально более насыщены. При этом в поведении матери, касающемся ее взаимоотношений с подростком, наблюдаются две крайности. Одной из них выступает применение жестких мер воспитательного воздействия, в первую очередь по отношению к мальчикам. Обусловливается подобное отношение [6] тем, что мать ревниво относится к встречам сына с от-цом, испытывает к сыну постоянное чувство эмоциональной неудовлетворенности и недовольства из-за имеющихся у маль-чика нежелательных черт характера бывшего мужа. Угрозы, порицания и физические наказания матери чаще применяют к мальчикам. Сыновья нередко становятся «козлами отпуще-ния» для снятия нервного напряжения и чувства эмоциональ-ной неудовлетворенности. Это свидетельствует о нетерпимости матерей к общим с отцами чертам у детей и о предшествую-щих конфликтных отношениях в семье.

Вторая крайность в  поведении матери после развода  заклю-чается в том, что она стремится своим влиянием компенсировать то, что, по ее мнению, дети недополучают из-за отсутствия отца. Такая мать занимает опекающую, охранительную, кон-тролирующую позицию, сдерживающую инициативу подростка, что способствует формированию эмоционально рани-мой, безынициативной, несамостоятельной, поддающейся внешним влияниям, управляемой извне, эгоистической лич-ности.

Отсутствие отца и интересующей информации о нем ска-зывается на воспитании ребенка самым неблагоприятным образом. Но возможны и другие варианты. Ученые отмечают, что ребенок, воспитывающийся одинокой ма-терью, как правило, взрослеет быстрее, чем ребенок, растущий в полной семье. Но быстрое взросление возможно только у тех детей, чьи психические потребности в первых трех кругах (потребность в заботе, в учении и в эмоциональном самоут-верждении) на соответствующих этапах развития ребенка нашли полное удовлетворение. Потребность в социальной ори-ентации становится проблематичной. Но и здесь, как показы-вают наблюдения психологов, для одинокой матери не все поте-ряно. Если ребенок эмоционально развит, если у него устано-вились правильные отношения с матерью, если в нем сведен до минимума комплекс утраченного отца, есть надежда, что он не растеряется при знакомстве с лицом противоположного пола. Однако для мальчика, воспи-тывающегося матерью, проблематично ознакомление с соци-альной ролью мужчины и установление собственной половой идентичности.

Таким образом, развод родителей  одинаково тяжело воспринимается как  самими взрослыми, так и детьми. Часто  взрослые не контролируют свои переживания, тем самым меняется их отношение  к детям. Личность ребенка формируется  в послеразводный период, что накладывает свой отпечаток. Нередко взрослые используют детей в качестве объекта разрядки своих отрицательных эмоций, распространяя на них негативные аспекты переживаемой ситуации. Развод вызывает у детей сильные переживания. Следовательно, родителем необходимо более серьезно подходить к разрыву своих отношений и учитывать степень их влияния на ребенка. Поэтому взрослым необходимо учитывать те обстоятельства, которые сказываются на психическом развитии ребенка в подобной ситуации.

Список  используемой литературы

1. Азаров Ю. П. Семейная  педагогика. - М.: Аргументы и факты, 1993.

2. Аккерман Н. Роль семьи в появлении расстройств у детей // Семейная 
психотерапия. - СПб.: Издательство «Питер», 2000.

3. Баринова И.Г. Экология  взаимодействия взрослого и ребенка  // Мир психологии. -1997. -№ 1. - С. 174-182.

4. Баттерворт Д., Харрис М. Принципы психологии развития. - М.: «Когито-Центр», 2000.

5. Гозман Л.Я., Шлягина Е.И. Психологические проблемы семьи // Вопросы психологии.- 1985.-№2.-С. 186-187.

6. Гребенников И. В.  Основы семейной жизни. - М.: Просвещение, 1991.

7. Джинотт Х.Г. Дети и мы. - СПб.: Кристалл, 1996.

8. Дружинин В.Н. Психология  семьи. - М.: КСП, 1996.

9. Захаров А. И. Как  предупредить отклонения в поведении  ребенка. - М.: Просвещение, 1986.

10. Ковалев С.В. Психология  семейных отношений. - М.: Педагогика, 1987.

11. Лангмейер Й., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. - Прага: «Авицениум», 1984.

12. Личко Е. А. Подростковая психиатрия. - Л.: Наука, 1979.

13. Нартова-Бочавер С.К., Несмеянова М.И., Малярова Н. В., Мухортова Е. А. Чей я - мамин или папин? - М.: МЦНМО, 1995.

14. Обухова Л.Ф. Детская  психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1998.

15. Овчарова Р. В. Семейная академия: вопросы и ответы. - М.: Просвещение: Учебная литература, 1996.

16. Раттер М. Помощь трудным детям. - М.: Прогресс, 1987.

17. Скотт Д. Г. Способы  разрешения конфликтов. - Киев, ГИИМ, Изд-кое общество «Верзилин и К», ЛТД, 1991.

18. Смирнова Е.О., Собкин B.C. Специфика эмоционально-личностной сферы детей, живущих в неполной семье. - М., 1988.

19. Титаренко В.Я. Семья  и формирование личности. - М.: Мысль, 1987.

20. Хрестоматия по социальной  психологии. Учебное пособие для  студентов: Сост. и вступ. очерки  Т. Кутасовой. - М.: Международная педагогическая академия, 1994.

21. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Издательство «Питер», 1999.


Информация о работе Детско-родительские отношения