Диагностика памяти у дошкольников с нарушениями речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 14:26, контрольная работа

Описание работы

Цель: диагностика слуховой, зрительной памяти у детей дошкольного возраста с нарушениями речи и их сверстников, не имеющих речевых нарушений
Задачи:
Определить и сравнить показатели зрительной памяти у дошкольников с нарушениями речи и не имеющих речевые нарушения

Содержание работы

1. Организация исследования 3
2. Методики 4
3. Результаты исследования 7
3.1. Результаты исследования зрительной памяти 7
3.2. Результаты диагностики слуховой памяти 8
3. Выводы по результатам исследования. 11

Файлы: 1 файл

9871 Психодиагностика СГМУ 2012.doc

— 223.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тестирование  двух групп по 10 человек

Тема: Диагностика памяти у дошкольников с нарушениями речи

1. Организация  исследования

Цель: диагностика слуховой, зрительной памяти у детей дошкольного возраста  с нарушениями речи и их сверстников, не имеющих речевых нарушений

Задачи:

  1. Определить и сравнить показатели зрительной памяти у дошкольников с нарушениями речи и не имеющих речевые нарушения
  2. Определить и сравнить показатели кратковременной слуховой памяти у дошкольников с нарушениями речи и не имеющих речевые нарушения
  3. Определить и сравнить показатели долговременной слуховой памяти у дошкольников с нарушениями речи и не имеющих речевые нарушения

Обоснование выборки.

В исследовании участвовали  дошкольники 6 лет. Всего было обследовано 20 человек.

Основную группу (10 человек) составили дошкольники 6-7 лет с  нарушениями речи. У всех детей  поставлен диагноз общее недоразвитие речи (ОНР II-III степени) специалистами психолого-медико-педагогической комиссии. Они посещают группу в детском саду для детей с общим недоразвитием речи, занимаются с логопедом.

Контрольную группу составили  дошкольники 6-7 лет, не имеющие диагноз ОНР. Эти дети посещают обычную группу детского сада. В этой группе так же были обследованы 10 человек.

 

 

 

2. Методики

    1. Методика "Запомни рисунки"

Цель: диагностика зрительной памяти у детей дошкольного возраста

Диагностический материал: 2 карточки с фигурами

Инструкция:

«На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить  их и затем узнать на другой картинке, которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть  таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».

Процедура обследования:

Время экспозиции стимульной картинки составляет 30 сек. После этого  данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.

Обработка результатов

10 баллов —  ребенок  узнал на картинке все девять  изображений, показанных ему, затратив на это меньше 45 сек.

8-9  баллов  — ребенок  узнал на картинке 7-8 изображений  за время от 45 до 55 сек. 

6-7  баллов —   ребенок узнал 5-6 изображений  за время от 55 до 65 сек. 

4-5 баллов —  ребенок  узнал 3-4 изображения за время  от 65 до 75 сек.

2-3 балла  — ребенок  узнал 1-2 изображения за время  от 75 до 85 сек. 

0-1 балл —  ребенок  не узнал на картинке ни  одного изображения в течение  90 сек и более.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень  высокий. 

8-9 баллов — высокий. 

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень  низкий.

 

 

    1. Оценка слуховой памяти – кратковременной и долговременной

Диагностический материал:

10 слов: стол, книга, часы, конь, брат, яблоко, собака, окно, лампа,  огонь.

Проведение исследования:

Перед тем как зачитывать ребенку слова, ему дается инструкция: «Я назову тебе 10 слов, а ты постарайся их запомнить». Зачитывать материал необходимо громко, отчетливо и однотонно, не выделяя отдельные элементы. При этом следует соблюдать временной интервал между ними в 1 секунду.

После предъявления материала ребенка  просят повторить те слова, которые  он запомнил в любом порядке. Обычно дошкольник повторяет 5-6 слов. Это показатель хорошей кратковременной памяти.

После воспроизведения  зачитывается инструкция: «Ты запомнил не все слова. Я прочту их еще раз. Постарайся запомнить больше слов». Ребенок вновь воспроизводит  – и так следует сделать  еще 3 раза.

 

Далее делается перерыв  в 1 час и, не называя слов, ребенка просят вспомнить все слова – это показатель долговременной слуховой памяти.

Интерпретация результатов: Долговременная память считается хорошей, если дошкольник припомнил 7-8 слов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Результаты  исследования

3.1. Результаты  исследования зрительной памяти

 

У всех детей обоих  групп, принявших участие в исследовании, выявлен средний уровень развития зрительной памяти.

Проведем расчеты среднего значения результатов диагностики  зрительного восприятия и ошибки среднего (табл. 1,2)

Таблица 1

Группа детей с ОНР

данные

М1

m1

1

6

6,2

-0,04

2

5

6,2

1,44

3

7

6,2

0,16

4

7

6,2

0,16

5

6

6,2

-0,04

6

6

6,2

-0,04

7

7

6,2

0,16

8

5

6,2

-0,24

9

6

6,2

-0,04

10

7

6,2

0,16

 

6,2

0,17


 

 

Таблица 2

Группа детей без  речевых нарушений

данные

М1

m1

1

7

7,3

-0,06

2

7

7,3

0,09

3

7

7,3

-0,06

4

7

7,3

-0,06

5

7

7,3

-0,06

6

8

7,3

0,14

7

7

7,3

-0,06

8

7

7,3

-0,06

9

8

7,3

0,14

10

8

7,3

0,14

 

7,3

0,015


 

 

Т= (6,2-7,3) / (0,17+0,015)= -5,94

 

р≤0,01

 

Таким образом, показатели развития зрительного восприятия статистически значимо выше у дошкольников, не имеющих речевых нарушений (7,3±0,015), чем у дошкольников с ОНР (6,2±0,17).

3.2. Результаты  диагностики слуховой памяти

 

В таблицах 3,4 представлены результаты, полученные в обследуемых группах.

Таблица 3

Результаты изучения слуховой памяти у дошкольников с  ОНР

Кратковременное запоминание

Долговременное запоминание

данные

М1

m1

данные

М1

m1

1

7

7,1

-0,02

5

4,7

0,06

2

6

7,1

1,21

4

4,7

0,49

3

8

7,1

0,18

5

4,7

0,06

4

8

7,1

0,18

6

4,7

0,26

5

8

7,1

0,18

5

4,7

0,06

6

8

7,1

0,18

4

4,7

-0,14

7

7

7,1

-0,02

5

4,7

0,06

8

6

7,1

-0,22

5

4,7

0,06

9

6

7,1

-0,22

3

4,7

-0,34

10

7

7,1

-0,02

5

4,7

0,06

 

7,1

0,14

 

4,7

0,1


 

 

 

Таблица 4

Результаты изучения слуховой памяти у дошкольников, не имеющих нарушений речи

Кратковременное запоминание

Долговременное запоминание

данные

М1

m1

данные

М1

m1

1

9

8,3

0,14

5

6,1

-0,22

2

8

8,3

0,09

7

6,1

0,81

3

9

8,3

0,14

6

6,1

-0,02

4

8

8,3

-0,06

5

6,1

-0,22

5

9

8,3

0,14

7

6,1

0,18

6

8

8,3

-0,06

7

6,1

0,18

7

8

8,3

-0,06

6

6,1

-0,02

8

8

8,3

-0,06

6

6,1

-0,02

9

8

8,3

-0,06

6

6,1

-0,02

10

8

8,3

-0,06

6

6,1

-0,02

 

8,3

0,02

 

6,1

0,01


 

 

Сравнение показателей  кратковременной слуховой памяти

 

Т= (7,1-8,3) / (0,14+0,02)= -7,5

р≤0,01

Информация о работе Диагностика памяти у дошкольников с нарушениями речи