Для чего вы изучаете психологию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 15:36, контрольная работа

Описание работы

Предмет психология является одним из немало важных, так как человечество познает собственную историю, происхождение, биологическую природу, языки и обычаи, и в этом познании психологии принадлежит особое место. Еще древний мудрец сказал, что нет для человека интереснее объекта, чем другой человек. Психология вошла сегодня в плоть и кровь "хомо сапиенс", в жизненные установки, менталитет, в повседневн

Файлы: 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ.docx

— 35.14 Кб (Скачать файл)

 

  1. Для чего вы изучаете психологию?

Предмет психология является одним  из немало важных, так как  человечество познает собственную историю, происхождение, биологическую природу, языки и обычаи, и в этом познании психологии принадлежит особое место. Еще древний мудрец сказал, что нет для человека интереснее объекта, чем другой человек. Психология вошла сегодня в плоть и кровь "хомо сапиенс", в жизненные установки, менталитет, в повседневный быт, речевую деятельность каждого из нас. Наша речь насыщена психологическими терминами. Двадцатое столетие было наполнено крайними проявлениями осо-бенностей человеческого духа: от величайшего героизма, духовного взлета и самопожертвования до патологической жестокости и садизма. Полной духовной нищеты. В чем причина духовной деградации. Почему рост материального благополучия сопровождается часто небывалым падением нравов. Почему растет тревожность в душах, преступность, наркомания, терроризм, суицид. Что случилось с человеком. Куда мы идем, зачем дана нам сама жизнь, если мы ее так варварски губим. На подобные вопросы призваны ответить науки о человеке, и прежде всего главная из них - наука о человеческой душе. Психология несет знания о мотивах поведения людей, о внутренней, скрытой жизни человека, о побуждениях к действию, о его воле и безволии, о способности сохранить свой статус, человеческое достоинство в самых неблагоприятных условиях, то, что является отличительной особенностью человека. В основе развития психологии лежит постоянно усиливающийся интерес к природе человеческого бытия, условиям его развития и формирования в человеческом обществе, особенностям его взаимодействия с другими людьми. В настоящее время невозможно осуществление многих видов деятельности на производстве, в науке, медицине, искусстве, преподавании, в игре и спорте без знания и понимания психологических закономерностей. Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. Область явлений, изучаемых психологией, огромна. Она охватывает процессы, состояния и свойства человека, имеющие разную степень сложности, - от элементарного различения отдельных признаков объекта, воздействующего на органы чувств, до борьбы мотивов личности. Одни из этих явлений уже достаточно хорошо изучены, а описание других сводится лишь к простой фиксации наблюдений. Однако этим теоретическая работа не исчерпывается. Ее конечная цель состоит в том, чтобы раскрыть сущность изучаемых явлений. Исследование практически всей системы психических явлений - от элементарных ощущений до психических свойств личности, направленное на раскрытие объективных законов, которым они подчиняются, имеет первостепенное значение для создания научной базы, решения общественной задачи, совершенствования организации обучения и воспитания. На мой взгляд что бы ты не изучал, чем бы ты не интересовался, ты не получишь более полных, ясных и нужных тебе сведений и навыков, чем когда ты непосредственно соприкасаешься с этим в действии.

  1. Какова структура психики человека?

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических  явлений, а именно:

1) психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические  свойства.

Психические процессы –  динамическое отражение действительности в различных формах психических  явлений.

Психический процесс –  это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При  этом нужно иметь в виду, что  конец психического процесса тесно  связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической  деятельности в состоянии бодрствования  человека.

Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так  и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

Все психические процессы подразделяются на познавательные –  к ним относятся ощущения и  восприятия, представления и память, мышление и воображение; эмоциональные – активные и пассивные переживания; волевые – решение, исполнение, волевое усилие; и т.д.

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную  регуляцию поведения и деятельности человека.

В сложной психической  деятельности различные процессы связаны  и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение  действительности и осуществление  различных видов деятельности. Психические  процессы протекают с различной  быстротой и интенсивностью в  зависимости от особенностей внешних  воздействий и состояний личности.

Под психическим состоянием следует понимать определившийся в  данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Каждый человек ежедневно  испытывает различные психические  состояния. При одном психическом  состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом – трудно и неэффективно.

Психические состояния  имеют рефлекторную природу: они  возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.).

Наиболее изученными являются: 1) общее психическое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или  рассеянности, 2) эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное  и т.д.). Интересные исследования имеются  об особом, творческом, состоянии личности, которое называют вдохновением.

  1. Как изменяется восприятие в зависимости от внимания, мотивов, ценностей, ожиданий?

Психическая деятельность не может  протекать целенаправленно и  продуктивно, если человек не сосредоточится на том, что он делает.

Восприятие - это наглядно-образное отражение действующих, а данный момент на органы чувств предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей. Восприятие, как ощущение, связано, прежде всего, с тем анализаторным аппаратом, через который мир воздействует на нервную систему человека. Восприятие – совокупность ощущений. Так, воспринимая свежее, румяное, круглое, ароматное яблоко, человек отражает в ощущениях его цвет, запах, ощущает его тяжесть, упругость, его гладкую поверхность. Однако восприятие больше, чем сумма ощущений, получаемых от того же предмета. Воспринимая яблоко, человек знает, что именно яблоко, что оно имеет характерный вкус, что его можно есть, что это плод. Воспринимаемый предмет человек всегда обозначает определенным словом – «яблоко», которым обозначен не какой-либо определенный цвет, вкус, форма или запах, но весь предмет как целое. «Воспринимать кресло – это значит видеть предмет, в который можно сесть», - писал французский психолог П.Жанэ, - «а воспринимать дом, - говорил Вейцзекер, - это значит видеть не образ, который «вошел» в глаз, а напротив, узнать объект, в который можно войти». Воспринимая что-либо, человек имеет в виде знакомое ему и относительно постоянное для данной категории вещей соотношение частей в целом.

Восприятие предмета как сложного объекта требует аналитико-синтетической  функции коры. Предмет как целое  должен быть выделен на фоне всех других вещей. Для этого предмет должен быть уже знаком человеку, ему должна быть известна определенная группа предметов, к которой относится данный, должно быть известное слово, обозначающее эту группу предметов. Так, слово, являясь названием данной конкретной вещи, дает человеку знание того, что он воспринимает. Современная психология рассматривает не как процесс одномоментного отпечатка воспринимаемого человеком предмета на сетчатке его глаза или в коре его мозга. Восприятие – это процесс, связанные по своему происхождению с внешним практическим действием (А.В. Запорожец). Причем это практическое действие не исчерпывается движением глаз или пальцев по воспринимаемому предмету. Человек совершает различные ориентировочные исследовательские действия, которые служат формой практической проверки зрительного (или другого) образа, возникающего на основе непосредственного воздействия предмета на соответствующий орган чувств.

  1. Опишите, какую роль играют мимика и жесты в выражении эмоций?

Под действием испытываемых человеком  чувств, рождаются скоординированные  сокращения и расслабления различных  лицевых структур, которые определяют выражение лица, прекрасно отражающие переживаемые эмоции. Поскольку состоянием лицевых мышц несложно научиться  управлять, отображение эмоций на лице нередко пробуют маскировать, а  то и имитировать.

Об искренности человеческих эмоций обычно говорит симметрия в отображении  чувства на лице, тогда как, чем  сильнее фальшь, тем более разняться  мимикой его правая и левая  половины.

Даже легко распознаваемая мимика иной раз очень кратковременна (доли секунды) и зачастую остается незамеченной; чтобы суметь перехватить её, нужна  порядочная практика или специальная  тренировка. При этом положительные  эмоции (радость, удовольствие) узнаются легче, чем отрицательные (печаль, стыд, отвращение). Особой эмоциональной  выразительностью отличаются губы человека, читать которые совсем не сложно: например усиленная мимика рта или закусывание  губ, к примеру, свидетельствует  о беспокойстве, а скривленный  в одну сторону рот – о скепсисе или насмешке. Улыбка на лице как  правило высказывает дружелюбие или потребность в одобрении. Улыбка для мужчины – это хорошая  возможность показать, что он во всякой ситуации владеет собой. Улыбка женщины значительно правдивее  и чаще соответствует ее фактическому настроению. Так как улыбку сплошь и рядом отображают разные мотивы, желательно не слишком полагаться на их стандартное истолкование:

  • радость - губы искривлены  и их уголки рта оттянуты назад, вокруг образовались мелкие морщинки;
  • интерес - брови немного приподняты или опущены, тогда как веки слегка расширены или сужены
  • счастье - внешние уголки губ приподняты и обычно отведенены назад, глаза спокойные.
  • удивление - поднятые брови образуют на лбу морщины, глаза при этом расширены, а приоткрытый лоб имеет округленную форму.
  • отвращение - брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой, глаза как бы косят;
  • страх - брови немного подняты, но имеют прямую форму, их внутренние углы сдвинуты  и через лоб проходят горизонтальные  морщины, глаза расширены

«Жест есть не движение тела, а движение души». Он сообщает о желании человека и о том, что тот в этот момент испытывает, а привычный для кого-то жест свидетельствует о черте  его характера.. Внешне одинаковые жесты  у различных людей могут означать совершенно непохожие вещи, но существуют и тождественные моменты.

Активная жестикуляция -частый компонент  положительных эмоций, понимаемый другими  людьми как высказывание дружелюбия и заинтересованности,чрезмерная жестикуляция- признак беспокойства или неуверенности.

При определении мыслей и эмоций индивида следует отмечать лишь непроизвольную жестикуляцию:

  • демонстрация открытых ладоней - показатель откровенности.
  • сжатие кулаков - внутреннее возбуждение агрессивность.
  • прикрывание рта рукой (или бокалом в руке) в момент речи, удивление, неуверенность в произносимом, ложь, доверительное сообщение.
  • потирание пальцем века - ложь,  но иной раз- ощущение подозрительности и лжи со стороны партнера.
  • поглаживание подбородка- момент принятия решения.
  • Суетливость рук - настороженность, нервозность, смущение.
  • Покусывание ногтей - внутреннее беспокойство.
  • Потирание стекол очков- пауза для обдумывания, просьба подождать.
  1. Какие мотивационные образования характеризуют личность?

Термин "мотивация" представляет более широкое понятие, чем термин "мотив". Слово "мотивация" используется в современной психологии в двояком  смысле: как обозначающее систему  факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и  многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и  поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Мотивацию, таким  образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих  поведение человека, его начало, направленность и активность.

Мотивационные образования: диспозиции (мотивы), потребности и цели – являются основными составляющими мотивационной сферы человека. Каждая из диспозиций может быть реализована во многих потребностях. В свою очередь, поведение, направленное на удовлетворение потребности, разделяется на виды деятельности (общения), соответствующие частным целям. Гибкость мотивационной сферы характеризует процесс мотивации следующим образом. Более гибкой считается такая мотивационная сфера, в которой для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня.

 

Например, более гибкой является мотивационная сфера человека, который в зависимости от обстоятельств  удовлетворения одного и того же мотива может использовать более разнообразные  средства, чем другой человек. Скажем, для этого индивида потребность  в знаниях может быть удовлетворена  только телевидением, радио и кино, а для другого средством её удовлетворения являются также разнообразные  книги, периодическая печать, общение  с людьми. У последнего мотивационная  сфера по определению будет более  гибкой.

Информация о работе Для чего вы изучаете психологию