Диагностика отклонений в поведении подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 13:48, реферат

Описание работы

Девиантное поведение – это поведение с отклонениями. Психологи рассматривают девиантность как поведение, которое находится на границе между правовым и криминальным поведением. Детей, которым свойственны отклонения поведенческих реакций, называют по-разному: недисциплинированные, педагогически либо социально запущенные, трудные дети, трудновоспитуемые, склонные к правонарушениям, девиантные подростки и пр. Эти термины наиболее часто используются как синонимы. Отклонения в поведении сказывается на окружающих, и общество ставит диагноз девиантности или деликвентности.

Файлы: 1 файл

Диагностика отклонений в поведении подростков.docx

— 24.93 Кб (Скачать файл)

Введение

Девиантное поведение – это поведение с отклонениями. Психологи рассматривают девиантность как поведение, которое находится на границе между правовым  и криминальным поведением. Детей, которым свойственны отклонения поведенческих реакций, называют по-разному: недисциплинированные, педагогически либо социально запущенные, трудные дети, трудновоспитуемые, склонные к правонарушениям, девиантные подростки и пр. Эти термины наиболее часто используются как синонимы. Отклонения в поведении сказывается на окружающих, и общество ставит диагноз девиантности или деликвентности.

 

 В психолого-педагогической литературе нет единого подхода к определению девиантности. В. Ковалев определяет девиантное поведение как отклонение от моральных норм, а деликвентность считает поведением преступным. Хевит и Дженкинс трудновоспитуемых подростков разделяют на две категории: 1) дети с социализированными формами антиобщественного поведения; 2) дети с социализированным агрессивным поведением.

 

Н. Максимова выделяет типы трудновоспитуемых в зависимости от детерминант социальной дезадаптации подростков, которые оказывают сопротивление педагогическому влиянию: 1) несформированность личностных структур, низкий уровень моральных представлений и социально принятых навыков поведения (педагогически запущенные); 2) особенности развития высшей нервной деятельности (акцентуации характера, эмоциональная нестойкость, импульсивность); 3) неумелое воспитательное влияние(ошибочная или ситуативная трудновоспитуемость); 4) функциональное новообразование личности (собственно трудновоспитуемость).

 

И. Фурманов связывает формирование негативных форм поведения у детей  со стилями семейного воспитания: эмоциональное отторжение (по типу Золушки), «гиппопротекция» (ребенок принадлежит сам себе), доминирующая гипперпротекция (слишком большое внимание родителей к детям и лишение их всякой самостоятельности).

 

В. Воробьев и Н. Коновалова  выделяют три формы, и одновременно, и три причины школьной дезадаптации: 1) «депривационная» - невозможность личности увидеть в реальной ситуации собственную психологическую проблему; 2) невротическая природа школьной дезадаптации; 3) «психопатическая» - психологические проблемы ребенок решает неправильно, и из-за этого появляются новые проблемы.

 

Существует много других способов классификации правонарушений и трудновоспитуемости. Все эти знания необходимы практическом психологу для понимания механизмов появления отклонений в поведении школьников, условий и причин девиантности. Они являются своеобразным указателем для психолога в выборе методов и приемов в работе с детьми: наблюдение, анализ продуктов деятельности (материальных, интеллектуальных, духовных), анкетирование, тестирование, социометрические измерения и вербальные методики, беседы и прочие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучение причин девиантного поведения школьников

 

Каждый девиантный ребенок имеет свой набор отклонений в поведении: прогуливание уроков, физическое насилие над однолетками, грубость  в общении с окружающими, враждебное отношение к людям, пренебрежение обязанностями, агрессивное противодействие к педагогическим требованиям, недоверие к родителям и учителям, повышенные уровень самооценки и уровень притязаний, а практическому психологу важно проследить их генезис и лишь тогда решать вопросы профилактики, диагностики, консультирования и коррекции, при этом необходимо помнить, что причины нарушений поведения почти всегда взаимосвязаны.

 

Семья – основной институт воспитания детей. Образцы поведения  дети перенимают у своих родителей, поскольку именно родители определяют нормы оценки поведения. Дети часто  играют роли своих родителей, поэтому  очень важно предупредить закрепление  дезадаптивных форм поведения ребенка путем психокоррекционной и консультативной работы не только с детьми, но и с родителями.

 

Диагностика “первичного  социума” отношений «родители–дети» показывает уровень социализации ребенка, усвоение им системы ценностей, норм, знаний, культуры. Методики: опросник родительского отношения (Варга, Столин), подростки о родителях (Шафер), опросник социализации для школьников “Моя семья”, изучение идентификации с родителями (Захаров). Измерение родительских установок и реакций (PARY).

 

Комплексное изучение причин отклонений в поведении, создание прогностической  программы реальных мероприятий  и путей преодоления проблем  девиантных школьников – является одновременной работой по преодолению недостатков семейного и педагогического воспитания. Такой подход диктует необходимость разработки комплексных мероприятий для оказания психологической помощи всем участникам учебно-воспитательного процесса.

 

Целесообразным в практике исследования причин девиантного поведения является использование метода «незаконченных предложений» А. Пейна (модифицированный С. Подмазиным) для разных возрастных категорий. Обработка результатов дает информацию об отношении ученика к родителям, друзьям, одноклассникам, учителям, самим себе; об их мечтах, желаниях, страхах, проблемах личностного развития. На основе этого можно сделать психологический анализ доминирующих стереотипов сознания и деятельности.

 

Информационной для психолога  является диагностика помех личностного развития – опросник для детей 9-11 лет, включающий 90 вопросов. Анкетирование дает психологу возможность определить уровень тревожности, импульсивности, агрессивности, склонность к нечестному поведению, асоциальную замкнутость, неуверенность,  и эстетическую нечувствительность. При этом, важное значение имеет сама организация анкетирования, поскольку честность ответов прямо зависит от того доверительного контакта, который психолог сумеет установить с детьми. Валидность данной диагностики подтверждается многолетним опытом.

 

Для изучения типа темперамента можно использовать опросник Г.Айзенка, либо тейпинг-тест, для изучения типа реагирования в конфликтной ситуации – тест фрустации С. Розенцвейга. Подростки, которых считают трудновоспитуемыми, очень отличаются направлениями стереотипной реакции на конфликтную ситуацию. Так, одни из них проявляют экстернальность, а другие – интернальность, а некоторые – равнодушие или занимают компромиссную позицию.

 

Для работы с трудновоспитуемыми детьми психологи с успехом используют патохарактерологический опросник (ПДО) А. Личко, который выделяет 11 типов акцентуаций характера. Для диагностики акцентуаций личности можно использовать опросник Х.Шмишека, в основу которого положена концепция «акцентуаций личности» К. Леонгарда и другие.

 

Действенным методом влияния  среды на ребенка, и наоборот, отношения  ребенка к близким людям, является методика изучения социальной близости. В результате анализа  ответов на поставленные вопросы, психолог получает информацию о том, кто из близкого окружения ребенка является для него наиболее авторитетным, с кем чаще всего он советуется, от кого ждет помощи, кому доверяет, на кого хочет быть похожим и т.д.

 

Проективные тесты имеют ряд преимуществ, в частности потому, что дети воспринимают их как игру и не осознают целей исследования, что дает возможность получить истинный результат, приоткрыть двери в свет проблем школьника, что не всегда доступно вербальным методикам.

Диагностика личности с помощью психорисунков (Дом, дерево, человек», «Рисунок семьи», «несуществующее животное») являются достаточно информативным, однако, требуют хорошей теоретической и практической подготовки психологов. 

 

Диагностика школьной социализации предусматривает выявление не только возможные недостатки в его интеллектуально-личностном развитии, но и индивидуальные особенности учителей: стиль руководства классом, статус учащегося в классном школьном. Для выявления возможных нарушений рекомендуется изучать: уровень познавательной потребности, направленность на приобретение знаний, отношение к учению и к учебным предметам; использовать метод наблюдения для оценки волевых качеств, методика “Направленность на отметку”, “Оценка силы волевых качеств”, методика выявления уровня смелости (Г. А. Калашникова), методика оценки уровня притязаний детей школьного возраста, тест животных Заззо, Тест школьной тревожности Филипса, социометрия (Морено) и др.

 

Особенности характера  и психо-эмоционального состояния ребенка изучаются при помощи методик направленных на изучение самооценки личности по методике Дембо-Рубинштейн или в модификации А.М. Прихожан, исследование самооценки с помощью процедуры ранжирования; особенности личностного профиля изучается по многофакторному личностному опроснику Р. Кеттела (юношеский вариант – 14 F), акцентуации характера выявляются по тесту-опроснику Шмишека, состояние диагностируется по методике цветовых выборов Люшера.

 

Данные по конкретному  ребенку заносятся в индивидуальную карту психолого-медикоко-социального развития, затем составляется план коррекции развития. Составляются конкретные рекомендации для педагогов и родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методика выявления  причин отклонений в поведении и  развитии подростка

 

Учителю, классному руководителю предлагается заполнить таблицу  «Основные причины отклонений в  поведении и развитии», где перечислены  возможные причины, формирующие  педагогическую запущенность школьника. Респондент, заполняющий таблицу-анкету, фиксирует установленные причины; если они не отражены в таблице, заносятся  в раздел «Другие причины».

 

Основные  причины отклонений в поведении  и развитии

 

Влияние семьи

Причины 

Да+; нет-

1. Родители подвержены  алкоголю 

2. Халатное отношение  к воспитанию детей 

3. Нездоровая моральная  обстановка в семье 

4. Полное непослушание  детей родителям 

5. Судимость родителей 

6. Культ физической силы  в семье 

7. Алкоголизм 

8. Культ денег, вещизм, карьеризм, чванство, барство в семье 

9.Культ ребенка в семье,  вседозволенность. Отсутствие наказаний,  удовлетворение всех запросов 

10. Мелочная опека 

11. Непосильные требования 

12. Физические наказания,  насилие, недоверие 

13. Пресечение всякого  рода активности 

14. Нет постоянного трудового  поручения 

15. Нет навыков самообслуживания 

16. Нет участия в коллективном  труде семьи 

17. Не знает бюджета  семьи, ее трудовых доходов 

18. Нет совместного чтения  книг и их обсуждения 

19. Нет дружбы между  детьми и родителями 

20. Нет коллективных походов  в кино и театр, на природу 

21. Нет чувства ответственности перед семьей

 

Влияние среды

Причины 

Да+; нет-

1. Дружба с подростками  из групп с отрицательной общественной  направленностью 

2. Влияние взрослых с  антиобщественными склонностями 

3. Бесконтрольный недозированный просмотр фильмов 

4. Частое посещение дискотеки,  видеосалонов, просмотр фильмов  ужасов, жестокости, насилия, эротики 

5. Чрезмерное увлечение  детективной литературой 

6. Другие причины (дописать) 

 

Пробелы в воспитательной работе школы

Причины   

Да+; нет-

1. Отсутствие систематической  связи с семьей 

2. Незнание индивидуальных  и возрастных особенностей подростка 

3. Неучет в воспитании степени педагогической запущенности ученика 

4. Незнание потенциальных  возможностей школьника 

5. Неправильное построение  отношений ученика и коллектива 

6. Нет доверительных отношений  педагогов с учащимся 

7. Недостатки индивидуальной  работы с подростком 

8. Неумение организовать  успешную учебу и общественно-трудовую  деятельность школьника 

9. Отсутствие индивидуальной  работы по пробуждению у ученика  познавательного интереса в учении 

10. Плохо организована  работа по ликвидации пробелов  в знаниях школьника 

11. Другие (дописать) 

 

Пробелы в работе общественности

Причины 

Да +; нет -1

1. Формализм в работе  советов содействия семье и  школе 

2. Доминирование вербальных  форм воздействия 

3. Отсутствие должной  материальной базы в клубах  по месту жительства 

4. Отсутствие квалифицированных  кадров в клубах по месту  жительства 

5. Отсутствие системы  в работе общественных воспитательных  учреждений 

6. Отсутствие форм работы  по вовлечению педагогически  запущенных школьников в спортивные  клубы, секции 

7. Эпизодичность в работе шефов-общественников 

8. Отсутствие интересных  дел, способных увлечь подростка 

9. Доминирование карательной  функции инспекции и комиссий  по делам несовершеннолетних 

10. Преобладание контрольных  форм работы в ущерб воспитательной  в инспекциях по делам несовершеннолетних 

11. Другие причины (дописать)

 

Анализ всего материала  даст возможность сделать выводы о причинах педагогической запущенности данного подростка.

 

Результаты обследования личности трудного подростка вносятся в Карту обследования. В ней представлено несколько разделов: общие сведения, семейное воспитание, учение, дисциплина, общественно-трудовая деятельность, оценочное отношение к коллективу, асоциальные отклонения, причины отклонений, свойства личности, заключение, педагогические рекомендации.

Информация о работе Диагностика отклонений в поведении подростков