Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 16:31, доклад
Психика - функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма. Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой.
СТРУКТУРА ПСИХИКИ
ПСИХИКА
ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА
ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
ПСИХИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА
ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Структура психики
разработанности категории состояний по сравнению с другими категориями: не
определено соотношение психического состояния с психическими процессами и
свойствами, его место, роль
и функции в целостном
В прикладном плане область изучения психических состояний предстает в виде
мозаичной картины разнообразных фактов, частных методик, подходов и
положений, разработанных в рамках отдельных отраслей психологии: труда и
инженерной психологии, спорта и медицинской психологии. Разноплановость и
фрагментарность ведущихся исследований обусловливает наличие разнообразных
«белых пятен» в отношении «номенклатуры», состава, структуры, механизмов,
детерминации и функций состояний, в разработке диагностических методик.
Что же касается специального изучения психических состояний младших
школьников, то в литературе встречаются только единичные работы, исследующие
состояния детей этой возрастной группы. Поведение школьников III-IV классов в
состоянии фрустрации было описано Е. А. Даниловой . В исследовании Ю. Е.
Сосновиковой дети рисовали людей в состояниях радости, восторга или печали,
горя, скорби и пр. Ею было обнаружено, что дети без затруднений различают
разные психические состояния человека, но эти различия детьми не осознаются.
Как считает автор, общая картина психических состояний детей младшего
школьного возраста связана с их быстрой сменой, повышенной выраженностью и
вместе с тем непрочностью вследствие слабости и утомляемости нервной системы
ребенка. Психологическое содержание состояний обусловливается, главным
образом, ведущей учебной и все еще присущей этому возрасту игровой
деятельностью.
Таким образом, приведенные
данные свидетельствуют о
психических состояний младших школьников, тогда как без их учета, диагностики
и понимания значительно
снижается эффективность
уменьшается продуктивность учительского труда.
Анализируя полученные данные:
по симптомокомплексу «
детей имеют средний уровень выраженности незащищенности и 76% детей – низкий
уровень незащищенности. По
симптомокомплексу «
тревожности имеют 7% детей, средний уровень тревожности имеют 17% детей и
низкий уровень – 76% детей группы. 24% детей имеют средний уровень
выраженности по симптомокомплексу «недоверие к себе» и 76% детей имеют низкий
уровень. По симптомокомплексу «чувство неполноценности»: 14% детей имеют
средний уровень выраженности, 86% детей – низкий уровень. 21% детей имеют
средний уровень выраженности
по симптомокомплексу «
имеют низкий уровень. По симптомокомплексу «конфликтность (фрустрация)» имеют
средний уровень 21% детей и низкий уровень имеют 79% детей. По
симптомокомплексу «трудности общении» имеют средний уровень 17% человек и
низкий уровень – 83% человек. И по симптомокомплексу «депрессивность» имеют
средний уровень 24% детей и 76% детей из всей группы имеют низкий уровень.
Анализируя таблицу
увидели некоторую взаимосвязь уровня тревожности, степенью выраженности
конфликтности и трудности общения, а именно у детей с высоким и повышенным
уровнем тревожности наблюдаются трудности в общении, которые появляются
возможно, в результате конфликтности.
Литература
1. Л.В. Куликов Проблема описания психических состояний \\ хрестоматия
«Психические состояния» под. ред. Л.В. Куликова СПб, Питер 2001.
2. Брушлинский
А. В. О категориях «
«качество и количество»
в психологии//Категории
психологии/Под ред. Л. И. АнцыферовойМ.,1988.
3. Каширина Л. В. Основные проблемы в исследовании и оценке
функциональных состояний// Проблемыинженерной психологии: Тез. VI Всесоюз.
конф. по инженерной психологии«Психологические и психофизиологические
характеристики операторской деятельности». Вып. 2. Л., 1984
4. Небылицын
В. Д. Психофизиологические
различий. М., 1976
5. Ганзен В. А., Юрченко В, Н. Системный подход к анализу, описанию и
экспериментальному
состояния/Под ред. А. А. Крылова.1981 (Экспер. и прикл. психология; Вып. 10)
6. Сосновикова Ю. Е. Психические состояния человека, их классификация и
диагностика. Горький, 1975
7. Иолов Т.
Экстремальные ситуации и
личности//Психология личности в социалистическом обществе: личность и ее
жизненный путь/Ред. Б.ФЛомов, К. А. Абульханова-Славская. М., 1990
8. Медведев В. И., Парачев А. М. Терминология инженерной психологии.
Л., 1971
9. Запрожец
А. В. Избранные
10. Марищук В. Л. Функциональные
состояния и работоспособность/
исследований по инженерной психологии и психологии труда. Ч. 1 /Под ред. А.
А. Крылова. Л., 1974. С. 87-95
11. Ольшанникова А.Е., Рабинович
Л. А. Опыт исследования
индивидуальных характеристик эмоциональности/ /Вопросы психологии, 1974,№3.
12. Прохоров А. О.
Психология неравновесных
13. Психологический словарь/Ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещеряков. 2-е изд.
М., 1996.
14. Психология психических состояний: Сб. науч. статей. Вып. 1. Казань. 1998.
15. Психология психических состояний: Сб. науч. статей. Вып. 2. Казань. 1999.
16. Психология. Словарь/Под ред. А. В. Петровского, М. Г, Ярощевско-го. 2-е
изд. М., 1990,
17. И.Изард К. Эмоции человека. - Пер. с англ.М.: Изд-во МГУ, 1980 г.
18. Коломинский Н.А. Развитие личности учащегося вспомогательной школы. -
Киев: Радянська школа, 1978 г.
19. Якобсон П.М. Изучение
чувств у детей и подростков.-
20. Якобсон П.М. Психология
чувств.-2-е издание: доп.-И.
21. Ильин Е.П. Эмоции и чувства СПб «Питер» 2002.
[1] Вступительная статья В.Н. Дружинина к
хрестоматии «Психические состояния» под. ред. Л.В. Куликова СПб, Питер 2001.
[2] Л.В. Куликов Проблема описания
психических состояний \\ хрестоматия «Психические состояния» под. ред. Л.В.
Куликова СПб, Питер 2001.
[3] Брушлинский А. В. О категориях
«непрерывное и прерывное» «качество и количество» в психологии//Категории
материалистической диалектики в психологии/Под ред. Л. И. АнцыферовойМ.,1988.
[4] Каширина Л. В. Основные проблемы в
исследовании и оценке функциональных состояний// Проблемыинженерной психологии:
Тез. VI Всесоюз. конф. по инженерной психологии«Психологические и
психофизиологические
1984
[5] Небылицын В. Д. Психофизиологические
исследования индивидуальных различий. М., 1976
[6] Ганзен В. А., Юрченко В, Н. Системный
подход к анализу, описанию и экспериментальному исследованию психических
состояний человека//Психические состояния/Под ред. А. А. Крылова.1981 (Экспер.
и прикл. психология; Вып. 10)
[7] Сосновикова Ю. Е. Психические состояния
человека, их классификация и диагностика. Горький, 1975
[8] Иолов Т. Экстремальные ситуации и
ситуативные особенности поведения личности//Психология личности в
социалистическом обществе: личность и ее жизненный путь/Ред. Б.ФЛомов, К. А.
Абульханова-Славская. М., 1990
[9] Сосновикова Ю. Е. Психические состояния
человека, их классификация и диагностика. Горький, 1975
[10] Медведев В. И., Парачев А. М. Терминология инженерной психологии. Л., 1971
[11] Запрожец
А. В. Избранные
[12] Небылицын В. Д. Психофизиологические
исследования индивидуальных различий. М., 1976.
[13] Марищук В. Л. Функциональные
состояния и работоспособность// Методология исследований по инженерной
психологии и психологии труда. Ч. 1 /Под ред. А. А. Крылова. Л., 1974. С.
87-95.
[14] Ольшанникова А.Е., Рабинович Л. А.
Опыт исследования некоторых индивидуальных характеристик эмоциональности/
/Вопросы психологии, 1974,№3.