Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 22:02, реферат
Внимание к проблеме самореализации личности в современной психологии обусловлено актуальностью вопросов, связанных с исследованием внутренней активности личности, максимального использования ресурсов для полного самоосуществления личности в процессе развития.
Введение ……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы процесса самореализации
подростков …………………………………………………………... 4
1.1. Понятие самореализации личности ………………………. 4
1.2. Социализация подростка ……………………………………….. 8
Выводы ………………………………………………………………………. 15
Глава 2. Эмпирическое исследование социально-психологических условий самореализации личности подростка ……………………………………… 16
2.1. Организация и методы исследования …………………………………. 16
2.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы …………….20
Выводы ………………………………………………………………………. 25
Заключение ………………………………………………………………….. 26
Список использованых источников ……………………………………….. 28
5. Процесс самоактуализации подвержен влиянию ряда факторов, которые условно можно разделить на внутренние и внешние. В ходе констатирующего эксперимента были выявлены различия самоактуализации по половому признаку.
6. 54,3% подростков считают, что влияние на процесс самоактуализации оказывает в основном внешкольная деятельность, 39,4% уверены, что учебная, внеурочная и внешкольная деятельность предоставляют равные возможности для самоактуализации, и только 6,3% подростков связывают процесс самоактуализации исключительно со школой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, мы выяснили, самореализация подростка
- это осознаваемый и субъективно значимый
процесс раскрытия личностью своих способностей
и возможностей в деятельности и отношениях.
Самореализация подростка
как процесс предполагает: идентификацию
себя с другими; открытость
опыту и его принятию; разнообразное восприятие
субъектом
чувственно - заданных ситуаций;
творческий характер активности.
Было выяснено, на процесс самореализации подростков влияют такие внешние факторы как поведение родителей и их отношение к детям, взаимоотношение подростка со сверстниками.
По мнению исследователей феномена самореализации подростков само-реализация является процессом и результатом диалектического слияния уникальной, неповторимой личности и объективного мира, которое проис-ходит в результате разнообразной учебной деятельности. К необходимым признакам процесса самореализации они относят направленность, в кото-рой важное значение имеют мотивы деятельности индивидуальности и ценностные ориентации, и расширение сферы деятельности.
Было выяснено, термин «самоактуализация», является тождественным термину «самореализация». В работе был рассмотрен эксперимент, проведенный с целью изучения процесса самоактуализации в подростковом возрасте. Эксперимент проводился в 2005-2006 году на базе средних общеобразовательных школ г. Рязани и г. Бронницы.
Также был рассмотрен эксперимент «К вершине роста», проводимый с 2006 г. по 2012 г. в лицее № 15 города Черкесска.
Цель его проведения - показать роль самооценки, саморазвития, самовоспитания, самореализации личности через общечеловеческие ценности и идеалы; изучение роли и возможности коллектива в создании условий для саморазвития творческого потенциала личности в системе общепринятых человеческих ценностей и идеалов. Гипотеза исследования - воспитательная система лицея удовлетворяет творческому саморазвитию и самореализации потенциала личности.
Для проведения данных экспериментов используются следующие методы: анализ опыта лицеев России, анкетирование, опросы, диагностирование, срезы, тестирование учащихся, классных руководителей, родителей,
сочинения, беседы, интервью участников по теме исследования; наблюдения за объективными и субъективными сторонами исследования; изучение документации лицея, апробирование на контрольных классах.
Были
проанализированы результаты эксперимента
в г.Рязани и г.Бронницы.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Галажинский Э.В. Системная детерминация самореализации личности// Автореф. дисс.на соис. ученой степени д.псх.н. – Барнаул: БГПУ, 2002. 43 с.
2. Гордон Олпорт. Становление личности: Избранные труды . – М.: Смысл, 2006. - 462 с.
3. Корсини Раймод, Ауэрбах Алан. Психологическая энциклопедия, 2-е издание / под редакцией – СПб.: Питер, 2005. – 1096 с.
4. Маклаков А.В. Общая психология.– СПб.: Питер, 2006. – 592 с.
5. Маслоу А. Г. Мотивация и личность. – СПб.: Питер, 2005. – 352 с.
6. Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики.– СПб.: Издат. группа «Евразия», 2006. - 430 с.
7. Орлова О. В. Право и самореализация личности в гражданском обществе. – М.: Институт государства и права РАН, 2007. – 203 с.
8. Роджерс Карл Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Издательская группа «Прогресс», 2005. – 480 с.
9. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 864 с.
10. Программа эксперимента «К вершине роста» лицея № 15 города Черкесска на 2006 - 2012 годы [Электрон. ресурс]: официальный сайт управления образования мэрии г.Черкесска, КЧР. OIM.RU, 2001-2008. Режим доступа: World Wide Web. URL: http//www.uokchr.ru