Кроме мотивов, целей и
потребностей, в качестве побудителей
человеческого поведения рассматриваются
также интересы, задачи, желания
и намерения.Задача как частный ситуационно
- мотивационный фактор возникает тогда,
когда в ходе выполнения действия, направленного
на достижение определенной цели, организм
наталкивается на препятствие, которое
необходимо преодолеть, чтобы двигаться
дальше. Одна и та же задача может возникать
в процессе выполнения самых различных
действий и поэтому так же неспецифична
для потребностей, как и интерес.
Желания и намерения - это
сиюминутно возникающие и довольно
часто сменяющие друг друга мотивационные
субъективные состояния, отвечающие изменяющимся
условиям выполнения действия.
- В чем состоит роль темперамента?
Темперамент - это индивидуальные
особенности человека, определяющие
динамику протекания его психических
процессов и поведения. Под динамикой
понимают темп, ритм, продолжительность,
интенсивность психических процессов,
в частности эмоциональных процессов,
а также некоторые внешние
особенности поведения человека
- подвижность, активность, быстроту или
замедленность реакций и т. д.
Темперамент характеризует динамичность
личности, но не характеризует ее убеждений,
взглядов, интересов, не является показателем
ценности или малоценности личности,
не определяет ее возможности (не следует
смешивать свойства темперамента со
свойствами характера или способностями).
Можно выделить следующие основные
компоненты, определяющие темперамент.
1.Общая активность психической
деятельности и поведения человека
выражается в различной степени
стремления активно действовать,
осваивать и преобразовывать
окружающую действительность, проявлять
себя в разнообразной деятельности.
Выражение общей активности у
различных людей различно.Можно
отметить две крайности: с одной
стороны, вялость, инертность, пассивность,
а с другой - большая энергия,
активность, страстность и стремительность
в деятельности. Между этими двумя
полюсами располагаются представители
различных темпераментов.
2. Двигательная, или моторная, активность
показывает состояние активности
двигательного и речедвигательного
аппарата. Выражается в быстроте,
силе, резкости, интенсивности мышечных
движений и речи человека, его
внешней подвижности (или, наоборот, сдержанности),
говорливости ( или молчаливости ).
3. Эмоциональная активность выражается
в эмоциональной впечатлительности
(восприимчивость и чуткость к эмоциональным
воздействиям), импульсивности, эмоциональной
подвижности (быстрота смены эмоциональных
состояний, начала и прекращение их). Темперамент
проявляется в деятельности, поведении
и поступках человека и имеет внешнее
выражение. По внешним устойчивым признакам
можно до известной степени судить о некоторых
свойствах темперамента.
6. Опишите методы
ослабления межгрупповой враждебности.
Межгрупповые отношения (в психологии)
— совокупность социально-психологических
явлений, характеризующих субъективное
отражение (восприятие) многообразных
связей, возникающих между социальными
группами, а также обусловленный
ими способ взаимодействия групп. Специфика
межгруппового восприятия, объектом
и субъектом которого являются социальные
группы, заключается: 1) в объединении
индивидуальных представлений в
некоторое целое, качественно отличное
от составляющих его элементов; 2) в
длительном и недостаточно гибком формировании
межгрупповых представлений, обладающих
устойчивостью к внешним влияниям;
3) в схематизации и упрощении
возможного диапазона сторон восприятия
другой группы. В целом межгрупповые
представления отличаются яркой эмоциональной
окрашенностью, резко выраженной оценочной
направленностью, а потому весьма уязвимы
в том, что касается их истинности, точности
и адекватности. Наиболее типичным эффектом
межгруппового сравнения является тенденция
к завышенной оценке достоинств своей
группы, выражающаяся в стремлении всячески
благоприятствовать ее членам в противовес
членам «чужих» групп (эффект межгрупповой
дискриминации) и нередко сопровождающаяся
недооценкой последних (внутригрупповой
фаворитизм). Несколько менее распространена
обратная тенденция — установление позитивно
оцениваемых различий в пользу какой-либо
другой группы, которой отдается предпочтение
перед собственной. В своих крайних выражениях
первая тенденция может приводить к возникновению
напряженности и враждебности в межгрупповых
отношениях, вторая — к ослаблению внутригрупповых
связей, девальвации внутригрупповых
ценностей, дестабилизации и дезинтеграции
группы как таковой.
- Какую роль играет язык тела в невербальной коммуникации?
Известно много аналогий между
нашим с вами миром разумных людей
и миром братьев наших меньших.
Это и неудивительно ввиду
концептуальной общности человека и
животного, развивающихся в изначально
равных условиях, в тесном контакте
друг с другом. Параллелей проводить
нет смысла, пока нет практического,
актуального контекста этой задачи.
Ясно одно: у животных существуют свои
законы, пренебречь которыми или игнорировать
которых мы, люди, не можем. Речь служит
удобным и достаточным средством
взаимодействия (общения) отдельных
людских индивидуумов. Но это справедливо,
пока люди говорят на одном языке
и понимают друг друга. Гораздо более
универсальным, информативным и
необходимым является другой способ
общения - невербальные коммуникации с
помощью языка телодвижений. При
коммуникациях с помощью речи
между людьми взаимодействие идет на
уровне интеллекта, а язык тела действует
на подсознательном и физиологическом
уровне (то есть контролируется в меньшей
степени). Используя соответствующие
жесты, мимику, становясь в различные
позы, вы можете обмениваться информацией
как с братьями по разуму, в частности,
с иностранцами, так и с животными.
Причем язык телодвижений основной и,
часто, единственный среди братьев
наших меньших, то есть имеет многовековую
и богатую историю развития. Поэтому
понимание этого инструмента коммуникаций
имеет большое научное и методологическое
значение. Язык тела - это любое движение тела или
его части, с помощью которого человек
передает эмоциональное послание внешнему
миру. Аналоговые сигналы отражают поведение,
состояние и отношения людей в их внешних
проявлениях. Это не только жесты, выражения
лица и тон голоса, но и дистанцирование
по отношению к собеседнику, принимаемые
позы тела. Кинемы могут применяться самостоятельно,
но, как правило, аккомпанируют цифровым
сигналам (словам), определяя их конечную
интерпретацию. Одни аналоговые сигналы
являются продуманными, другие - неосознанными,
которые намного сложнее скрыть от окружающих.
Многие из нас уже обладают определенными,
как правильно банальными навыками невербального
общения (например, похлопывание себя
по лбу в знак нашей забывчивости или скрещивание
рук на груди, выражающее самозащиту),
которые накопились с жизненным опытом,
а не изучались специально. Но именно тщательный
и разборчивый анализ языка тела предоставит
возможность получать дополнительные
важные сведения во время межличностного
коммуникационного процесса. При умении контролировать свой собственный
язык телодвижений и правильном применении
этого навыка можно добиться впечатляющих
результатов.
- Зачем педагогика менеджеру?
Любой руководитель, директор,
начальник, заведующий, менеджер, должен
уметь правильно вести деловые
беседы, контакты, переписки. Нужно это
всё для того, чтобы при работе с клиентом
или подчинённым быть корректным, относится
с уважением, остальным сотрудникам подавать
пример во внешнем виде, и правильности
беседы.
В управленческих отношениях всегда
следует соблюдать иерархию. Руководителю
необходимо быть предельно корректным.
Не следует отдавать распоряжения через
голову нижестоящего руководителя. Этим
вы подрываете и свой авторитет. Соблюдайте
принцип эмоциональной нейтральности
к подчиненным, то есть никого не следует
выделять даже тоном речи. Руководитель
обязан относиться ко всем сотрудникам
ровно и сдержанно, вне зависимости от
личных симпатий и антипатий. Излишняя доступность руководителя не
способствует созданию нормальной деловой
обстановки, ведет к панибратству. Руководителю
и его секретарю надо ограничить число
лиц, имеющих право входить в кабинет без
уведомления. Надо создать порядок, при
котором входить в кабинет нельзя, если
там уже кто-то находится (особенно строго
соблюдать эти правила в часы приема).
Желательно, чтобы все посетители, которым
необходим прямой контакт с руководителем,
имели четко фиксированное время визита
и были уверены в его осуществимости.
В то же время надо помнить, что
недоступность руководителя для общения
с подчиненными и посетителями ведет к
потере информации.
Список использованной литературы.
- Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб-2003г.
- Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. 9-е изд. – СПб.- 2004г.
- Кроль В.М. Психология и педагогика для технических вузов. – Москва-2004г.
- Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина – СПб-2003г.
- Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие. – Москва-2003г.