Диагностика самосознания личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 11:24, реферат

Описание работы

Самосознание человека, отражая реальное бытие личности, делает это не зеркально. Представление человека о самом себе далеко не всегда адекватно. Мотивы, которые человек выдвигает, обосновывая перед другими людьми и перед самим собой свое поведение, даже и тогда, когда он стремится правильно осознать свои побуждения и субъективно вполне искренен, далеко не всегда отражают его побуждения, реально определяющие его действия. Самопознание не дано непосредственно в переживаниях, оно является результатом познания, для которого требуется осознание реальной обусловленности своих переживаний.

Содержание работы

Введение 3
Проблема происхождения сущности сознания 5
Сознательное и бессознательное 10
Самосознание личности как философское понятие; сущность
и понятие самосознания личности с точки зрения философии 16
Заключение 28
Список литературы……………………………………………………...31

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 66.05 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное  образовательное 

учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский  государственный горный университет»

(ФГБОУ  ВПО «УГГУ»)

 

Кафедра «Управление персоналом» 

 

 

 

 

Реферат

 

по дисциплине: «Психодиагностика»

 

 

тема: «Диагностика самосознания личности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: студент группы  _УП 2-3_    

            «Управление персоналом»

                     Мирзалиева Р. А.

 

Научный

руководитель: преподаватель кафедры

               «Управление персоналом»

Зотеева Н.В.

 

 

 

Екатеринбург 2013г.

Содержание

 

 

Введение 3

Проблема  происхождения сущности сознания 5

Сознательное  и бессознательное 10

Самосознание  личности как философское понятие; сущность

и понятие  самосознания личности с точки зрения философии 16

Заключение 28

Список литературы……………………………………………………...31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                Введение

 

Существенное  отличие человека как вида от животных состоит в его способности  рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на него планы и программы. Все  это вместе взятое связано со сферой человеческого сознания.

Совокупность  психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а представления индивида о самом себе складываются в мысленный «образ Я».

Самосознание  человека, отражая реальное бытие  личности, делает это не зеркально. Представление человека о самом  себе далеко не всегда адекватно. Мотивы, которые человек выдвигает, обосновывая перед другими людьми и перед самим собой свое поведение, даже и тогда, когда он стремится правильно осознать свои побуждения и субъективно вполне искренен, далеко не всегда отражают его побуждения, реально определяющие его действия. Самопознание не дано непосредственно в переживаниях, оно является результатом познания, для которого требуется осознание реальной обусловленности своих переживаний.

Самосознание  не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. По мере того как человек приобретает  жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны  бытия, но происходит более или менее  глубокое переосмысление жизни. Этот процесс ее переосмысления, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его внутреннего существа, определяющее мотивы его деятельности и внутренний смысл тех задач, которые он разрешает в жизни. Способность осмыслить и распознать то, что в жизни подлинно значимо, умение не только изыскать средства для решения случайно всплывших задач, но и определить самые задачи и цель жизни так, чтобы по-настоящему знать, куда в жизни идти и зачем, — это нечто бесконечно превосходящее всякую ученость, хотя бы и располагающую большим запасом специальных знаний. Это драгоценное и редкое свойство — мудрость.

Обобщение практического знания человека о  других людях является главным источником образования отношений к себе как личности. Ребенок начинает отделять в своем сознании людей от окружающего внешнего мира довольно рано. Образное знание ребенком людей играет огромную роль в общем развитии его сознания. Именно на этой основе, через осознание правил взаимоотношений, ребенок овладевает собственными движениями и действиями, осознаёт их с помощью оценок взрослых. Однако требуется несколько лет жизни, чтобы у ребенка образовалось обобщенное отношение к себе, которое предполагает не только накопление знаний, но и развитие частичных форм самооценки, которые возникают раньше, чем представления о «Я», и заключаются в представлениях о себе в разных ситуациях, в отношении к разным вещам. Лишь в процессе обобщения этих представлений формируется самосознание в собственном смысле этого слова, т. е. как обобщенное знание своей личности.

Всякое  изменение жизненного положения  человека в общественной, трудовой, личной жизни не только изменяет деятельность человека, но изменяет отношение человека к себе как к деятелю, как к субъекту этого положения. Следовательно, осознать себя — это значит осознать себя не только как психофизическое существо, но и прежде всего как трудящегося, как семьянина, как отца, как воспитателя, как товарища, как часть коллектива.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Проблема  происхождения и сущности сознания

 

Для современной  науки проблема происхождения и  роли сознания является не менее важной и волнующей, чем образование и строение Вселенной, возникновение жизни и человека.

С биологической  же точки зрения сознание — особое состояние мозга, при котором возможна реализация высших психических функций: памяти, мышления, воображения и т. д. Его потеря приводит к отключению этих функций, притом, что механизмы жизнеобеспечения продолжают работать.

Открытия, совершённые психофизиологами, подтверждают, что феномен сознания и проблема взаимоотношения материи и духа поддаются исследованию не только силами философии и психологии, но и средствами естественных наук.

Одним из важнейших свойств материи (наряду с движением, пространством, временем) является отражение как способность  материальных систем после взаимодействия друг с другим хранить информацию об этом взаимодействии в той или  иной форма. Оно может выступать  в виде механической деформации, перестройки, разложения атомов, электромагнитных сил, химических изменений, физиологических процессов, психики и сознания. Любое отражение есть информация. С понятием информации не связана ее осмысленность. Но она может быть и осмысленной. Информация - это сведения о чем-либо, отображение одного предмета или процесса в другом. Так, например, информацию несут речь, письмена, солнечный свет, складки горного хребта, шум водопада,  шелест листвы, вид хищника для мелкого животного и т.п. Материальное средство, с помощью которого передается информация, является сигналом.

Одним из важных аспектов взаимодействия любых  живых организмов с внешней средой является извлечение ими информации об окружающей среде. Обмен информацией между животными выражается в характерных звуковых сигналах зверей и птиц, предупреждающих об опасности, сигнальных танцах пчел. Способность к получению и использованию информации об окружающем мире имеет столь большое значение для жизни вообще, что должна быть отнесена к числу фундаментальных свойств живой материи.

Одно  из свойств живого — раздражимость. Раздражимость —способность живых организмов отражать  воздействия внешней и внутренней среды в виде возбуждения и внешней ответной избирательной реакции.

Раздражимость — до психическая форма отражения; это такое свойство организма, которое проявляется в виде физиологической реакции, еще не связанной с возникновением субъективного образа объективного мира. Раздражимость является средством управления, регулирования приспособительного поведения.

Дальнейший  этап в развитии форм отражения связан с возникновением у более высоких  форм живой материи такого нового свойства, как чувствительность —  способность иметь ощущения, отражающие свойства предметов, воздействующих на организм. Ощущения составляют начальную форму психики животных. Таким образом, психика не является свойством живой материи вообще. У позвоночных животных непосредственным носителем  психики становится мозг. 

Одной из характерных черт животных организмов является активность, которая выявляется в их предметно направленном поведении. Организм не просто реагирует на ситуацию, а сталкивается с динамически переменчивой ситуацией, ставящей его перед необходимостью вероятностного прогноза и активного выбора.

Чтобы разобраться, в чем состоят биологические  предпосылки сознания, нужно с  самого начала четко разграничить два  вида действия животных: действия инстинктивные, врожденные, и действия, основанные на опыте, приобретенном в ходе индивидуального развития каждого животного. Инстинкты бывают очень сложными и на первый взгляд производят впечатление исключительной разумности. Так, бобры перегрызают стволы деревьев, валят, очищают их от ветвей, разгрызают на куски и сплавляют по воде. Из песка или мелких ветвей они строят на берегу реки сложные “многокамерные” жилища с подводными и надводными выходами. Для удержания воды на одном уровне бобры возводят плотины.

Инстинкт  действует безошибочно только в  постоянных условиях. Как только условия  меняются, сразу же проявляется его  бессознательный характер.

Инстинктивное поведение животных является результатом  многовекового приспособления данного  вида животных к определенным условиям их существования. Благодаря такому приспособлению животных к определенной среде обитания у них выработался соответствующий нервный аппарат, характер действия которого передается по наследствуИнстинкт — это цепной безусловный рефлекс, т.е. ряд последовательных рефлекторных движений, из которых каждое предыдущее является начальным толчком для каждого последующего.

Теперь  рассмотрим другой вид поведения  животного. Перелетные птицы ориентируются в своем длительном пути днем по солнцу, а ночью по звездам. Этому способствует опыт, накопленный и переданный десятками и сотнями тысяч птичьих поколений. И в естественных условиях, и в условиях эксперимента животные практически не только довольно дифференцированно воспринимают свойства и отношения вещей, но и отражают немалое число существенных в биологическом отношении связей в окружающем мире, учатся на своем опыте и используют этот опыт в жизни. А это и есть элементарное мышление.

Мышление  животных достигает своего высшего  уровня, например, у человекообразных обезьян и у дельфинов.

Думают  ли животные? Да, думают. Но не так, как  люди. Животное не осознает ни своих действий, ни своего места в мире и среди себе подобных. Животное не обладает ни сознанием, ни тем более самосознанием. Обезьяны могут иногда применять различные предметы для добывания пищи, например разбивать камнем орех, доставать палкой плод. Но эти предметы в руках обезьяны — не настоящие орудия, а действия с ними — не настоящий труд. 

Как же можно  определить сознание? Сознание — это  высшая, свойственная только людям  и связанная с речью функция  мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

Будучи  адекватным осмыслением реальности, сознание реализуется в виде различного рода практической и теоретической  деятельности. Эта реализация предполагает формулирование замысла, цели или идеи. Идея - это не только знание того, что  есть, но и планирование того, что  должно быть. Творческая деятельность сознания тесно связана с практической деятельностью человека и с потребностями, возникающими под влиянием внешнего мира. Потребности, отражаясь в голове человека, приобретают характер цели. Цель — это идеализированная и  нашедшая свой предмет потребность  человека, тот субъективный образ  предмета деятельности, в идеальной  форме которого предвосхищается  результат этой деятельности.

Но человеческая мысль способна не только отражать непосредственно существующее, но и отрываться от него. Бесконечно многообразный объективный мир всеми своими красками и формами как бы светится, отражаясь в зеркале нашего Я и образуя не менее сложный, многообразный и удивительно изменчивый мир.

Понятие “сознание” неоднозначно. В широком  смысле слова под ним имеют  в виду психическое отражение действительности независимо от того, на каком уровне оно осуществляется.

 В  более узком и специальном  значении под сознанием подразумевают не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму психического отражения действительности. Сознание здесь структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания.

В зависимости  от объекта познания, его значимости для личности, тот получает эмоциональную  оценку.  Чувства, эмоции суть компоненты структуры сознания.

В основе всех психических процессов лежит  память - способность мозга запечатлевать, сохранять и воспроизводить информацию.

Движущей  силой поведения и сознания людей  является потребность — состояние неустойчивости организма как системы, его нужды в чем-то. Такое состояние вызывает влечение, поисковую активность, волевое усилие. Когда потребность находит свой предмет, то влечение переходит в хотение, желание. Воля —это факт сознания, его практическое обнаружение. Воля — это не только умение хотеть, желать, это психический процесс, выражающийся в действиях, направленных на удовлетворение потребности.

По способу  умственной деятельности мыслящее сознание личности можно разделить на два  основных типа: рассудок и разум.

Рассудок - как бы низшая ступень логического  понимания. Это скорее житейское, расчетливое  мышление, отличающееся чувственной  конкретностью и ориентированное  на практическую пользу. Разум - высшая ступень логического понимания, теоретическое, мыслящее сознание, оперирующее широкими обобщениями и ориентированное на наиболее полное и глубокое знание истины.

Информация о работе Диагностика самосознания личности