Донаучная, или житейская, психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 18:57, реферат

Описание работы

В своем развитии психология прошла несколько этапов. Первые представления о психике были связаны с анимизмом (лат. анима - дух, душа) - древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами (тотемами). Эпоха Средневековья не имеет в истории достаточно четкой периодизации. Началом этой эпохи считают падение Римской империи, т. е. V век. В то же время все ученые отмечают, что элементы средневековой идеологии, так же как и средневековой науки, появились значительно раньше, уже в III в.

Содержание работы

Введение 3
1. Донаучная, или житейская, психология 5
2. История античной психологии 8
3. История развития психологической мысли в эпоху Феодализма и в период Возрождения 11
4. Развитие психологии в Новое время 13
5. Психология, как самостоятельная наука 17
Заключение 18
Список используемой литературы 20

Файлы: 1 файл

история развития психологии1.docx

— 45.05 Кб (Скачать файл)

Содержание:

С.

Введение                                                                                                                  3                    

1. Донаучная, или житейская, психология                                                            5

2. История античной психологии                                                                           8

3. История развития психологической мысли в эпоху Феодализма и в период Возрождения                                                                                                          11

4. Развитие психологии в Новое время                                                               13

5. Психология, как самостоятельная наука                                                         17

Заключение                                                                                                           18

Список используемой литературы                                                                   20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 В научном знании  формирование психологической идеи  всегда шло в процессе развития  главенствующей концепции миропонимания.  Идея души выступает в качестве  одного из центральных моментов  в философских системах Сократа,  Платона, Аристотеля. Развитие философии  во все последующие века сыграло  важную роль в становлении  психологии. Однако вместе с развитием  психологического комплекса знаний  в философии, в области естественнонаучного  знания, прежде всего в медицине, шло накопление сведений об  организме человека, его анатомии, физиологии и биохимии. При этом  все более выявлялось противоречие  философского психологического  знания о душе и естественнонаучного  знания о человеке. Ни философская  психология, ни науки об организме  человека оказались не в состоянии  ответить на вопрос, как снять  это противоречие. Процесс развития  знаний о психике человека, системе  его психики, характере, темпераменте  продолжался на протяжении столетий, и сам этот процесс также  важен, как и результат - наука  психология.

 В своем развитии  психология прошла несколько  этапов. Первые представления о  психике были связаны с анимизмом  (лат. анима - дух, душа) - древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами (тотемами). Эпоха Средневековья не имеет в истории достаточно четкой периодизации. Началом этой эпохи считают падение Римской империи, т. е. V век. В то же время все ученые отмечают, что элементы средневековой идеологии, так же как и средневековой науки, появились значительно раньше, уже в III в. Одной из важнейших характеристик средневековой науки, в частности психологии, была ее тесная связь с религией. Небогословской, внецерковной науки в то время в Европе не существовало. Важной особенностью в этот период было появление сакральности, от которой психология избавлялась при переходе от мифологии к научному знанию. В VII—VI вв. до н. э. зависимость от религии снова поставила вопрос о связи и взаимовлиянии знания и веры, который и стал важнейшим для ученых на протяжении всего этого периода. Появление новых подходов к построению науки в XV—XVI вв., связанных со стремлением к рациональности и доказательности теоретических положений, ознаменовало наступление нового этапа в процессе становления психологии. Развитие этих подходов стало ведущим мотивом ученых, разрабатывавших психологические концепции в Новое время.

 В данной работе я рассмотрел понятие донаучной, или житейской, психологии, появившейся в античности, а также дал общую характеристику психологии в рамках античного и средневекового философского знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Донаучная, или  житейская, психология

 В современном научном  мире принято выделять два  подхода к рассмотрению психологии. Одним из них, научным, занимаются  специалисты-психологи. В него  входят академическая, прикладная  и практическая психология.

 Другой подход - так  называемая житейская психология. Представления о ней формируются  на основе повседневного общения  с другими людьми. Обычно в  глубине души почти каждый  человек считает, что уж в  психологии людей он разбирается.  Кроме этого, многие уверены,  что эта житейская психология  по сравнению с научной более верная. Есть в области житейской психологии и свои специалисты. Они всегда могут выслушать вас, посочувствовать и дать ценный совет, основанный на своем богатом жизненном опыте. Такой человек знает ответы на все вопросы - разводиться вам или нет, увольняться с работы или продолжать конфликтовать, как избегать семейных ссор и вообще каким надо быть.

 Определенное представление  о психике дает человеку его  личный жизненный опыт. Житейские  психологические сведения, почерпнутые  из общественного и личного  опыта, образуют донаучные психологические  знания, обусловленные необходимостью  понимать другого человека в  процессе совместного труда, совместной  жизни, правильно реагировать  на его Действия и поступки. Эти довольно обширные знания  могут способствовать ориентировке  в поведении окружающих людей,  могут быть правильными. Но  в целом они лишены систематичности,  глубины, доказательности, мы  усваиваем их не только благодаря  собственному опыту, но и из  художественной литературы, пословиц, поговорок, сказок, легенд, притч.  Именно в них заключены истоки  почти всех психологических теорий  и отраслей современной психологии. 1

 Принято считать, что  донаучная психология зародилась  в известных нам древних цивилизациях 7 – 6 в до н.э, а именно в древнем Риме во время появления и расцвета таких наук как математика, философия, риторика, геометрия, механика и других. Однако учитывая ограниченность наших познаний истории более древней – 8, 10, 12 тыс. лет до н.э., бытующее утверждение о возникновении донаучной психологии вызывает некоторые сомнения.

 Донаучное, или житейское,  мировосприятие и соответствующие  ему психологические представления  вырастали из непосредственной  повседневной практики, жизненного  опыта первобытного человека. В  форме обыденного знания психология  возникла вместе с человеческим  обществом. В процессе практического  взаимодействия люди учились  различать скрытые за внешним  поведением психические качества  людей. За поступками угадывались  мотивы, характеры людей. Донаучную  психологию иногда определяют  как такое знание, которое люди  создают еще задолго до появления  психологов. Эти знания возникали  в процессе осмысления конкретных  ситуаций. Его содержание ограничивалось  выводами из анализа простых  событий, когда лежащие в их  основе причины можно было  легко проследить. Такие выводы  фиксировались в различного рода пословицах, типа: «семь раз отмерь, один раз отрежь», «повторенье — мать ученья» и т.п. Поэтому донаучная психология, конечно, еще не поднимались до целостной оценки бытия и ограничивалась лишь символическим объяснением его отдельных фрагментов. Это мировоззрение возникло и существовало в условиях неразвитости системных, целостных, рациональных способов освоения действительности. Его называют топоцентрическим, поскольку его содержание ограничивалось знаниями о том месте, в котором обитали тот или иной род или племя.

 Если начало рождения  донаучной психологии переложить  на современный язык, может получиться  приблизительно такая история:  в одном человеческом племени  родился малыш, с ранних лет,  отличающийся от своих сородичей  наблюдательностью и способностью  к анализу. С возрастом эта  способность дала ему возможность  на основе анализа делать не только выводы, но и прогнозы. Возможно, он рассуждал так: - «Произошло такое-то событие, которое привело к таким-то результатам. Если я поступлю так-то, то результат получится очень даже неплохим лично для меня…». А если кроме аналитических способностей он обладал талантом оратора, в результате первобытный психолог получал всецело зависимую, легко управляемую толпу.

 Если же опираться на факты недавних археологических находок, доказывающих что высокоразвитые цивилизации существовали задолго до официально признанных, то и донаучная психология имеет более «внушительный» возраст, ибо любое человеческое общество строится, прежде всего, на психологии – личность, личностные взаимоотношения, психологические лидерство и т.д. А если учитывать тот факт, что «непознанные» цивилизации обладали скрытыми нам, сегодняшним, знаниями и технологиями, превосходящими самые современные, то и «донаучная психология» - понятие весьма относительное и применимо лишь к нашему сегодняшнему времени.2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История античной психологии

Появление психологии в Древней Греции на рубеже VII-VI вв. до н.э. было связано с необходимостью становления объективной науки о человеке, рассматривавшей душу не на основе сказок, мифов, легенд, а с использованием тех объективных знаний (математических, медицинских, философских), которые возникли в тот период. В то время психология входила в науку, изучавшую общие закономерности общества, природы и человека. Эта наука получила название натурфилософии (философии), в течение долгого периода времени, почти ХХ веков, психология оставалась частью философии. Естественно, что в обширном предмете философии к психологии относилась область, связанная в первую очередь с человеком, да и само исследование души (психики) связывалось преимущественно с особенностями психики человека. В то же время область психического не ограничивалась человеком, но распространялась на весь мир. Такой подход получил название панпсихизм – направление, которое считает весь мир одушевленным и наделенным душой.3 В течение нескольких веков (примерно до III в. до н.э.) разница между психикой человека и животных рассматривалась как чисто количественная, а не качественная. Первые представления о душе, возникшие на основе мифов и ранних религиозных представлений, выделили некоторые функции души, прежде всего, энергетическую, побуждающую тело к активности. Эти представления и легли в основу исследований первых психологов. Уже первые работы показали, что душа не только побуждает к действию, но и регулирует активность индивида, а также является главным орудием в познании мира. Эти суждения о свойствах души и стали ведущими в последующие годы. Таким образом, важнейшим для психологии в античный период было изучение того, как душа придает активность телу, как она регулирует поведение человека и каким образом познает мир. Анализ закономерностей развития природы привел мыслителей того времени к идее о том, что душа материальна, т.е. состоит из тех же частиц, что и окружающий мир.4

Все в мире имеет свою первооснову – элемент, являющийся первой и главной составляющей всех объектов, архе. Исследования окружающего мира привели ученых VII-V вв. до н.э. к мысли о том, что архе – это тот элемент, без которого не может существовать мир и все в нем, поэтому, как и все в природе, этот жизненно важный элемент должен быть материален. Так, Фалёс (VI в. до н.э.), на концепцию которого повлияли воззрения египтян, считал, что первоосновой, душой является вода, так как вода (например, Нил, от которого зависели урожаи) – это основа жизни. Анаксимен (V в. до н.э.) вечно движущимся и вечно живым началом считал воздух. Необходимо отметить, что на взгляды древнегреческих ученых повлияли разнообразные философские и психологические концепции, в том числе и древнеиндийские веды, в частности учение о том, что важнейшим свойством (праной) жизни является дыхание (диада – атман-брахман). Отражение этих идей можно увидеть в теории Анаксимена и других греческих ученых, связывавших архе с дыханием, воздухом, ветром. Идея о том, что пневма (воздух, движение) является одной из составляющих души, прослеживается и в более позднее время, например в концепции Эпикура. Несколько позже появилась идея о том, что конкретный материальный объект (вода, земля или воздух), даже очень важный для мира и жизнедеятельности, не может быть первоосновой. Уже Анаксимандр (VI в. до н.э.) писал о "беспредельном", т. е. о таком физическом начале, из которого все возникает и в которое все превращается. В теориях Левкиппа и Демокрита (V-IV вв. до н.э.) возникла идея атомов, мельчайших, невидимых миру частиц, из которых и состоит все окружающее. Атомистическая теория, разработан-ная этими учеными, была весьма распространена и являлась составной частью психологических учений многих ученых не только Древней Греции, но и Рима. Считая душу источником активности для тела, Демокрит и следующие за ним ученые утверждали, что она состоит из самых мелких и круглых атомов, которые наиболее активны и подвижны.5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История развития психологической мысли в эпоху  Феодализма и в период Возрождения

Победившее в Европе Христианство привнесло воинственную нетерпимость ко всем "языческим" знаниям. В IV веке был уничтожен научный центр в Александрии, в начале VI века закрывалась Афинская школа. Христианство культивировало неприятие всякого знания, основанного на опыте, греховность попытки понять устройство и предназначение человеческой души, отличное от библейского понимания. Естественно-научное исследование природы приостановилось. В интеллектуальной жизни Европы постепенно воцарилась схоластика, которая сводилась к рациональному обоснованию христианского вероучения. Накопление знаний о природе происходило в недрах арабоязычной культуры, ориентированной на сближение философского мышления с эмпирическим опытом.

В VII веке на фундаменте ислама произошло объединение арабских племён. Вскоре арабами были покорены народы Востока, обладавшие знаниями древних  культур (эллины, народы Индии и др.). Возникло арабоязычное государство Халифат. Сочинения Платона и Аристотеля сжигались в Европе. Но на Востоке переводились на арабский язык, переписывались и распространялись - от Пиренейского полуострова до Средней Азии. Появлялся мощный культурно-научный строй, в котором проявились крупнейшие умы. Среди них особо следует выделить среднеазиатского врача XI века Абу Али Ибн Сину, известного в Европе как Авиценна.6

Ибн Сина был одним из первых исследователей в области  возрастной психологии. Он изучал связь  между физичесим развитием организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды. При этом важное значение им придавалось развитию теории воспитания, определяющего воздействие психического состояния организма на его структуру. По мнению Авиценны, взрослые, вызывая у детей те или иные аффекты, изменяющие течение физиологических процессов, формируют их натуру. Идею о взаимосвязи психического и физиологического - не только зависимость психики от телесных состояний, но и её способность (при психических травмах, деятельности воображения) влиять на них - он разрабатывал, исходя из своего обширного медицинского опыта в области психофизиологии эмоциональных состояний.

В это время в европейской  схоластике стали адаптироваться некоторые  положения античного естествознания, прежде всего - интеллектуального наследия Аристотеля. Они наиболее убедительно  раскрыты в учении Фомы Аквинского (1225-1274), которое было канонизировано как истинно католическая философия (и психология). Это учение получило название томизма (несколько модернизированное  в наши дни - неотомизма). Фома Аквинский  распространил иерархический шаблон на описание душевной жизни: каждое явление имеет своё место; в ступенчатом ряду расположены души (растительная, животная, человеческая); внутри самой души иерархически располагаются способности и их продукты (ощущение, представление, понятие).7

Информация о работе Донаучная, или житейская, психология