Девиантное поведение. Диагностика, профилактика, коррекция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 05:10, курсовая работа

Описание работы

Факт отклоняющегося поведения подростков есть реальность, с которой практически каждый день сталкиваются педагоги, родители. Актуален как никогда стал комплекс проблем воспитания детей с асоциальным поведением, изучение его структуры и динамики, определение путей и средств своевременной коррекции проявлений девиантности, делинквентности, агрессии и других негативных качеств.
Такая ситуация вызвала необходимость перестройки воспитательной системы школы и смещения акцента с общих воспитательных мероприятий на постановку и решение задач профилактики деструктивных явлений в подростковой среде: безнадзорности и правонарушений школьников.

Содержание работы

Введение
I. Теоретические аспекты по проблеме.
I. Работа с обучающимися «группы риска», профилактика и коррекция девиантного поведения.
Выводы.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

девиантное поведение.docx

— 35.21 Кб (Скачать файл)

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» с. Сокол

 

 

 

 

 

 

Девиантное поведение.

Диагностика, профилактика,  коррекция.

 

 

 

Выполнила:

Исаева Олеся Викторовна,

социальный педагог

МОУ СОШ с.Сокол

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2010 год

 

 

 

Оглавление

                Введение

    1. Теоретические аспекты по проблеме.
    2. Работа с обучающимися «группы риска», профилактика и коррекция девиантного поведения.

Выводы.

Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  Введение

 

Факт отклоняющегося поведения подростков есть реальность, с которой практически каждый день сталкиваются педагоги, родители. Актуален как никогда стал комплекс проблем воспитания детей с асоциальным поведением, изучение его структуры и динамики, определение путей и средств своевременной коррекции проявлений девиантности, делинквентности, агрессии и других негативных качеств.

Состояние перехода социально-экономической системы России на новый уровень развития вызвало ряд дестабилизирующих процессов в обществе, которые не могли не отразиться на школьном образовании и потребовали изменения некоторых его функций. При смене экономической формации школа столкнулась с рядом социальных болезней: токсикоманией, алкоголизмом, подростковым рэкетом и другими проявлениями девиантного поведения детей и подростков.

Такая ситуация вызвала необходимость перестройки воспитательной системы школы и смещения акцента с общих воспитательных мероприятий на постановку и решение задач профилактики деструктивных явлений в подростковой среде: безнадзорности и правонарушений школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Теоретические аспекты по проблеме.   

 

          Тенденция к отклонению от общепринятых правил поведения  имеет  давнюю историю, она появилась одновременно с зарождением  человечества.  Уже  тогда общество ставило на её пути некие  преграды,  которые  удерживали  людей  от поступков, противоречащих представлениям  людей  о  правилах  поведения.  На первых порах такими ограничениями стали мифы и запреты – табу. В  дальнейшем понятия  о  дозволенном  и  недозволенном  изменялись,  складывались  другие правила.  Длительное  время  определённые  правила  устанавливала   религия. Постепенно, по мере развития человеческого общества, стали  формироваться  и более устойчивые правовые, морально-нравственные позиции людей по  отношению к девиантному поведению. Думаю, многие согласятся, что проводить профилактику намного  проще,  чем  в последствии пытаться что-то изменить. 

          Девиантное поведение, понимаемое  как отклонение  от  социальных  норм, приобрело в последнее время  массовый характер, что поставило  это  явление  в центр  внимания  социологов,  педагогов,  психологов,  медиков,   работников правоохранительных  органов.

          Замеченные вовремя отклонения в поведении детей и  подростков, а также правильно организованная психолого-медицинская и педагогическая помощь могут сыграть решающую роль в предотвращении деформации личности подростка, которая приводит к правонарушениям и преступлениям.

         Раннее выявление несовершеннолетних, склонных к асоциальному поведению, необходимо рассматривать в качестве  начального этапа профилактики.

        В научной литературе выделяют следующие стадии развития отклоняющегося поведения:

А) неодобряемое поведение, эпизодически наблюдаемое у большинства детей и подростков, связанное с шалостями, озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством и т.д.;

Б) порицаемое поведение, вызывающее более или менее резкое осуждение окружающих, педагогов, родителей (эпизодические нарушения дисциплины, случаи драчливости, грубости, дерзости,  лживости, нечестности);

В) девиантное поведение, основу которого составляют нравственно отрицательные действия и поступки (нечестность, лживость, притворство, ложь, лицемерие, эгоизм, эгоцентризм, конфликтность, агрессивность, кражи и т.д.), принявшие характер систематических или привычных;

Г) предпреступное поведение, которое несет в себе зачатки криминального и деструктивного поведения – эпизодические умышленные нарушения норм и требований, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в обществе: хулиганство, избиения, вымогательство, распитие спиртных напитков, злостные нарушения дисциплины и общепринятых правил поведения и т.д.;

Д) противоправное или преступное поведение, основу которого составляют различные правонарушения и преступления.

               Эти, довольно условные этапы  обычно сменяют друг друга, составляя  определенную линию развития. Конечно, в некоторых случаях они могут  быть, и не связаны друг с  другом. Например, противоправное поведение  может возникнуть внезапно, поразить  подростка, который до этого ни  в чем плохом  не был замечен, более того, проявлял себя лишь  с положительной стороны. Это  может быть результатом сильного  влияния извне (товарищей, знакомых, моды), случайного стечения обстоятельств, психологических стрессов и других  сильно действующих патогенных  факторов. Но в большинстве случаев  оно лишь следствие длительно  действующих неблагоприятных факторов, таких, как систематическая неуспеваемость, отчуждение в семье, в школьном коллективе, психологический дискомфорт, ведущих к психологической дестабилизации, дезориентации, дезадаптации личности в окружающей ее микросреде.

           Проявления этапов развития противоправного  поведения в разных возрастных  группах детей различно и связано  с различными причинами: от биологических  факторов (повреждение генетического  аппарата, родовые травмы и асфиксии, бытовые травмы, болезни), социальных  факторов (плохое питание, неустроенность  быта), до серьезнейших недостатков, ошибок, просчетов в воспитании  в семье, детском саду, школе.

      Одна  из  основных  причин,  вызвавших  массовое   распространение   в молодежной среде курения, употребления  алкоголя и  наркотических  средств  - это происходящие перемены в  стране.  

            Существующие   социальные   проблемы    (наркомания,  агрессивность, алкоголизм и т.д.) заставляют  нас задуматься о том, почему  это  происходит. Почему  ребенок  изначально  открытый  и  устремленный  к  добру,  взрослея, постепенно  приобретает асоциальный тип  поведения.  Дефицит  таких  понятий, как милосердие, доброта, уважение  друг к другу в  нашем  обществе  все  чаще приводит к равнодушному  отношению к судьбе  ребёнка.

        Основную  роль в приобщении подростков  и детей  к  алкоголю  играли  питейные традиции и обычаи. Как  часто бывает впервые знакомятся  с   алкогольными напитками дома в  дни  праздников  и  семейных  торжеств.  Остальные  мотивы первого  знакомства  с  алкоголем,  курением  и  наркотиками   таковы:   «из любопытства», «за компанию с друзьями», «случайно», «от нечего делать».

       Для  организации и проведения профилактической  работы среди детей  и  подростков, для  оперативной  корректировки  и  оценки   ее   эффективности   необходимо постоянно отслеживать ситуацию, т. е. социальный педагог, школьный  психолог  должны  проводить мониторинг факторов риска на местах.

      Очень часто  причины девиантного поведения  несовершеннолетних  кроются в  семье. Семья является одним из  важнейших институтов  ранней  социализации. В семье  ребенок  усваивает  наиболее  фундаментальные,  базисные  ценности, нормы,  поведенческие  стереотипы,  формируется  эмоциональная   сфера   его психики. Дефекты  раннего семейного воспитания  очень трудно исправимы.

      Работа  с семьей  сложный процесс и  требует особых знаний и умений  для того, чтобы найти тот индивидуальный  подход, который требуется конкретной, отдельной семье. Воспитательная  функция семьи во многих семьях  нарушена, значимость семьи  пошатнулась.  Отношения  детей  и  родителей  сведены  до минимума. 

       Образ  жизни семьи во многом связан  с её материальным  положением,  но, даже имея хороший  материальный  достаток, многие семьи  переживают  духовный кризис в отношениях, как  между супругами, так  и  в  отношениях  с  детьми. Уровень  общения  переходит  на  узко  ориентированный  (еда,  одежда,  дом), деградирует культура общения  в семье. Чаще всего проблемы  с детьми бывают  в семьях, где  господствует  авторитарный  стиль  воспитания  или  наоборот  - попустительский, где наблюдается эмоциональная  отверженность  ребенка  либо  гиперопека. Негативно сказывается, когда на ребенка вешают ярлыки:  ''жертва судьбы'',  ''несчастный'',  ''невыносимый''  или  ''самый  лучший''.  Особое внимание  следует  обращать  на   семьи,   где   у   родителей   наблюдается тревожность,  раздражительность,  эмоциональная  неустойчивость   или   если родители (или один из них) – «холодные рационалисты».

      Часто родители  не ищут помощи у психологов  и  педагогов,  считая  свою  семью вполне благополучной. Для  них правонарушение, совершённое  их  ребенком - полная  неожиданность,  событие,  не  имеющее  причин.  Они  могут  видеть причину  во влиянии улицы, школы, но очень  редко  в  ошибках собственного   воспитания.  Необходимо  отметить,  что  каждая  семья  является  уникальной системой, и проявление вышеперечисленных признаков может  быть  различным  и многовариантным.

      Ребёнку  нужно тепло, человеческое  участие,  это  ничем  не  заменишь. Дело  не  столько  в  материальном  благосостоянии  родителей  и  их  высоком положении в обществе, сколько в том, как они воспитывают  своих  детей.  Там, где  детям  с  раннего  возраста  прививаются  навыки  самостоятельности   и  ответственности, где дети лишаются  возможности злоупотреблять  заработанными  их родителями средствами, где  есть теплота и внимание,  там  дети  вырастают нормальными.

      Одной из  ведущих форм воспитательно-профилактической  работы  является организация  совместной деятельности учащихся, учителей и  родителей.  Школа, как мощный институт социализации  несовершеннолетних, является центром  и правовой культуры, и социализации  подростков. Сотрудничество школы  с семьей, изучение  семьи,  необходимо,  прежде всего,  потому,  что  личность  матери  и  личность   отца,   их   характер, темперамент,   индивидуальные   особенности,   качество    их    супружеских  взаимоотношений, повседневное поведение  в  быту,  степень  их  культурности, образованности являются решающим  фактором воспитания детей.

       Достижение  успеха в профилактике и преодолении  раннего  формирования зависимостей  возможно  только  при  координации   работы   всех   структур, работающих  с  подростками:  правоохранительных,   психолого-педагогических, социологических, медицинских.   Результаты опроса  показывают,  что страх  наказания  не способен удержать  подростков  от  употребления  алкоголя, табака и  наркотиков,  а объяснение последствий их злоупотреблением, и здоровый образ жизни помогает не вступать в число употребляющих ПАВ. На вопрос  анкеты  «Если  бы  Вы знали о  вреде  алкоголя, табака и о степени зависимости  от их употребления,  стали  ли  бы  Вы  их  принимать?» большинство опрашиваемых  (96,7%!)  ответили  отрицательно.  Малая или дружеская группа может также является фактором  асоциального поведения детей и  подростков,  если  присутствуют  асоциальные  элементы  в системе норм, ценностей,  которыми  руководствуются  члены  группы  в  своем поведении; если  во  взаимоотношениях  в  группе  господствует  авторитарный стиль,  проявляется  насилие;  если  в  группе  распространена  антишкольная субкультура.

       Для  предупреждения алкоголизации и наркомании среди подростков в сферу  деятельности  социального педагога  входит  выявление  групп  риска,  анализ  кризисных  ситуаций   в подростковой  среде  и  предложения   по   социально   приемлемым   способам разрешения этих ситуаций.

      Важное значение имеет и подготовка  учителей  для  работы  с  трудными детьми.    

 

    1. Работа с обучающимися «группы риска», профилактика и коррекция девиантного поведения.

 

      Содержанием профилактической работы является раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения учащихся; обеспечение профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками, состоящими на различных видах учета («группа риска», ВШК, ОДН); организация превентивно- профилактической работы с учащимися « группы риска»; способствование пропаганде здорового образа жизни;  повышение уровня правовой грамотности учащихся и их родителей с целью профилактики девиантного поведения; 

           В своей работе использую индивидуальный  подход к учащимся, оказавшимся  в трудной жизненной ситуации. Индивидуальный подход в воспитании  предполагает организацию педагогических  воздействий с учетом особенностей  и уровня воспитанности ребенка, а также условий его жизнедеятельности. Зачастую необходима коррекционная  работа с такими детьми. Коррекционные мероприятия использую как индивидуально, так и в работе с группой.

          Я провожу изучение контингента  подростков и их семей, начиная  с младших классов, выделяя учащихся  и подростков, оказавшихся в трудной  жизненной ситуации. Поддерживаю  тесную связь с родителями, классными  руководителями, учителями-предметниками, медицинским работником школы,  психологом, администрацией школы  и комиссией по делам несовершеннолетних  ГОВД.

         В течение года  совместно с  классными руководителями выявляются дети из неблагополучных семей. Проводятся  рейды в семьи всех учащихся, состоящих на внутришкольном контроле, в семьи детей «группы риска»,  неоднократно посещаются  неблагополучные семьи.  С родителями и детьми во время рейда  проводятся профилактические беседы инспектором ОДН, социальным педагогом.

          Работа проводится, как с учащимися, так и с семьями, находящимися в социально опасном положении.  На начало 2009-2010 учебного года в школе на контроле состояло 19 семей социального риска, к концу года с 2-х семей с улучшением условий проживания и содержания несовершеннолетних был снят статус неблагополучных. Проводятся беседы с родителями о недопущении асоциального образа жизни, о необходимости улучшать условия проживания детей, устраиваться на работу для постоянного источника дохода, но к сожалению беседы и посещения не всегда  приносят положительный результат.

Информация о работе Девиантное поведение. Диагностика, профилактика, коррекция