Движущие силы, факторы и условия психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 08:01, реферат

Описание работы

Возрастная психология отмечает те сравнительно медленные, но основательные количественные и качественные изменения, которые происходят в психике и поведении детей при их переходе из одной возрастной группы в другую. Обычно эти изменения охватывают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев для младенцев до ряда лет для детей более старшего возраста. Эти изменения зависят от так называемых «постоянно действующих» факторов: биологического созревания и психофизиологического состояния организма ребенка, его места в системе человеческих социальных отношений, достигнутого уровня интеллектуального и личностного развития.

Содержание работы

Введение 3
Эволюционная теория 3
Развитие современного представления 4
«Возраст» 5
Развитие психики 5
Факторы развития 8
Заключение 13
Список источников 16

Файлы: 1 файл

психического развития.docx

— 45.92 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Гродненский государственный  медицинский университет

Кафедра психологии и педагогики

РЕФЕРАТ

по дисциплине

"Общая психология"

на тему

"Движущие силы, факторы и условия психического развития"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студента 2  курса

медико-психологического факультета

группы № 5

Гаврильченко Никиты Андреевича

 

Оглавление

Введение 3

Эволюционная теория 3

Развитие современного представления 4

«Возраст» 5

Развитие психики 5

Факторы развития 8

Заключение 13

Список источников 16

 

 

Введение

Возрастная психология отмечает те сравнительно медленные, но основательные  количественные и качественные изменения, которые происходят в психике  и поведении детей при их переходе из одной возрастной группы в другую. Обычно эти изменения охватывают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев для младенцев до ряда лет для детей более старшего возраста. Эти изменения зависят  от так называемых «постоянно действующих» факторов: биологического созревания и психофизиологического состояния  организма ребенка, его места  в системе человеческих социальных отношений, достигнутого уровня интеллектуального  и личностного развития.

Возрастные изменения  психологии и поведения данного  типа называются эволюционными, так  как они связаны со сравнительно медленными количественными и качественными  преобразованиями. Их следует отличать от революционных, которые, являясь  более глубокими, происходят быстро и за сравнительно короткий срок. Такие  изменения обычно приурочены к кризисам возрастного развития, возникающим  на рубеже возрастов между относительно спокойно протекающими периодами эволюционных изменений психики и поведения. Наличие кризисов возрастного развития и связанных с ними революционных  преобразований психики и поведения  ребенка явилось одним из оснований  для разделения детства на периоды  возрастного развития.

Важными аспектами в изучении развития психики были соотнесение  качественных и количественных параметров этого процесса, анализ возможностей революционного и эволюционного  путей становления психического. Частично с этим связывался вопрос о темпе развития и возможности  его изменения.

Эволюционная  теория

Первоначально, исходя из теории Дарвина, психологи, как говорилось выше, считали, что развитие психики  происходит постепенно, эволюционно. При  этом существует преемственность при  переходе от стадии к стадии, а темп развития строго фиксирован, хотя частично может ускоряться или замедляться  в зависимости от условий. Работы Штерна, в частности его идея о  том, что темп развития психики индивидуален и характеризует особенности  данного человека, несколько поколебали этот взгляд, зафиксированный Холлом и Клапаредом. Однако естественнонаучные постулаты, доказавшие связь психического с нервной системой, не позволяли  подвергнуть сомнению поступательный характер развития психики, связанный  с постепенным созреванием нервной  системы и ее совершенствованием. Так, П.П. Блонский, связывавший развитие психики с ростом и созреванием, доказывал невозможность его  ускорения, так как темп умственного  развития, по его мнению, пропорционален темпу соматического развития, которое  не может быть ускорено.

Развитие  современного представления

Однако работы генетиков, рефлексологов, психиатров, психоаналитиков  показали, что нервная система  человека является продуктом его  социального развития. Это доказывали и эксперименты бихевиористов, продемонстрировавшие гибкость и пластичность психики  при формировании и переформировании поведенческих актов, а также  работы И.П. Павлова, В.М. Бехтерева и  других ученых, которые установили наличие достаточно сложных условных рефлексов у маленьких детей  и животных. Таким образом, было доказано, что при целенаправленной и четкой организации среды можно добиться быстрых изменений в психике  ребенка и существенно ускорить его психическое развитие (например, при обучении определенным знаниям  и умениям). Это привело некоторых  ученых, в частности российских лидеров  социогенетического направления, к  мысли о том, что возможны не только эволюционные, но и революционные, скачкообразные, периоды в развитии психики, при  которых происходит резкий переход  накопленных количественных изменений  в качественные. Например, исследования подросткового периода привели  А.Б. Залкинда к мысли о его  кризисном характере, обеспечивающем резкий переход на новую стадию. Он подчеркивал, что такой качественный скачок определяется тремя процессами – стабилизационными, которые закрепляют прежние приобретения детей, собственно кризисными, которые связаны с  резкими изменениями в психике  ребенка, и появляющимися в этот период новыми элементами, характерными уже для взрослых людей.

Однако в целом развитие психики все же характеризовалось  большинством психологов как преимущественно  эволюционное, а возможность полностью  изменить направленность и индивидуальные особенности процесса, была постепенно отвергнута. Идея же о сочетании  литических и критических периодов в становлении психики позднее  была воплощена в периодизации Выготского.

Еще один тип изменений, которые  могут рассматриваться как признак  развития, связан с влиянием конкретной социальной ситуации. Их можно назвать  ситуационными. Такие изменения  включают в себя то, что происходит в психике и поведении ребенка  под влиянием организованного или  неорганизованного обучения и воспитания.

Возрастные эволюционные и революционные изменения психики  и поведения обычно устойчивы, необратимы и не требуют систематического подкрепления, в то время как ситуационные изменения  психологии и поведения индивида неустойчивы, обратимы и предполагают их закрепление в последующих  упражнениях. Эволюционные и революционные  изменения преобразуют психологию человека как личности, а ситуационные оставляют ее без видимых перемен, затрагивая лишь частные формы поведения, знания, умения и навыки.

Еще одной составляющей предмета возрастной психологии является специфическое  сочетание психологии и поведения  индивида, обозначаемое при помощи понятия «возраст». Предполагается, что в каждом возрасте человек имеет уникальное, характерное только для него соединение психологических и поведенческих особенностей, которое за пределами этого возраста уже больше никогда не повторяется.

«Возраст»

Понятие «возраст» в психологии ассоциируется не с количеством  лет, прожитых человеком, а с особенностями  его психологии и поведения. Ребенок  может выглядеть не по годам взрослым в своих суждениях и поступках; подросток или юноша во многом могут проявлять себя как дети. Свои возрастные особенности имеют  познавательные процессы человека, его  восприятие, память, мышление, речь и  другие. Еще в большей степени, чем в познавательных процессах, возраст человека проявляется в  особенностях его личности, в интересах, суждениях, взглядах, мотивах поведения. Психологически правильно определенное понятие возраста служит основой  для установления возрастных норм в  интеллектуальном и личностном развитии детей, широко используется в разнообразных  тестах в качестве точки отсчета  для установления уровня психического развития того или иного ребенка.

Третьей составляющей предмета возрастной психологии и одновременно психологии возрастного развития являются движущие силы, условия и законы психического и поведенческого развития человека. Под движущими силами психического развития понимаются те факторы, которые  определяют собой поступательное развитие ребенка, являются его причинами, содержат в себе энергетические, побудительные  источники развития, направляют его  в нужное русло. Условия определяют собой те внутренние и внешние  постоянно действующие факторы, которые, не выступая в качестве движущих сил развития, тем не менее влияют на него, направляя ход развития, формируя его динамику и определяя  конечные результаты. Что же касается законов психического развития, то они определяют собой те общие  и частные закономерности, с помощью  которых можно описать психическое  развитие человека и опираясь на которые  можно этим развитием управлять.

Развитие психики

Факторы, определяющие развитие психики. В связи с изучением  закономерностей, определяющих динамику развития психики, особую актуальность приобрел вопрос о роли наследственности и среды в этом процессе, о соотношении  биологического роста и созревания со становлением познания и качеств  личности. Если рост связан преимущественно  с количественными изменениями, с увеличением, например, массы тела или клеток головного мозга, то развитие подразумевает и качественные преобразования, изменения в мироощущении, понимании  себя и окружающих. Необходимо отметить, что в психологии разделение роста и развития особенно сложно, так как становление психической сферы тесно связано с ростом материального субстрата психики.

Важен для психологии и  вопрос о границах и особенностях динамики психического развития, о  том, является ли оно преформированным или непреформированным. Преформированное развитие имеет верхний предел, заложенный изначально в развивающуюся систему. Любой цветок, как бы он ни изменялся, становясь пышнее или увядая, остается, например, розой или фиалкой, не превращаясь  в ландыш или яблоню. Его развитие преформировано и ограничено структурой того семени, из которого он вырастает. Но ограничено ли развитие психики? В  определенной степени психологи  склонны были положительно ответить на этот вопрос, так как существуют, например, ограничения, связанные с  продолжительностью жизни человека, его врожденными способностями, границами его ощущений и т.д. В то же время многие данные показывают, что развитие познания, совершенствование  воли, личности человека не имеют предела. Таким образом, и в этом вопросе  ученые первой половины XX в. не были едины, причем ответ во многом зависел от точки зрения на то, что является движущей силы психического развития и какие механизмы его обеспечивают.

Если первоначально (у  Прейера и Холла) речь шла о  преимущественном доминировании биологического фактора, а само развитие понималось как созревание врожденных качеств, то уже в работах Клапареда  появился другой подход к пониманию  генезиса психики. Говоря о саморазвитии психики, он подчеркивал, что это  саморазвертывание врожденных качеств, которое зависит от окружающей среды, направляющей течение данного процесса. Клапаред также впервые заговорил  о специфических механизмах процесса развития – игре и подражании. Частично об игре как механизме изживания  врожденных стадий писал и Холл, но подражание окружающим, идентификация  с ними, которые, как показали работы современных ученых, являются одним  из ведущих механизмов психического развития, впервые были введены в  психологию Клапаредом.

Его мысль о саморазвитии, о том, что генезис психики  не нуждается во внешних факторах, а заложен в самой природе  психического, стала ведущей и  для Штерна. Он исходил из того, что  саморазвертывание имеющихся у  человека задатков направляется и определяется той средой, в которой живет  ребенок. Эта теория получила название теории конвергенции, так как в  ней учитывалась роль двух факторов - наследственности и среды. Их влияние  анализировалось Штерном на примере  основных видов деятельности детей  главным образом игры. Он впервые  выделил содержание и форм; игровой  деятельности, доказал, что форма  неизменна и связана с врожденными  качествами, для упражнения которых  и создана игра. В то же время  содержание задается средой, которая  помогает ребенку понять, в какой  конкретно деятельности он может  реализовать заложенные в нем  качества. Таким образом, игра служит не только для упражнения врожденных инстинктов, но и для социализации детей.

Психическое развитие, по мнению Штерна, имеет тенденцию не только к саморазвитию, но и к самосохранению, т. е. к сохранению индивидуальных, врожденных особенностей каждого ребенка, прежде всего индивидуального темпа  развития. Оно связано также с  дифференциацией и преобразованием  психических структур, направленных на более полное и точное понимание  окружающей действительности.

В психологии создано много  теорий, по-разному объясняющих возрастное психическое развитие его истоки. Их можно объединить в два больших  направления – биологизаторское и социологизаторское. В биологизаторском направлении человек рассматривается  как существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения. Наследственность определяет весь ход  его развития — и его темп, быстрый или замедленный, и его  предел – будет человек одаренным, много достигнет или окажется посредственностью. Среда, в которой  воспитывается ребенок, становится лишь условием такого изначально предопределенного  развития, как бы проявляющим то, что дано ребенку до его рождения.

В рамках биологизаторского  направления возникла теория рекапитуляции, основная идея которой заимствована из эмбриологии. Эмбрион (человеческий зародыш) во время своего внутриутробного  существования проходит путь от простейшего  двуклеточного организма до человека. В месячном зародыше уже можно  узнать представителя типа позвоночных  – он имеет крупную голову, жабры  и хвост; в два месяца начинает приобретать человеческий вид, на его  пастообразных конечностях намечаются пальцы, укорачивается хвост; к концу  четвертого месяца у эмбриона появляются черты человеческого лица.

Э. Геккелем в XIX в. был сформулирован  закон: онтогенез (индивидуальное развитие) представляет собой сокращенное  повторение филогенеза (исторического  развития вида).

Перенесенный в возрастную психологию биогенетический закон  позволил представить развитие психики  как повторение основных стадий биологической  эволюции и этапов культурно-исторического  развития человечества. Вот как описывает  развитие ребенка один из сторонников  теории рекапитуляции В. Штерн: ребенок  в первые месяцы своей жизни находится  на стадии млекопитающего; во втором полугодии  достигает стадии высшего млекопитающего – обезьяны; затем начальных ступеней человеческого состояния; развития первобытных народов; начиная с  поступления в школу, усваивает  человеческую культуру – сначала  в духе античного и ветхозаветного мира, позже (в подростковом возрасте) в духе средневекового фанатизма  и лишь к зрелости поднимается  до уровня культуры Нового времени.

Информация о работе Движущие силы, факторы и условия психического развития