Диагностика успешности обучения и диагностика интеллектуального развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 16:08, реферат

Описание работы

Целью доклада является проанализировать методы диагностики интеллектуального развития.
Цель работы определили задачи исследования:
1. Изучить понятие психологической диагностики и способах ее применения;
2.Датьопределение интеллекту и рассмотреть коэффициент интеллектуальности и креативности;
3. проанализировать методы диагностики интеллекта.

Содержание работы

Введение
1. Психологическая диагностика.
1.1. Задачи психологической диагностики.
1.2. Виды методик.
1.3. Степень выполнения заданий.
2. Понятие интеллекта.
2.1. Коэффициент интеллектуальности.
3. Методы диагностики интеллекта.
3.1. Тесты интеллекта.
3.2. Количественный показатель интеллектуального развития.
3.3. Тесты освоенности мышления.
3.4. Тесты на интеллектуальные способности
4. Заключение.
5. Библиография и Интернет-ресурсы.

Файлы: 1 файл

доклад по психологии.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Федеральное государственное бюджетное  образовательное

Учреждение высшего профессионального  образования

«Чувашский государственный университет  имени И.Н. Ульянова»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад

 

Диагностика успешности обучения и диагностика интеллектуального развития

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу  выполнил:

                                                                                                                           Студент 1 курса

                                                                                                                             Группы М-06-12

Садовников М.С.

 

 

Проверила:

К.п.н., старший преподаватель

Александрова С.Н.

 

 

 

 

 

 

 

Чебоксары 2013

 

Содержание

 

 

Введение

1. Психологическая диагностика.

1.1. Задачи психологической диагностики.

1.2. Виды методик.

1.3. Степень выполнения заданий.

2. Понятие интеллекта.

2.1. Коэффициент интеллектуальности.

3. Методы диагностики интеллекта.

3.1. Тесты интеллекта.

3.2. Количественный показатель интеллектуального развития.

3.3. Тесты освоенности мышления.

3.4. Тесты на интеллектуальные способности

4. Заключение.

5. Библиография и Интернет-ресурсы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  проблемы исследования: Проблема оценки уровня интеллектуального развития традиционно занимает центральное место среди проблем психологической диагностики.

Проблема диагностики  интеллекта является одной из важнейших  в современной психологии и педагогике. С конца XIX века для оценки интеллекта человека используются стандартизованные психологические тесты, основанные на вычислении т.н. коэффициента интеллектуальности (IQ). Для психологов он привлекателен тем, что позволяет количественно выразить уровень интеллектуальных способностей как в общем, так и по отдельным его составляющим, которые выделяются разработчиками тестов.

В отечественной  педагогической практике до середины 1930-х гг. главным инструментом оценки умственного развития выступали  тесты, среди которых наибольшее распространение получили психометрические шкалы, например адаптированная шкала Бине–Симона. Впоследствии в результате официально наложенного запрета количественные методы оценки интеллекта были исключены из практики.

В отечественной  психологии сложилось своеобразное направление диагностики, причем настоятельно подчеркивалось его отличие от продолжавшего развиваться за рубежом психометрического подхода. В современных условиях это противопоставление несколько сгладилось, и тестовые методики признаются приемлемым методом диагностики (хотя бы вспомогательной) умственного развития.

Среди используемых в психодиагностической практике методов  особо широко распространены тесты  Векслера, прогрессивные матрицы  Равена и др. Вычисляемый с их помощью коэффициент интеллекта не признается главной мерой умственного  развития (как это имеет место в мировой практике), однако допускается его использование в качестве одного из психодиагностических показателей.

Целью доклада является проанализировать методы диагностики интеллектуального развития.

Цель работы определили задачи исследования:

1. Изучить понятие психологической диагностики и способах ее применения;

2.Датьопределение интеллекту и рассмотреть коэффициент интеллектуальности и креативности;

3. проанализировать  методы диагностики интеллекта.

 

 

 

 

 

 

Методы исследования:

  1. изучение, обработка и анализ научных источников по проблеме исследования;
  2. анализ научной литературы, учебников и пособий по психологии, психодиагностики, экспериментальной психологии личности и др.

 

 

1. Психологическая диагностика.

Психологическая диагностика – область психологии, разрабатывающая проблемы конструирования, проверки и применения методик изучения и испытания психологических и психофизиологических различий. К последним относятся как межгрупповые и межиндивидуальные различия, охватывающие возрастные, групповые и присущие лишь данному субъекту особенности, так и внутрииндивидуальные различия, связанные с изменением состояний субъекта, обусловленным динамикой внешних и внутренних факторов (эмоциональные состояния, бодрствование и сон, утомление и др.).

Групповые и  индивидуальные различия привлекали внимание мыслителей и практиков задолго до возникновения психологической диагностики как научной дисциплины. Со временем назрела потребность в методиках объективной констатации индивидуальных различий, особенно в сфере образования и воспитания, в связи с необходимостью располагать обоснованными критериями для распознавания и оценки аномалий у детей.

В середине XIX в. предназначенную для этой цели методику предложил французский врач Э. Сеген. Эта проблема не утратила актуальности и разрабатывается в дефектологии. При работе с нормальными детьми психологическая диагностика призвана решать 4 главные задачи:

1) изучение возрастных  особенностей с целью совершенствования  дозировки и распределения программного  материала для школьников и различных по сложности заданий для профессионалов;

2) выявление  групповых (национальных, социальных  и региональных) и свойственных  собственно субъекту особенностей  психики в целях осуществления  индивидуального подхода учителя  к учащимся и оказания им помощи в выработке оптимального индивидуального стиля деятельности;

3) выявление  интересов, склонностей, способностей  и психофизиологических особенностей  учащихся с целью профориентации;

4) предоставление  информации о состоянии и изменении  психики учащихся, динамике их работоспособности при оценке эффективности психолого-педагогических мероприятий, например, при введении новых приёмов и методов учебно-воспитательной работы, изменениях условий труда, проверка пригодности учебников, пособий, а также при оценке деятельности школы, учителей и пр.

В современной  психодиагностики можно выделить 4 вида методик: тесты, опросники и  анкеты, методики проективной техники, психофизиологические методики.

Методики поступают  в обращение лишь после того, как  они прошли процедуру стандартизации и получены удовлетворительные показатели их надёжности и валидности. Стандартизация предусматривает определение процедуры проведения методики и обработки полученных результатов, выдачу информации о примерном разбросе получаемых величин, точке отсчёта и мерах сравнения; всё это должно обеспечить идентичность проведения методики и сопоставления результатов, полученных при работе с разными выборками.

Показатель  надёжности свидетельствует о внутреннем единстве методики и об устойчивости, стабильности получаемых с её помощью данных. Показатель валидности говорит о пригодности методики для практического применения, он отражает уровень совпадения между результатами, полученными при помощи данной методики, и объективными суждениями об эффективности учебной или профессиональной деятельности испытуемых, если, разумеется, есть основания считать, что методика выявляет именно те индивидуальные особенности, которые актуализируются в деятельности.

Широко используемая диагностическая методика – психологические тесты. В результате выполнения заданий теста обнаруживается, какими обобщёнными сформировавшимися умениями, произвольно актуализируемыми умственными действиями владеет к моменту тестирования испытуемый; обычно это умения и умственные действия, существенные для того или иного вида учебной или профессиональной деятельности, напр. умение устанавливать логические связи между понятиями или предметами, мысленно оперировать предметами или их изображениями в пространстве, разбираться во взаимосвязях деталей технических устройств и др.

О том, как представлены у испытуемого тестируемые особенности, судят по числу правильно выполненных  им заданий, что может интерпретироваться и как диапазон обобщённости умения, и как степень его развития. Тест не даёт информации о том, как шёл процесс развития, насколько близок испытуемый к возможному пределу, обусловленному природными задатками. В тестировании всегда обнаруживается влияние культурной среды испытуемого, полученного им образования. Тесты должны раскрыть, насколько подготовлен испытуемый к определённой деятельности, к расширению диапазона обобщённости своих умений, к приобретению новых умений.

Однако информация, которую они дают, оперативна, и, как показывают исследования, при  благоприятных для испытуемого  условиях результаты тестирования могут сильно измениться. Это накладывает существенные ограничения на интерпретацию результатов тестирования.

С начала 50-х  гг. получают распространение всевозможные анкеты и опросники; разница между  теми и другими не всегда очевидна. Анкеты более всего обращены к получению фактической информации о респондентах (от лат. respondere – отвечать): сколько времени затрачивается на чтение художественной литературы, сколько раз бывает респондент в кино и пр.

В опросниках же ставятся вопросы, обращённые к пониманию и истолкованию явлений своего поведения, своей психики: испытывает ли респондент смущение при беседах с лицами другого пола и т. п. Одна из главных причин их популярности состоит в том, что современная жизнь показала, какое большое значение имеют некоторые индивидуальные особенности психики, не затрагиваемые тестами, например, ценностные ориентации, мотивы, черты темперамента.

Общепризнано, что метод, уровень опросников и  анкет ниже, чем тестов. Их вопросы  носят явную печать гипотез автора методики. Одни предлагают вопросы, выявляющие патологические особенности психики, например, Миннесотский многофакторный личностный опросник (по англ, аббревиатуре – MMPI), другие предлагают вопросы, вытекающие из их собственной концепции темперамента, личности.

Методики анкет  и опросников провоцируют респондентов на то, чтобы предстать в фальсифицированном облике, например, в улучшенном (эффект фасада), исходя при этом из своего понимания  «социальной желательности» некоторых  особенностей психики.

Методики этого  вида чаще применяются при массовых обследованиях, в этих случаях повышается вероятность того, что в большинстве  ответов выделяются наиб, типичные. Конструирование, обработка и проверка анкет и опросников представляет ещё далеко не решённую проблему.

Методики проективной  техники имеют своей целью  диагностировать такие особенности  индивидуальной психики, которые не затрагиваются ни тестами, ни опросниками, – это неосознанные или не полностью  осознанные мотивы и установки, аффективные конфликты, доминирующие потребности, психич. состояния и т. п.

Испытуемому предъявляется  стимульный материал в виде неопределённых изображений, незаконченных высказываний, картинок с изображением конфликтных  ситуаций. Испытуемого побуждают  как-то высказаться по поводу увиденного. Предполагается, что в его высказывания будут проецироваться те особенности психики, для диагностирования которых создана эта методика. Типичным образцом её может считаться набор чернильных пятен Роршаха.

Некоторые психологи  находят, что проективная техника в большей степени диагностирует внутрииндивидуальные изменения психики, смены психических состояний, а не межиндивидуальные различия. Авторы рассмотренных видов методик черпают материал для их конструирования, а равно и подходят к его интерпретации, ориентируясь на формы культурной жизни определённой социальной общности. Для лиц, сформировавшихся в других культурных условиях, этот материал может оказаться чуждым и непонятным, а интерпретация их ответов неадекватной. В результате некоторых детей, в тои числе учащихся, могут причислить к малоодарённым, хотя тест вообще не даёт на это полномочий. На самом же деле эти «малоодарённые» зачастую просто не понимают ни заданий, ни вопросов.

С середины 60-х  гг. в школах стали применять психофизиологические методики, диагностирующие проявления свойств нервной системы. Эти методики в большинстве случаев требуют специальных лабораторных экспериментов и специально подготовленных экспериментаторов. Свойства нервной системы, проявления которых фиксируются методиками, подлежат особому рассмотрению.

В 70-80-х гг. в  ряде стран получило распространение  новое направление в диагностике  умственного развития – критериально-ориентированное  тестирование (КОРТ). В России разрабатывается  его оригинальный психологический вариант. В его методиках испытуемым предлагаются задания, в которых даны в различных логических отношениях понятия, термины, ситуации, взятые из материалов учебных программ.

Степень выполнения заданий интерпретируется как показатель умственного развития; выявленные в процессе тестирования недочёты и пробелы подлежат коррекции; содержание коррекционных программ прямо выводится из содержания выполненных и невыполненных заданий. В реализации КОРТ сложились два вида критериев. Первый – социально-психологический норматив – совокупность обществ, требований к умственному развитию, представленная в учебных программах. Второй – требования к умственному развитию, обеспечивающему успешное выполнение т. н. ключевых заданий, т.е. заданий, в которых репрезентирована внутренне завершённая область какого-либо учебного предмета.

Информация о работе Диагностика успешности обучения и диагностика интеллектуального развития