Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 22:02, реферат
Внимание к проблеме самореализации личности в современной психологии обусловлено актуальностью вопросов, связанных с исследованием внутренней активности личности, максимального использования ресурсов для полного самоосуществления личности в процессе развития.
Введение ……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы процесса самореализации
подростков …………………………………………………………... 4
1.1. Понятие самореализации личности ………………………. 4
1.2. Социализация подростка ……………………………………….. 8
Выводы ………………………………………………………………………. 15
Глава 2. Эмпирическое исследование социально-психологических условий самореализации личности подростка ……………………………………… 16
2.1. Организация и методы исследования …………………………………. 16
2.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы …………….20
Выводы ………………………………………………………………………. 25
Заключение ………………………………………………………………….. 26
Список использованых источников ……………………………………….. 28
1.3. Особенности самореализации личности подростка
Самореализация личности учащегося, как самостоятельное направление педагогических исследованиий, возникло в науке сравнительно недавно. Но вопросы самоактуализации, духовного становления и самостоятельного максимального воплощения эмоционально-интеллектуальных потенций учащимся - это вопросы, уходящие своими корнями глубоко в глубь веков истории педагогики. Становление и жизненный путь выдающихся персоналий всех эпох - пример социальной и духовной самореализации личности, пример творческого самостоятельного решения всех жизненных проблем, встречающихся на жизненном пути. Вопрос системного и восприятию нового опыта; способность к самостоятельному и ответственному выбору в разнообразных жизненных ситуациях; выраженные эмпатийно-коммуникативные качества. Исследователи пришли к выводу, что что гуманизированная среда, реализующая систему воспитания по заданной самореализующейся модели, воспитывает готовность школьников к самореализации.
Самореализация подростка - это осознаваемый и субъективно значимый процесс раскрытия личностью своих способностей и возможностей в деятельности и отношениях. Самореализация подростка как процесс предполагает: идентификацию себя с другими; открытость опыту и его принятию; разнообразное восприятие субъектом чувственно - заданных ситуаций; творческий характер активности.2
Особое значение придается визуально-эмоциональной поддержке подростка, поскольку она, по мнению автора, не только устраняет неблагоприятные фоновые эмоциональные состояния, предупреждает возникновение деструктивной психологической защиты, но и переключает сознание на переосмысление, понимание и поиск оптимального решения задач, трансформирует, переводит адаптивно-познавательную самореализацию в творческую. Процесс самореализации подростка одновременно осуществляется как в спонтанной, так и организованной форме.
Исследуя
творческую самореализацию подростков
в условиях системно-целевой
Критериями самоорганизации в творческой деятельности подростков считаются: умение выделить основные цели и приоритеты; способность к планированию, самоконтролю, самооценке, самоанализу, рефлексии, коррекции; умение преодолевать трудности в учении. Так полагается, что уровень обучения в условиях системно-целевой дифференциации часто предполагает актуализацию творческих способностей, среди которых выделяются: гибкость мышления; оригинальность мышления; критичность ума, способность генерировать идеи, изобретательность; способность к самостоятельному переносу ранее усвоенных методов познания в новую ситуацию; умение видеть альтернативу решения творческих задач; видение новой функции знакомого объекта; комбинирование и преобразование известных средств для новых решений проблемы; создание оригинальных способов решения при известности других.
Под готовностью подростков к творческой самореализации понимается интегральное качество личности, которое характеризует степень полноты, целостности и результативности проявления положительной мотивации, самоорганизации, творческих способностей в процессе осуществления подростком его творческих замыслов, в решении учебно-творческих задач и проблем.
По мнению исследователей феномена самореализации подростков самореализация является процессом и результатом диалектического слияния уникальной, неповторимой личности и объективного мира, которое происходит в результате разнообразной учебной деятельности. К необходимым признакам процесса самореализации они относят направленность, в которой важное значение имеют мотивы деятельности индивидуальности и ценностные ориентации, и расширение сферы деятельности. Потребность личности в самореализации в отличие от других потребностей безгранична и востребована в любом возрасте, и даже при включении личности в многообразные виды деятельности она никогда не может быть полностью удовлетворена.
Проведенный нами анализ философской, психологической и педагогической литературы по проблемам самореализации личности подростка показывает, что имеются самые различные подходы к трактовке понятия "самореализация", наблюдается широкая поливариативность в понимании механизма развертывания процесса самореализации.
А теперь сформулируем с ряд общих и наиболее значимых, положений относительно понятия творческой самореализации подростка:3
1. Суть самореализации подростка состоит в том, что личность, распредмечивая формообразования социального опыта, опредмечивает свою гуманную сущность.
2. В основе методологического обоснования творческой самореализации личности подростка лежат культурологический, деятельностный, системный, полисубъектный, природосообразный подходы. Ключевым понятием в определении самореализации является понятие сущностных сил человека, основной принцип - интериоризация-экстериоризация как механизм социализации личности и принцип культурного детерминизма как рефлексия внутреннего через внешнее.
3. Самореализация подростка обусловлена процессами
интенсивного физического и социального созревания личности,
создающими предпосылки для начала культурной самоидентификации, вхождения в мир духовной культуры. Необходимо управление включением подростка в ситуации выбора ценностей, их осмыслением, формированием общезначимых критериев, через самооценку культуросозидательной деятельности и поступков, культуру межличностных отношений.
4. В процессе освоения подростком проблемных социально-практических учебно-воспитетельных ситуаций отрабатываются варианты рефлексивной самореализации, включащие духовно-нравственный, технологический, полисубъектный и деятельностный аспекты. Уровень взаимодействия этих аспектов определяет личностную систему значимых критериев культурных ценностей.
5. Понятие самореализация включает такие образования, как самопознание, самоосмысление, самоотношение, самоорганизация, самооценка, самоконтроль, самовоспитание, самообучение и самоограничение, саморегуляция.
6. К самореализации личности ведут психологические предпосылки субъективного характера (потребности, направленность, потенциальные когнитивные и психофизиологические способности, генетические возможности, ментальные характеристики).
7. В характеристики самореализации входят: внутренняя свобода, воля, интенсивность направленности реализуемой деятельности, целеполагание, целесозидание, поиск вариантов реализации цели, культура нравственной рефлексивности, устремленность к духовности, идеал достойной жизни.
8. Культура качественных отношений социальной системы является стимулятором творческой самореализации личности школьника, который выступает субъектом культуротворческой деятельности в конкретных обстоятельствах.
9. Самореализация подростка является специфической областью педагогического исследования. Учитель, стимулирующий школьника на творческую самореализацию, должен учитывать воздействие экосистемы на личность, с этой целью создать такие эстетические дидактические условия, в которых подросток сам ощутит насущную необходимость в творческой нравственной самореализации как необходимом способе актуального жизнетворчества.
10. В
науке созданы предпосылки для
решения проблемы конструирования
совокупности педагогических
Выводы
Итак, рассмотрев теоретические основы самореализации подростков, можно сделать следующие выводы:
1. Самореализация
рассматривается как
2. Потребность в реализации накопленных сил наиболее актуальна в подростковом возрасте. Этот возраст называют возрастом «интеграции самосознания», «самоидентификации», открытия «Я».
3. Для подросткового периода: потребность в общении, развитие воображения, стремление к автономии, а также интенсивное формирование ценностных ориентаций позволяет предположить, что личность самореализующегося подростка будет обладать такими особенностями, как демократичность в межличностных отношениях, креативность, самостоятельность и ответственность, стремление к формированию ценностных ориентаций. А сам процесс самоактуализации подростка логично характеризовать как стремление к наиболее полному выявлению, развитию и использованию в деятельности своих возможностей. Другими словами, это процесс постепенно накапливаемых достижений, способствующих психологическому росту человека, переход из состояния возможностей в состояние действительности и самоактуализации в дальнейшем.
4. Самореализация подростка как процесс предполагает: идентификацию себя с другими; открытость опыту и его принятию; разнообразное восприятие субъектом чувственно - заданных ситуаций; творческий характер активности.
5. Самореализация
подростка осуществляется в
Глава
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ
ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА
2.1 Организация и методы исследования
Термин «самоактуализация» не является принципиально новым. Впервые он был сформулирован К. Гольдштейном в 1939 году, но до сих пор не потерял своей актуальности. А. Маслоу, создатель теории самоактуализации, заимствовал данный термин и стал использовать его в более широком смысле. Следует отметить, что термин «самоактуализация» - self-actualization - стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих возможностей и способностей, использовался К. Роджерсом и А. Маслоу, в то время как другие психологи употребляли такие термины, как «самореализация» - self-realization или «реализация своих возможностей» - self-fulfillment (Э.Фромм и А.Адлер).4
В связи с этим возникает вопрос, какой возраст является наиболее благоприятным для начала процесса самоактуализации. Современная психология утверждает, что потребность в реализации накопленных сил наиболее актуальна в подростковом возрасте. Этот возраст называют возрастом «интеграции самосознания», «самоидентификации», открытия «Я». Д.И. Фельдштейн утверждает, что процесс самоактуализации становится возможным в 14-15 лет. Именно в этом возрасте, по мнению автора, у растущего человека развивается готовность к функционированию во взрослом мире, что, в свою очередь, порождает стремление применить свои возможности, проявить себя в этом мире, обостряет потребность в самоопределении, самореализации. Согласно А. Маслоу, самоактуализирующаяся личность характеризуется широким спектром разнообразных проявлений, которые одновременно являются психологическими особенностями данной личности. Можно предположить, что личность стремящегося к самоактуализации подростка обладает особенностями, которые можно выявить, исходя из характеристики данного возрастного периода.
Так, характерные для подросткового периода: потребность в общении, развитие воображения, стремление к автономии, а также интенсивное формирование ценностных ориентаций позволяет предположить, что личность самоактуализирующегося подростка будет обладать такими особенностями, как демократичность в межличностных отношениях, креативность, самостоятельность и ответственность, стремление к формированию ценностных ориентаций. А сам процесс самоактуализации подростка логично характеризовать как стремление к наиболее полному выявлению, развитию и использованию в деятельности своих возможностей. Другими словами, это процесс постепенно накапливаемых достижений, способствующих психологическому росту человека, переход из состояния возможностей в состояние действительности и самоактуализации в дальнейшем.
Для того чтобы изучить процесс самоактуализации в подростковом возрасте, определить уровень сформированности качеств, характерных для самоактуализирующегося подростка, изучить влияния учебно-воспитательного процесса на самоактуализацию личности подростка, в 2005-2006 учебном году на базе средних общеобразовательных школ № 8 г.Рязани и №2 г. Бронницы Московской области был проведен констатирующий эксперимент, в котором было задействовано в общей сложности 162 подростка в возрасте 13-15-ти лет.
Анализируя различные инструменты изучения самоактуализации личности в подростковом возрасте, мы остановились на методике, разработанной Э. Шостромом и адаптированной Л. Гозманом. Этот тест САТ отражает сложную целостность понятия самоактуализации. В ходе эксперимента были использованы также: методика экспресс-диагностики ситуативной самоактуализации личности (Т. Дубовицкая ), тест «Лидер», методика исследования системы жизненных смыслов для определения особенностей ценностных ориентаций подростков, тест готовности к саморазвитию.
Информация о работе Духовно-нравственное состояние и здоровье подростка