Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 18:17, реферат
В современных вариантах диалектики практически отсутствует понимания ее как о развитии. Доминирует представление о диалектике как форме осмысления полярностей, противоположностей, пронизывающих нашу жизнь, сознание, историю. Различные варианты толкования диалектики предлагают различные принципы взаимоотношений противоположностей – от возможного их гармонического синтеза до трагически непримиримого, вечного противостояния. Однако практически все модели диалектики содержат в себе установку на соединение этих противоположностей или, по крайней мере, указывают на потребность их объединения, имеющуюся у главного действующего лица диалектической коллизии – человека.
Введение________________________________________________
Диалектические принципы__________________________________
конкретность истины_______________________________________
единство логического и исторического, абстрактного и конкретного
практика как критерий истины_______________________________
и практического определителя связи предмета с тем, что нужно человеку
законы диалектики_________________________________________
закон единства и борьбы противоположностей_________________
закон перехода количественных изменений в качественные_____
закон отрицания отрицания_________________________________
основные диалектические закономерности и категории__________
сущность и явление________________________________________
содержание и форма_______________________________________
случайность и необходимость_______________________________
причина и следствие________________________________________
возможность и действительность____________________________
единичное, особенное и всеобщее___________________________
Заключение_____________________________________________
Список использованной литературы________________
Содержание
Введение______________________
Диалектические принципы______________________
конкретность истины________________________
единство логического и исторического,
абстрактного и конкретного
практика как критерий истины________________________
и практического определителя связи предмета
с тем, что нужно человеку
законы диалектики____________________
закон единства и борьбы противоположностей____________
закон перехода количественных изменений
в качественные_____
закон отрицания отрицания_____________________
основные диалектические закономерности
и категории__________
сущность и явление_______________________
содержание и форма_________________________
случайность и необходимость_________________
причина и следствие_____________________
возможность и действительность______________
единичное, особенное и всеобщее______________________
Заключение____________________
Список использованной литературы________________
Введение
Термин «диалектика» (от греч. – искусство веcти беседу, спор) имеет
различные смысловые оттенки. Впервые его применил Сократ, имея в виду
искусство диалога, направленное на достижение истины путем столкновения
различных мнений. Платон рассматривал диалектику как процесс разделения
понятий на виды и связывание их в более общие понятия, «роды».
Гегель расширил понимание диалектики, вывел ее из рамки движения мысли,
увидел столкновение и объединение противоположностей в самой
действительности, в истории, в культуре.
В марксистской философии традиции диалектика определялась как учение о
всеобщей связи и развитии, осуществляемом через борьбу противоположных
начал.
В современных
вариантах диалектики
как о развитии. Доминирует представление о диалектике как форме осмысления
полярностей, противоположностей, пронизывающих нашу жизнь, сознание,
историю. Различные варианты толкования диалектики предлагают различные
принципы взаимоотношений противоположностей – от возможного их
гармонического синтеза до трагически непримиримого, вечного противостояния.
Однако практически все модели диалектики содержат в себе установку на
соединение этих противоположностей или, по крайней мере, указывают на
потребность их объединения, имеющуюся у главного действующего лица
диалектической коллизии – человека.
Диалектические принципы
Принцип – это сложная, концентрированная форма знания, аккумулировавшая в себе основную направленность исследования, его «дух». К таким принципам обычно относят принцип развития, принцип всеобщей связи, принцип тождества (единства) диалектики, логики и теории познания, принцип восхождения от абстрактного к конкретному, принцип единства исторического и логического.
Конкретность истины
Конкретность истины или
же отрицание существования
Единство логического и исторического, абстрактного и конкретного
Диалектика абстрактного
и конкретного – это типичный
случай диалектического
Принципы развития объективного мира
должны рассматриваться в том их виде,
в котором они протекали в действительности.
Любой предмет, любое явление могут быть
поняты и правильно оценены только при
условии рассмотрения их в конкретных
исторических условиях, в исторических
логических связях с другими явлениями
и предметами. Из этого выводятся два взаимосвязанных
метода воспроизведения исторических
процессов развития объекта: логический
метод, с помощью которого развитие объекта
воспроизводиться в форме теории системы,
и исторический метод, с помощью которого
развитие объекта воспроизводиться в
форме истории системы.
Практика как критерий истины
и практического определителя связи предмета с тем, что нужно человеку
Критерий И. не может быть
найден ни в сознании субъекта как
таковом, ни в познаваемом объекте.
Поскольку И. предполагает определенное
познавательное отношение субъекта к
объекту и в этом смысле “истина относится
не только к субъекту, а также к объекту”
(Плеханов Г.В., Избр. филос. произв., т. 3,
1957, с. 501), постольку критерий И. должен
представлять собой определенное отношение,
отличное от процесса познания, но вместе
с тем органически связанное с ним. Таким
отношением, материальным процессом является
обществ. практика, которая и образует
критерий И. По мере развития теоретического
содержания науки проверка все в большей
мере приобретает опосредованный характер,
ибо теоретические положения формируются
на базе абстракций все более высоких
степеней и потому не поддаются непосредственной
проверке (напр., теоретические положения
субатомной физики, закон стоимости в
политической экономии и т. д.). Та или иная
научная теория истинна, если на основе
полученных из нее выводов люди в состоянии
реализовать поставленные ими цели.
Законы диалектики
Наиболее общими законами
диалектики являются: переход количественных
изменений в качественные, единство
и борьба противоположностей, отрицание
отрицания.
В своем происхождении, историческом развитии
и соотношении, внутренней взаимосвязи
категории и законы субъективной диалектики
представляют собой логическое выражение
объективной диалектики мира и его познания
в динамике их развития.
Эти законы выражают универсальные формы,
пути и движущую силу развития материального
мира и его познания и являются всеобщим
методом диалектического мышления. В этих
законах диалектики конкретизируются
ее основные категории в их историческом
становлении и соотношении. Открытие и
научное обоснование основных законов
диалектики обогатило понимание содержания
и связи ранее известных категорий, развитие
которых подчинено этим универсальным
законам. Законы диалектики представляют
собой логичное выражение существенного
в развитии.
Закон единства и борьбы противоположностей
Движущую силу развития выражает
закон единства и борьбы противоположностей.
Сущность этого закона состоит в том, что
предметы и явления объективного мира
в процессе своего развития, вытекающего
из взаимодействия и противоречия между
различными предметами и явлениями и различными
сторонами внутри предметов и явлений,
переходят из состояния незаметного, несущественного
различия составляющих данное явление
сторон, тенденций к существенным различиям
моментов целого и к противоположностям,
которые вступают между собой в противоречие,
борьбу, составляющую внутренний источник
развития данного явления. Каждый предмет
содержит в себе иное самого себя. Внутренняя
противоречивость любого объекта состоит
в том, что в едином предмете в одно и то
же время имеет место и взаимопроникновение
и взаимоисключение противоположностей.
Развитие возможно только благодаря противоречию,
т. е. возникновению активного взаимодействия,
столкновения, борьбы противоположностей.
Борющиеся противоположности находятся
между собой в единстве в том смысле, что
они присущи одному предмету, явлению.
Противоречие, выражающееся в борьбе противоположностей
в рамках данного единства, составляет
источник развития.
Будучи отраженным в системе теоретического
знания, этот закон входит основным стержнем
или ядром в диалектический метод научного
познания. В собственном смысле диалектика
есть изучение противоречия в самой сущности
предметов” (Ленин В. И., “Философские
тетради”, М., 1947, с. 237). Диалектика, т. о.,
дает возможность усматривать стимулы
развития мира внутри самого мира.
Закон перехода количественных изменений в качественные
Развитие как движение
от простого к сложному, от низшего
к высшему, от старого качественного
состояния к более высокому, новому
качеству есть одновременно и непрерывный,
и прерывный процесс. При этом количественные
изменения явлений до известного предела
носят характер относительно непрерывного
роста одного и того же по своему качеству
объекта, который, изменяясь количественно
в пределах одной и той же меры, не перестает
быть тем, что он есть. Только на определенной
ступени развития, при определенных условиях
объект теряет свое прежнее качество и
становится новым. Развитие, т. о., есть
единство прерывности и непрерывности,
революционного, скачкообразного и эволюционного
изменения явлений.
Закон перехода количественных изменений
в качественные показывает, как осуществляется
возникновение нового.
Закон отрицания отрицания
Всякое развитие есть определенным
образом направленный процесс. Эту
сторону развития выражает закон
отрицания отрицания. Каждое явление
относительно и в силу своей конечной
природы переходит в другое явление, которое
при определенных условиях может стать
противоположностью первого и выступить
в роли его отрицания. Отрицание составляет
необходимое условие развития, поскольку
оно есть не только отрицание старого,
но и утверждение нового. Но процесс развития
не останавливается на этом. Вновь возникшее
качество также переходит в иное качество.
Отрицание снимается вторым отрицанием,
а вся цепь развития представляет собой
процесс отрицания отрицания. В результате
этого нарастающего отрицания отрицания
получается движение предмета от простого
к сложному, от низшего к высшему с элементами
повторения пройденного, временного отступления
назад и т. д. Закон отрицания отрицания
дает обобщенное выражение развития в
целом, вскрывая внутреннюю связь, поступательный
характер развития; он выражает такой
переход явлений из одного качеств. состояния
в другое, при котором в новом качестве
воспроизводятся на более высоком уровне
некоторые черты старого качества. Словом,
этот закон выражает и процесс коренного
изменения старого качества, повторяющуюся
связь между различными этапами развития,
т. е. основную тенденцию развития и преемственность
между старым и новым. Развитие совершается
так, что высшая ступень развития выступает
как синтез всего предшествующего движения
в его снятом виде. Каждый момент развития,
как бы он ни был отличен от предыдущего,
происходит из него, является результатом
его развития, поэтому заключает, сохраняет
его в. себе в преобразованном виде. В сущности
он есть это первое, ставшее иным. Из этого
вытекает важное требование к научному
познанию, выступающее в качестве метода:
только то историческое познание может
быть плодотворным, которое каждый момент
исторического развития рассматривает
как результат предшествующего момента
и в органичной связи с ним.
Основные диалектические закономерности и категории
Диалектика не исчерпывается
тремя основными законами. Кроме
них так же существует ряд диалектических
закономерностей, конкретизирующие и
дополняющие основные законы диалектики,
выраженные в категориях: сущность
и явление, содержание и форма, случайность
и необходимость, причина и следствие,
возможность и
Категории и закономерности диалектики
существуют в определенной системе, в
которой и выражено само содержание диалектики.
Сущность и явление
Сущность и явление - категории,
отражающее всеобщие формы предметного
мира и его познание человеком. Сущность
— это внутреннее содержание предмета,
выражающееся в единстве всех многообразных
и противоречивых форм его бытия;
явление — то или иное обнаружение
(выражение) предмета, внешние формы
его существования. В мышлении категории
Сущности и явления выражают переход
от многообразия наличных форм предмета
к его внутреннему содержанию
и единству — к понятию. Постижение
сущности предмета составляет задачу
науки.
Сущность и явление — универсальные объективные
характеристики предметного мира; в процессе
познания они выступают как ступени постижения
объекта. Категории Сущности и явления
всегда неразрывно связаны: явление представляет
собой форму проявление сущности, последняя
раскрывается в явлении. Однако единство
С. и я. не означает их совпадения, тождества:
“...если бы форма проявления и сущность
вещей непосредственно совпадали, то всякая
наука была бы излишня...” (К.Маркс и Ф.Энгельс,
ПСС, 2-е изд. т. 25, ч. 2, с. 384).
Явление богаче сущности, ибо оно включает
в себя не только обнаружение внутреннего
содержания, существующих связей объекта,
но и всевозможные случайные отношения,
особенные черты последнего. Явления динамичны,
изменчивы, в то время как сущность образует
нечто сохраняющееся во всех изменениях.
Но будучи устойчивой по отношению к явлению,
сущность также изменяется: “...не только
явления преходящи, подвижны, текучи...,
но и сущности вещей...” (В.И. Ленин, ПСС,
т. 29, с. 227). Теоретическое познание сущности
объекта связано с раскрытием законов
его развития: “...закон и сущность понятия
однородные..., выражающие углубление познания
человеком явлений, мира...” (там же, с.
136)
Содержание и форма
Содержание и форма - категории,
во взаимосвязи которых