Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 20:40, лабораторная работа
Исследованиями памяти в настоящее время заняты представители различных наук: медицины, генетики, психологии, кибернетики и других. Остаются спорными многие вопросы относительно проблемы памяти.
Знание типа памяти ребенка позволяет правильно подобрать методику обучения, способ подачи информации, подобрать максимально эффективные учебники и методические пособия. Так же это помогает определить большинство стрессовых ситуаций для ребенка, а значит, и избежать их возникновения.
1. Введение………………………………………………………3-4 стр.
2. Процедура исследования…………………………………….5-6 стр.
3. Обработка и анализ результатов…………………………….7- 13 стр.
4. Выводы………………………………………………………..14 стр.
Новосибирский Государственный Педагогический Университет
ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПСИХОЛОГИИ
ДИАГНОСТИКА ТИПА ПАМЯТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Составила:
2011 г.
Содержание
1. Введение………………………………………………………
2. Процедура исследования……………………
3. Обработка и анализ результатов…………………………….7- 13 стр.
4. Выводы………………………………………………………..
I Введение
Впечатления, которые человек получает
об окружающем мире, оставляют определенный
след, сохраняются, закрепляются, а
при необходимости и
Память
лежит в основе способностей
человека, является условием приобретения
знаний, формирования умений и
навыков. Без памяти
Память, важнейшая характеристика психической жизни.
Поэтому, проблема памяти – одна из особенно
привлекавших к себе внимание и наиболее
изучавшихся проблем психологии.
Начало изучения памяти
как деятельности было положено работами
французских исследователей, в частности
П.Жане. Он одним из первых начал трактовать
память как систему действий, ориентированных
на запоминание, переработку и хранение
информации.
Изучением
памяти занимались многие
Обнаружилось, что людям
со слабой нервной системой дополнительные
раздражители мешают сосредоточиться,
а с сильной — даже повышают концентрацию
внимания.
В зависимости от преобладающего участия в работе памяти того или другого анализатора различают зрительный, слуховой, моторно-слуховой и комбинированный типы памяти. Человек, отличающийся зрительным типом памяти, запоминает и воспроизводит заученный материал преимущественно в зрительных образах, в противоположность человеку с двигательным типом памяти, у которого процессы заучивания и воспроизведения опираются главным образом на двигательные представления. К смешанному типу памяти относятся люди, у которых не наблюдается преимущественное развитие какого-либо одного вида памяти и которые в своей практической деятельности в равной степени пользуются несколькими видами памяти .
Младший школьный возраст - это особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно недавно. Появление этого возраста связано с введением системы всеобщего и обязательного неполного и полного среднего образования.
В этом возрасте большие изменения происходят
в познавательной сфере ребенка. Память
приобретает ярко выраженный произвольный
характер. Дети непроизвольно запоминают
учебный материал, вызывающий у них интерес,
преподнесенный в игровой форме, связанный
с яркими пособиями или образами – воспоминаниями
и т.д. Но, в отличие от дошкольников, они
способны целенаправленно, произвольно
запоминать материал, им неинтересный.
С каждым годом все в большей мере обучение
строится с опорой на произвольную память.
Основные характеристики памяти младших
школьников:
• пластичность – пассивное запечатление
и быстрое забывание;
• избирательный характер – лучше запоминается
то, что нравится, и то, что нужно запомнить
скорее;
• повышается объем памяти, улучшается
точность и систематичность воспроизведения;
• запоминание начинает все чаще опираться
на различные смысловые связи, память
приобретает произвольный характер;
• дети начинают пользоваться различными
специальными способами запоминания;
• память освобождается от плена восприятия,
узнавание теряет свое значение;
• воспроизведение становится управляемым
процессом;
• сохраняется образный компонент, память
тесно связана с активным воображением.
Исследованиями памяти в настоящее время заняты представители различных наук: медицины, генетики, психологии, кибернетики и других. Остаются спорными многие вопросы относительно проблемы памяти.
Знание типа памяти ребенка позволяет правильно подобрать методику обучения, способ подачи информации, подобрать максимально эффективные учебники и методические пособия. Так же это помогает определить большинство стрессовых ситуаций для ребенка, а значит, и избежать их возникновения.
II Процедура исследования
В своем исследовании я использовала методику диагностики типа памяти.
Целью моего исследования стало: определение типа памяти у группы детей младшего школьного возраста методом воспроизведения по-разному воспринятых слов.
Материал и оборудование, которые я использовала – это четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках.
Испытуемым я предлагала поочередно четыре группы слов для запоминания их на слух, при зрительном восприятии, при моторно-слуховом восприятии, при комбинированном восприятии.
Группы слов:
I
II
ДИРИЖАБЛЬ
САМОЛЕТ
ПАРОХОД ВОЛК
ЛАМПА
ЧАЙНИК
СОБАКА
БОЧКА
ЯБЛОКО
БАБОЧКА
ПАРТА
КОНЬКИ
КАРАНДАШ НОГИ
САПОГИ
САМОВАР
ГРОЗА
БРЕВНО
СКОВОРОДА
ПИЛА
УТКА
СВЕЧА
КАЛАЧ
ВЕСЛО
ОБРУЧ
ТАЧКА
РОЩА
ЗАГАДКА
МЕЛЬНИЦА ЖУРНАЛ
ГРИБ
ПОПУГАЙ
МАШИНА
ШУТКА
КНИГА
ЛИСТОК
СТОЛБ СЕНО
Прослушая первый
ряд слов с интервалом 4-5 секунд
между словами, после 10 секундного
перерыва, дети записывали на
листке запомнившиеся им слова.
Затем я
показывала детям слова
Дав 10-минутный отдых, я читала испытуемым слова третьего ряда, а дети шепотом повторяли каждое прочитанное мною слово и «записывали» его в воздухе пальцем. После 10-секундного перерыва воспроизводили слова на листочке.
После перерыва в 10 минут детям читались слова четвертого ряда, дети одновременно следили по карточке, шепотом повторяли слова и «записывали» их в воздухе.
В моем исследовании участвовало 20 испытуемых: 10 мальчиков и 10 девочек. Возраст детей от 9-10 лет. Все учащиеся обучаются в одной школе. По одной программе.
Список испытуемых:
III Обработка и анализ результатов
О преобладающем типе памяти у ребенка можно сделать вывод, подсчитав коэффициент типа памяти С:
А
С = 100%, где А – количество правильно воспроизведенных слов.
10
Тип памяти характеризуется тем, в каком из рядов было более успешное воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент памяти к 100%, тем лучше развит у испытуемого данный тип памяти.
По результатам исследования можно говорить о трех уровнях запоминания: высокий ( более 80%), средний 60-79%), низкий (оббьем запоминания менее 50-60%).
Протокол исследования типов памяти
Фамилия, имя испытуемого |
Типы памяти коэффициент типа памяти в (%) | |||
|
зрительная |
слуховая |
моторно-слуховая |
комбинированная |
1.Тарасов Игорь |
60 |
30 |
50 |
50 |
2.Шевляков Дмитрий |
30 |
20 |
40 |
60 |
3. Украинский Яков |
30 |
20 |
40 |
50 |
4.Каарес Анастасия |
70 |
60 |
30 |
60 |
5.Чмеркова Екатерина |
80 |
70 |
40 |
60 |
6.Вожакова Юлия |
30 |
30 |
70 |
60 |
7.Горенкова Марина |
60 |
60 |
30 |
40 |
8.Горенкова Анжела |
70 |
60 |
40 |
60 |
9.Вопилов Никита |
50 |
30 |
40 |
50 |
10 Трабаева Виолетта |
70 |
30 |
50 |
60 |
11.Пенкин Игорь |
40 |
30 |
30 |
70 |
12. Твердохлеб Виктория |
20 |
30 |
30 |
30 |
13.Гераськин Олег |
40 |
30 |
40 |
40 |
14.Горенков Дмитрий |
40 |
30 |
40 |
30 |
15.Бондаренко Никита |
50 |
30 |
40 |
40 |
16. Скрипников Илья |
80 |
60 |
60 |
80 |
17.Лыткин Данил |
70 |
50 |
60 |
80 |
18.Колотилина Елена |
80 |
70 |
60 |
60 |
19.Колесникова Виктория |
80 |
70 |
70 |
70 |
20. Столбовских Елена |
80 |
70 |
60 |
70 |
Тарасов Игорь
По результатам исследования можно сделать вывод, что лучше всего у Игоря развито слуховое восприятие 60% (средний уровень) , уровень моторно-слухового и комбинированного восприятия развиты чуть меньше по 50% воспроизведенных слов (низкий уровень) . Менее всего у ребенка развита зрительная память 30% воспроизведения слов (низкий уровень).
Шевляков Дмитрий
По результатам исследования можно сделать вывод, что лучше всего у Димы развито комбинированная память 60% воспроизведенных слов(средний уровень) , уровень моторно-слухового типа памяти -40 % воспроизведения слов (низкий уровень), уровень слухового типа равен 30% воспроизведения (низкий уровень) . Менее всего у ребенка развита зрительная память 20% воспроизведения слов (низкий уровень).
Украинский Яков
По результатам исследования можно сделать вывод, что лучше всего у Якова развито комбинированный тип памяти 50% воспроизведения слов (низкий уровень) , моторно-слуховой тип развит чуть меньше - 40% воспроизведения слов (низкий уровень) . Уровень развития слуховой памяти 30% воспроизведения (низкий уровень).Менее всего у ребенка развита зрительная память 20% воспроизведенных слов (низкий уровень).
Каарес Анастасия
По результатам исследования можно сделать вывод, что лучше всего у Насти развито слуховой тип памяти 70% воспроизведенных слов (средний уровень) , уровень зрительного и комбинированного типа памяти развиты чуть меньше по 60% воспроизведения (средний уровень) . Менее всего у ребенка развито моторно-слуховая память - 30% воспроизведенных слов (низкий уровень).
Чмеркова Екатерина
По результатам исследования можно сделать вывод, что лучше всего у Кати развито слуховое восприятие 80% воспроизведенных слов (высокий уровень) , уровень зрительного типа развит чуть меньше – объем запоминания 70% (средний уровень) . Комбинированный тип имеет так же средний уровень развития – объем запоминания 60% .Менее всего у девочки развито моторно-слуховое восприятие – объем запоминания 40% (низкий уровень).
По результатам исследования можно сделать вывод, что лучше всего у Кати развито моторно-слуховое восприятие 70% (средний уровень) , уровень комбинированного восприятия развит чуть меньше 60% (средний уровень) .Менее всего у девочки развито слуховое и зрительное восприятие по 30% (низкий уровень).
Горенкова Марина
По результатам исследования можно сделать вывод, что лучше всего у Марины развито слуховое и зрительное восприятие по 60% (низкий уровень) , уровень комбинированного восприятия развит чуть меньше 40% (низкий уровень) . Уровень моторно-слухового восприятия развит на 30% (низкий уровень).
Информация о работе Диагностика типа памяти младших школьников