Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 14:26, контрольная работа
Цель: диагностика слуховой, зрительной памяти у детей дошкольного возраста с нарушениями речи и их сверстников, не имеющих речевых нарушений
Задачи:
Определить и сравнить показатели зрительной памяти у дошкольников с нарушениями речи и не имеющих речевые нарушения
1. Организация исследования 3
2. Методики 4
3. Результаты исследования 7
3.1. Результаты исследования зрительной памяти 7
3.2. Результаты диагностики слуховой памяти 8
3. Выводы по результатам исследования. 11
Содержание
Тестирование двух групп по 10 человек
Тема: Диагностика памяти у дошкольников с нарушениями речи
Цель: диагностика слуховой, зрительной памяти у детей дошкольного возраста с нарушениями речи и их сверстников, не имеющих речевых нарушений
Задачи:
Обоснование выборки.
В исследовании участвовали дошкольники 6 лет. Всего было обследовано 20 человек.
Основную группу (10 человек)
составили дошкольники 6-7 лет с
нарушениями речи. У всех детей
поставлен диагноз общее недоразвитие речи (ОНР II-III степени)
специалистами психолого-медико-
Контрольную группу составили дошкольники 6-7 лет, не имеющие диагноз ОНР. Эти дети посещают обычную группу детского сада. В этой группе так же были обследованы 10 человек.
Цель: диагностика зрительной памяти у детей дошкольного возраста
Диагностический материал: 2 карточки с фигурами
Инструкция:
«На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке, которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».
Процедура обследования:
Время экспозиции стимульной картинки составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.
Обработка результатов
10 баллов — ребенок узнал на картинке все девять изображений, показанных ему, затратив на это меньше 45 сек.
8-9 баллов — ребенок узнал на картинке 7-8 изображений за время от 45 до 55 сек.
6-7 баллов — ребенок узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65 сек.
4-5 баллов — ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек.
2-3 балла — ребенок узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек.
0-1 балл — ребенок не узнал на картинке ни одного изображения в течение 90 сек и более.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий.
4-7 баллов — средний.
2-3 балла — низкий.
0-1 балл — очень низкий.
Диагностический материал:
10 слов: стол, книга, часы, конь, брат, яблоко, собака, окно, лампа, огонь.
Проведение исследования:
Перед тем как зачитывать ребенку слова, ему дается инструкция: «Я назову тебе 10 слов, а ты постарайся их запомнить». Зачитывать материал необходимо громко, отчетливо и однотонно, не выделяя отдельные элементы. При этом следует соблюдать временной интервал между ними в 1 секунду.
После предъявления материала ребенка
просят повторить те слова, которые
он запомнил в любом порядке. Обычно
дошкольник повторяет 5-6 слов. Это показатель
хорошей кратковременной
После воспроизведения зачитывается инструкция: «Ты запомнил не все слова. Я прочту их еще раз. Постарайся запомнить больше слов». Ребенок вновь воспроизводит – и так следует сделать еще 3 раза.
Далее делается перерыв в 1 час и, не называя слов, ребенка просят вспомнить все слова – это показатель долговременной слуховой памяти.
Интерпретация результатов: Долговременная память считается хорошей, если дошкольник припомнил 7-8 слов.
У всех детей обоих
групп, принявших участие в
Проведем расчеты среднего значения результатов диагностики зрительного восприятия и ошибки среднего (табл. 1,2)
Таблица 1
Группа детей с ОНР
№ |
данные |
М1 |
m1 |
1 |
6 |
6,2 |
-0,04 |
2 |
5 |
6,2 |
1,44 |
3 |
7 |
6,2 |
0,16 |
4 |
7 |
6,2 |
0,16 |
5 |
6 |
6,2 |
-0,04 |
6 |
6 |
6,2 |
-0,04 |
7 |
7 |
6,2 |
0,16 |
8 |
5 |
6,2 |
-0,24 |
9 |
6 |
6,2 |
-0,04 |
10 |
7 |
6,2 |
0,16 |
6,2 |
0,17 |
Таблица 2
Группа детей без речевых нарушений
№ |
данные |
М1 |
m1 |
1 |
7 |
7,3 |
-0,06 |
2 |
7 |
7,3 |
0,09 |
3 |
7 |
7,3 |
-0,06 |
4 |
7 |
7,3 |
-0,06 |
5 |
7 |
7,3 |
-0,06 |
6 |
8 |
7,3 |
0,14 |
7 |
7 |
7,3 |
-0,06 |
8 |
7 |
7,3 |
-0,06 |
9 |
8 |
7,3 |
0,14 |
10 |
8 |
7,3 |
0,14 |
7,3 |
0,015 |
Т= (6,2-7,3) / (0,17+0,015)= -5,94
р≤0,01
Таким образом, показатели развития зрительного восприятия статистически значимо выше у дошкольников, не имеющих речевых нарушений (7,3±0,015), чем у дошкольников с ОНР (6,2±0,17).
В таблицах 3,4 представлены результаты, полученные в обследуемых группах.
Таблица 3
Результаты изучения слуховой памяти у дошкольников с ОНР
№ |
Кратковременное запоминание |
Долговременное запоминание | ||||
данные |
М1 |
m1 |
данные |
М1 |
m1 | |
1 |
7 |
7,1 |
-0,02 |
5 |
4,7 |
0,06 |
2 |
6 |
7,1 |
1,21 |
4 |
4,7 |
0,49 |
3 |
8 |
7,1 |
0,18 |
5 |
4,7 |
0,06 |
4 |
8 |
7,1 |
0,18 |
6 |
4,7 |
0,26 |
5 |
8 |
7,1 |
0,18 |
5 |
4,7 |
0,06 |
6 |
8 |
7,1 |
0,18 |
4 |
4,7 |
-0,14 |
7 |
7 |
7,1 |
-0,02 |
5 |
4,7 |
0,06 |
8 |
6 |
7,1 |
-0,22 |
5 |
4,7 |
0,06 |
9 |
6 |
7,1 |
-0,22 |
3 |
4,7 |
-0,34 |
10 |
7 |
7,1 |
-0,02 |
5 |
4,7 |
0,06 |
7,1 |
0,14 |
4,7 |
0,1 |
Таблица 4
Результаты изучения слуховой памяти у дошкольников, не имеющих нарушений речи
№ |
Кратковременное запоминание |
Долговременное запоминание | ||||
данные |
М1 |
m1 |
данные |
М1 |
m1 | |
1 |
9 |
8,3 |
0,14 |
5 |
6,1 |
-0,22 |
2 |
8 |
8,3 |
0,09 |
7 |
6,1 |
0,81 |
3 |
9 |
8,3 |
0,14 |
6 |
6,1 |
-0,02 |
4 |
8 |
8,3 |
-0,06 |
5 |
6,1 |
-0,22 |
5 |
9 |
8,3 |
0,14 |
7 |
6,1 |
0,18 |
6 |
8 |
8,3 |
-0,06 |
7 |
6,1 |
0,18 |
7 |
8 |
8,3 |
-0,06 |
6 |
6,1 |
-0,02 |
8 |
8 |
8,3 |
-0,06 |
6 |
6,1 |
-0,02 |
9 |
8 |
8,3 |
-0,06 |
6 |
6,1 |
-0,02 |
10 |
8 |
8,3 |
-0,06 |
6 |
6,1 |
-0,02 |
8,3 |
0,02 |
6,1 |
0,01 |
Сравнение показателей кратковременной слуховой памяти
Т= (7,1-8,3) / (0,14+0,02)= -7,5
р≤0,01
Информация о работе Диагностика памяти у дошкольников с нарушениями речи