Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 08:01, реферат
Возрастная психология отмечает те сравнительно медленные, но основательные количественные и качественные изменения, которые происходят в психике и поведении детей при их переходе из одной возрастной группы в другую. Обычно эти изменения охватывают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев для младенцев до ряда лет для детей более старшего возраста. Эти изменения зависят от так называемых «постоянно действующих» факторов: биологического созревания и психофизиологического состояния организма ребенка, его места в системе человеческих социальных отношений, достигнутого уровня интеллектуального и личностного развития.
Введение 3
Эволюционная теория 3
Развитие современного представления 4
«Возраст» 5
Развитие психики 5
Факторы развития 8
Заключение 13
Список источников 16
Гродненский государственный медицинский университет
Кафедра психологии и педагогики
РЕФЕРАТ
по дисциплине
"Общая психология"
на тему
"Движущие силы, факторы и условия психического развития"
Студента 2 курса
медико-психологического факультета
группы № 5
Гаврильченко Никиты Андреевича
Оглавление
Введение 3
Эволюционная теория 3
Развитие современного представления 4
«Возраст» 5
Развитие психики 5
Факторы развития 8
Заключение 13
Список источников 16
Возрастная психология отмечает
те сравнительно медленные, но основательные
количественные и качественные изменения,
которые происходят в психике
и поведении детей при их переходе
из одной возрастной группы в другую.
Обычно эти изменения охватывают
значительные периоды жизни, от нескольких
месяцев для младенцев до ряда
лет для детей более старшего
возраста. Эти изменения зависят
от так называемых «постоянно действующих»
факторов: биологического созревания
и психофизиологического
Возрастные изменения
психологии и поведения данного
типа называются эволюционными, так
как они связаны со сравнительно
медленными количественными и
Важными аспектами в изучении
развития психики были соотнесение
качественных и количественных параметров
этого процесса, анализ возможностей
революционного и эволюционного
путей становления
Первоначально, исходя из теории
Дарвина, психологи, как говорилось
выше, считали, что развитие психики
происходит постепенно, эволюционно. При
этом существует преемственность при
переходе от стадии к стадии, а темп
развития строго фиксирован, хотя частично
может ускоряться или замедляться
в зависимости от условий. Работы
Штерна, в частности его идея о
том, что темп развития психики индивидуален
и характеризует особенности
данного человека, несколько поколебали
этот взгляд, зафиксированный Холлом
и Клапаредом. Однако естественнонаучные
постулаты, доказавшие связь психического
с нервной системой, не позволяли
подвергнуть сомнению поступательный
характер развития психики, связанный
с постепенным созреванием
Однако работы генетиков,
рефлексологов, психиатров, психоаналитиков
показали, что нервная система
человека является продуктом его
социального развития. Это доказывали
и эксперименты бихевиористов, продемонстрировавшие
гибкость и пластичность психики
при формировании и переформировании
поведенческих актов, а также
работы И.П. Павлова, В.М. Бехтерева и
других ученых, которые установили
наличие достаточно сложных условных
рефлексов у маленьких детей
и животных. Таким образом, было доказано,
что при целенаправленной и четкой
организации среды можно
Однако в целом развитие психики все же характеризовалось большинством психологов как преимущественно эволюционное, а возможность полностью изменить направленность и индивидуальные особенности процесса, была постепенно отвергнута. Идея же о сочетании литических и критических периодов в становлении психики позднее была воплощена в периодизации Выготского.
Еще один тип изменений, которые
могут рассматриваться как
Возрастные эволюционные
и революционные изменения
Еще одной составляющей предмета возрастной психологии является специфическое сочетание психологии и поведения индивида, обозначаемое при помощи понятия «возраст». Предполагается, что в каждом возрасте человек имеет уникальное, характерное только для него соединение психологических и поведенческих особенностей, которое за пределами этого возраста уже больше никогда не повторяется.
Понятие «возраст» в психологии ассоциируется не с количеством лет, прожитых человеком, а с особенностями его психологии и поведения. Ребенок может выглядеть не по годам взрослым в своих суждениях и поступках; подросток или юноша во многом могут проявлять себя как дети. Свои возрастные особенности имеют познавательные процессы человека, его восприятие, память, мышление, речь и другие. Еще в большей степени, чем в познавательных процессах, возраст человека проявляется в особенностях его личности, в интересах, суждениях, взглядах, мотивах поведения. Психологически правильно определенное понятие возраста служит основой для установления возрастных норм в интеллектуальном и личностном развитии детей, широко используется в разнообразных тестах в качестве точки отсчета для установления уровня психического развития того или иного ребенка.
Третьей составляющей предмета
возрастной психологии и одновременно
психологии возрастного развития являются
движущие силы, условия и законы
психического и поведенческого развития
человека. Под движущими силами психического
развития понимаются те факторы, которые
определяют собой поступательное развитие
ребенка, являются его причинами, содержат
в себе энергетические, побудительные
источники развития, направляют его
в нужное русло. Условия определяют
собой те внутренние и внешние
постоянно действующие факторы,
которые, не выступая в качестве движущих
сил развития, тем не менее влияют
на него, направляя ход развития,
формируя его динамику и определяя
конечные результаты. Что же касается
законов психического развития, то
они определяют собой те общие
и частные закономерности, с помощью
которых можно описать
Факторы, определяющие развитие психики. В связи с изучением закономерностей, определяющих динамику развития психики, особую актуальность приобрел вопрос о роли наследственности и среды в этом процессе, о соотношении биологического роста и созревания со становлением познания и качеств личности. Если рост связан преимущественно с количественными изменениями, с увеличением, например, массы тела или клеток головного мозга, то развитие подразумевает и качественные преобразования, изменения в мироощущении, понимании себя и окружающих. Необходимо отметить, что в психологии разделение роста и развития особенно сложно, так как становление психической сферы тесно связано с ростом материального субстрата психики.
Важен для психологии и
вопрос о границах и особенностях
динамики психического развития, о
том, является ли оно преформированным
или непреформированным. Преформированное
развитие имеет верхний предел, заложенный
изначально в развивающуюся систему.
Любой цветок, как бы он ни изменялся,
становясь пышнее или увядая, остается,
например, розой или фиалкой, не превращаясь
в ландыш или яблоню. Его развитие
преформировано и ограничено структурой
того семени, из которого он вырастает.
Но ограничено ли развитие психики? В
определенной степени психологи
склонны были положительно ответить
на этот вопрос, так как существуют,
например, ограничения, связанные с
продолжительностью жизни человека,
его врожденными способностями,
границами его ощущений и т.д.
В то же время многие данные показывают,
что развитие познания, совершенствование
воли, личности человека не имеют предела.
Таким образом, и в этом вопросе
ученые первой половины XX в. не были едины,
причем ответ во многом зависел от
точки зрения на то, что является
движущей силы психического развития
и какие механизмы его
Если первоначально (у Прейера и Холла) речь шла о преимущественном доминировании биологического фактора, а само развитие понималось как созревание врожденных качеств, то уже в работах Клапареда появился другой подход к пониманию генезиса психики. Говоря о саморазвитии психики, он подчеркивал, что это саморазвертывание врожденных качеств, которое зависит от окружающей среды, направляющей течение данного процесса. Клапаред также впервые заговорил о специфических механизмах процесса развития – игре и подражании. Частично об игре как механизме изживания врожденных стадий писал и Холл, но подражание окружающим, идентификация с ними, которые, как показали работы современных ученых, являются одним из ведущих механизмов психического развития, впервые были введены в психологию Клапаредом.
Его мысль о саморазвитии,
о том, что генезис психики
не нуждается во внешних факторах,
а заложен в самой природе
психического, стала ведущей и
для Штерна. Он исходил из того, что
саморазвертывание имеющихся у
человека задатков направляется и определяется
той средой, в которой живет
ребенок. Эта теория получила название
теории конвергенции, так как в
ней учитывалась роль двух факторов
- наследственности и среды. Их влияние
анализировалось Штерном на примере
основных видов деятельности детей
главным образом игры. Он впервые
выделил содержание и форм; игровой
деятельности, доказал, что форма
неизменна и связана с
Психическое развитие, по мнению
Штерна, имеет тенденцию не только
к саморазвитию, но и к самосохранению,
т. е. к сохранению индивидуальных, врожденных
особенностей каждого ребенка, прежде
всего индивидуального темпа
развития. Оно связано также с
дифференциацией и
В психологии создано много
теорий, по-разному объясняющих
В рамках биологизаторского
направления возникла теория рекапитуляции,
основная идея которой заимствована
из эмбриологии. Эмбрион (человеческий
зародыш) во время своего внутриутробного
существования проходит путь от простейшего
двуклеточного организма до человека.
В месячном зародыше уже можно
узнать представителя типа позвоночных
– он имеет крупную голову, жабры
и хвост; в два месяца начинает
приобретать человеческий вид, на его
пастообразных конечностях
Э. Геккелем в XIX в. был сформулирован закон: онтогенез (индивидуальное развитие) представляет собой сокращенное повторение филогенеза (исторического развития вида).
Перенесенный в возрастную психологию биогенетический закон позволил представить развитие психики как повторение основных стадий биологической эволюции и этапов культурно-исторического развития человечества. Вот как описывает развитие ребенка один из сторонников теории рекапитуляции В. Штерн: ребенок в первые месяцы своей жизни находится на стадии млекопитающего; во втором полугодии достигает стадии высшего млекопитающего – обезьяны; затем начальных ступеней человеческого состояния; развития первобытных народов; начиная с поступления в школу, усваивает человеческую культуру – сначала в духе античного и ветхозаветного мира, позже (в подростковом возрасте) в духе средневекового фанатизма и лишь к зрелости поднимается до уровня культуры Нового времени.
Информация о работе Движущие силы, факторы и условия психического развития