Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 14:12, контрольная работа
В силу широкой распространенности данного понятия каждый из нас уверен, что знает о детстве все, легко может объяснить это явление и его значение в жизни взрослого человека. Но именно за этим простым с обывательской точки зрения пониманием детства скрывается неопознанность и необъяснимость этого феномена. Как справедливо пишет Я. Корчак, «Мы не знаем детей, хуже того — знаем по предрассудкам» .
ДЕТСТВО КАК СОЦИАЛЬНО - КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
В данной работе предпринята попытка анализа одной из важнейших категорий педагогической науки и интереснейшего социокультурного феномена — детства. Прежде всего, попробую ответить на вопрос:
Что мы знаем о детстве?
В силу широкой распространенности данного понятия каждый из нас уверен, что знает о детстве все, легко может объяснить это явление и его значение в жизни взрослого человека. Но именно за этим простым с обывательской точки зрения пониманием детства скрывается неопознанность и необъяснимость этого феномена. Как справедливо пишет Я. Корчак, «Мы не знаем детей, хуже того — знаем по предрассудкам» . И еще: «Мы детей не знаем… Мы не умеем объяснить даже те противоречия в детском организме, которые бросаются в глаза: с одной стороны, жизнеспособность клеток, с другой — уязвимость. С одной стороны, возбудимость, выносливость, сила; с другой — хрупкость, неуравновешенность, утомляемость. И ни врач, ни воспитатель не знают, является ли ребенок существом «неутомимым» или хронически усталым» .
Наука предпринимает
многочисленные попытки изучить
и объяснить детство с
Понимание детства как особого, самоценного периода в жизни человека возникло только к началу XVIII века. Предшествующий ему век XVII понимал детство как период незрелости, своеобразное отклонение от нормы, под которой понималась взрослость. Ребенок, начавший ходить в школу и приступивший к обучению, тут же становился взрослым и закономерно им считался.
В истории существовало шесть типов отношения взрослых к детству: первобытный инфантицид; бросание взрослыми детей; восприятие детей как материала, пригодного для любых взрослых преобразований детской природы; преувеличение роли правильно организованного воспитания в эпоху Просвещения; социализация ребенка из «верхов» и «низов» общества XIX века; помощь и поддержка детства при сохранении индивидуальности ребенка во второй половине — конце XX века.
Какие же концепции детства
могут рассматриваться в
Постараюсь рассмотреть существующие сегодня в психолого-педагогической науке и объясняющие феномен детства фундаментальные авторские концепции, рождение которых произошло в недавно закончившемся XX веке. Необходимо отметить, что таких концепций немного.
Концепция Д.Б. Эльконина. Обобщив идеи Л.С. Выготского о развитии человека, ученый в своей концепции рассматривает природу детства в контексте конкретно-исторических условий, которые определяют развитие, закономерности, своеобразие и характер изменений детства человека. Рассматривая детство как социально-психологическое явление в жизнедеятельности человека, ученый определяет его как необходимое условие для приобретения личностью человеческих способов удовлетворения органических, социальных, духовных потребностей. Огромная потенциальная сила детства заключается в овладении ребенком человеческой культуры. Овладеть духовными и практическими способами человеческих отношений к миру ребенок может только с помощью взрослых и во взаимосвязи с ними.
Таким образом, ценность феномена детства, по мнению Д.Б. Эльконина, заключается в присвоении богатств родовой культуры и в процессе этого присвоения осуществляется развитие человека.
Концепция Д.И. Фельдштейна. В исследованиях ученого детство рассматривается как особое явление социального мира, которое ученый определяет функционально, содержательно и сущностно.
Функционально,
детство — объективно необходимое
состояние в динамической системе
общества, состояние процесса вызревания
подрастающего поколения к
Содержательно,
детство — это процесс
Сущностно, детство представляет собой особое состояние социального развития, когда биологические закономерности, связанные с возрастными изменениями ребенка в значительной степени проявляют свое действие, «подчиняясь» во все большей степени регулирующему и определяющему действию социального.
Блестящее отражение взгляды Д.И. Фельдштейна на природу детства находят в концепции педагога Ш.А. Амонашвили. Автор определяет детство как безграничность и неповторимость, как особую миссию для себя и для людей. «Ребенок со своей миссией — это значит, что каждый ребенок есть неповторимость и наделен от Природы особым, тоже неповторимым, сочетанием возможностей, способностей. Есть и общие для всех возможности и способности, но есть и своя изюминка у каждого. Что это за изюминка? Я ее рассматриваю как зернышко, в котором хранится суть миссии, и если помочь ему развиться, вырасти, создать условия доброжелательности, то ребенок, став взрослым, принесет окружающим его людям в чем-то какое-то, хоть малюсенькое, облегчение, какую-нибудь радость, станет для кого-то соратником, помощником, надеждой. Таких будет большинство. Но будут и такие, которые сотворят, скажем так, «чудо» для всего человечества, и человечество долго будет благодарно им.
Я говорю о том, что рождение любого ребенка не есть случайность. Люди, окружающие его, нуждались в нем. Может быть, в нем нуждалось и целое поколение, целое общество, даже прошлые и будущие поколения. Человек нужен человеку, и люди рождаются друг для друга. Человек есть подспорье для другого человека. Сама жизнь, бурлящая по своим законам, вызывает к рождению нужного человека. Вот он и рождается со своей миссией» .
В концепции В.Т. Кудрявцева уникальность человеческого детства заключается в особом месте детства в социокультурной системе. Именно детство, по мнению ученого, определяет бытие культурного целого и судьбу отдельного индивида. Следуя утверждению В.И. Вернадского, определяющего детство как «планетное явление», исследователь рассматривает детство как «макрокосмологию», а не «развивающую производную» от «развивающегося социума». Ценность детства, по мнению В.Т. Кудрявцева заключается в развивающей взаимодетерминации культуры и детства как сферы самой культуры. Отсюда можно вывести две ведущие взаимодополняющие задачи, которые решает ребенок — культуроосвоение и культуросозидание. Эти же задачи решает и взрослый, поддерживающий и обогащающий уникальный опыт взаимодействия ребенка с культурой. Результатом их решения для детей и для педагога будет субкультура детства.
Идею понимания детства ради становления детской субкультуры разделяют и разрабатывают исследователи В.В. Абраменкова, М.С. Каган, А.В. Петровский, К.Б. Соколов, Е.В. Субботский, Р.М. Чумичева, О. Кучерова, С.М. Лойтер, М.В. Осорина. Рассматривая природу культуры детства, М.С. Каган определяет ее как состоящую из двух слоев. Один из них — сама субкультура детства: среда, окружение, культурные формы, создаваемые взрослыми для ребенка. Второй — проявление детской субкультуры, то есть формы собственной деятельности ребенка. В связи с этим, детская субкультура в широком смысле — это все, что создано человеческим обществом для детей и детьми. В более узком — это смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития. Содержанием детской субкультуры, по мнению В.В. Абраменковой, становятся: игры, фольклор, детский правовой кодекс, юмор, магия и мифотворчество, религиозные представления, философствование, словотворчество, эстетические представления детей.
Таким образом, детство — это целый мир, в котором наиболее остро, ярко и «по-справедливому», «по-правдивому» (Р.М. Чумичева) функционируют нормы, правила, законы, ценности, которые дети демонстрируют взрослым посредством знаков, символов, слов, эмоционально-речевых восклицаний, воспоминаний и переживаний прошлого и настоящего, размышлений, надежд и чувств.
В концепции новой психологии детства А.Б. Орлова мир детства наряду с миром взрослости совершенно равноправные части, аспекты мира человека. Еще Я. Корчак писал «Играю ли я или говорю с ребенком — переплелись две одинаково зрелые минуты моей и его жизни…»
Мир детства,
по мнению А.Б. Орлова, обладает своим
собственным содержанием, представляющим
несомненную ценность для мира взрослости:
концентрированной, интегрированной,
гармонизированной
Концепция развития субъективности человека В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева позволяет определить самоценность детства, заключающуюся в:
Ряд авторов, разделяя данный подход (Н.Н. Авдеева, М.В. Корепанова, Е.О. Смирнова, Р.М. Чумичева), рассматривают самоценность детства в контексте оформления ребенком образа Я. Исходя из этого, детство определяется как период со-творения ребенком своего «Я», смысл которого заключается в становлении личной, самостоятельной, самобытной и разноцветной системы связей, отношений прежде всего ребенка со своим внутренним миром. Он ищет свой образ «Я» в этом мире, делает «допуск» ко всему, что его окружает, самостоятельно ищет способ строить отношения с миром и предъявляет себя в нем.
В концепции выдающегося Педагога Я. Корчака детство — долгие, важные годы в жизни человека. Автор пишет: «Ребенок — существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни. …Ребенок строит себя — его все больше и больше; глубже врастает в жизнь» .
«Ребенок — это пергамент, сплошь покрытый иероглифами, лишь часть которых ты сумеешь прочесть, а некоторые сможешь стереть или только перечеркнуть и вложить свое содержание.
Ребенок
и беспредельность. Ребенок и
вечность.
Ребенок — пылинка в пространстве.
Ребенок — момент во времени» .
«Ребенок — это сто масок, сто ролей способного
актера. Наивный и хитрый, покорный и надменный,
кроткий и мстительный, благовоспитанный
и шаловливый, он умеет так до поры до времени
затаиться, так замкнуться в себе, что
вводит нас в заблуждение и использует
в своих целях.
В области
инстинктов ему недостает лишь одного,
вернее, он есть, только пока еще рассеянный,
как бы туман эротических
В области чувств превосходит нас силой, ибо не отработано торможение.
В области интеллекта по меньшей мере равен нам, недостает лишь опыта.
Оттого так часто человек зрелый бывает ребенком, а ребенок — взрослым.
Вся же остальная разница в том, что ребенок не зарабатывает деньги и, будучи на содержании, вынужден подчиняться» .
Концепция В.В. Зеньковского. Очень современно и привлекательно сегодня выглядит опубликованная в 1924 году концепция детства, принадлежащая отечественному философу, огослову психологу и педагогу В.В. Зеньковскому.
«Основная наша ошибка в отношении детей — пишет В.В. Зеньковский — заключается в том, что мы считаем детскую душу решительно и во всем схожей с нашей, исходим из мысли, что в детской душе имеют место те же психические движения, что и у нас, — только еще неразвитые, слабые. Детская душа с этой точки зрения — это душа взрослых в миниатюре, это ранняя стадия в ее развитии» . Такой подход ученый определяет как биологический в понимании детства, не позволяющий раскрыть его своеобразие и задачи. Разделяя взгляды К. Гроса, В.В. Зеньковский утверждает, что «…мы не потому играем, что мы дети, но для того и дано нам детство, чтобы мы играли. Функция детства, согласно этой формуле, заключается в том, чтобы дать развиться ребенку, не входя в прямое общение с действительностью, но в то же время, не удаляя его вполне от действительности. Игры и являются той формой активности, в которой лучше всего разрешаются задачи детства, не уводя от реальности, они ослабевают прямое с ней взаимодействие путем введения в игру работы фантазии» . Основная функция фантазии, воображения заключается в обслуживании эмоциональной сферы ребенка в соответствии с «законом двойного выражения чувства», открытого В.В. Зеньковским. Вникнем в этот закон. «Всякое чувство ищет своего выражения как в телесной, так и в психической сфере; оба эти выражения чувства взаимно незаменимы и неустранимы, так что подавление одного из них влечет за собой ослабление чувства вообще. …Под психическим же выражением чувства следует разуметь ту психическую работу, которая непосредственно примыкает к переживанию чувства, и смысл которой заключается в том, чтобы сделать более ясным содержание чувства и закрепить его в системе душевной жизни. Это осуществляется благодаря образам, которые всплывают в сознании и которые служат средством психического выражения чувства. Чувства, которые не могут найти для себя «удачного» психического выражения в образе, остаются как бы неосознанными и не закрепленными — как бы проходя сквозь душу и не оставляя в ней никакого следа» . Таким образом становится очевидным вывод о том, что психическим корнем игры детей становится эмоциональная сфера, а сама игра служат целям телесного и психического выражения чувства. «Игра служит прежде всего запросам чувства…» — пишет В.В. Зеньковский. Итак, эта авторская концепция детства позволяет получить еще один ответ на вопрос, — ради чего каждому из нас дано детство? Ради фантазии, а работа фантазии ради игры, а игра ради выражения нашей эмоциональной жизни, раскрытия и осознания чувства, а чувство ради души, в которой отражается истинный смысл нашего бытия, человеческого существования.
Информация о работе Детство как социально-культурный феномен