Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 16:31, доклад
Психика - функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма. Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой.
СТРУКТУРА ПСИХИКИ
ПСИХИКА
ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА
ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
ПСИХИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА
ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Структура психики
Психологические состояния
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Структура психики человека……
2.Основные психические
процессы человека……………………………..
3.Психические состояния.
Их воздействие на
4.Психические свойства человека………………………………………..…13
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………….…...…
Введение
Тема данной контрольной работы «Основные формы проявления психики человека: процессы, состояния, свойства» занимает важное место при изучении психологии личности в рамках дисциплины «Психология и педагогика».
Актуальность темы определяется необходимостью для современного человека обладать научным знанием о психике человека. Подобные знания помогают в решении проблем, как в повседневной жизни, так и в сфере профессиональной деятельности. В более широком плане такие знания активно используются специалистами разных отраслей для решения, например, проблем рационального распределения функций между человеком и компьютером, проблем проектирования автоматизированных рабочих мест специалистов разных профилей, проблем разработки систем искусственного интеллекта, робототехники и других.
Проблемное изложение
темы обуславливается тем, что проявления
психики человека нельзя рассматривать
только через изучение деятельности
мозга. Конечно, «тесная связь психики
и деятельности головного мозга
не подлежит сомнению, повреждения
или физиологическая
Человек не просто проникает
в мир с помощью своих
Психика человека -- качественно
более высокий уровень, чем психика
животных (Homo sapiens -- человек разумный).
Сознание, разум человека развивались
в процессе трудо-вой деятельности,
которая возникла в силу необходимости
осуществления совместных действий
для добывания пищи при резком
изменении условий жизни
Психика человека сложна и многообразна по своим проявлениям. Выделяют три крупные группы психических явлений (см.Таблицу 1).
Таблица 1.Структура психики человека.
Психические процессы
Психические состояния
Психические свойства
Ощущения
Восприятие
Внимание
Память
Мышление
Речь
Воображение
Эмоциональные
Познавательные
Волевые
Характер
Темперамент
Способности Направленность
Психические процессы -- динамическое
отражение дей-ствительности в
различных формах психических явлений.
Психический процесс -- это течение
психического яв-ления, имеющего начало,
развитие и конец, проявляющи-еся
в виде реакции. При этом нужно
иметь в виду, что конец психического
процесса тесно связан с началом
но-вого процесса. Отсюда непрерывность
психической деятель-ности в
Психические процессы вызываются
как внешними воз-действиями, так
и раздражениями нервной
Под психическим состоянием
следует понимать опреде-лившийся в
данное время относительно устойчивый
уро-вень психической деятельности,
который проявляется в
Психические свойства личности - это высшие и устойчивые регуляторы психической деятельности. Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный ка-чественно-количественный уровень деятельности и поведе-ния, типичный для данного человека.
Каждое психическое свойство формируется постепенно и является результатом отражательной и практи-ческой деятельности.
2.Основные психические процессы человека
Ощущения - это отражение
отдельных свойств предметов, воздействующих
на органы чувств. Ощущения - объективны,
так как в них всегда отражен
внешний раздражитель, а с другой
стороны, субъективны, поскольку зависят
от состояния нервной системы
и индивидуальных особенностей. Как
мы ощущаем? Для того, чтобы мы осознали
какой-либо фактор или элемент действи-тельности,
нужно, чтобы исходящая от него энергия
(тепловая, химиче-ская, механическая,
электрическая или
1) экстерорецептивные - возникают
при воздействии внешних
2) интерорецептивные - сигнализируют
о том, что происходит в
3) проприорецептивные - расположены в мышцах и сухожилиях.
Общую массу экстерорецептивных ощущений схема И. Шеррингтона позволяет разделить на дистантные (зрительные, слуховые) и контактные (осязательные, вкусовые). Обонятельные ощущения за-нимают в этом случае промежуточное положение. Наиболее древней является органическая чувствительность (чувство голо-да, жажды, насыщения, а также комплексы болевых и половых ощу-щений), затем появились контактные, прежде всего тактильная (ощущения давления, при-косновения) формы. И самыми эволюционно молодыми следует считать слухо-вые; и особенно зрительные системы рецепторов.
Прием и переработка человеком
поступившей через органы чувств
ин-формации завершается появлением
образов предметов или явлений.
Процесс формирования этих образов
называется восприятием («перцепция»).
К основным качествам восприятия
относят следующие: 1) Вос-приятие
зависит от прошлого опыта, от содержания
психической дея-тельности
2) За сложившимися образами
предметов воспри-ятие
3)Человек воспринимает
мир в форме отдельных
4)Восприятие как бы
«достраивает» образы
5)Восприятие не сводится
только к образованию новых
образов, человек способен
Для восприятия любого явления необходимо, чтобы оно смогло вызвать реакцию, которая и позволит нам «настроить» на нее свои органы чувств. Подобная произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия называется вниманием. Без него вос-приятие невозможно.
Внимание обладает определенными параметрами и особенностями, ко-торые во многом являются характеристикой человеческих способнос-тей и возможностей. К основным свойствам внимания обычно относят следующие.
1.Концентрированность. Это
показатель степени
2.Интенсивность.
3.Устойчивость. Способность
длительное время поддерживать
высокие уровни
4.Объем -- количество однородных
стимулов, находя-щихся в фокусе
внимания взрослого человека - от
4 до 6 объектов, у ре-бенка - не
более 2-3. Объем внимания зависит
не только от генетических
факторов и от возможностей
кратковременной памяти
5.Распределение, то есть
способность сосредоточивать
6. Переключение внимания
понимается как возможность
Память - познавательное качество, механизмы и процессы, обеспечивающие запоминание человеком, сохранение и воспроизведение опыта и значимой информации. Запоминание, сохранение, узнавание, припоминание и воспроизведение - основные процессы памяти./3, с.94/
Принято различать механическое
и смысловое запоминание. Процесс
механического запоминания
Память развивается в борьбе с забыванием. Забывание -- про-цесс, обратный запоминанию. Забывание оказывается тем более глубоким, чем реже включается определенный материал в дея-тельность, чем менее значимым становится он для достижения актуальных жизненных целей.