Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 20:20, курсовая работа
Девиантные проявления не являются уникальными и новыми, однако их исследование становится особенно актуальным в настоящее время, в переломный период развития нашего общества. В современном обществе взаимодействие личности, семьи и социума осуществляется в условиях качественного преобразования общественных отношений, которые вызывают не только позитивные, но и негативные изменения в различных сферах социальной жизни. Различные трудности, возникающие в процессе адаптации представителей тех или иных социальных групп к рыночной экономике, порождают деформацию межличностных связей, разобщение поколений, утрату традиций.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I Теоретико – методологическое основания изучения девиантного поведения
Сущность понятий «норма» и «девиантное поведение»………………..5
Формы девиантного поведения и их особенности……………………....9
Глава II Особенности девиантного поведения подростков
2.1 Социально – психологические особенности подростков как социально-демографической группы ………………………………………………..16
2.2 Причины девиантного поведения подростков……………………………..22
Заключение…………………………..…………………………………………...27
Список используемых источников……………………………………………..30
Ученые единодушно отмечают огромное влияние на формирование отклоняющегося поведения детей и подростков семьи и семейных отношений. Безнадзорность, попустительство со стороны родителей, ослабление социального контроля являются внешними условиями, допускающими возможность бесконтрольного поведения, которое переходит во внутреннюю неспособность личности к самоограничению.
Современные исследования показывают сложность отношений между подростком и взрослыми. Отчуждение между подростком и родителями, которое выражается в ссорах, отдалении подростка от семьи является фактором риска возникновения психических нарушений и поведенческих отклонений, одним из пусковых механизмов делинквентности.
Девиантная реакция возникает
у подростка, если в семье конфликтная
обстановка. Эта реакция направлена
против родителей, которые, по мнению подростка,
виноваты перед ним. Протестные формы
поведения возникают у
Причинами отклонений в поведении подростков являются и реалии настоящего периода в жизни общества. Подростки остро переживают социальное расслоение, невозможность для многих получить желаемое образование, жить в достатке. В последние годы у несовершеннолетних в течение полугода или года изменяются ценностные ориентации. Отвержение базовых социальных ценностей является первопричиной девиантного поведения. Морально – психологический «сдвиг» выражается у подростков в асоциальном поведении и может сопровождаться правонарушениями наркотической и алкогольной зависимостью, серьезными нервно – психическими расстройствами.
Таким образом, девиантное
поведение предстает как
Заключение
Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема девиантного поведения. Девиантное поведение – это поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам; следствие неудачного процесса социализации личности: в результате нарушения процессов идентификации и индивидуализации человека, такой индивид легко впадает в состояние «социальной дезорганизации», когда культурные нормы, ценности и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу.
Отклонения от социальных норм, несмотря на большое разнообразие, имеют некоторые общие причины, поддерживающие их существование, а подчас ведущие к их росту и распространенности. По своей сути они сводятся к объективным и субъективным противоречиям общественного развития, которые нарушают взаимодействие личности с социальной средой. Общей закономерностью отклоняющегося поведения служит факт относительно устойчивой взаимосвязи между различными формами девиаций. Эти связи могут быть как прямыми (алкоголизм и хулиганство), так и обратными (убийство и самоубийство). Существует и зависимость всех форм проявления девиации от экономических, социальных, культурных и других факторов. Особую остроту эта проблема приобретает в переходном обществе, где все сферы общественной жизни претерпевают серьезные изменения и происходит девальвация прежних норм поведения. По этой причине крайне важным для общественной системы в переходный период является социальный контроль над деятельностью отдельных личностей и социальных групп, слоев и т.п.
Проблема девиантного поведения детей и подростков является сложной социальной реальностью, требующей координации усилий теоретиков и практиков. В настоящее время взаимодействие личности, семьи и социума осуществляется в условиях качественного преобразования общественных отношений, деформации межличностных связей, разнообразия поколений, утраты многих традиций. Нестабильность ситуации в обществе, отторжение значительного количества населения от общественно значимых форм деятельности обуславливает значительный рост социальных девиаций, особенно среди несовершеннолетних.
К девиантному поведению подростков относятся различные действия агрессивного, антисоциального характера, правонарушения, а также типично подростковые реакции, такие как побег из дома. Последние формы обычно не носят патологический характер и должны с взрослением исчезать.
Появление нарушений поведения подростков зависит от взаимодействия многих факторов. Эти факторы рассматриваются по трём осям: социально – психологической, клинико – психопатологической и личностно-динамической. Остается спорным вопрос о том, как взаимодействуют разного рода факторы, определяя нарушенное поведение. Обычно выделяется три типа причин: социальные, личностно – психологические и биологические. Недостаточно изученной является роль наследственности, хотя примеры девиантного поведения приёмных детей, воспитывающихся с раннего возраста в благополучных семьях, достаточно показательны. Ведущими признаны личностные особенности подростков, которые складываются под влиянием среды. Не существует какой-либо конкретной черты, предопределяющей девиации в поведении, но есть комплекс черт, который может привести к поведенческому отклонению. Обычно он включает в себя такие качества, как тревожность, заниженная самооценка и другие. Сам подростковый возраст является предпосылкой возникновения девиантного поведения. Процесс физического и психического развития вызывает изменения эмоционально-ценностного отношения к себе и появления недовольства собой и окружающими. Подростки, демонстрируя самоуверенность, черствость и развязанное поведение, часто испытывают робость, застенчивость и повышенную чувствительность.
Характер девиантного поведения подростка зависит от того, как он реагирует на возникающие трудности: путем созидательных или разрушительных действий, каким образом общество стимулирует социально-инновационные, созидательные действия личности или же наоборот, не стимулирует их. Необходимо отметить все возрастающую роль средств массовой информации, как одного из социальных факторов, пропагандирующих агрессивные формы поведения.
Отклоняющееся: агрессивное
или замкнутое поведение
Учителя и даже родители нередко сами провоцируют агрессивное поведение подростков и закрепляют его своей реакцией. Самыми распространенными методами борьбы с девиациями подростка часто являются различные санкции (замечания, выговор родителям, а нередко крик), что вызывает у многих детей чувство безнадежности и раздражения из-за того, что взрослые совершенно не хотят понять его и помочь, научить справляться с собой, контролировать себя. Задача педагогов и родителей состоит именно в том, чтобы установить доверительные отношения с «трудным» подростком и способствовать его развитию, а также создать благоприятные условия для его воспитания.
Список используемых источников: