Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 18:17, реферат
В современных вариантах диалектики практически отсутствует понимания ее как о развитии. Доминирует представление о диалектике как форме осмысления полярностей, противоположностей, пронизывающих нашу жизнь, сознание, историю. Различные варианты толкования диалектики предлагают различные принципы взаимоотношений противоположностей – от возможного их гармонического синтеза до трагически непримиримого, вечного противостояния. Однако практически все модели диалектики содержат в себе установку на соединение этих противоположностей или, по крайней мере, указывают на потребность их объединения, имеющуюся у главного действующего лица диалектической коллизии – человека.
Введение________________________________________________
Диалектические принципы__________________________________
конкретность истины_______________________________________
единство логического и исторического, абстрактного и конкретного
практика как критерий истины_______________________________
и практического определителя связи предмета с тем, что нужно человеку
законы диалектики_________________________________________
закон единства и борьбы противоположностей_________________
закон перехода количественных изменений в качественные_____
закон отрицания отрицания_________________________________
основные диалектические закономерности и категории__________
сущность и явление________________________________________
содержание и форма_______________________________________
случайность и необходимость_______________________________
причина и следствие________________________________________
возможность и действительность____________________________
единичное, особенное и всеобщее___________________________
Заключение_____________________________________________
Список использованной литературы________________
Случайность и необходимость
Необходимость и случайность
- категории, которые конкретизируют
представление о характере
Причина и следствие
Причина и следствие - категории,
отображающие одну из форм всеобщей связи
и взаимодействия явлений. Под причиной
понимается явление, действие которого
вызывает, определяет, изменяет, производит
или влечёт за собой другое явление;
последнее называют следствием. Производимое
причиной следствие зависит от условий.
Одна и та же причина при разных
условиях вызывает неодинаковые следствия.
Различие между причиной и условием
относительно. Каждое условие в определенном
отношении является причиной, а каждая
причина в соответственном
Возможность и действительность
Возможность и действительность
– категории диалектики, отражающие
две основные ступени развития каждого
предмета или явления в природе,
обществе и мышлении.
Возможность – есть объективно существующая
тенденция развития предмета. Она возникает
на основе той или иной закономерности
развития предмета и выражает эту закономерность.
Единичное, особенное и всеобщее
Единичное — определенное, ограниченное в пространстве и времени тело, вещь, система вещей данного качества, рассматриваемые в их отношении, как к самим себе, так и к миру в целом по их качественной определенности; предел количественного деления данного качества. Е. есть определенность качества внутри него самого, т. е. его однородность с вещами того же качества, служащая объективным основанием для его количественного математического выражения. С этим связана проблема единицы как основания счета. Е. есть диалектическая противоположность всеобщего. В своей изолированности Е. — такая же пустая абстракция, как и общее без Е. “... Отдельное не существует иначе как в той связи, которая ведет к общему... Всякое отдельное неполно входит в общее и т. д. Всякое отдельное тысячами переходов связано с другого рода отдельными (вещами, явлениями, процессами) и т. д.” (В.И. Ленин, ПСС, изд. 4-е, т. 38, с. 359).
Заключение
Диалектическое мышление
как реальный познавательно-творческий
процесс возникло вместе с человеком
и обществом. Мера диалектичности человеческого
мышления определяется уровнем развития
общественной практики и соответственно
степенью познания диалектики бытия, адекватное
отражение которого является необходимым
условием разумной ориентации человека
в мире и преобразования его в
интересах людей.
Список использованной литературы
1. И.Кант, Критика чистого разума, П., 1915
г.
2. Гегель,
Соч., т. 1, М. — Л., 1929 г.
3. Ф.Энгельс,
“Анти-Дюринг, М., 1957 г.
4. Г.В. Плеханов,
Избр. филос. произв., т. 3, 1957, г.
5. В.И. Ленин,
“Философские тетради”, М., 1947 г.
6. В.И. Ленин,
ПСС, изд. 4-е, т. 38
7. Ф.Энгельс
“Диалектика природы”, М., 1955 г.
8. К.Маркс
и Ф.Энгельс, ПСС, 2-е изд.
9. Философская
энциклопедия, М., 1960 г.