Диалектические принципы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 18:17, реферат

Описание работы

В современных вариантах диалектики практически отсутствует понимания ее как о развитии. Доминирует представление о диалектике как форме осмысления полярностей, противоположностей, пронизывающих нашу жизнь, сознание, историю. Различные варианты толкования диалектики предлагают различные принципы взаимоотношений противоположностей – от возможного их гармонического синтеза до трагически непримиримого, вечного противостояния. Однако практически все модели диалектики содержат в себе установку на соединение этих противоположностей или, по крайней мере, указывают на потребность их объединения, имеющуюся у главного действующего лица диалектической коллизии – человека.

Содержание работы

Введение________________________________________________
Диалектические принципы__________________________________
конкретность истины_______________________________________
единство логического и исторического, абстрактного и конкретного
практика как критерий истины_______________________________
и практического определителя связи предмета с тем, что нужно человеку
законы диалектики_________________________________________
закон единства и борьбы противоположностей_________________
закон перехода количественных изменений в качественные_____
закон отрицания отрицания_________________________________
основные диалектические закономерности и категории__________
сущность и явление________________________________________
содержание и форма_______________________________________
случайность и необходимость_______________________________
причина и следствие________________________________________
возможность и действительность____________________________
единичное, особенное и всеобщее___________________________
Заключение_____________________________________________
Список использованной литературы________________

Файлы: 1 файл

Принцыпы розвития. Диалектические закономерности.docx

— 27.23 Кб (Скачать файл)

Случайность и  необходимость

Необходимость и случайность - категории, которые конкретизируют представление о характере зависимости  явления, выражают различные аспекты, типы связей, степень детерминированности  явления. При определенных условиях необходимость – вещь, явление в их всеобщей закономерной связи внутренних, устойчивых, повторяющихся, всеобщих отношений действительности, основных направлений ее развития; выражение такой ступени движения познания в глубь объекта, когда вскрываются его сущность, закон; способ превращения возможности в действительность, при котором в определенном объекте имеется только одна возможность, превращающаяся в действительность. 

Причина и следствие

Причина и следствие - категории, отображающие одну из форм всеобщей связи  и взаимодействия явлений. Под причиной понимается явление, действие которого вызывает, определяет, изменяет, производит или влечёт за собой другое явление; последнее называют следствием. Производимое причиной следствие зависит от условий. Одна и та же причина при разных условиях вызывает неодинаковые следствия. Различие между причиной и условием относительно. Каждое условие в определенном отношении является причиной, а каждая причина в соответственном отношении  есть следствие. П. и с. находятся в единстве: одинаковые причины в одних и тех же условиях вызывают одинаковые следствия. В области общественных наук причины отличаются от поводов — процессов, способствующих их проявлению. 

Возможность и  действительность

Возможность и действительность – категории диалектики, отражающие две основные ступени развития каждого  предмета или явления в природе, обществе и мышлении.  
Возможность – есть объективно существующая тенденция развития предмета. Она возникает на основе той или иной закономерности развития предмета и выражает эту закономерность. 

Единичное, особенное  и всеобщее

Единичное — определенное, ограниченное в пространстве и времени  тело, вещь, система вещей данного  качества, рассматриваемые в их отношении, как к самим себе, так и к  миру в целом по их качественной определенности; предел количественного  деления данного качества. Е. есть определенность качества внутри него самого, т. е. его однородность с вещами того же качества, служащая объективным основанием для его количественного математического выражения. С этим связана проблема единицы как основания счета. Е. есть диалектическая противоположность всеобщего. В своей изолированности Е. — такая же пустая абстракция, как и общее без Е. “... Отдельное не существует иначе как в той связи, которая ведет к общему... Всякое отдельное неполно входит в общее и т. д. Всякое отдельное тысячами переходов связано с другого рода отдельными (вещами, явлениями, процессами) и т. д.” (В.И. Ленин, ПСС, изд. 4-е, т. 38, с. 359). 

Заключение

Диалектическое мышление как реальный познавательно-творческий процесс возникло вместе с человеком  и обществом. Мера диалектичности человеческого  мышления определяется уровнем развития общественной практики и соответственно степенью познания диалектики бытия, адекватное отражение которого является необходимым  условием разумной ориентации человека в мире и преобразования его в  интересах людей.  

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

          1. И.Кант, Критика чистого разума, П., 1915 г.  
          2. Гегель, Соч., т. 1, М. — Л., 1929 г.  
          3. Ф.Энгельс,   “Анти-Дюринг, М., 1957 г.  
          4. Г.В. Плеханов, Избр. филос. произв., т. 3, 1957, г.  
          5. В.И. Ленин, “Философские тетради”, М., 1947 г.  
          6. В.И. Ленин, ПСС, изд. 4-е, т. 38  
          7. Ф.Энгельс “Диалектика природы”, М., 1955 г.  
          8. К.Маркс и Ф.Энгельс, ПСС, 2-е изд.  
          9. Философская энциклопедия, М., 1960 г. 


Информация о работе Диалектические принципы