Детство как социально-психологический феномен. Современная концепция детства в психолого-педагогических науках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 22:35, контрольная работа

Описание работы

Первые попытки осмысления детства были предприняты в конце 19 в. в русле истории педагогики.
1960 г. – Ариес «Ребёнок и семейная жизнь при старом свете». Он анализировал соц.установки отношения взрослых к детям.
1. Проблема эволюции понятия и образа детства и история осознания детства как особое соц.явление.
2. История школьной жизни
3. Место и функции детей в «старой» и современной школе.

Файлы: 1 файл

1.doc

— 56.00 Кб (Скачать файл)
  1. Детство как социально-психологический феномен. Современная концепция детства в психолого-педагогических науках.

 

Первые попытки  осмысления детства были предприняты  в конце 19 в. в русле истории педагогики.

1960 г. – Ариес  «Ребёнок и семейная жизнь  при старом свете». Он анализировал соц.установки отношения взрослых к детям.

1. Проблема эволюции  понятия и образа детства и  история осознания детства как  особое соц.явление.

2. История школьной  жизни

3. Место и  функции детей в «старой» и  современной школе.

Были и «+» и минусы

+ впервые показал,  что детство – это не только  универсальная фаза человечества, это понятие, имеющее сложное содержание в разные эпохи.

 

ПОДХОДЫ:

1)) Историко-философский  (Ариес, Демоз, Стоун, Кудрявцев, Субботский, Кон, Коган)

    • Место и значение детства на разных этапах
    • Эволюция понятия «детство»
    • Изменение ценностей ребёнка
    • Содержание детства и отношение взрослого к миру детства.

 

2 осн.направления:

 

А) Социологическая  история: нормативный образ ребёнка, стили воспитания, социальные установки взрослых.

Б) Психологическая  история: субъективные факторы детства, эмоциональный климат, специфика  детских ценностей.

 

«Психогенная  теория» Демоза

- эволюция взаимоотношений  между родителями и детьми  – источник исторического развития.

- «поколенческое  давление»

- история детства  – последовательный ряд сближений  между взрослым и ребёнком.

- на каждом  предыдущем историческом этапе,  способы, которыми родители отвечают  на потребности ребёнка менее  эффективны, чем на последующем.

- воспит.обычаи  общества – главные условия передачи и развития элементов культуры.

 

Демоз выделил 6 периодов в истории развития детства:

 

I. Инфантицидный стиль (с древности до 4 в.н.э.)

      *детоубийство

II. Бросающий стиль (4 – 13 в н.э.)

       *резкое снижение инфантицида

      *наличие у ребёнка души

       *стремление сбыть ребёнка с  рук (кормилице сбывали, в монастырь,  в чужую семью)

III. Амбивалентный стиль (14 – 17 в.)

    • ребёнку дозволено войти в эмоциональную жизнь родителей
    • типичный пед.образ: лепка характера, выколачивание своеволие.

 

IV. Навязчивый стиль (18 в.)

  • ребёнок становится ближе к родителям
  • ребёнок не объект физ.строя
  • взрослые стремятся контролировать не только поведение, но и его внутренний мир.

 

V. Социализирующий стиль (19 сер.20 в.)

  • Ребёнок-объект социализации
  • Цель воспитания – подготовка детей к будущей самостоятельной жизни.

 

VI. Помогающий стиль

  • Ребёнок знает, что он хочет, родители помогают индивидуальному развитию ребёнку.
  • Эмоциональная близость
  • Эмпатия
  • Понимание

 

«+» этой концепции:

 

- критика идеализации положений детей в прошлой эпохе

- указание на  исторический характер пед. гуманизма.

- констатация  растущего понимания взрослыми  автономии и субъектности ребёнка.

 

«минус»- тезис  «О независимости эволюции взаимоотношений  о соц.экон-й истории детей  и родителей»

 

2)) Культурно-этнографический  (М.Мид, Кон, Костомаров, Капица, Белоусов, Осорина)

 

Осн.идея – несмотря на исторические межкультурные различия, некоторые методы воспитания имеют  транскультурное значение. Изучается  культура детства. Гудмэн: детская игра, фольклор, общение, поведение детей.

М.Мид оказала  большое внимание на развитие этнографии (основоположник этнографии детства.)

Осн.положения:

Выделила 3 типа культур

А) постфигуративные культуры (учатся у своих родителей)

Б) кофигуративные (и дети, и взрослые учатся у сверстников)

В) префигуративные (родители учатся у детей)

 

Т.О, концепция  М.Мид раскрывает зависимость межпоколенных  отношений от темпов экономического развития.

 

- в концепции  не уточнены ни субъективные, ни объективные, ни процессуальные  аспекты межпроцессуальной трансмиссии культуры.

+ многие положения  М.Мид послужили основой для  дальнейшей этнографии детства.

 

3)) Социологический  подход.

Идея – детство  – не как природная данность, а как социологический конструктор, дети – соучастники соц.процесса, имеющие свой взгляд на мир.

 

В.Д. Кудрявцев, Л.Г. Кузнецова, А.А. Плескачевская, Д.И. Фильтштейн, Е.Н. Рыбинский, С.Н. Щеглова, Ю.В. Аюнова (стартовый потенциал  детства).

Общие черты  совр.социологической теории детства:

  1. Понимание реб.как соц.субъекта.
  2. Понимание детства и детских миров.

 

«Детство, как  социальный феномен» - международный  проект – Квортруп.

В нём рассматривается  соц.полит., соц-экон., демографические  проблемы детства.

 

Детство как  социально-демографическая группа, место детства в соц.структуре, социография детства, экономика детства, защита детей, автономии детства, положение детства в системе межпоколений.

 Осн. направления изучения детства в работах Кона:

- рассмотрение  детства как особого «племени»

- рассмотрение  детей, как соц.меньшинства

- проблемы маркирования  соц.пространства детства

- какие свойства  детей одобряются, отвергаются, подавляются,  как это влияет на состояние  детей, их психологии и на  взаимоотношение со взрослыми.

 

Т.О, возникновение на протяжении последних 60 – 70 лет таких научных областей, как куль.истор.психология детства (Мид), история детства, социология детства способствовала осознанию детства не только, как псих.соц.пед.физиол.явления, но и как сложного социокульт.явления, имеющего историческое происхождение.

 

Современная концепция детства в псих-пед.науках.

 

3 осн.исслед.приоритеты:

1. Анализ исторической  социокультур и псих-пед.специфики  детства.

2. Раскрытие псих.пед.особенностей  детства в контектсе разнообразных  форм и отношений с миром  взрослых

3. Способы построения взаимодействия детей и взрослых в обаз-х  необраз-х сферах.

 

1)) Запорожец – основоположник, Зинковский, Кудрявцев, Фельтштейн.

 

Осн.положения:

А) детство – как культурно-исторический феномен, порождающий начало в культуре и истории, имеет свою ценность и рассматривается, как источник развития родовой культуры.

Б) детство – особое явление  социального мира

 

ДЕТСТВО – постоянно возобновляемая совокупность индивидов, находящаяся  на определённой стадии развития от рождения до совершенствования, и это динамическое социальное явление, строящееся на особых общественных связях и отношениях, направленность которой определяется постепенным развёртыванием положений ребёнка, как объекта воспитания и субъекта общественной жизни.

 

На сегодняшний день заложены предпосылки для создания новой нетрадиционной парадигмы детства. Кудрявцев, Фельтштейн, Эльконин, В.И. Слободчиков

 

Осн.положения Кудрявцева:

А) Выделяет к анализу 3 осн. фармации истории детства:

- квазидетство

- неразвитое детство

- развитое детство

Каждой фармации соответствуют опред.типы:

- детско-взр.общностей

- опред.деятельности  ребёнка и взрослого

- показатель, соответствие  способы освоения культуры (зона  ближайшего развития, зона перспективы  безграничного развития).

 

КВАЗИДЕТСТВО

 

Существует  простая недифференц-я детско-взр.общность.

Характерен  репродуктивный тип совместной деятельности ребёнка и взрослого.

Модель культуры освоения – ограничен.выбор социально  закреплённых способов действий. Определена зона ближайшего развития.

 

НЕРАЗВИТИЕ  ДЕТСТВО

- Развивающийся тип детско-взрослой общности

- Имитационное  моделирование взрослого ребёнка,  творческого поиска определённого  образца

- Модель культуры  освоения – замещение наличных  альтернатив, которые задаются  в широком соц.пространстве выбора.

 

РАЗВИТОЕ ДЕТСТВО

 

- гармонический,  самовосстанавливающийся тип детско-взрослых  отношений.

- равноправный  совместный поиск внутренних  форм образца.

- Ситуация выбора, проблемат.задача, переконструирование  средств для решения этих задач.

 

Т.О., нетрадиционное прочтение проблемы у Кудрявцева помогает увидеть ограничения традиц.парадигмы детства, раскрыть истор.и псих.разнообразие ситуации развития ребёнка

 

2)) Изучение  псих-пед.особенностей детства. Механизмы.  Исследователи выделяют характеристики  детства:

I. Функциональные: ДЕТСТВО – объективное необходимое состояние в системе общества, состояние процесса вызревания и подготовки к воспроизводству будущего общества.

II. Содержательные: ДЕТСТВО – процесс постянного бурного роста, накопление физических психических, нвообразований, осовение соц.пространства и определение себя в нём.

III. Сущностные: ДЕТСТВО – особая форма проявления социального развития.

 

В большинстве  исследований изучались содержательные характеристики детства – все  процессы, которые происходят в детстве, рассматриваются во взаимосвязи с социологией. Изучаются механизмы взросления, способы врастания в мир взрослых, изучение культуры, проблематики детства.

Взаимосвязь культуры и соц-ии представлена в работах  Кудрявцева: культуротворческая культура детства.

 

Современный социокультурный профиль детства характеризуется 2 функциями:

- прикладная, направлена  на передачу сложившихся эталонов  соц.опыта.

- культуротворческая  – порождение исторической нормы,  универсальных способностей, новых  форм деятельностного отношения к миру, новых образов культуры по мере освоения творческого потенциала человека.

 

Т.О., Кудрявцев  отмечает, что в детском развитии вектор социол-ии и культуры освоения является не тождественными.

 

МЕХАНИЗМЫ социокульт.роста  и развитие культуротворческой функции.

1) Авторизация  – творческое переосмысливание  проблем детьми образов.взрослых  в качестве проекции их собств.будущности.

2) «Выращивание  новой культуры детства»

 

В этом направлении  введены новые понятия, которые  характеризуют процессы, происходящие в современном детстве, мир детства, образ детства, образ жизни детей, дет.соц.пространство.

1. Мир детства  – образно-символ.конструкт., который  характеризуется набором ролей,  стилем поведения. Он отражается  в особенностях мировосприятия  детей.

 

2. Образ жизни детей – совокупность представлений о детях, о свойствах стереотипов взрослого по отношению к детям, образцы и нормы поведения.

Отражается  в обрядах, обычаях, ритуалах.

 

3. Образ жизни  детей – совокупность типичных  способов жизнедеятельности ребёнка  и детского сообщества, которые берутся в единстве с условиями жизни. Взрослыми организованы объективные атрибуты существования мира детства: детские площадки, театры, магазины.

 

Мир детства  существует не только, как объективная, но и субъективная реальность.

 

ПРОСТРАНСТВО  ДЕТСТВА – псих.пед.явление, пространство полноценной жзни ребёнка, совокупность природных, инф-х факторов, связанных  между собой инф-ми и временными связями:

- природный  мир

- соц.среда

- культурная  среда

- чувства ребёнка

 

ДЕТСКАЯ СОЦ  СРЕДА – окружающая среда ребёнка, общественная, социально-бытовая, материальная, духовная, условия его жизни с представителями взр.общества.

 

Источники:

- деятельность, творчество ребёнка

- детская субкультура

- образ абсолютной  взрослости – источники существования мира детства.

 

Т.О., введение в  социальную категорию детства связано  с осмыслением необходимых условий  для функционирования мира детства  и реализации их культур-творч.функции  в процессе социализации.

Главные исследовательские  приоритеты: исследование отношений мира детства к миру взрослых, отношения мира детства к культуре и к себе

 

Проблема отношений  и взаимодействия мира взрослых с  детьми.

Взаимодействие  мира детства со взрослыми предполагает субъективный принцип построения отношений. В нём выделены здоровые отношения родителей и детей.

 

2 основных аспекта:

 

1) Главная цель  детства – взросление. Эта цель  является главной и для взрослого  мира. На современном этапе наблюдаются  расхождения ценностей и результатов  образ.системы и системы взросления (освоение форм самостоятельности и ответственности).

Взросление  происходит в системе образования  и наоборот.

Субъет-обектная позиция отношения взрослого  к детству реализуется на основе принципа воздействия

2)

Проблема реализации посреднической функции между взрослым. Отношение взрослых к детству характеризуется гуманностью, с другой стороны нарушаются внутренние психические связи.

Информация о работе Детство как социально-психологический феномен. Современная концепция детства в психолого-педагогических науках