Диагностика профессиональных установок учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 20:22, реферат

Описание работы

Цель данной работы: изучение диагностики учебно-профессиональных установок старшеклассников.
Задачи:
1.Изучить теоретическую литературу по теме.
2.Рассмотреть особенности профессиональных установок старшеклассников в психолого-педагогической литературе.
3.Рассмотреть современные методы диагностики профессиональных установок.

Содержание работы

Введение
1. Теоретическое изучение профессионального самоопределения
2. Профессиональные установки старшеклассников
3. Современные методы диагностики профессиональных установок
4. Выводы
Заключение
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

профустан.docx

— 61.47 Кб (Скачать файл)


 



 

Методы  диагностики профессиональных установок  учащихся

 
 

  Психологи могут на основе  диагностики психологических проблем  помочь человеку в совершении  профессионального выбора, или обеспечить  предпосылки к совершению этого  выбора в будущем.

 

Голубев Никита

07.05.2013

 

 

Оглавление

Введение 
1. Теоретическое изучение профессионального самоопределения

2. Профессиональные установки старшеклассников

3. Современные методы диагностики профессиональных установок

4. Выводы  
Заключение

Список литературы

Приложение 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современных социально-экономических  условиях функционирования российского  общества процесс жизненного и профессионального  самоопределения личности приобрел качественно новые характеристики и значительно расширил временные  границы. С одной стороны, обращение современного образования к личности, поиск инновационных условий для ее профессиональной самореализации, а с другой — социально-экономические преобразования в России, ужесточение условий «выживания» на рынке труда и пр., отчетливо обострили общественную потребность в разрешении проблем, связанных с формированием жизненных планов личности, потребовали обозначения конкретных перспектив, отражающих наиболее оптимальные формы допрофессиональной подготовки подрастающего поколения с целью адаптации его к самостоятельной трудовой деятельности и формирования адекватных представлений о будущей профессиональной карьере.  
    Проблемы, связанные с процессом жизненного и профессионального самоопределения старшеклассника, усугубляются особенностями его личностного развития на данном возрастном этапе. Поэтому необходимость педагогического сопровождения формирования у него представлений о профессиональной карьере кажется очевидной. 
    Цель данной работы: изучение диагностики учебно-профессиональных установок старшеклассников. 
   Задачи:

    1. Изучить теоретическую литературу по теме.
    2. Рассмотреть особенности профессиональных установок старшеклассников в психолого-педагогической литературе.
    3. Рассмотреть современные методы диагностики профессиональных установок.

1. Теоретическое  изучение профессионального самоопределения

Теоретическую основу изучения проблемы создали труды ученых, рассматривающих  профессиональное самоопределение  личности как неотъемлемую часть  жизненного самоопределения (Е.И.Головаха, Г.П.Ников, В.АЛоляков, В.Ф.Сафин, С.Н.Чистякова и др.) и представлений о профессиональном будущем (И.А.Демина, В.Д.Иванов, Е.А.Климов, Л.Ю.Ковалева, Н.С.Пряжников и др.).  
    Методологическую основу исследования составили гуманистический подход, ориентирующий педагогический процесс на человека как на высшую ценность и возрастной подход, предполагающий целенаправленное создание условий для развития старшеклассников с учетом их возрастных особенностей и возможностей. 
    Практическая значимость научных исследований  заключается в определении у старшеклассников профессиональных установок и предпочтений, позволяющих им в будущем сделать правильный выбор профессии.

В плане исследования целостного процесса профессионального определения  выделяют три направления.

Первый подход заключается в том, что профессиональное самоопределение рассматривается как существенный и неотъемлемый компонент индивидуального профессионального становления личности. Другими словами выбор профессии личностью является показателем того, что процесс профессионального самоопределения переходит в новую фазу своего развития. Как считает Кудрявцев Т.В. профессиональное становление личности проходит в своем развитии четыре стадии:

1)формирование профессиональных намерений;  
2)профессиональное обучение;  
3)профессиональная адаптация;  
4) частичная или полная реализация личности в профессиональном труде .

Второй подход к изучению профессионального взросления личности разрабатывался Коном И.С., выделяющим в качестве одного из главных показателей морально-психологической зрелости способность трудиться ради будущего. Согласно этому подходу, важнейшим аспектом становления «Я» является формирование жизненных планов личности.

По утверждению автора способности, склонности и интересы присутствуют на начальной стадии профессионального  выбора. Более обобщенная ценностная ориентация, как общественная –  осознание социальной ценности той  или иной профессии, так и личное формирование системы личных ценностей, того, что человек хочет для  самого себя, складывается позднее. Таким образом, в работах Кона И.С. придается особое значение связи между общим социальным развитием личности и ее профессиональным самоопределением.

Климов Е.А. в изучении профессионального самоопределения  рассматривает этапы этого процесса, связанные с изменениями профессионально-ориентированных  отношений и индивидуально-психологических  особенностей личности. Это и является основной для развития третьего подхода к проблеме выбора профессии.

По мнению Климова Е.А., «профессиональное самоопределение, понимаемое как одно из важнейших  проявлений субъекта деятельности, может  рассматриваться на двух взаимосвязанных, но различимых уровнях: гностическом (в  форме перестройки сознания, включая  самосознание) и практическом (в  форме реальных изменений социального  статуса, места человека в системе межлюдских отношений)».

В работах С.Н. Чистяковой профессиональное самоопределение  связывается с всесторонним развитием  личности и ее общественной активностью.

Сам по себе выбор профессии  является не только следствием, но и  активизирует процесс развития личности.

Чистякова выделяет, что  самое ценное при выборе профессии  – определить, какие из качественных сторон профессии для вас наиболее желаемые, возможные.

Пряжниковой Е.Ю. были выделены основные задачи профессионального самоопределения:

-формирование общей готовности к самоопределению; 
-  для старшеклассников и выпускников школ – это помощь в конкретном выборе.

2. Профессиональные установки старшеклассников.

Главная цель профессионального  самоопределения заключается в  постепенном формировании у школьника  внутренней готовности к осознанному  и самостоятельному построению, корректировке  и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), готовности рассматривать себя развивающимся  во времени и самостоятельно находить личностно-значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.

Благодаря многим авторам, таким  как Климов Е.К., Чистякова С.Н., Узнадзе  Д.Н. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю., можно предположить влияние учебно-профессиональных установок на профессиональное самоопределение старшеклассников.

Понятие «установка» занимает в психологии очень важное место, наверное, потому, что явления установки  пронизывают практически все  сферы психической жизни человека.

В советской психологии существовало целое направление (грузинская школа  психологов), которое разрабатывало  проблемы установки. Грузинские психологи являются непосредственными учениками и последователями выдающегося советского психолога Дмитрия Николаевича Узнадзе (1886-1950), который создал теорию установки.

По определению, установка  – это готовность, предрасположенность  организма или субъекта к восприятию будущих событий и действиям  в определенном направлении; обеспечивает устойчивый целенаправленный характер протекания соответствующей деятельности, служит основой целесообразной избирательной  активности человека.

Установки могут проявляться  в различных сферах психической  жизни. Можно говорить об установках моторных, установках перцептивных, установках умственных.

В работе психологических  центров, призванных содействовать  профессиональному развитию индивида, изучению соответствующих установок  старшеклассников (на специфическую  ситуацию выбора профильности обучения в школе и профессионального  выбора) уделяется недостаточно внимания.

Профессиональные установки  заключаются в готовности индивида принимать профессионально важные качества. Эти установки связаны, с одной стороны, с объективными требованиями самих ситуаций профессионального выбора, т.е. с задачами профессионального развития, а с другой – с уже изменяющимся у личности опытом решения жизненных задач.

В 9-м классе перед каждым школьником очень остро встает вопрос о дальнейшей жизни: что делать –  продолжить обучение в школе, пойти  в училище или работать? По существу, общество требует от подростка уровня зрелого профессионального самоопределения, хотя и первоначального. При этом он должен разобраться в собственных  способностях и склонностях, иметь  представление о будущей профессии  и о конкретных способах достижения профессионального мастерства в  избранной области.

Если в 15 лет жизнь радикально не изменилась, и подросток остался  в школе, он тем самым отсрочил на два года выход во взрослую жизнь  и, как правило, само решение о  выборе направления дальнейшего  жизненного пути. До окончания школы  в этот относительно короткий срок необходимо эту задачу решить - создать  жизненный план – решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное или моральное  самоопределение). Когда планы сводятся к намерению учиться, заниматься в будущем интересной работой, иметь  верных друзей и много путешествовать, то это еще нельзя назвать жизненной  перспективой. Ведь для принятия решения  в области направления и содержания своего дальнейшего обучения девятиклассник должен не просто представлять себе свое будущее в общих чертах, но и  осознавать способы достижения поставленных жизненных целей.

В выпускном 11-м классе задача профессионального самоопределения  выходит на первый план. Окончательный  выбор предполагает определенный уровень  способности к самоограничению, отказ от подростковых фантазий, в  которой ребенок мог стать  представителем любой, самой привлекательной  профессии.

Самооценка в ранней юности выше, чем в подростковом возрасте, хотя часто она еще далека от адекватности. Может быть, именно вера в себя, повышенный уровень притязаний является тем  двигателем, который помогает в юности строить фантастические планы и  тратить много сил на их реализацию. Главное, чтобы юноши и девушки  не опускали руки, если планы не сбываются, а проанализировав свои ресурсы (внутренние и внешние), действовали  более обдуманно.

В юношеском возрасте завершается формирование образа Я, молодые люди имеют уже более ясное представление о себе, хотя этот образ еще неустойчив, и, во многом, зависит от круга общения (значимых людей, чаще всего сверстников) и даже массовой культуры. Из-за этого часто чужие ценности принимаются за свои и молодой человек или девушка серьезно огорчается, что не имеет шикарной машины или сверхмодной одежды.

 

 

 

3.Современные методы диагностики профессиональных установок

 

1. Методика «Карта интересов» или «Ориентировочно-диагностическая анкета направленности интересов», представляет собой модифицированный вариант методики, опубликованный А.Е. Голомштоком в сборнике «Профориентационная работа в школе». Модификация произведена сотрудниками ВНИИ профтехобразования

«Карта интересов» предназначена  для изучения интересов старшеклассников к различным профессиональным областям. Таких областей в данной методике насчитывается 15: математика; химия; биология; геология, география; техническое моделирование; электро- и радиотехника; журналистика; право; история; педагогика; медицина; торговля; военное дело; музыкальная и художественная область.

2. Методика «Карта склонностей  к различным видам деятельности» представляет собой методику, разработанную Е.И.Роговым

Методика направлена на определение  наиболее выраженных склонностей учащегося  к различным видам профессиональной деятельности. Опросник состоит из 30 вопросов, имеющих по два варианта ответа. Испытуемому предлагается оценить  в баллах привлекательность для  себя каждого варианта.

3. Анкета «Мотивы выбора любимых  предметов»

Данная методика разработана  Овчаровой Р.В. и направлена на определение внешних и внутренних мотивов выбора любимых школьных предметов .

4. Опросник «Мотивация учебной  деятельности по различным школьным  предметам» разработан Юрцевой Л.Я и направлен на изучение мотивов, побуждающих учащегося к изучению учебных предметов .

 

4.Выводы

В ситуации выбора профессии  профессиональные установки должны не только обусловить достаточно рациональное решение, но и позволить справиться со вторичными эмоциональными проблемами. Непривычно большая ответственность, возлагаемая на подростка при профессиональном выборе, обычно приводит его к состоянию эмоциональной растерянности, порождает чувства брошенности и принуждения, вызывает желание отложить решение. Индивидуальные реакции, в которых проявляются профессиональные установки на это бывают очень разные. Так, выделяют типовые профессиональные установки: с преобладанием нерешительности; послушности; меркантилизма или целеустремленности. В соответствии с моделью Д.Сьюпера, для эффективного профессионального выбора необходимы: дифференцированность Я–концепции субъекта профессионального развития, доверие к себе; рациональность решения жизненных задач; достижение автономии; ориентация на будущее; сформированность профессиональных интересов и общих трудовых навыков; некоторый опыт практической работы. 
     В работе психологических центров, призванных содействовать профессиональному развитию индивида, обычно используются психодиагностические методики, выявляющие достаточно устойчивые особенности личности (темперамент, характер, уровень развития интеллекта, профессионально важные навыки). Но уже одна необходимость рассказать подростку о выявленных характеристиках и сделать это так, чтобы полученные результаты он принял личностно, свидетельствует о важности согласования диагностики с коррекционным и воспитывающим воздействием. При этом важно знать не только то, на что способен подросток в будущем, но и то, как он ведет себя в достаточно локализованной по времени ситуации профессионального выбора и, в ситуации профессиональной консультации. Вместе с тем очень часто соответствующие установки подростка (на специфическую ситуацию профессионального выбора) совершенно упускаются из вида из-за недостаточного методического обеспечения. Поэтому представляется необходимой разработка адекватных психодиагностических методик для оценки ситуационно-специфического поведения подростков в рамках профконсультации.

Информация о работе Диагностика профессиональных установок учащихся