Донаучная, или житейская, психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 18:57, реферат

Описание работы

В своем развитии психология прошла несколько этапов. Первые представления о психике были связаны с анимизмом (лат. анима - дух, душа) - древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами (тотемами). Эпоха Средневековья не имеет в истории достаточно четкой периодизации. Началом этой эпохи считают падение Римской империи, т. е. V век. В то же время все ученые отмечают, что элементы средневековой идеологии, так же как и средневековой науки, появились значительно раньше, уже в III в.

Содержание работы

Введение 3
1. Донаучная, или житейская, психология 5
2. История античной психологии 8
3. История развития психологической мысли в эпоху Феодализма и в период Возрождения 11
4. Развитие психологии в Новое время 13
5. Психология, как самостоятельная наука 17
Заключение 18
Список используемой литературы 20

Файлы: 1 файл

история развития психологии1.docx

— 45.05 Кб (Скачать файл)

Один из титанов этого  периода Леонардо да Винчи (XV - XVIв.), считал, что человек может воплощать свои духовные силы в реальные ценности, преобразовывать природу своим творчеством. Испанский врач Х.Вивес в книге "О душе и жизни" писал, что природа человека им познаётся путём наблюдения и опытом; на природу ребёнка можно влиять, если правильно его воспитывать. Другой испанский врач, Х.Уарте, в книге "Исследование способностей к наукам" впервые в истории психологии поставил задачу изучить индивидуальные различия между людьми с целью определения их пригодности к различным профессиям.8

Развитие психологии в Новое время

С XVII века начинается новая  эпоха в развитии психологического знания. Она характеризуется попытками  осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских, умозрительных позиций, без необходимой  экспериментальной базы. Р. Декарт (1596-1650) приходит к выводу о полнейшем  различии, существующем между душой  человека и его телом: тело по своей  природе всегда делимо, тогда как  дух неделим. Однако душа способна производить  в теле движения. Это противоречивое дуалистическое учение породило проблему, названную психофизической: как  связаны между собой телесные (физиологические) и психические (душевные) процессы в человеке? Декарт заложил  основы детерминистской (причинностной) концепции поведения с ее центральной идеей рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение.

 Попытку вновь соединить  тело и душу человека, разделенные учением Декарта, предпринял голландский философ Б. Спиноза (1632-1677). Нет особого духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений протяженной субстанции (материи). Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза полагал, что такой подход дает возможность рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии.9

 Немецкий философ Г.  Лейбниц (1646-1716), отвергнув установленное  Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике. В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил – бесчисленных малых перцепций (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти.

 Психология в этот  период, так же как и на первых  этапах развития античной науки,  укрепила свою связь с философией. Это объяснялось тем, что, оставаясь в рамках науки о душе (своего собственного предмета), психологии сложнее было избавиться от схоластических догм, отделиться от богословия. Однако ориентация на философию в то время сужала предмет психологии, которая рассматривала в основном общие закономерности развития психики человека, а не живого мира в целом. Развитие же естествознания в то время еще не давало возможности выстроить полноценную концепцию психического (особенно психики человека) на его основе.

 Однако тесная связь  с философией не означала, что  психология в это время не  искала собственного предмета  исследования, конкретного определения  области своей деятельности. Эта  область понималась, прежде всего,  как исследование путей становления  у человека картины окружающего  мира и самого себя. Причем  эта картина, как представлялось, должна была быть осознанной. В осознанности души, в разуме, вслед за психологами Средневековья,  ученым виделось отличие человека  от других живых существ. Так  уточнялся предмет психологии, которая  становилась наукой о сознании. При этом из нескольких вопросов, исследовавшихся психологией античности, - о познании, о движущих силах и закономерностях психики, о механизмах регуляции поведения - на первый план выходили именно проблемы познания.

 Это было связано  с несколькими причинами. Первая, о которой говорилось выше, - стремление  доказать возможности человека  в постижении истины на основе  знания, а не веры. В связи рассматривалось  психологами античности как одна  из составляющих душевной жизни.  Таким образом, из исследования  на некоторое время выпадали  проблемы движущих сил и регуляции  внешней деятельности. В то же  время вопросы о содержании  и пункциях сознания подвели  ученых к изучению его роли  в человеческой жизни, следовательно,  и в поведении человека. Так  вновь перед психологией вставала  необходимость проанализировать  разницу между разумным и неразумным (аффективным) поведением, границы  свободы человека.

 Таким образом, анализ  становления предмета психологии  в этот период дает противоречивую  картину. С одной стороны, методологически  психология ограничивалась вопросами  сознания и путей его формирования, этапов развития образа мира  и себя. С другой стороны, изучение  содержания и функций сознания  приводило к фактическому включению  поведения, движущих сил и регуляции  не только внутренней, но и  внешней активности в круг  исследования ведущих психологов  того времени.

 При этом если в  конце XVI в. на первый план  выходили проблемы предмета психологии, объективности методов исследования  психики, анализа полученных данных, которые были центральными для  теории Ф. Бэкона, то, начиная с  Р. Декарта, не менее значимыми  становятся проблемы функций  души, ее роли в познании и  поведении.

 В начале Нового  времени, несмотря на усилия  Ф. Бэкона, более распространенным  был рационалистический подход, который разрабатывался такими  известными учеными, как Р.Декарт, Г.В. Лейбниц. Во многом это было связано с необходимостью для психологии и философии преодолеть последствия схоластики. Однако уже к середине века бурное развитие наук, промышленности сделало очевидной необходимость учитывать в психологии и новые требования, а потому все большее распространение стал получать сенсуализм, представленный в то время в концепциях Д. Локка и Т. Гоббса.

 Термин "эмпирическая  психология" введен немецким философом  XVIII в. X. Вольфом для обозначения  направления в психологической  науке, основной принцип которого  состоит в наблюдении за конкретными  психическими явлениями, их классификации  и установлении проверяемой на  опыте, закономерной связи между  ними. Английский философ Дж. Локк (1632-1704) рассматривает душу человека  как пассивную, но способную  к восприятию среду, сравнивая  ее с чистой доской, на которой  ничего не написано. Под воздействием  чувственных впечатлений душа  человека, пробуждаясь, наполняется  простыми идеями, начинает мыслить,  т.е. образовывать сложные идеи. В язык психологии Локк ввел понятие ассоциации – связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого.

 Появление строго объективных  методов исследования и изменение  предмета психологии сказались  и на понимании новым поколением  психологов понятия «душа». Так  как в объяснении фактов психической  жизни она уже не играла  прежней роли, то, согласно принципу  Оккама, психология в то время  и не испытывала нужды в  использовании этого понятия  в своих исследованиях. Однако  в этом случае необходимо было  найти другой подход для объяснения  активности тела, выявить новый  источник энергии для внутренней  и внешней активности. Этому и  помогли законы механики, открытые  современной для того времени  физикой, законы И. Ньютона.  Именно они и были использованы  Декартом для обоснования первой  в истории психологии теории  рефлекса, которая со временем  получала все большее обоснование  в открытиях в смежных с  психологией областях науки и  стала одним из постулатов  современной психологии.

 В начале XIX века стали  складываться новые подходы к  психике. Отныне не механика, а  физиология стимулировала рост  психологического знания. Имея своим  предметом особое природное тело, физиология превратила его в  объект экспериментального изучения. На первых  порах руководящим  принципом физиологии было «анатомическое  начало». Функции (в том числе  психические) исследовались под  углом зрения их зависимости  от строения органа, его анатомии. Умозрительные, порой фантастические  воззрения прежней эпохи физиология  переводила на язык опыта.10

 

 

 

 

Психология, как  самостоятельная наука

 Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х годах XIX в. Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений – психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины явилась физиологическая психология немецкого ученого В. Вундта (1832-1920), создателя первой в мире психологической лаборатории. В области сознания, полагал он, действует особая психическая причинность, подлежащая научному объективному исследованию.11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 Появление психологии  в Древней Греции на рубеже VII-VI вв. до н. э. было связано  с необходимостью становления  объективной науки о человеке, рассматривавшей душу не на  основе сказок, мифов, легенд, а  с использованием тех объективных  знаний (математических, медицинских,  философских), которые возникли в  тот период. Психологические знания  являлись составной частью науки,  изучавшей общие закономерности  общества, природы и человека - натурфилософии (философии). Частью философии психология  оставалась почти ХХ веков. В обширном предмете философии к психологии относилась область, связанная в первую очередь с человеком, исследование души (психики) связывалось преимущественно с особенностями психики человека. В то же время область психического не ограничивалась человеком, но распространялась на весь мир.

 Античные ученые впервые  попытались ответить на вопросы,  как соотносятся в человеке  телесное и духовное, разумное  и иррациональное. Окончился этот  период в III-IV вв., когда зарождающаяся  религия начала доминировать  над научными концепциями и  стал возвращаться сакральный  подход к знаниям, которые рассматривались  не с точки зрения их доказательности,  а с точки зрения веры или  неверия. 

 Под влиянием атмосферы,  характерной для средневековья  (усиление церковного влияния  на все стороны жизни общества, включая и науку), утвердилось  представление, что душа является  божественным, сверхъестественным  началом, и потому изучение  душевной жизни должно быть  подчинено задачам богословия. Человеческому  суждению может поддаваться лишь  внешняя сторона души, которая  обращена к материальному миру. Величайшие таинства души доступны  лишь в религиозном (мистическом)  опыте. 

 Изучение данных периодов  развития психологии имеет большое  значение, поскольку именно в  это время зародились основные  идеи понимания души, на основе  которых философы последующих  веков разрабатывали свои идеи. Эти периоды охватывают большую часть истории психологии. С середины ХХ века, психология вступила в современный нам этап своего развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

    1. Петровский А.В. Ярошевский  М.Г. История и теория психологии, 2009. – с.389.
    2. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. - В 2-х т. - Ростов н/Д.: Феникс, 2009. - Т.1. – с.416.
    3. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. - М.: ПО России, 2009.- с.510.
    4. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины ХХ в. - М.: Мысль, 2011. – с.416.
    5. Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней. - М.: Изд-во МГУ, 2010.- с.366.
    6. Ярошевский М.Г. История психологии. - М.: Мысль, 2009. - 575 с.
    7. Лей Г. Очерк истории средневекового материализма. - М., 2011. – с.127.
    8. Ярошевский М.Г. Исторический путь развития психологии // Введение в психологию / Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: Академия, 2011. - с.5-69.
    9. Марцинковская Т.Д. История психологии. - М.: Академия, 2010. – с.538.
    10. Шульц Д. П., Шульц С.Э., История современной психологии. С-Петербург, 2010. – с.385.
    11. Столяренко Л.Д. Краткий курс в историю психологии // Основы психологии. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010. - с.47-58.

 

1 Петровский А.В. Ярошевский  М.Г. История и теория психологии, 2009. – с.389.

2 Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. - В 2-х т. - Ростов н/Д.: Феникс, 2009. - Т.1. – с.416.

3 Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. - М.: ПО России, 2009.- с.510.

4Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины ХХ в. - М.: Мысль, 2011. – с.416.

5 Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней. - М.: Изд-во МГУ, 2010.- с.366.

6 Ярошевский М.Г. История психологии. - М.: Мысль, 2009. - 575 с.

7 Лей Г. Очерк истории средневекового материализма. - М., 2011. – с.127.

8 Ярошевский М.Г. Исторический путь развития психологии // Введение в психологию / Под общ. ред. А.В.      Петровского. - М.: Академия, 2011. - с.5-69.

 

9 Марцинковская Т.Д. История психологии. - М.: Академия, 2010. – с.538.

 

10 Шульц Д. П., Шульц С.Э., История современной психологии. С-Петербург, 2010. – с.385.

11 Столяренко Л.Д. Краткий курс в историю психологии // Основы психологии. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010. - с.47-58.

 


Информация о работе Донаучная, или житейская, психология