Диалектические принципы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 18:17, реферат

Описание работы

В современных вариантах диалектики практически отсутствует понимания ее как о развитии. Доминирует представление о диалектике как форме осмысления полярностей, противоположностей, пронизывающих нашу жизнь, сознание, историю. Различные варианты толкования диалектики предлагают различные принципы взаимоотношений противоположностей – от возможного их гармонического синтеза до трагически непримиримого, вечного противостояния. Однако практически все модели диалектики содержат в себе установку на соединение этих противоположностей или, по крайней мере, указывают на потребность их объединения, имеющуюся у главного действующего лица диалектической коллизии – человека.

Содержание работы

Введение________________________________________________
Диалектические принципы__________________________________
конкретность истины_______________________________________
единство логического и исторического, абстрактного и конкретного
практика как критерий истины_______________________________
и практического определителя связи предмета с тем, что нужно человеку
законы диалектики_________________________________________
закон единства и борьбы противоположностей_________________
закон перехода количественных изменений в качественные_____
закон отрицания отрицания_________________________________
основные диалектические закономерности и категории__________
сущность и явление________________________________________
содержание и форма_______________________________________
случайность и необходимость_______________________________
причина и следствие________________________________________
возможность и действительность____________________________
единичное, особенное и всеобщее___________________________
Заключение_____________________________________________
Список использованной литературы________________

Файлы: 1 файл

Принцыпы розвития. Диалектические закономерности.docx

— 27.23 Кб (Скачать файл)

 

               Содержание  
Введение________________________________________________  
Диалектические принципы__________________________________  
конкретность истины_______________________________________  
единство логического и исторического, абстрактного и конкретного 
практика как критерий истины_______________________________  
и практического определителя  связи предмета с тем, что нужно человеку  
законы диалектики_________________________________________ 
закон единства и борьбы противоположностей_________________ 
закон перехода количественных изменений в качественные_____    
закон отрицания отрицания_________________________________   
основные диалектические закономерности и категории__________ 
сущность и явление________________________________________  
содержание и форма_______________________________________  
случайность и необходимость_______________________________   
причина и следствие________________________________________ 
возможность и действительность____________________________   
единичное, особенное и всеобщее___________________________  
Заключение_____________________________________________      
Список использованной литературы________________                         

Введение

Термин «диалектика» (от греч.  – искусство  веcти  беседу,  спор)  имеет

различные смысловые  оттенки.  Впервые  его  применил  Сократ,  имея  в  виду

искусство диалога, направленное  на  достижение  истины  путем  столкновения

различных мнений. Платон  рассматривал  диалектику  как  процесс  разделения

понятий на виды и  связывание их в более общие понятия, «роды».

  Гегель расширил  понимание диалектики, вывел ее  из рамки  движения  мысли,

увидел   столкновение   и    объединение    противоположностей    в    самой

действительности, в истории, в культуре.

  В марксистской  философии традиции диалектика  определялась  как  учение  о

всеобщей связи  и  развитии,  осуществляемом  через  борьбу  противоположных

начал.

  В современных  вариантах диалектики практически  отсутствует  понимания  ее

как о развитии. Доминирует представление о диалектике как  форме  осмысления

полярностей,  противоположностей,  пронизывающих   нашу   жизнь,   сознание,

историю.  Различные  варианты  толкования  диалектики  предлагают  различные

принципы   взаимоотношений   противоположностей   –   от    возможного    их

гармонического  синтеза до трагически непримиримого, вечного противостояния.

Однако практически  все  модели  диалектики  содержат  в  себе  установку  на

соединение этих  противоположностей  или,  по  крайней  мере,  указывают  на

потребность  их  объединения,  имеющуюся  у   главного   действующего   лица

диалектической  коллизии – человека.

 

Диалектические  принципы

Принцип – это  сложная, концентрированная форма знания, аккумулировавшая  в себе основную направленность  исследования,  его  «дух».  К  таким  принципам обычно относят принцип развития, принцип всеобщей связи,  принцип  тождества (единства) диалектики, логики и теории  познания,  принцип восхождения от абстрактного к конкретному, принцип единства исторического и логического.

Конкретность  истины

Конкретность истины или  же отрицание существования абстрактности  И. означает, что истина связана определенными  условиями, в которых находиться объект, отражает строго определенные стороны объекта и т.д. Высшая ступень конкретности состоит во всестороннем  познании объекта с учетом всех существующих моментов данной стадии противоречивого развития объекта, в отличии от эклектичного смешения всех сторон и признаков явления.  

Единство логического и исторического, абстрактного и конкретного     

 Диалектика абстрактного  и конкретного – это типичный  случай диалектического единства, взаимоперехода противоположностей. Абстракция в мышлении представляет  собой лишь исчезающий момент  в процессе отражения конкретной  действительности в ее общей  связи и развитии, т.е. в процессе  достижения конкретной истины. Абстрактное  рассмотрение предмета выступает  здесь как ступень, как момент  конкретного рассмотрения. Абстракция  тем самым толкуется не как  цель, а лишь как средство мышления, восходящего от абстрактного  к конкретному.  
     Принципы развития объективного мира должны рассматриваться в том их виде,  в котором они протекали в действительности.  Любой предмет, любое явление могут быть поняты и правильно оценены только при условии рассмотрения их в конкретных исторических условиях, в исторических логических связях с другими явлениями и предметами. Из этого выводятся два взаимосвязанных метода воспроизведения  исторических процессов развития объекта: логический метод, с помощью которого развитие объекта воспроизводиться в форме теории системы, и исторический метод, с помощью которого развитие объекта воспроизводиться в форме истории системы.  

Практика как  критерий истины

и практического  определителя  связи предмета с тем, что нужно человеку

Критерий И. не может быть найден ни в сознании субъекта как  таковом, ни в познаваемом объекте. Поскольку И. предполагает определенное познавательное  отношение субъекта к объекту и в этом смысле “истина относится не только к субъекту, а также к объекту” (Плеханов Г.В., Избр. филос. произв., т. 3, 1957, с. 501), постольку критерий И. должен представлять собой определенное отношение, отличное от процесса познания, но вместе с тем органически связанное с ним. Таким отношением, материальным процессом является обществ. практика, которая и образует критерий И. По мере развития теоретического содержания науки проверка все в большей мере приобретает опосредованный характер, ибо теоретические положения формируются на базе абстракций все более высоких степеней и потому не поддаются непосредственной проверке (напр., теоретические положения субатомной физики, закон стоимости в политической экономии и т. д.). Та или иная научная теория истинна, если на основе полученных из нее выводов люди в состоянии реализовать поставленные ими цели.  

Законы диалектики

Наиболее общими законами диалектики являются: переход количественных изменений в качественные, единство и борьба противоположностей, отрицание  отрицания.  
В своем происхождении, историческом развитии и соотношении, внутренней взаимосвязи категории и законы субъективной диалектики представляют собой логическое выражение объективной диалектики мира и его познания в динамике их развития.  
Эти законы выражают универсальные формы, пути и движущую силу развития материального мира и его познания и являются всеобщим методом диалектического мышления. В этих законах диалектики конкретизируются ее основные категории в их историческом становлении и соотношении. Открытие и научное обоснование основных законов диалектики обогатило понимание содержания и связи ранее известных категорий, развитие которых подчинено этим универсальным законам. Законы диалектики представляют собой логичное выражение существенного в развитии.  

Закон единства и  борьбы противоположностей

Движущую силу развития выражает закон единства и борьбы противоположностей. Сущность этого закона состоит в том, что предметы и явления объективного мира в процессе своего развития, вытекающего из взаимодействия и противоречия между различными предметами и явлениями и различными сторонами внутри предметов и явлений, переходят из состояния незаметного, несущественного различия составляющих данное явление сторон, тенденций к существенным различиям моментов целого и к противоположностям, которые вступают между собой в противоречие, борьбу, составляющую внутренний источник развития данного явления. Каждый предмет содержит в себе иное самого себя. Внутренняя противоречивость любого объекта состоит в том, что в едином предмете в одно и то же время имеет место и взаимопроникновение и взаимоисключение противоположностей. Развитие возможно только благодаря противоречию, т. е. возникновению активного взаимодействия, столкновения, борьбы противоположностей. Борющиеся противоположности находятся между собой в единстве в том смысле, что они присущи одному предмету, явлению. Противоречие, выражающееся в борьбе противоположностей в рамках данного единства, составляет источник развития.  
Будучи отраженным в системе теоретического знания, этот закон входит основным стержнем или ядром в диалектический метод научного познания. В собственном смысле диалектика есть изучение противоречия в самой сущности предметов” (Ленин В. И., “Философские тетради”, М., 1947, с. 237). Диалектика, т. о., дает возможность усматривать стимулы развития мира внутри самого мира.  

Закон перехода количественных изменений в качественные

Развитие как движение от простого к сложному, от низшего  к высшему, от старого качественного  состояния к более высокому, новому качеству есть одновременно и непрерывный, и прерывный процесс. При этом количественные изменения явлений до известного предела носят характер относительно непрерывного роста одного и того же по своему качеству объекта, который, изменяясь количественно в пределах одной и той же меры, не перестает быть тем, что он есть. Только на определенной ступени развития, при определенных условиях объект теряет свое прежнее качество и становится новым. Развитие, т. о., есть единство прерывности и непрерывности, революционного, скачкообразного и эволюционного изменения явлений.  
Закон перехода количественных изменений в качественные показывает, как осуществляется возникновение нового.  

Закон отрицания  отрицания

Всякое развитие есть определенным образом направленный процесс. Эту  сторону развития выражает закон  отрицания отрицания. Каждое явление относительно и в силу своей конечной природы переходит в другое явление, которое при определенных условиях может стать противоположностью первого и выступить в роли его отрицания. Отрицание составляет необходимое условие развития, поскольку оно есть не только отрицание старого, но и утверждение нового. Но процесс развития не останавливается на этом. Вновь возникшее качество также переходит в иное качество. Отрицание снимается вторым отрицанием, а вся цепь развития представляет собой процесс отрицания отрицания. В результате этого нарастающего отрицания отрицания получается движение предмета от простого к сложному, от низшего к высшему с элементами повторения пройденного, временного отступления назад и т. д. Закон отрицания отрицания дает обобщенное выражение развития в целом, вскрывая внутреннюю связь, поступательный характер развития; он выражает такой переход явлений из одного качеств. состояния в другое, при котором в новом качестве воспроизводятся на более высоком уровне некоторые черты старого качества. Словом, этот закон выражает и процесс коренного изменения старого качества, повторяющуюся связь между различными этапами развития, т. е. основную тенденцию развития и преемственность между старым и новым.          Развитие совершается так, что высшая ступень развития выступает как синтез всего предшествующего движения в его снятом виде. Каждый момент развития, как бы он ни был отличен от предыдущего, происходит из него, является результатом его развития, поэтому заключает, сохраняет его в. себе в преобразованном виде. В сущности он есть это первое, ставшее иным. Из этого вытекает важное требование к научному познанию, выступающее в качестве метода: только то историческое познание может быть плодотворным, которое каждый момент исторического развития рассматривает как результат предшествующего момента и в органичной связи с ним.  

Основные диалектические закономерности и категории

Диалектика не исчерпывается  тремя основными законами. Кроме  них так же существует ряд диалектических закономерностей, конкретизирующие и  дополняющие основные законы диалектики, выраженные в категориях: сущность и явление, содержание и форма, случайность  и необходимость, причина и следствие, возможность и действительность, единичное, особенное и всеобщее и т.д. 
Категории и закономерности диалектики существуют в определенной системе, в которой и выражено само содержание диалектики.  

Сущность и  явление

Сущность и явление - категории, отражающее всеобщие формы предметного  мира и его познание человеком. Сущность — это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных  и противоречивых форм его бытия; явление — то или иное обнаружение (выражение) предмета, внешние формы  его существования. В мышлении категории  Сущности и явления выражают переход  от многообразия наличных форм предмета к его внутреннему содержанию и единству — к понятию. Постижение сущности предмета составляет задачу науки.  
Сущность и явление — универсальные объективные характеристики предметного мира; в процессе познания они выступают как ступени постижения объекта. Категории Сущности и явления всегда неразрывно связаны: явление представляет собой форму проявление сущности, последняя раскрывается в явлении. Однако единство С. и я. не означает их совпадения, тождества: “...если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишня...” (К.Маркс и Ф.Энгельс, ПСС, 2-е изд. т. 25, ч. 2, с. 384).  
Явление богаче сущности, ибо оно включает в себя не только обнаружение внутреннего содержания, существующих связей объекта, но и всевозможные случайные отношения, особенные черты последнего. Явления динамичны, изменчивы, в то время как сущность образует нечто сохраняющееся во всех изменениях. Но будучи устойчивой по отношению к явлению, сущность также изменяется: “...не только явления преходящи, подвижны, текучи..., но и сущности вещей...” (В.И. Ленин, ПСС, т. 29, с. 227). Теоретическое познание сущности объекта связано с раскрытием законов его развития: “...закон и сущность понятия однородные..., выражающие углубление познания человеком явлений, мира...” (там же, с. 136)  

Содержание и  форма

Содержание и форма - категории, во взаимосвязи которых содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет единство всех составных  элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций, а форма есть способ существования и выражения содержания. Термин “форма” употребляется также  для обозначения внутренней организации  содержания и связан, т.о., с понятием структуры. Отношение Содержания и  формы характеризуется единством, доходящим до их перехода друг в  друга, однако это единство является относительным. Во взаимоотношении  С. и ф. содержание представляет подвижную, динамичную сторону целого, а форма  охватывает систему устойчивых связей предмета. Возникающее в ходе развития несоответствие С. и ф. в конечном счёте разрешается “сбрасыванием” старой и возникновением новой формы, адекватной развившемуся содержанию. 

Информация о работе Диалектические принципы