Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 20:20, курсовая работа
Девиантные проявления не являются уникальными и новыми, однако их исследование становится особенно актуальным в настоящее время, в переломный период развития нашего общества. В современном обществе взаимодействие личности, семьи и социума осуществляется в условиях качественного преобразования общественных отношений, которые вызывают не только позитивные, но и негативные изменения в различных сферах социальной жизни. Различные трудности, возникающие в процессе адаптации представителей тех или иных социальных групп к рыночной экономике, порождают деформацию межличностных связей, разобщение поколений, утрату традиций.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I Теоретико – методологическое основания изучения девиантного поведения
Сущность понятий «норма» и «девиантное поведение»………………..5
Формы девиантного поведения и их особенности……………………....9
Глава II Особенности девиантного поведения подростков
2.1 Социально – психологические особенности подростков как социально-демографической группы ………………………………………………..16
2.2 Причины девиантного поведения подростков……………………………..22
Заключение…………………………..…………………………………………...27
Список используемых источников……………………………………………..30
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра управление персоналом и психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Психологические основы
молодежью»
по теме «Девиантное поведение подростков»
Выполнил: студент 11 группы
специальности организация
работы с молодежью
Фомин И.П.
Проверил: к.и.н., доцент
Колаев Н.Н.
Минск– 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I Теоретико – методологическое основания изучения девиантного поведения
Глава II Особенности девиантного поведения подростков
2.1 Социально – психологические особенности подростков как социально-демографической группы ………………………………………………..16
2.2 Причины девиантного поведения подростков……………………………..22
Заключение…………………………..……………………
Список используемых источников……………………………………………..
Введение
Девиантные проявления не являются уникальными и новыми, однако их исследование становится особенно актуальным в настоящее время, в переломный период развития нашего общества. В современном обществе взаимодействие личности, семьи и социума осуществляется в условиях качественного преобразования общественных отношений, которые вызывают не только позитивные, но и негативные изменения в различных сферах социальной жизни. Различные трудности, возникающие в процессе адаптации представителей тех или иных социальных групп к рыночной экономике, порождают деформацию межличностных связей, разобщение поколений, утрату традиций.
В последние годы в России возросла численность подростков, для которых цель жизни сводится к достижению материального благополучия любой ценой. Труд и учеба утратили общественную ценность и значимость, стали носить прагматический характер – больше получать благ, привилегий и меньше работать и учиться. Такая позиция подростков приобретает все более открытые и воинствующие формы, порождая новую волну потребительства, часто провоцирующую поведенческие девиации. Положение с поведенческими девиациями усугубляется еще больше экономической ситуацией в стране. В последние годы в России значительно возрос уровень подростковой преступности в сфере социально – экономических отношений, где объектом преступления является право собственности, имеющее исключительное значение в жизнедеятельности граждан, общества, государства. Для многих подростков характерна ориентация на личное материальное благополучие, на действие по его обеспечению, на жизнь по принципу «как хочется», на самоутверждение любой ценой и любыми средствами. В этих случаях ими руководит не корысть и стремление удовлетворить свои потребности преступным путем, а привлекает сам процесс совершения преступления, участия ради компании, чтобы не прослыть трусом и т.п.
Девиантное поведение подростков – распространенный феномен, сопровождающий процесс социализации и зрелости, который возрастает на протяжении подросткового периода и снижается после 18 лет. Девиантное поведение осознается не каждым подростком, возможность противостоять негативным влияниям окружения формируется у них уже после 18-летия.
Проблема девиантного
поведения широко освещена в зарубежной
и отечественной
Глава I Теоретико – методологические основания изучения девиантного поведения
1.1 Сущность понятий «норма» и «девиантное поведение»
В обществе с момента его возникновения, как во всякой целостной системе, проявляются две противоречивые тенденции – организации и дезорганизации, обусловленные постоянным вовлечением в общественную систему все новых и новых элементов. Социальные нормы являются одним из важнейших условий стабильного функционирования общественной системы. Формы поведения, которые противоречат сложившимся в обществе нормам, приводят к социальным отклонениям (девиациям).
Как зарубежные, так и
отечественные социологи
Таким образом, исследуя девиантное поведение, необходимо рассмотреть и определить понятие социальной нормы и его сущность.
Следует обратить внимание на двоякое определение понятия «норма». Согласно первому его употреблению норма – абстрактно сформулированное правило, предписание. Известно, однако, что понятием «норма» обозначают и ту совокупность признаков процесса, которые служат его преимущественной характеристикой. В реальной действительности существуют обычные отношения между членами общества. Эти отношения и подпадают под понятие объективной (реальной) нормы в поведении людей. Совокупность актов действия, характеризующаяся высокой степенью однородности и повторяемости, и есть объективная социальная норма.
Объективная социальная норма – это характеристика существующих явлений или процессов (актов поведения), поэтому установить ее наличие и содержание можно, проанализировав социальную действительность. Содержание социальных норм выводится из реального поведения индивидов и социальных групп. Именно здесь воспроизводятся социальные нормы, проявляя свое действие часто стихийно, не всегда получая отражение в сознании людей [16].
Социальные нормы существуют в виде стереотипов (стандартов поведения), как нечто подразумевающееся, воспринимаются в качестве таковых и воспроизводятся в поведении без их обязательной сознательной оценки. Социальные нормы, упорядочивая поведение людей, регулируют самые разнообразные виды общественных отношений.
С точки зрения субъекта формирования норм их разделяют на официально установленные и фактически сложившиеся нормы. Официально установленные – это те нормы, которые создаются законодателями либо другими уполномоченными на то лицами. Фактически сложившиеся нормы – это те правила, которые возникли стихийно либо в процессе исторического развития общностей, либо под воздействием какого-либо стечения обстоятельств (обычаи, традиции, нормы морали, нормы этикета).
Под влиянием жизненных обстоятельств возникают нормы временного действия. Они, впрочем, могут закрепиться в нравах людей, если неблагоприятные обстоятельства перманентно повторяются. К нормам, появившимся как следствие обстоятельств, относятся, например, так называемые «возникающие нормы», которые формируются в ходе взаимодействия индивидов в толпе. Это сиюминутные нормы поведения, действующие лишь до тех пор, пока толпа не рассеется или не получит импульс к трансформации, т.е. к новому образу действий и норм.
Кроме социальной нормы, в характеристике девиантного поведения выделяется также психическая норма поведения, под которой специалисты понимают такое состояние психики, при котором личность полностью отдает себе отчет в своих действиях и поступках.
Социальная норма определяет
исторически сложившийся в
Вот почему социальные отклонения могут иметь для общества различные значения. Позитивные служат средством прогрессивного развития системы, повышения уровня ее организованности, преодоления устаревших, консервативных или реакционных стандартов поведения. Это – социальное творчество: научное, техническое, художественное, общественно-политическое. Негативные – дисфункциональны, дезорганизуют систему, подрывая подчас ее основы. Это – социальная патология: преступность, алкоголизм, наркомания, проституция, суицид.
Первым в России ввел в употребление термин «девиантное поведение», который в настоящее время употребляется наравне с термином «отклоняющееся поведение», Я.И. Гилинский. Он пишет, что «под отклоняющимся поведением понимается поступок, действие человека или социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам)» [5, с.72].
На данный момент среди ученых не существует единого определения девиантного поведения. Это объясняет наличие схожих по смыслу терминов: «отклоняющееся», «асоциальное», «антисоциальное», «делинквентное поведение» и другие. Понятие «девиантное поведение» трактуется в зарубежной психологии чаще всего как «отклонение от норм, принятых, фактически сложившихся и существующих в обществе» (Н. Смелзер), как «...достижение цели незаконными средствами» (В. Фоке), которое влечет за собой изоляцию, тюремное заключение и другие наказания [12, с. 32].
Под девиантным (лат. Deviatio – уклонение) поведением понимаются:
- поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам);
- социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам).
В первом значении девиантное
поведение преимущественно
Особенностями девиантного поведения являются:
- его относительность (то, что для одной группы является девиацией, для другой – норма; например, интимные отношения в семье – норма, в трудовом коллективе – девиация);
- исторический характер (то, что считалось девиацией прежде, теперь – норма, и наоборот; например, частное предпринимательство в советское время и в наши дни);
- амбивалентность (девиация бывает положительной (героизм) и отрицательной (лень)) [12].
Негативные последствия девиации очевидны. Если отдельные индивиды не в состоянии выполнять те или иные социальные нормы или считают их выполнение необязательным для себя, то их действия наносят обществу урон (приносят вред другим людям, искажают и даже прерывают значимые социальные связи и отношения, вносят разлад в жизнь группы или общества в целом).
Исследователи также называют и социально значимые функции девиантного поведения:
- оно способно усиливать подчинение нормам (наказание или даже простое общественное порицание, последовавшее за нарушением, является фактором, заставляющим большинство людей стремиться к нормативному поведению);
- девиация позволяет точнее определить критерии (границы) нормы (что хорошо – что плохо, что можно – чего нельзя) и вооружить ими других людей (именно поэтому в старину устраивали публичные наказания, а в наши дни показывают по телевизору передачи типа «Человек и закон»);
- девиация способствует усилению сплоченности группы, стремящейся защитить себя от девиантов (людей, склонных к патологическому или просто иному от принятого в данной группе поведению) (мы объединяемся по критерию «наши – не наши», подразумевая под этим соответствие или несоответствие человека признаваемым нами нормам);
- девиация – фактор социальных изменений (во-первых, потому, что отклонение от нормы – это сигнал о неблагополучии в обществе, которое следует устранить; во-вторых, потому, что указывает на произошедшие в обществе изменения и необходимость пересмотра устаревших норм) [12].
Наиболее социально опасной формой девиации является преступное поведение, которое в социологии называют делинквентным. Важнейшей особенностью делинквентного поведения является то, что в отличие от девиантного оно является абсолютным (то есть недопустимым во всех социальных группах общества).
1.2 Формы девиантного поведения и их особенности
По критерию социальной направленности можно выделить негативные и позитивные формы девиантного поведения. К негативным относятся преступность, алкоголизм, наркомания, самоубийства и др. Позитивные формы связаны с творческой активностью индивида (гениальность и т.д.).
Преступность. Социологические исследования преступности и ее причин берут начало в работах русского статистика К.Ф. Германа. Мощный толчок развитию социологии преступности дала работа «Социальная физика» (1835) франко – бельгийского ученого Л.А. Кетле, который, опираясь на статистический анализ, пришел к выводу о том, что всякий социальный строй предполагает определенное количество преступлений и определенный порядок, обусловленные его организацией.
Изучение проблем преступности выявляет большое количество факторов, воздействующих на ее динамику: социальное положение, род занятий, образование, нищета как самостоятельный фактор, деклассирование, т. е. разрушение или ослабление связей между индивидом и социальной группой. В 30-е гг. исследования, проведенные представителями Чикагской школы социологии, обнаружили влияние внутригородских различий на уровень преступности. Самыми преступными оказались районы, характеризуемые высокой степенью социальной дезорганизации. До сих пор остается дискуссионной проблема соотношения биологического и социального в формировании преступного поведения [15].
Как отмечают исследователи, основные качественные показатели роста преступности в России приближаются к общемировым. Причем на состояние преступности большое влияние оказывает переход к рыночным отношениям, характеризуемым появлением таких феноменов, как конкуренция, безработица, инфляция. Специалисты отмечают, что уже заметны процессы, говорящие об «индустриализации» девиантности. Хотя сейчас регистрируемый уровень преступности у нас ниже, чем в индустриальных странах, очень высок темп прироста преступлений. В этой связи нужно учитывать, что преступность имеет порог количественного и качественного насыщения, за которым она из криминологической, правоохранительной проблемы превращается в проблему политическую.