Доклады по психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 16:31, доклад

Описание работы

Психика - функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма. Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой.

Содержание работы

СТРУКТУРА ПСИХИКИ
ПСИХИКА
ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА
ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
ПСИХИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА
ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Структура психики

Файлы: 12 файлов

~$ассификация психических состояний и управление настроением учащихся.docx

— 162 байт (Просмотреть файл, Скачать файл)

~$едение 1.docx

— 162 байт (Просмотреть файл, Скачать файл)

~$ихологические состояния.docx

— 162 байт (Просмотреть файл, Скачать файл)

~$ной из причин нарушения психического расстройства являютс.doc

— 162 байт (Просмотреть файл, Скачать файл)

~$нтрольная работа.docx псих сост.docx

— 162 байт (Просмотреть файл, Скачать файл)

~$План.docx

— 162 байт (Просмотреть файл, Скачать файл)

~$РУКТУРА ПСИХИКИ.docx

— 162 байт (Просмотреть файл, Скачать файл)

Неуверенность.docx

— 11.86 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Психические состояния младшего школьника (тревога, тревожность).docx

— 50.60 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Психологические состояния.docx

— 36.53 Кб (Скачать файл)

Психологические состояния

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………..….3

 

1.Структура психики человека………………………………………….…..4

 

2.Основные психические  процессы человека……………………………...5

 

3.Психические состояния.  Их воздействие на деятельность  людей…....10

 

4.Психические свойства  человека………………………………………..…13

 

Заключение…………………………………………………………………….17

 

Список используемой литературы………………………………….…...…18

 

Введение

 

Тема данной контрольной  работы «Основные формы проявления психики человека: процессы, состояния, свойства» занимает важное место  при изучении психологии личности в  рамках дисциплины «Психология и  педагогика».

 

Актуальность темы определяется необходимостью для современного человека обладать научным знанием о психике  человека. Подобные знания помогают в  решении проблем, как в повседневной жизни, так и в сфере профессиональной деятельности. В более широком  плане такие знания активно используются специалистами разных отраслей для  решения, например, проблем рационального  распределения функций между  человеком и компьютером, проблем  проектирования автоматизированных рабочих  мест специалистов разных профилей, проблем  разработки систем искусственного интеллекта, робототехники и других.

 

Проблемное изложение  темы обуславливается тем, что проявления психики человека нельзя рассматривать  только через изучение деятельности мозга. Конечно, «тесная связь психики  и деятельности головного мозга  не подлежит сомнению, повреждения  или физиологическая неполноценность  мозга приводят к неполноценности  психики. Хотя головной мозг - это орган, деятельностью которого обусловлена  психика, но содержание этой психики  производится не самим мозгом, его  источником является внешний мир»./6,15/ То есть, именно через взаимодействие человека с окружающей его материальной и духовной средой и происходит развитие, формирование, функционирование и проявление психического. Поэтому в работе необходимо рассматривать основные формы проявления психики человека не просто как результат  работы нашей нервной системы, а  в первую очередь, как результат  общественно-трудовой деятельности человека, его общения с другими людьми.

 

Человек не просто проникает  в мир с помощью своих познавательных процессов. Он живет и действует  в этом мире, творя его для себя с целью удовлетворения своих  потребностей, совершает определенные поступки. Психические процессы, состояния  и свойства вряд ли могут быть осмыслены  до конца, если их не рассматривать  в зависимости от условий жизни  человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и  обществом. Хотя все формы проявления психики исследуются отдельно, в  действительности они связаны друг с другом и составляют единое целое./2,9/1.Структура  психики человека

 

 

Психика человека -- качественно  более высокий уровень, чем психика  животных (Homo sapiens -- человек разумный). Сознание, разум человека развивались  в процессе трудо-вой деятельности, которая возникла в силу необходимости  осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного чело-века. И хотя видовые биологически-морфологические  осо-бенности человека устойчивы уже  в течение тысячелетий, развитие психики человека происходило в  процессе трудо-вой деятельности. Трудовая деятельность имеет продуктив-ный  характер; труд, осуществляя процесс  производства, за-печатлевается в  своем продукте, т. е. происходит процесс  воплощения, опредмечивания в продуктах  деятельности людей их духовных сил  и способностей. Таким образом, материальная, духовная культура человечества -- это  объективная форма воплощения достижений психического развития человечества./1, с.120/

 

Психика человека сложна и  многообразна по своим проявлениям. Выделяют три крупные группы психических  явлений (см.Таблицу 1).

 

Таблица 1.Структура психики  человека.

 

Психические процессы 

Психические состояния 

Психические свойства 

 

Ощущения

 

Восприятие

 

Внимание

 

Память

 

Мышление

 

Речь

 

Воображение 

Эмоциональные

 

Познавательные

 

Волевые 

Характер

 

Темперамент

 

Способности Направленность 

 

 

 

 

Психические процессы -- динамическое отражение дей-ствительности в  различных формах психических явлений. Психический процесс -- это течение  психического яв-ления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющи-еся  в виде реакции. При этом нужно  иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом  но-вого процесса. Отсюда непрерывность  психической деятель-ности в состоянии  бодрствования человека.

 

Психические процессы вызываются как внешними воз-действиями, так  и раздражениями нервной системы, иду-щими от внутренней среды организма. Психические процессы обеспечивают формирование зна-ний и первичную  регуляцию поведения и деятельности человека.

 

Под психическим состоянием следует понимать опреде-лившийся в  данное время относительно устойчивый уро-вень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности. Каждый человек ежедневно испытывает различные пси-хические состояния. При одном психическом состоянии  умственная или физическая работа протекает  легко и про-дуктивно, при другом -- трудно и неэффективно. Психические  состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологиче-ских факторов, хода работы, времени и словесных воздей-ствий.

 

Психические свойства личности - это высшие и устойчивые регуляторы психической деятельности. Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный ка-чественно-количественный уровень деятельности и поведе-ния, типичный для данного человека.

 

Каждое психическое свойство формируется постепенно и является результатом отражательной и  практи-ческой деятельности.

 

2.Основные психические  процессы человека

 

Ощущения - это отражение  отдельных свойств предметов, воздействующих на органы чувств. Ощущения - объективны, так как в них всегда отражен  внешний раздражитель, а с другой стороны, субъективны, поскольку зависят  от состояния нервной системы  и индивидуальных особенностей. Как  мы ощущаем? Для того, чтобы мы осознали какой-либо фактор или элемент действи-тельности, нужно, чтобы исходящая от него энергия (тепловая, химиче-ская, механическая, электрическая или электромагнитная) прежде все-го была достаточной, чтобы  стать стимулом, то есть возбудить  какой-либо из наших рецепторов. Только тогда, когда в нервных окончаниях одного из наших органов чувств возникнут  электрические импульсы, и сможет начаться процесс ощущения. Наиболее распространенная классификация ощущений - И.Шеррингтона: /4, с.42/

 

1) экстерорецептивные - возникают  при воздействии внешних стимулов  на рецепторы, расположенные на  поверхности тела;

 

2) интерорецептивные - сигнализируют  о том, что происходит в организме  (голод, жажда, боль);

 

3) проприорецептивные - расположены  в мышцах и сухожилиях.

 

Общую массу экстерорецептивных ощущений схема И. Шеррингтона позволяет  разделить на дистантные (зрительные, слуховые) и контактные (осязательные, вкусовые). Обонятельные ощущения за-нимают в этом случае промежуточное положение. Наиболее древней является органическая чувствительность (чувство голо-да, жажды, насыщения, а также комплексы  болевых и половых ощу-щений), затем появились контактные, прежде всего тактильная (ощущения давления, при-косновения) формы. И самыми эволюционно  молодыми следует считать слухо-вые; и особенно зрительные системы рецепторов.

 

Прием и переработка человеком  поступившей через органы чувств ин-формации завершается появлением образов предметов или явлений. Процесс формирования этих образов  называется восприятием («перцепция»). К основным качествам восприятия относят следующие: 1) Вос-приятие  зависит от прошлого опыта, от содержания психической дея-тельности человека. Эта особенность называется аперцепцией. Когда мозг получает неполные, неоднозначные  или противоречивые данные, он обычно интерпретирует их в соответствии с  уже сложившейся сис-темой образов, знаний, индивидуально-психологических  различий (по потребностям, склонностям, мотивам, эмоциональным состояниям). Люди, обитающие в круглых жилищах (алеуты), с трудом ориентируются  в наших домах с обилием  вертикальных и горизонтальных прямых линий. Фактор аперцепции объясняет  значительные различия при восприятии одних и тех же явлений различными людьми или одним и тем же человеком  в разных условиях и в разное время.

 

2) За сложившимися образами  предметов воспри-ятие сохраняет  их размеры и цвет независимо  от того, с какого расстоя-ния  мы на них смотрим и под  каким углом видим. (Белая рубашка  остается для нас белой и  на ярком свету ив тени. Но  если бы мы видели только  не-большой ее кусок через отверстие,  она показалась бы нам в  тени скорее серой). Эта особенность  восприятия называется константностью.

 

3)Человек воспринимает  мир в форме отдельных предметов,  независимо от него существующих, противостоящих ему, то есть  восприятие носит предметный  характер.

 

4)Восприятие как бы  «достраивает» образы воспринимаемых  им предметов, дополняя данные  ощущений необходимыми элементами. В этом заключается целостность  восприятия.

 

5)Восприятие не сводится  только к образованию новых  образов, человек способен осознавать  процессы «своего» восприятия, что  позво-ляет говорить об осмысленно-обобщенном  характере восприятия.

 

Для восприятия любого явления  необходимо, чтобы оно смогло вызвать  реакцию, которая и позволит нам  «настроить» на нее свои органы чувств. Подобная произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность  психической деятельности на каком-либо объекте восприятия называется вниманием. Без него вос-приятие невозможно.

 

Внимание обладает определенными  параметрами и особенностями, ко-торые  во многом являются характеристикой  человеческих способнос-тей и возможностей. К основным свойствам внимания обычно относят следующие.

 

1.Концентрированность. Это  показатель степени сосредоточен-ности  сознания на определенном объекте,  интенсивности связи с ним.  Концентрированность внимания означает, что образуется как бы вре-менный  центр (фокус) всей психологической  активности человека.

 

2.Интенсивность. Характеризует  эффективность восприятия, мышления  и памяти в целом.

 

3.Устойчивость. Способность  длительное время поддерживать  высокие уровни концентрированности  и интенсивности внимания. Оп-ределяется  типом нервной системы, темпераментом,  мотивацией (но-визна, значимость  потребности, личные интересы), а  также внешними условиями деятельности  человека.

 

4.Объем -- количество однородных  стимулов, находя-щихся в фокусе  внимания взрослого человека - от 4 до 6 объектов, у ре-бенка - не  более 2-3. Объем внимания зависит  не только от генетических  факторов и от возможностей  кратковременной памяти индивида. Имеют также значения характеристики  воспринимаемых объектов и профессиональные  навыки самого субъекта.

 

5.Распределение, то есть  способность сосредоточивать внимание  на нескольких объектах одновременно. При этом формируется как бы  не-сколько фокусов, центров внимания, что дает возможность совершать  несколько действий или следить  за несколькими процессами одновремен-но, не теряя ни одного из поля  внимания. Наполеон мог, по некоторым  свидетельствам, диктовать своим  секретарям семь ответственных  дипломатических документов одновременно.

 

6. Переключение внимания  понимается как возможность более  или менее легкого и достаточно  быстрого перехода от одного  вида дея-тельности к другому.  С переключением функционально  связаны и два разнонаправленных  процесса: включение и отключение  внимания. Переключение может быть  произвольным, тогда его скорость -- это показатель степени волевого  контроля субъекта над своим  восприя-тием, и непроизвольным, связанным  с отвлечением, что является  по-казателем либо степени неустойчивости  психики, либо свидетельст-вует  о появлении сильных неожиданных  раздражителей. 

 

Память - познавательное качество, механизмы и процессы, обеспечивающие запоминание человеком, сохранение и воспроизведение опыта и  значимой информации. Запоминание, сохранение, узнавание, припоминание и воспроизведение - основные процессы памяти./3, с.94/

 

 

Принято различать механическое и смысловое запоминание. Процесс  механического запоминания скучен. Внутренние, существенные связи явлений, событий при этом не вскрываются, требуются мно-гократные повторения. Смысловое, или логическое, запоминание  опирается на глу-бокое проникновение  в смысл явлений или предметов. Сохранение -- непассивный процесс  удержания информации. В психологии раскрыта зависимость сохранения от установок личности (профессиональная направленность памяти, злопамят-ство эмоциональной памяти ), условий  и организации за-учивания. Особую роль в сохранении информа-ции, алгоритмов действий играет практическое их применение, практика. Воспроизведение -- процесс  извлечения из памяти сохраненно-го материала. Воспроизведение бывает непроизвольное, когда мысль всплывает в памяти без намерения личности и произвольное, когда устанавливается идентичность воспринимаемого и сохраненного в памяти. Лучшим вспомогательным  средством припоминания являет-ся опора  на узнавание. Сопоставляя несколько  сходных идей или образов, человек  может легче вспомнить, а иногда и просто уз-нать среди них нужные.

 

Память развивается в  борьбе с забыванием. Забывание -- про-цесс, обратный запоминанию. Забывание оказывается  тем более глубоким, чем реже включается определенный материал в дея-тельность, чем менее значимым становится он для достижения актуальных жизненных  целей.

СТРУКТУРА ПСИХИКИ.docx

— 30.06 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Доклады по психологии