Диагностика самосознания личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 11:24, реферат

Описание работы

Самосознание человека, отражая реальное бытие личности, делает это не зеркально. Представление человека о самом себе далеко не всегда адекватно. Мотивы, которые человек выдвигает, обосновывая перед другими людьми и перед самим собой свое поведение, даже и тогда, когда он стремится правильно осознать свои побуждения и субъективно вполне искренен, далеко не всегда отражают его побуждения, реально определяющие его действия. Самопознание не дано непосредственно в переживаниях, оно является результатом познания, для которого требуется осознание реальной обусловленности своих переживаний.

Содержание работы

Введение 3
Проблема происхождения сущности сознания 5
Сознательное и бессознательное 10
Самосознание личности как философское понятие; сущность
и понятие самосознания личности с точки зрения философии 16
Заключение 28
Список литературы……………………………………………………...31

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 66.05 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

  1. Сознательное  и бессознательное.

 

Термины “бессознательное”, “подсознательное”, “неосознанное” часто встречаются в научной и художественной литературе, в обыденной жизни. Говорят: “Он сделал это неосознанно”, “Он не хотел этого, но так получилось” и проч.

Ни одно произвольное действие человека не бывает на всех этапах своего осуществления одинаково ясно осознанным. Бессознательное проявляется и в так называемых импульсивных действиях, когда человек не дает себе отчета в последствиях своих поступков.

И. К.ант  связывал понятие бессознательного с чувственным познанием, с интуицией. Он указывал на наличие сферы восприятий и чувств, которые не осознаются, хотя и можно прийти к выводу об их существовании. Бессознательное — это темные представления в человеке, число которых безгранично. На огромной карте нашего духа "освещены только немногие пункты".

 А.  Шопенгауэр выдвинул иррационалистическую концепцию бессознательного, рассматривая его как волю в природе, источник жизни, стихийное жизненное начало, которому противостоит беспомощное сознание. Продолжателем иррационалистических идей выступил Э. Гартман признавал основой всего сущего бессознательное духовное начало, образующее абсолютное единство воли и идеи. Бессознательное незаметно управляет человеческим разумом.

На необходимость  самого скрупулезного исследования сферы бессознательного, его места  и роли в поведении человека, особенно в протекании различного рода душевных отклонений и заболеваний, больше всех настаивал и, пожалуй, больше всех в истории науки сделал знаменитый венский психиатр, психолог и мыслитель 3. Фрейд. Он считал, что большая часть психики человека бессознательна, что человек находится в постоянном стремлении к удовлетворению своих влечений, желаний, а общество составляет враждебное окружение, стремящееся ограничить или полностью лишить человека удовлетворения его страстей.

З.Фрейд  подчёркивал, что бессознательное с большим трудом переходит в область сознания. Объясняется это действием двух механизмов — вытеснения и сопротивления. Неприемлемые из-за множества социальных запретов желания и влечения изгоняются за пределы сознания, не допускаются в него. Тем не менее, они дают о себе знать в искаженной или символической форме. Сновидения, описки, оговорки, провалы в памяти, разнообразные невротические симптомы — все это следы вытесненных травмирующих переживаний.  Они создают в сфере бессознательного сильно заряженный очаг, постоянно оказывающий разрушительное воздействие и напоминающий о себе совершенно внезапными проявлениями.

Фрейд считал, что в оговорках, ошибочных действиях  проявляются истинные, скрытые намерения  и чувства человека. Сны в символической, непрямой форме отражают конфликты и переживания человеческой души. Например, женщине, потерявшей веру  в свои силы, снилось, что она ловко управляет автомобилем, причём всё получается как бы само собой. Во сне же пришла мысль о странности происходящего — раньше она никогда не садилась за руль, даже не представляла, как это делается. Бессознательное указало ей на возможность овладеть новым и неизвестным, на необходимость справиться с неуверенностью и установкой на провал. Смысл сновидения бывает и менее очевидным.

Между тем  в сфере бессознательного есть и “законные жильцы”, не только усложняющие нам жизнь, но очень часто и упрощающие её. В первую очередь это неосознаваемые автоматизмы — действия и акты, которые совершаются человеком без участия сознания, механически. Одни из них являются врождёнными либо закрепились в очень раннем возрасте: поворот головы на звук, сосание, мигание, ходьба и т. п. Другие вначале находятся под контролем сознания, но со временем, по мере овладения навыками, становятся чисто автоматическими и переходят в область неосознаваемого. Примерами служат письмо, игра на музыкальных инструментах, плавание, катание на коньках, велосипеде. Благодаря формированию навыка человек выполняет действие легко, быстро и точно, а сознание освобождается для иных задач.

Не поддаются  осознанию лишь врождённые автоматизмы. Более того, такого рода попытки приводят к расстройству самого действия, как произошло в истории с сороконожкой, которая разучилась ходить, когда задумалась, в какой последовательности надо переставлять ноги.

Столь же важную роль в нашей жизни играют неосознаваемые установки - готовность к совершению определённых действий и к определённым реакциям. Так, собираясь  взять какой-либо предмет, в зависимости от его размера, местонахождения и веса человек меняет ориентацию кисти руки и положение пальцев, не осознавая и не контролируя “настройку”. Это моторная установка. Оставшись в тёмном доме в одиночестве, многие из нас начинают слышать подозрительные шорохи, скрипы, шаги, реализуя установку на страшные события. Умственные установки заставляют действовать стереотипными, привычными способами не только при решении математических задач, но и в разных житейских ситуациях.

Даже  вполне осознанное, произвольное поведение всегда сопровождается сопутствующими неосознаваемыми действиями. К ним относятся мимика, жесты, тоническое напряжение мышц, вегетативные реакции (покраснение или побледнение лица, дрожь в руках, слабость в ногах, потение, учащение дыхания, сужение или расширение зрачка и т. д.). Все они свидетельствуют о состоянии человека в данный момент.

Неосознаваемые  реакции, сопровождающие поведение, могут вступать в противоречие с его сознательной целью. Если знакомый говорит нам что-нибудь приятное, но при этом отводит глаза и старается держаться поодаль, легко усомниться в искренности его слов. Безотчётные действия служат объективными показателями различных психологических характеристик человека: его намерений, реального отношения, скрытых желаний, мыслей.

Изучая  сны и фантазии своих пациентов, К.Юнг обнаружил в них образы и идеи, которые никак не увязывались с прошлым опытом человека. Самым удивительным оказалось то, что этот пласт бессознательного был связан с мифическими и религиозными темами, присутствующими даже в очень далеких друг от друга культурах. Так были открыты архетипы (от греч. “архе” - “начало, древний” и “типос” - “образ”) - мощные психические первообразы, скрытые в глубинах бессознательного врожденные универсальные идеи, изначальные модели восприятия, мышления, переживания. Это своего рода первичные представления о мире и жизни, которые не зависят от уровня полученных знаний. Каким-то не ясным пока способом они передаются из поколения в поколение и составляют структуру мировоззрения. Жизненный опыт не изменяет их, а лишь дополняет новым содержанием.

Юнг описал множество архетипов. Наиболее важный архетип -  Самость. Она представляет собой сердцевину личности, вокруг которой объединяются все остальные аспекты души. Персона  (лат. persona - “маска”) - наше публичное лицо, те роли, которые мы проигрываем в соответствии с социальными требованиями. Она необходима, чтобы поддерживать контакт с другими людьми.

Согласно  Юнгу, архетипы являются структурно формирующими элементами бессознательного. Из этих элементов вырастают архетипические образы, которые доминируют и в мышлении людей, и в культуре. Символика едина для всего человечества, поскольку восходит к общим для всех людей архетипам. Почти повсеместно встречаются одни и те же символы, обозначающие жизнь и смерть, мужское и женское, небо и землю, печаль и радость, болезнь и здоровье, силу и слабость, порядок и хаос.

Символика архетипа, как и смысл всякого  символа, необычайно многозначна. Архетипы богаты предчувствиями и, в конечном счете, неисчерпаемы.

Многие  из образов, которые мы видим во сне, - проекции того или иного архетипа. В сновидениях они проявляются  в форме, доступной нашему восприятию. Архетипические образы также можно найти в мифологии и фольклоре, в литературе, живописи, скульптуре.

Юнг как-то назвал архетипы “органами души”. Они помогают нам “переработать”, пережить, понять, принять очередные жизненные перипетии и прийти к внутреннему единству, нарушенному этими событиями. Архетипы подсказывают неведомые доселе, но необходимые ответы на те сложные вопросы, которые ставит перед людьми жизнь.

Почему  архетипы обладают такой целительной  и пророческой силой? В символической  концентрированной форме архетипы содержат в себе накопленный человечеством опыт переживания типичных жизненных драм - проверенные тысячелетиями модели поведения в критических жизненных ситуациях и способы их осмысления и принятия.

Любая архетипическая ситуация символична: похороны, рождение ребенка, духовный кризис, ситуации “любовного треугольника”, преследователя и жертвы… Она отличается от других жизненных событий тем, что вызывает особенно бурный поток переживаний, затрагивает струны души, о существовании которых человек раньше и не подозревал. И он начинает “переживать архетип”, как это делали до него многие поколения людей, используя их опыт, опираясь на их незримую поддержку. Архетипическое переживание, как говорит Юнг, “пробуждает в нас голос более громкий, чем наш собственный”.

Архетип содержит вечные ответы на вечные вопросы нашей жизни, за ним всегда стоит “нечто большее”, и даже “нечто свыше”. Индивидуальное бессознательное возникает в результате собственного опыта человека и содержит индивидуальные впечатления и переживания. В коллективном  бессознательном  запечатлен общечеловеческий опыт в виде архетипов - универсальных образов поведения, мышления, мировосприятия. Они присутствуют в людях от рождения подобно инстинктам. Их нельзя обнаружить непосредственно, но они дают о себе знать в снах, видениях, предчувствиях.

Гармония  душевной жизни предполагает взаимодействие личного и коллективного бессознательного.

Причудливое смешение множества явлений и  процессов психики, которые человек не в состоянии осознать и проанализировать с равной степенью отчётливости, может породить в его душе смятение, неуверенность, непонимание самого себя. Важно помнить, что критерий психического здоровья — не степень контроля всех уровней организации душевной жизни, а состояние душевной согласованности, принятие и уважение всех сторон собственного внутреннего мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Самосознание личности как  философское понятие. Сущность  и понятие самосознания личности  с точки зрения философии.

 

В человеке совмещаются такие противоположные  начала как тело (биологическое начало) и «душа» (духовное, психическое  начало). Как уже отмечалось выше, человек — выходец из животного мира, существо, подчиняющееся биологическим закономерностям. Вместе с тем, он владеет речью, ему присуща сложная мыслительная и эмоциальная деятельность, которую называют сознанием.

Существует  неразрывное единство осознания  человеком окружающего его мира (называемое предметным сознанием) и осознание им самого себя (самосознание). Развитие ребенка начинается с чувства собственного существования, в котором еще нет ни осознания себя, ни осознания внешнего мира. Но постепенно в процессе онтогенеза у него формируется сознание в своих двух формах — в форме предметного сознания, основывающегося на представлениях о внешнем мире, и самосознания, ориентированного на постижение самого себя. Таким образом, создаются субъективные условия, позволяющие человеку не только постигать окружающий мир, но и ориентироваться в собственной личности.

«Способность  к самосознанию и самопознанию —  исключительное достояние человека, который в своем самосознании осознает самого себя как субъекта сознания, общения и действия, становясь в непосредственное отношение к самому себе. Только в этой форме и может существовать самосознание, основная особенность которого... состоит в том, что оно ориентировано на осмысление человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе».

 Самосознание  является основой самовоспитания и достижения намечаемых субъектом целей. Поэтому призыв древнегреческого философа Сократа «Познай себя» звучит по прежнему мудро и актуально.

Большое значение для возникновения самосознания имеет формирование «образа тела». Этот образ складывается уже в  ощущениях ребенка при прикосновении  руками к собственному телу. Такая познавательная деятельность, наблюдаемая у маленьких детей, является зачатком осознания собственного «Я». Психологи утверждают, что в формировании «образатела» значительную роль играет зеркало. С его помощью человек наблюдает за самим собой, анализирует выражение своего лица и т. д. Зрительное удвоение личности с помощью зеркала служит тем самым одним из средств самопознания.

Знаменитый  русский физиолог И. М. Сеченов (1829-1905> в работе «Элементы мысли» показал, что в сумме органических ощущений, образующих «нижний пласт» самосознания человека (самочувствие, внутреннее восприятие «Я»), большой удельный вес имеет афферентация (нервное раздражение) от мышц. Дальнейшие клинические наблюдения привели к выводу, что представление человека о том, в каком положении находятся его туловище, голова и конечности, возникает на основе ощущений, идущих от всех периферических частей двигательного анализатора (от мышц, сухожилий и суставных поверхностей).

Эксперименты  с кратковременным воспроизведением невесомости на самолетах показали, что наступающие при этом резкие изменения афферентации со стороны ряда рецепторов приводят к рассогласованию отражающей тело функциональной системы, что, в свою очередь, обусловливает нарушение самосознания. После проведения экспериментов в условиях невесомости один из испытуемых так описал свое состояние: «...При наступлении невесомости возникло чувство проваливания, которое длилось секунд пять. А затем появилось необычное ощущение, стало казаться, что это не я сижу в кресле, пристегнутый ремнями, а кто-то другой. «Он» выполняет пробу на коор-динографе, а я только наблюдаю за ним. Я понимал, что так не может быть, но тем не. менее до конца режима это ощущение продолжало оставаться ».

Информация о работе Диагностика самосознания личности