Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 09:25, контрольная работа
Вот почему социальные отклонения могут иметь для общества различные значения. Позитивные служат средством прогрессивного развития системы, повышения уровня ее организованности, преодоления устаревших, консервативных или реакционных стандартов поведения. Это – социальное творчество: научное, техническое, художественное, общественно-политическое.
Негативные – дисфункциональны, дезорганизуют систему, подрывая подчас ее основы. Это – социальная патология: преступность, алкоголизм, наркомания, проституция, суицид.
Цель данной работы рассмотреть понятие, типы и диагностику девиантного поведения у детей и подростков.
Введение
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов.
Объяснить причины, условия
и факторы, детерминирующие это
социальное явление, стало насущной
задачей. Ее рассмотрение предполагает
поиск ответов на ряд фундаментальных
вопросов, среди которых вопросы
о сущности категории «норма» (социальная
норма) и об отклонениях от нее. В
стабильно функционирующем и
устойчиво развивающемся
Под отклоняющимся поведением понимаются:
1) поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам);
2) социальное явление,
выраженное в массовых формах
человеческой деятельности, не соответствующих
официально установленным или
фактически сложившимся в
В первом значении девиантное
поведение преимущественно
Исходным для понимания
отклонений служит понятие «норма».
В теории организации сложилось единое
– для естественных и общественных наук
– понимание нормы как предела, меры допустимого
(в целях сохранения и изменения системы).
Для физических и биологических систем
– это допустимые пределы структурных
и функциональных изменений, при которых
обеспечивается сохранность объекта и
не возникает препятствий для его развития.
Это – естественная (адаптивная) норма,
отражающая объективные закономерности
сохранения и изменения системы.
Социальная норма определяет исторически
сложившийся в конкретном обществе предел,
меру, интервал допустимого (дозволенного
или обязательного) поведения, деятельности
людей, социальных групп, социальных организаций.
В отличии от естественных норм физических
и биологических процессов социальные
нормы складываются как результат адекватного
или искаженного отражения в сознании
и поступках людей объективных закономерностей
функционирования общества. Поэтому они
либо соответствуют законам общественного
развития, являясь «естественными», либо
недостаточно адекватны им, а то и вступают
в противоречие из-за искаженного – классово
ограниченного, религиозного, субъективистского,
мифологизированного – отражения объективных
закономерностей. В таком случае аномальной
становится «норма», «нормальны» же отклонения
от нее.
Вот почему социальные отклонения могут иметь для общества различные значения. Позитивные служат средством прогрессивного развития системы, повышения уровня ее организованности, преодоления устаревших, консервативных или реакционных стандартов поведения. Это – социальное творчество: научное, техническое, художественное, общественно-политическое.
Негативные – дисфункциональны, дезорганизуют систему, подрывая подчас ее основы. Это – социальная патология: преступность, алкоголизм, наркомания, проституция, суицид.
Цель данной работы рассмотреть
понятие, типы и диагностику девиантного
поведения у детей и
Поведение некоторых
детей и подростков обращает на себя
внимание нарушением норм, несоответствием
получаемым советам и рекомендациям,
отличается от поведения тех, кто
укладывается в нормативные требования
семьи, школы и общества. Это поведение,
характеризующееся отклонением
от принятых нравственных, а в некоторых
случаях и правовых норм называют
девиантным. Оно включает антидисциплинарные,
антисоциальные, делинквентные противоправные
и аутоагрессивные (суицидальные и
самоповреждающие) поступки. Они по
своему происхождению могут быть
обусловлены различными отклонениями
в развитии личности и ее реагирования.
Чаще это поведение - реакции детей
и подростков на трудные обстоятельства
жизни. Оно находится на грани
нормы и болезни и потому должно
оцениваться не только педагогом, но
и врачом. Возможность появления
отклонений в поведении связана
также с особенностями
Оценивая свое тело, подросток констатирует свое физическое превосходство, норму или неполноценность и делает вывод о своей социальной ценности. Понимание своего тела - это преломление в сознании собственных способностей, а также восприятия и оценок окружающих. Может возникнуть пассивное отношение к физической слабости, либо желание компенсировать свои недостатки в другой сфере, либо попытаться их исправить, быстрый рост во время полового созревания приводит к изменению скелета. Запаздывание формирования нервно-мышечного аппарата при этом может нарушить координацию движений, что проявится в неуклюжести. Намеки или упреки окружающих, но поводу внешности или неловкости, вызывают бурные аффекты, искажают поведение. Акселерированные рослые мальчики убеждены в своей мужественности и силе. Они могут не бороться за уважение окружающих. Их уверенности в себе способствует и то, что их воспринимают как толковых. В связи этим они держатся более естественно, послушнее и требуют к себе меньше внимания. Отстающие в развитии, худые и низкорослые мальчики окружающим представляются маленькими, незрелыми и неприспособленными. Они испытывают потребность в опеке, проявляют мятежность. Чтобы изменить неблагоприятное впечатление о себе, они вынуждены постоянно проявлять изобретательность, предприимчивость, «храбрость», находиться на виду, и своими «достижениями» доказывать свою полезность и даже незаменимость в группе, к которой принадлежат. Такая активность приводит к трудностям общения и эмоциональному напряжению, которые создают условия для девиантного поведения [2, с. 133].
Половое созревание
также влияет на поведение. При преждевременном
половом развитии в одних случаях
возникают преимущественно
Возникновение девиантного поведения может быть обусловлено психологическими особенностями. У младших подростков отмечаются диспропорции в уровне и темпах развития личности. Появляющееся чувство взрослости приводит к завышенному уровню притязаний, Эмоциональность становится неустойчивой, отличается резкими колебаниями настроения, быстрыми переходами от экзальтации к сниженному настроению. При столкновении подростка с непониманием его стремлений к самостоятельности, а также в ответ на критику физических способностей или внешних данных возникают вспышки аффекта. Наиболее неустойчивое настроение отмечается в 11-13 лет у мальчиков и в 13-15 лет у девочек. На этот же возраст приходится наиболее выраженное упрямство. Старших подростков волнует право на самостоятельность, они ищут свое место в жизни. Происходит дифференциация способностей, интересов, вырабатывается мировоззрение, определяется психосексуальная ориентация. Однако целеустремленность и настойчивость в этом возрасте все еще уживаются с импульсивностью и неустойчивостью. Чрезмерная самоуверенность и категоричность сочетаются с чувствительностью и неуверенностью в своих силах. Стремление к широким контактам уживается с желанием быть в одиночестве, бесцеремонность со стеснительностью, романтизм с прагматизмом и цинизмом, потребность в нежности с садизмом.
Развитие личности
подростка происходит под влиянием
культуры и общества, воспитавших
его, связано с социально-
В течение жизни подростка происходит расширение диапазона социальных ролей: ученика, участника самодеятельности, члена спортивной команды и т.д. Однако их освоение происходит с трудом, что может привести к большому эмоциональному напряжению и нарушению поведения.
Среди поведенческих нарушений могут быть следующие:
- гиперкинетическое расстройство поведения. Оно характеризуется недостаточной настойчивостью в деятельности, требующей умственного напряжения, тенденцией переходить от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них, наряду со слабо регулируемой и чрезмерной активностью. С этим могут сочетаться безрассудность, импульсивность, склонность попадать в несчастные случаи, получать дисциплинарные взыскания из-за необдуманного или вызывающего нарушения правил. Во взаимоотношениях со взрослыми не чувствуют дистанции, дети их не любят, отказываются с ними играть. Может быть также расстройство поведения и заниженная самооценка;
- расстройство
поведения, ограничивающееся
- несоциализированное расстройство поведения. Характеризуется сочетанием упорного антисоциального или агрессивного поведения с нарушением социальных норм и со значительными нарушениями взаимоотношений с другими детьми. Оно отличается отсутствием продуктивного общения со сверстниками и проявляется в изоляции от них, отвержении ими или непопулярности, а также в отсутствии друзей или эмпатических взаимных связей с ровесниками. По отношению к взрослым проявляют несогласие, жестокость и негодование, реже взаимоотношения хорошие, но без должной доверительности. Могут быть сопутствующие эмоциональные расстройства. Обычно ребенок или подросток одинок. Типичное поведение включает драчливость, хулиганство, вымогательство или нападение с насилием и жестокостью, непослушание, грубость, индивидуализм и сопротивление авторитетам, тяжелые вспышки гнева и неконтролируемой ярости, разрушительные действия, поджоги;
- социализированное расстройство поведения. Оно отличается тем, что стойкое асоциальное (воровство, лживость, прогулы школы, уходы из дома, вымогательство, грубость и т.д.) или агрессивное поведение возникает у общительных детей и подростков. Часто они входят в группу асоциальных сверстников, но могут быть и в составе неделинквентной компании. С взрослыми, представляющими власть, отношения плохие;
- смешанные,
поведенческие и эмоциональные
расстройства сочетание стойко
агрессивного асоциального или
вызывающего поведения с
- делинквентное поведение. Подразумеваются проступки, мелкие провинности, не достигающие степени криминала, наказуемого в судебном порядке. Оно проявляется в форме прогулов классных занятий, общения с антисоциальными компаниями, хулиганства, издевательство над маленькими и слабыми, вымогания денег, угона с велосипедов и мотоциклов. Нередко встречаются мошенничество, спекуляция, домашние кражи. Причины социальные - недостатки воспитания. У 30 % - 80 % делинквентных детей - неполная семья, 70 % подростков - с серьезными нарушениями характера, 66 % - акцентуанты. Среди больничных пациентов без психоза 40 % с делинквентным поведением. У половины из них оно сочеталось с психопатией. Побеги из дому и бродяжничество в трети случаев сочетается с делинквентностью. Четверть госпитализированных - с побегами [5, с. 193].
Первые побеги происходят в страхе наказания или как реакция протеста, а затем превращаются в условно-рефлекторный стереотип. Побеги возникают:
- как следствие недостаточного надзора;
- в целях развлечения;
- как реакция
протеста на чрезмерные
- как реакция на недостаточное внимание со стороны близких;
- как реакция тревоги и страха на наказания;
- вследствие фантазерства и мечтательности;
- чтобы избавиться
от опеки родителей или
- как следствие
жестокого обращения со
- как немотивированная тяга к перемене обстановки, которой предшествует скука, тоска;
- ранняя алкоголизация и наркотизация (аддиктивное поведение). Это подростковый эквивалент бытового пьянства взрослых и начала наркомании. В половине случаев алкоголизация и наркотизация начинаются в подростковом возрасте. Среди делинквентных подростков более трети злоупотребляют алкоголем и знакомы с наркотиками. Мотивы употребления - быть своим в компании, любопытство, желание стать взрослым или изменить свое психическое состояние. В дальнейшем выпивают, принимают наркотики для веселого настроения, для большей раскованности, самоуверенности и т.п. Об аддиктивном поведении можно судить сначала по появлению психической (желанию пережить подъем, забвение) зависимости, а потом и физической зависимости (когда организм не может функционировать без алкоголя или наркотика). Появление групповой психической зависимости (стремления напиваться при каждой встрече) - угрожающий предшественник алкоголизма. Стремление подростка найти повод для выпивки или наркотизации, постоянный поиск спиртсодержащих напитков или наркотиков, уже - ранний признак алкоголизма, а в других случаях зависимости от наркотика;