Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 22:35, контрольная работа
Первые попытки осмысления детства были предприняты в конце 19 в. в русле истории педагогики.
1960 г. – Ариес «Ребёнок и семейная жизнь при старом свете». Он анализировал соц.установки отношения взрослых к детям.
1. Проблема эволюции понятия и образа детства и история осознания детства как особое соц.явление.
2. История школьной жизни
3. Место и функции детей в «старой» и современной школе.
Первые попытки осмысления детства были предприняты в конце 19 в. в русле истории педагогики.
1960 г. – Ариес «Ребёнок и семейная жизнь при старом свете». Он анализировал соц.установки отношения взрослых к детям.
1. Проблема эволюции понятия и образа детства и история осознания детства как особое соц.явление.
2. История школьной жизни
3. Место и функции детей в «старой» и современной школе.
Были и «+» и минусы
+ впервые показал,
что детство – это не только
универсальная фаза
ПОДХОДЫ:
1)) Историко-философский (Ариес, Демоз, Стоун, Кудрявцев, Субботский, Кон, Коган)
2 осн.направления:
А) Социологическая история: нормативный образ ребёнка, стили воспитания, социальные установки взрослых.
Б) Психологическая история: субъективные факторы детства, эмоциональный климат, специфика детских ценностей.
«Психогенная теория» Демоза
- эволюция взаимоотношений
между родителями и детьми
– источник исторического
- «поколенческое давление»
- история детства
– последовательный ряд
- на каждом
предыдущем историческом этапе,
- воспит.обычаи общества – главные условия передачи и развития элементов культуры.
Демоз выделил 6 периодов в истории развития детства:
I. Инфантицидный стиль (с древности до 4 в.н.э.)
*детоубийство
II. Бросающий стиль (4 – 13 в н.э.)
*резкое снижение инфантицида
*наличие у ребёнка души
*стремление сбыть ребёнка с
рук (кормилице сбывали, в
III. Амбивалентный стиль (14 – 17 в.)
IV. Навязчивый стиль (18 в.)
V. Социализирующий стиль (19 сер.20 в.)
VI. Помогающий стиль
«+» этой концепции:
- критика идеализации положений детей в прошлой эпохе
- указание на исторический характер пед. гуманизма.
- констатация
растущего понимания взрослыми
автономии и субъектности
«минус»- тезис «О независимости эволюции взаимоотношений о соц.экон-й истории детей и родителей»
2)) Культурно-этнографический (М.Мид, Кон, Костомаров, Капица, Белоусов, Осорина)
Осн.идея – несмотря на исторические межкультурные различия, некоторые методы воспитания имеют транскультурное значение. Изучается культура детства. Гудмэн: детская игра, фольклор, общение, поведение детей.
М.Мид оказала большое внимание на развитие этнографии (основоположник этнографии детства.)
Осн.положения:
Выделила 3 типа культур
А) постфигуративные культуры (учатся у своих родителей)
Б) кофигуративные (и дети, и взрослые учатся у сверстников)
В) префигуративные (родители учатся у детей)
Т.О, концепция М.Мид раскрывает зависимость межпоколенных отношений от темпов экономического развития.
- в концепции
не уточнены ни субъективные,
ни объективные, ни
+ многие положения М.Мид послужили основой для дальнейшей этнографии детства.
3)) Социологический подход.
Идея – детство
– не как природная данность,
а как социологический
В.Д. Кудрявцев, Л.Г. Кузнецова, А.А. Плескачевская, Д.И. Фильтштейн, Е.Н. Рыбинский, С.Н. Щеглова, Ю.В. Аюнова (стартовый потенциал детства).
Общие черты совр.социологической теории детства:
«Детство, как социальный феномен» - международный проект – Квортруп.
В нём рассматривается соц.полит., соц-экон., демографические проблемы детства.
Детство как
социально-демографическая
Осн. направления изучения детства в работах Кона:
- рассмотрение детства как особого «племени»
- рассмотрение детей, как соц.меньшинства
- проблемы маркирования соц.пространства детства
- какие свойства детей одобряются, отвергаются, подавляются, как это влияет на состояние детей, их психологии и на взаимоотношение со взрослыми.
Т.О, возникновение на протяжении последних 60 – 70 лет таких научных областей, как куль.истор.психология детства (Мид), история детства, социология детства способствовала осознанию детства не только, как псих.соц.пед.физиол.явления, но и как сложного социокульт.явления, имеющего историческое происхождение.
Современная
концепция детства в псих-пед.
3 осн.исслед.приоритеты:
1. Анализ исторической
социокультур и псих-пед.
2. Раскрытие псих.пед.
3. Способы построения взаимодействия детей и взрослых в обаз-х необраз-х сферах.
1)) Запорожец – основоположник, Зинковский, Кудрявцев, Фельтштейн.
Осн.положения:
А) детство – как культурно-
Б) детство – особое явление социального мира
ДЕТСТВО – постоянно возобновляемая совокупность индивидов, находящаяся на определённой стадии развития от рождения до совершенствования, и это динамическое социальное явление, строящееся на особых общественных связях и отношениях, направленность которой определяется постепенным развёртыванием положений ребёнка, как объекта воспитания и субъекта общественной жизни.
На сегодняшний день заложены предпосылки для создания новой нетрадиционной парадигмы детства. Кудрявцев, Фельтштейн, Эльконин, В.И. Слободчиков
Осн.положения Кудрявцева:
А) Выделяет к анализу 3 осн. фармации истории детства:
- квазидетство
- неразвитое детство
- развитое детство
Каждой фармации соответствуют опред.типы:
- детско-взр.общностей
- опред.деятельности ребёнка и взрослого
- показатель, соответствие способы освоения культуры (зона ближайшего развития, зона перспективы безграничного развития).
КВАЗИДЕТСТВО
Существует простая недифференц-я детско-взр.общность.
Характерен репродуктивный тип совместной деятельности ребёнка и взрослого.
Модель культуры освоения – ограничен.выбор социально закреплённых способов действий. Определена зона ближайшего развития.
НЕРАЗВИТИЕ ДЕТСТВО
- Развивающийся тип детско-взрослой общности
- Имитационное
моделирование взрослого
- Модель культуры
освоения – замещение наличных
альтернатив, которые задаются
в широком соц.пространстве
РАЗВИТОЕ ДЕТСТВО
- гармонический,
самовосстанавливающийся тип
- равноправный совместный поиск внутренних форм образца.
- Ситуация выбора,
проблемат.задача, переконструирование
средств для решения этих
Т.О., нетрадиционное прочтение проблемы у Кудрявцева помогает увидеть ограничения традиц.парадигмы детства, раскрыть истор.и псих.разнообразие ситуации развития ребёнка
2)) Изучение
псих-пед.особенностей детства.
I. Функциональные: ДЕТСТВО – объективное необходимое состояние в системе общества, состояние процесса вызревания и подготовки к воспроизводству будущего общества.
II. Содержательные: ДЕТСТВО – процесс постянного бурного роста, накопление физических психических, нвообразований, осовение соц.пространства и определение себя в нём.
III. Сущностные: ДЕТСТВО – особая форма проявления социального развития.
В большинстве исследований изучались содержательные характеристики детства – все процессы, которые происходят в детстве, рассматриваются во взаимосвязи с социологией. Изучаются механизмы взросления, способы врастания в мир взрослых, изучение культуры, проблематики детства.
Взаимосвязь культуры и соц-ии представлена в работах Кудрявцева: культуротворческая культура детства.
Современный социокультурный профиль детства характеризуется 2 функциями:
- прикладная, направлена
на передачу сложившихся
- культуротворческая
– порождение исторической
Т.О., Кудрявцев отмечает, что в детском развитии вектор социол-ии и культуры освоения является не тождественными.
МЕХАНИЗМЫ социокульт.роста и развитие культуротворческой функции.
1) Авторизация
– творческое переосмысливание
проблем детьми образов.
2) «Выращивание новой культуры детства»
В этом направлении введены новые понятия, которые характеризуют процессы, происходящие в современном детстве, мир детства, образ детства, образ жизни детей, дет.соц.пространство.
1. Мир детства
– образно-символ.конструкт., который
характеризуется набором ролей,
2. Образ жизни детей – совокупность представлений о детях, о свойствах стереотипов взрослого по отношению к детям, образцы и нормы поведения.
Отражается в обрядах, обычаях, ритуалах.
3. Образ жизни
детей – совокупность типичных
способов жизнедеятельности
Мир детства существует не только, как объективная, но и субъективная реальность.
ПРОСТРАНСТВО ДЕТСТВА – псих.пед.явление, пространство полноценной жзни ребёнка, совокупность природных, инф-х факторов, связанных между собой инф-ми и временными связями:
- природный мир
- соц.среда
- культурная среда
- чувства ребёнка
ДЕТСКАЯ СОЦ СРЕДА – окружающая среда ребёнка, общественная, социально-бытовая, материальная, духовная, условия его жизни с представителями взр.общества.
Источники:
- деятельность, творчество ребёнка
- детская субкультура
- образ абсолютной
взрослости – источники
Т.О., введение в
социальную категорию детства связано
с осмыслением необходимых
Главные исследовательские приоритеты: исследование отношений мира детства к миру взрослых, отношения мира детства к культуре и к себе
Проблема отношений и взаимодействия мира взрослых с детьми.
Взаимодействие мира детства со взрослыми предполагает субъективный принцип построения отношений. В нём выделены здоровые отношения родителей и детей.
2 основных аспекта:
1) Главная цель
детства – взросление. Эта цель
является главной и для
Взросление происходит в системе образования и наоборот.
Субъет-обектная позиция отношения взрослого к детству реализуется на основе принципа воздействия
2)
Проблема реализации посреднической функции между взрослым. Отношение взрослых к детству характеризуется гуманностью, с другой стороны нарушаются внутренние психические связи.