Дрессировка животных, влияние на психику животных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 05:23, реферат

Описание работы

Современная теория дрессировки основывается на данных многих психологических и физиологических школ и направлений. Особое внимание при этом уделяется значению мотиваций, потребностей и эмоций в поведении, а также разнообразным формам обучения. Дрессировка является более сложным процессом, чем простое обуславливание или оперантное научение. Выполняемые животным действия и движения, хотя и входят в поведенческий репертуар вида, являются зачастую непривычными или трудноосуществимыми в заданных дрессировщиком условиях.

Содержание работы

1. Дрессировка
2. Дифференцировочные условные рефлексы
3. Обучение животных в естественных условиях
Натуральные условные рефлексы
Импринтинг
Опосредованное, или имитационное, обучение
Облигатное обучение
Факультативное обучение
4. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

СРС зоопсихология.docx

— 32.76 Кб (Скачать файл)

Еще одним отличительным признаком  навыка служит то, что он формируется  в результате упражнений и нуждается  в дальнейшей тренировке для сохранения и закрепления.

Натуральные условные рефлексы

Натуральными  условными рефлексами называют условные рефлексы на натуральные раздражители, образующиеся практически после  первой встречи с безусловным  раздражителем. В роли безусловных  раздражителей выступают такие, как вкус и запах пищи, типичной для данного вида, опасность, которой  приходится часто избегать представителям данного вида, и т.п. Иногда натуральные  условные рефлексы рассматривают как  промежуточную ступень между  условными и безусловными рефлексами.

Импринтинг

Среди натуральных условных рефлексов  в особую группу выделяют так называемое запечатление – импринтинг, который заключается в очень быстром обучении определенным жизненно важным действиям. Импринтинг может происходить в строго определенные критические периоды онтогенеза. Обычно запечатление осуществляется в раннем детстве и может произойти только в течение специального чувствительного периода, а, если этот период будет упущен, в более поздние сроки оно уже не осуществится. Классический пример запечатления – формирование реакции следования за матерью у птенцов выводковых птиц, или, по современной терминологии, запечатление привязанности. Сама по себе реакция эта врожденная, но в течение первых часов после вылупления молодые птицы должны «запечатлеть» облик матери. Если в этот период утята не увидят утки, то впоследствии будут ее бояться. Более того, у утенка, не встретившего в соответствующий период подходящего для запечатления объекта, в дальнейшем его поведение будет резко нарушено: он будет избегать контактов со всеми живыми существами. Если же в этот период на глаза утенку попадает какой-нибудь движущийся предмет, например футбольный мяч или игрушечная машина, то он начинает реагировать на него как на свою мать и всюду следовать за ним. Так, например, Лоренц выращивал разных представителей отряда гусеобразных в изоляции от сородичей в течение первой недели жизни и отметил, что такие птицы предпочитают следовать за людьми, а не за птицами своего вида. Классический импринтинг характерен для копытных животных и других зрелорождающихся млекопитающих и для выводковых птиц и характеризуется исключительно быстрым формированием. Рефлекторные акты, осуществляемые животными на основе информации, усвоенной путем запечатления, обычно являются фрагментами инстинктивных реакций, поэтому необходимость их образования генетически запрограммирована. Они видоспецифичны, и их образование почти так же обязательно, как и наличие самих инстинктов.

К. Лоренц указывал, что импринтинг лежит  в основе ключевых стимулов, играющих важную роль в осуществлении инстинктивных  реакций. Лоренц отмечал, что по своим  свойствам запечатление существенно  отличается от обычного ассоциативного обучения, прежде всего, тем, что оно  происходит в определенный, достаточно узко ограниченный период онтогенеза. Второе его отличие состоит в  том, что эффект запечатления необратим  и в обычных условиях не угашается. В связи с этим запечатление птицей особи чужого вида может полностью  дезорганизовать ее общественное поведение  в будущем. Анализируя явление запечатления и его роль в формировании поведения, Лоренц обращал внимание на сходство его с процессом дифференцировки  органов в эмбриогенезе. В обоих  случаях наличие чувствительного периода – необходимое условие для осуществления определенной реакции формообразования.

Помимо  запечатления привязанности, которое обеспечивает контакт птенцов с матерью в ранний период онтогенеза, существует и так называемое половое запечатление, которое обеспечивает последующий правильный выбор полового партнера птицей по достижении ею половозрелости. Если первая форма запечатления характерна для выводковых птиц, то вторая форма играет существенную роль и в формировании поведения птенцовых. Так, например, в опытах Лоренца и его учеников селезни, воспитанные уткой другого вида, став взрослыми, пытались спариваться только с самками вида-воспитателя, игнорируя самок собственного вида. Сходным образом ведут себя и птенцовые виды.

Опосредованное, или имитационное, обучение

В формировании условных рефлексов важное значение имеет способность перенимать опыт путем подражания своим товарищам по стае и даже животным другого вида. Такая способность, иначе называемая опосредованным обучением, отмечается почти у всех видов млекопитающих и птиц, а также у многих видов рыб. Опосредованное обучение представляет собой взаимообучение животных, приобретение ими при общении новых элементов поведения, повышающих устойчивость, «надежность» популяции в борьбе за существование. Опосредованное обучение обычно происходит на основе врожденной способности животных к подражанию, часто подкрепляется определенной сигнализацией и закрепляется памятью. Поэтому условные рефлексы, приобретаемые в результате опосредованного обучения, физиологи нередко называют имитационными условными рефлексами. Методика их образования предельно проста.  

В экспериментальное помещение приводят двух собак. Одну из них привязывают, и на ее глазах у второй обычным  путем вырабатывают какой-нибудь рефлекс. Если теперь собак поменять местами, то станет ясно, что условный рефлекс образовался и у «зрителя».

Самое главное значение опосредованного  обучения заключается в том, что  при этом необходимый для жизни  животного в тех или иных условиях внешней среды набор приобретаемых  элементов поведения создается  без непосредственного воздействия  на данное животное безусловного раздражителя. Это очень важно при жизни  в естественных условиях. Животное получает, например, оборонительные реакции  к данному хищнику, не испытав  на себе его прямого воздействия, без болевого раздражителя. Ему достаточно лишь видеть, как хищник схватил  их соседа по группе, а в ряде случаев  наблюдать, как соседи стараются  избегать опасного животного, или просто воспринимать их сигналы опасности. То же можно сказать и в отношении  ядовитой пищи: необязательно животным самим испытывать ее ядовитое действие. Вполне достаточно понаблюдать, что  едят или чего избегают его более  «опытные» соседи. При получении  опыта индивидуальным путем каждое животное должно на себе непосредственно  испытать вредное действие хищника  или ядовитой пищи, что обычно в  природе влечет за собой гибель животного. Необходимые особенности поведения (опыт) передаются в общении с себе подобными в естественных условиях с неизмеримо меньшим числом ошибок, а следовательно, и с меньшей потерей численности популяции. В этом заключается огромное адаптивное значение опосредованного обучения. Л.А. Орбели (1949) указывал, что имитационное поведение – «это главный охранитель вида», так как «громадное преимущество заключается в том, что «зрители», присутствующие при акте повреждения члена их же стада или их сообщества, вырабатывают рефлекторные защитные акты и таким образом могут в будущем избежать опасности».

Облигатное обучение

Поведение представляет собой своеобразную «визитную карточку» каждого вида. Видоспецифическое поведение является сложным переплетением врожденных и приобретенных элементов. Для нормального существования каждого биологического вида, каждый его представитель должен освоить вполне определенный комплекс навыков, составляющих особенности характерного для него поведения. Существуют такие формы научения, которые внешне очень напоминают инстинктивное поведение, но тем не менее представляют собой не что иное, как результат накопления индивидуального опыта, правда, в жестких, типичных для данного вида рамках. Это, прежде всего, формы так называемого облигатного научения, которым, по Г. Темброку, обозначается индивидуальный опыт, необходимый для выживания всем представителям данного вида вне зависимости от частных условий жизни особи. Реализация видового опыта в индивидуальном поведении в большой степени нуждается в процессах научения на ранних этапах поисковой стадии инстинктивного акта, поскольку реакции на единичные, случайные признаки каждой конкретной ситуации не могут быть запрограммированы в процессе эволюции. Представитель биологического вида может быть научен только тем формам поведения, которые ведут к завершающим фазам видоспецифических поведенческих актов. Так, например, для формирования нормального охотничьего поведения кошки, котенку необходимо обучение разнообразным приемам ловли и умерщвления добычи. Однако, несмотря ни на какое обучение, в процессе охоты кошка использует только те приемы, которые типичны для данного вида.

 

 

 

Факультативное обучение

В противоположность облигатному, факультативное обучение, согласно Г. Темброку, включает в себя все формы сугубо индивидуального приспособления к особенностям тех конкретных условий, в которых живет данная особь. Эти условия не могут быть одинаковыми для всех представителей данного вида. Способствуя, таким образом, максимальной конкретизации видового поведения в частных условиях среды обитания вида, факультативное научение является наиболее гибким, лабильным компонентом поведения животных.

Конкретизация видового опыта путем добавления в инстинктивное поведение индивидуального  опыта присутствует на всех этапах поведенческого акта.

Основой научения в этом случае являются сложные динамические процессы в центральной нервной системе, особенно в ее внешних отделах, где осуществляется афферентный синтез разнообразных реакций, обусловленных внешними и внутренними факторами. Затем эти раздражения сопоставляются с ранним индивидуальным опытом, и в результате формируется готовность к выполнению вариабельных ответных действий на ситуацию. Следующий за этим анализ результатов является пусковым механизмом нового афферентного синтеза и т.д. Так, в дополнение к видовым программам, формируются индивидуальные программы, на которых основываются процессы научения. Животное является в этом процессе не пассивным научаемым, а само активно участвует, обладая «свободой выбора» взаимодействия.

Как известно, реализация видового опыта  в индивидуальном поведении в  большей степени нуждается в  процессах научения на начальных этапах поискового поведения, ведь реакции на единичные, случайные признаки в каждой конкретной ситуации не могут быть запрограммированы в процессе эволюции. И поскольку без включения вновь приобретенных элементов в инстинктивное поведение реализация видового опыта неосуществима, а значит, эти включения наследственно закреплены, следовательно, диапазон научения является строго видотипичным. Другими словами, представитель вида может быть научен только тем формам поведения, которое ведут к завершающим фазам видотипичных поведенческих актов.

Эти рамки диспозиции к научению у высших животных значительно шире, чем требуется в реальных условиях жизни, поэтому они обладают большими возможностями индивидуального приспособления к экстремальным ситуациям. Уровень пластичности поведения животного в реализации инстинктивного опыта может служить показателем общего психического развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Зорина З.А., Полетаева И.И. «Зоопсихология. Элементарное мышление животных». М.: «Аспект Пресс», 2001.
  2. Понугаева А.Г. Импринтинг (запечатление). Л., 1973.
  3. Савельев С.В. Введение в зоопсихологию. М., 1998.
  4. Тинберген Н. Поведение животных. М., 1978.
  5. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М., 1993.
  6. Хорн Г. Память, импринтинг и мозг. М., 1988.
  7. Дьюсбери Д. Поведение животных: Сравнительные аспекты. М., 1981.

Информация о работе Дрессировка животных, влияние на психику животных