Дезадаптированность сирот в социуме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 09:43, контрольная работа

Описание работы

Я попытаюсь в данной контрольной работе раскрыть причины неадаптированности у социально незащищенных групп детей: детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-сирот, т.к. в основном, социальная адаптация у детей, воспитывающихся в обычных условиях проходит мягче, потому что большую роль играет семья. А также проблемы адаптации детей в МДОУ, т.к. эта тема для меня актуальна.

Содержание работы

1. Введение.
2. Понятие социальной адаптации.
3. Дезадаптированность сирот в социуме.
4. Дезадаптированность детей с ограниченными возможностями.
5. Проблемы адаптации детей в МДОУ.
6. Заключение.
7. Литература.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 73.00 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ 
РАЗДЕЛ 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ШКОЛЬНОЙ 
ДЕЗАДАПТАЦИИ 
Историко-теоретические проблемы социальной дезадаптации 
Проблема социальной дезадаптации детей-сирот на современном этапе 
Психологические особенности детской дезадаптации 
ВЫВОДЫ К 1 РАЗДЕЛУ 
РАЗДЕЛ 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ 
ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, 
ОСТАВШИХСЯ БЕЗ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОПЕЧЕНИЯ 
2.1. Предмет школьной дезадаптации 
2.2. Факторы школьной дезадаптации детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения 
2.3. Психологические аспекты школьной дезадаптации 
ВЫВОДЫ КО 2 РАЗДЕЛУ 
ВЫВОДЫ 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

План.  

 

1. Введение.

2. Понятие социальной  адаптации.

3. Дезадаптированность сирот  в социуме.

4. Дезадаптированность детей  с ограниченными возможностями.

5. Проблемы адаптации  детей в МДОУ.

6. Заключение.

7. Литература.

Введение.

 

Проблема адаптации  детей актуальна на данном этапе  развития современного общества. Она  многогранна и рассматривается  в литературных источниках с медицинской, психологической и социальной точек зрения. Вопросы связанные с адаптацией, изучаются в различных аспектах: определение феномена социальной адаптации, анализ основных сторон социальной адаптации. В литературе ряд авторов, рассматривая проблему адаптации, дает ей неоднозначное толкование. Разделяя или наоборот отождествляя с понятием социализация.

Я попытаюсь в данной контрольной  работе раскрыть причины неадаптированности у социально незащищенных групп  детей: детей с ограниченными  возможностями здоровья и детей-сирот, т.к. в основном, социальная адаптация у детей, воспитывающихся в обычных условиях проходит мягче, потому что большую роль играет семья. А также проблемы адаптации детей в МДОУ, т.к. эта тема  для меня актуальна.

1. Понятие социальной  адаптации.

 

Социально-психическая дезадаптированность личности выражается в неспособности адаптации личности к собственным потребностям и притязаниям. Под социальной неадаптированностью (дезадапатацией)  Д. В. Рязанов понимает состояние затруднения человека при интеграции в социум и его неудовлетворенность своим положением. Неадаптированность, по его мнению, проявляется в самых разнообразных формах.[1] Формы дезадаптации как процесса, ведущего не к разрешению проблемной ситуации, а к ее усугублению, к усилению трудностей и тех неприятных ситуаций, которые она вызывает, можно представить в виде факторов, классифицируемых в зависимости от рассматриваемого уровня проявления. С учетом иерархического подхода к изучению процессов дезадаптации выделяются следующие уровни:

1. психосоматический;

2. когнитивно-эмоциональный;

3. клинических  синдромов поведения и патология  стилей жизни[2].

Дезадаптация рассматривается нами как состояние затруднения  человека при интеграции в социум, сопровождающееся личностными расстройствами в виде нарушения личностных процессов.

Проблема социальной адаптации  является предметом исследования во многих областях знания, и каждая наука подходит к ее изучению со своих позиций, что обуславливает многообразие представлений о сущности этого процесса. В самом общем виде под социальной адаптацией понимается взаимодействие личности или группы с социальной         средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников. В настоящее время существует множество подходов к анализу данного понятия, однако наиболее распространенно выделение трех видов адаптации:

1. через приспособление к существующим обстоятельствам путем врастания в среду и изменением себя;

2. через преобразование  среды;

3. адаптацию путем самоустранения  или ухода из среды.

Согласно первому преобладающему представлению адаптация есть приспособление, проявляющееся  в комфортности, согласии и уступчивости по отношению к требованиям ситуации или окружения. В этом определении существенно то, что адаптация подразумевает изменения себя, своего Я под воздействием внешних факторов. Следовательно, нужно соответствовать определенным нормам  и ценностям доминирующим в культуре. 

Адаптация путем преобразования среды заключается в модификации  или изменении окружения в  соответствии с потребностями индивида.  Данная форма адаптации часто носит вид новаторского полведения и сопровождается созданием новых способов разрешения проблемных ситуаций, в результате которых появляются новые ценности.

Третий вид адаптации  представляет собой самоустранение и ли уход из среды. Этот путь актуализируется  тогда, когда два предшествующих пути не удалось реализовать в связи с невозможностью принять ценности окружения как свои, с одной стороны, и неспособностью изменить или покорить окружающий мир с другой. Крайняя форма ухода из среды- самоубийство.

Понятие «Социализация» и  «социальная адаптация» тесно связаны, но их нельзя отождествлять. Социальная адаптация это один из механизмов социализации. Социализация раскрывает механизм социального становления человека, процесс усвоения жизненного опыта, а адаптация- активное приспособление к окружающему миру. Различая эти понятия не следует забывать, что они взаимосвязаны и тесно переплетаются.

Социальная адаптация  влияет на протекание процесса социализации, ускоряя или замедляя его. Так, успешная бесконфликтная адаптация, вхождение  человека в новый коллектив, могут способствовать скорейшей социализации. Процесс адаптации идет на протяжении всей жизни человека. От того насколько успешно он будет происходить в детском возрасте, во многом зависит дальнейшая социализация личности. 

 

2. Дезадаптированность  сирот в социуме.

 

Начну с того, что приведу данные из печати: «из 15000 выпускников детских государственных  учреждений (детей-сирот) в течение года 5000 попадают на скамью подсудимых, 3000 становятся бомжами, 1500 кончают с собой».[3] 30 % в  контакт с правоохранительными органами  вступают из-за  своего асоциального поведения, а 8% совершают уголовно наказуемые преступления, 32% - участвовали в уличных драках, оставшаяся треть – это чья жизнь сложилась относительно благополучно[4].

Дети –сироты  – проблемная группа, т.к. они лишены общения в семье, перенесли жестокое обращение, а в обычных условиях начальный адаптационный потенциал дает семья: социальный статус, воспитание, здоровье, образование и многое другое, а иногда даже психологические характеристики.

Детям приходится часто менять место жительства, отсюда следует, что у них нет чувства  дома. В 15-18 лет подростки вынуждены уходить из детского дома в неизвестность, решать проблему жилья, прописки, образования. К статусу сироты добавляется статус мигранта, а также статус чужака. Очень тяжело адаптироваться с таким первоначальным капиталом.

Обычно у  свободного ребенка есть несколько кругов общения: семья, школа(детский сад), кружки и секции, родственники, личные друзья и друзья родителей, соседи, двор и т.д. У ребенка в детском доме кругов общения, конечно, значительно меньше, дети полностью отгорожены от внешнего мира.  Дезадаптированные дети особенно устают от непрерывного общения на людях, но на практике такой возможности у них нет. 

 

Кроме характера, воспитания, здоровья на адаптацию  сирот влияет наличие родственников  и степень общения с ними. Братьев и сирот разлучают, определяя в разные учебные заведения из-за возраста, из-за необходимости лечения и т.д.

Дети часто  делают вывод, что лучшая защита, это  нападение, иногда им легче ассоциировать  себя с негативной средой. Им негде  получить психологическую поддержку в конфликтной ситуации, они тяжело адаптируются из-за замкнутости гос.учреждения, которое и является препятствием по жизни. Они практически не могут вспомнить положительные примеры судеб сирот, а также сложно объяснить, что является решающим в успешной адаптации.

Ребенок с неустойчивой психикой, не владеющий социально-бытовыми навыками, с деформированной системой ценностей и опытом общения, не может  сразу адаптироваться, не в состоянии  сразу усвоить систему требований и норм, на основе которых строиться жизнь в приюте. Ребенок- существо деятельное, и поэтому адаптация его происходит успешнее, если он с первых минут пребывания поставлен в позицию соучастника, а не просто потребителя.

Важное условие  адаптации – исключение из педагогического  обихода жестких и категоричных требований. Также нужно помочь ребенку восстановить самооценку.

Результаты  исследований показали, что ощущение сиротства сопровождает человека на протяжении всей жизни.  О причинах дезадаптированности детей-сирот можно говорить долго, но будем надеяться, что реабилитационные центры, программы разрабатываемые государством принесут пользу и ситуация изменится в лучшую сторону…

 

3. Дезадаптированность  детей с ограниченными возможностями  здоровья.

Сегодня в связи  с изменением в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к жизни.

Дети с когнитивным  нарушениями –одна из категорий  проблемных детей, не всегда имеющая  возможность интегрироваться в  общеобразовательную среду. Для  них система дополнительного образования имеет особое значение, т.к единственная возможность войти  среду нормально развивающихся детей.

Наиболее точной характеристикой этой ситуации являются слова Л.С.Выготского «о социальном вывихе» ребенка с отклонением  «Физический дефект вызывает как  бы социальный вывих, совершенно аналогичный  телесному вывиху, когда поврежденный член- рука или нога –выходит из сустава, когда грубо разрываются обычные связи и сочленения и функционирование органа сопровождается болью и восстановительным процессом… если психологический телесный недостаток означает социальный вывих, то педагогически воспитывать такого ребенка- это значит вправит его в жизнь, как вправляется вывихнутый и больной орган.»[5]

Под социально -психологической реабилитацией  мы понимаем социальную адаптацию, осуществляемую педагогическими средствами.

Для нормальной адаптации ребенка важно, чтобы  у него формировалась правильная оценка окружающих и себя, воспитать  нравственное отношение к окружающим.

Здесь необходимо решить две основные задачи: создать  условия, которое позволяет каждому ребенку с когнитивными нарушениями реализовать себя, помогут быть уверенными в себе и жить в тесном контакте с другими людьми; помочь окружающим- педагогам, членам семьи, соседям школьникам – принимать, уважать детей с когнитивными нарушениями, доброжелательно относиться к ним, ценить их возможности и способности.

Эти основные задачи можно разделять на более частные:

1. помощь в  решении проблем полноценного  социального функционирования, способствующая овладению комплексом социальных ролей, норм и правил поведения (социально-бытовая адаптация);

2. максимальное  вовлечение ребенка в социум (организация  совместной деятельности детей,  имеющих когнитивные нарушения  с нормально развивающимися сверстниками, расширение круга общение у  детей, развитие коммуникативных навыков поведения в детском коллективе);

3. формирование  и удовлетворение культурных  запросов детей с проблемами  в развитии, расширении зоны их  творческих возможностей, круга  интересов;

4. оказание эмоциональной  и психологической поддержки ребенку с когнитивными нарушениями, активизация его жизненных сил;

5. помощь в  определении возможностей и способностей  ребенка;

6. информационная  помощь;

7. изменение  негативных установок здоровых  людей по отношению к детям  с ограниченными возможностями  здоровья;

Решение вышеперечисленных  задач является необходимым для  социализации ребенка с когнитивными нарушениями.

Успешность  интеграции детей данной группы зависит  не только от характера и степени  имеющихся у них нарушений, но и от системы отношений к таким детям со стороны социального окружения, прежде всего, в той среде, в которую ребенок интегрируется. Проблема адаптации детей с когнитивными нарушениями требует разработки новых педагогических технологий.

Проблемы  адаптации детей в МДОУ.

 

Решила дописать и эту главу, т.к. она очень для меня актуальна. Моему ребенку 3 года 2 месяца. Мы решили отправить его в ДОУ, для того чтобы скорректировать минусы домашнего воспитания. Во-первых, хочу отметить, что на этот период приходится кризис 3 лет.  Конечно, малыши 2-2,5 лет легче подчиняются, а вот среди детей постарше всегда найдется свободолюбивая личность, которая не будет мириться с любыми ограничениями.  Для того чтобы адаптация в социуме у ребенка проходила менее безболезненно, необходимо ребенка отдавать в садик около 2-3 лет, а наименее благоприятный возраст для поступления в детский садик это 4 года и промежуток от 5-6 лет. В это время развитие ребенка относительно стабилизируется, и резкое изменение образа жизни, связанное с утратой постоянного общения с близкими людьми, может привести к неприятным последствиям.

Почему мы решили отдать ребенка в детский сад:

1. нет противопоказаний  врачей для посещения МДОУ;

2. для развития  самостоятельности; (для моего ребенка  это убирать за собой);

3. для развития  логического мышления, речи, художественных и музыкальных способностей (т.к. обучение в группе проходит легче);

4. для  того, чтобы он научился общаться в коллективе, взаимодействовать с другими детьми на основе договоренности, учета общих интересов (т.к. мой сын- единственный ребенок в семье, эта причина для него одна из  важных). В условиях детского сада исчезает установка «Я-МОЁ», появляется «НАШЕ- ОБЩЕЕ»

5. избавление  от эгоцентричных установок, обо  всем происходящем он судит  только со своей позиции и  отрицает все, что не отвечает его интересам.

6. а также  из-за медико-педагогических преимуществ.

Информация о работе Дезадаптированность сирот в социуме