Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 08:01, реферат
Возрастная психология отмечает те сравнительно медленные, но основательные количественные и качественные изменения, которые происходят в психике и поведении детей при их переходе из одной возрастной группы в другую. Обычно эти изменения охватывают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев для младенцев до ряда лет для детей более старшего возраста. Эти изменения зависят от так называемых «постоянно действующих» факторов: биологического созревания и психофизиологического состояния организма ребенка, его места в системе человеческих социальных отношений, достигнутого уровня интеллектуального и личностного развития.
Введение 3
Эволюционная теория 3
Развитие современного представления 4
«Возраст» 5
Развитие психики 5
Факторы развития 8
Заключение 13
Список источников 16
Состояния, занятия маленького ребенка становятся отголосками давно ушедших веков. Ребенок раскапывает ход в куче песка – его так же, как его далекого предка, притягивает пещера. Он просыпается в страхе ночью – значит, ощутил себя в первобытном лесу, полном опасностей. Он рисует, и его рисунки подобны наскальным изображениям, сохранившимся в пещерах и гротах.
Противоположный подход к развитию психики ребенка наблюдается в социологизаторском направлении. Его истоки – в идеях философа XVII в. Джона Локка. Он считал, что ребенок появляется на свет с душой чистой, как белая восковая доска (tabuta rasa). На этой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть близкие взрослые.
Представления о неограниченных возможностях формирования личности получили достаточно широкое распространение. Социологизаторские идеи были созвучны идеологии, господствовавшей в нашей стране до середины 80-х годов, поэтому их можно найти во многих педагогических и психологических работах тех лет.
Очевидно, что оба подхода
– и биологизаторский, и социологизаторский
– страдают односторонностью, преуменьшая
или отрицая значение одного из двух
факторов развития. Кроме того, процесс
развития лишается присущих ему качественных
изменений и противоречий: в одном
случае запускаются наследственные
механизмы и развертывается то, что
содержалось с самого начала в
задатках, в другом – под воздействием
среды приобретается все
Что понимается под биологическим и социальным факторами развития в настоящее время?
Биологический фактор включает
в себя, прежде всего, наследственность.
Пет единого мнения по поводу того,
что именно в психике человека
генетически обусловлено. Отечественные
психологи считают, что наследуются,
по крайней мере, два момента –
темперамент и задатки
Наследственные задатки
придают своеобразие процессу развития
способностей, облегчая или затрудняя
его. Развитие способностей зависит
не только от задатков. Если ребенок
с абсолютным слухом не будет регулярно
играть на музыкальном инструменте,
успехов в исполнительском
Биологический фактор, помимо наследственности, включает особенности протекания внутриутробного периода жизни ребенка. Болезнь матери, лекарства, которые она принимала в это время, могут вызвать задержку психического развития ребенка или другие отклонения. Сказывается на последующем развитии и сам процесс рождения, поэтому нужно, чтобы ребенок избежал родовой травмы и вовремя сделал первый вдох.
Второй фактор – среда. Природная среда влияет на психическое развитие опосредованно – через традиционные в данной природной зоне виды трудовой деятельности и культуру, определяющие систему воспитания детей. На крайнем Севере, кочуя с оленеводами, ребенок будет развиваться несколько иначе, чем житель промышленного города в центре Европы. Непосредственно влияет на развитие социальная среда, в связи с чем фактор среды часто называют социальным.
Социальная среда –
понятие широкое. Это общество, в
котором растет ребенок, его культурные
традиции, преобладающая идеология,
уровень развития науки и искусства,
основные религиозные течения. От особенностей
социального и культурного
Социальная среда –
это и ближайшее социальное окружение,
непосредственно влияющее на развитие
психики ребенка: родители и другие
члены семьи, позже воспитатели
детского сада и школьные учителя (иногда
друзья семьи или священник). Следует
отметить, что с возрастом социальное
окружение расширяется: с конца
дошкольного детства на развитие
ребенка начинают оказывать влияние
сверстники, а в подростковом и
старшем школьном возрастах могут
существенно воздействовать некоторые
социальные группы – через средства
массовой информации, организацию митингов,
проповеди в религиозных
Вне социальной среды ребенок развиваться не может – не может стать полноценной личностью. Известны случаи, когда в лесах обнаруживали детей, потерянных совсем маленькими и выросших среди зверей. Такие «Маугли» бегали на четвереньках и издавали такие же звуки, как и их приемные родители. Например, две индийские девочки, жившие у волков, выли по ночам. Человеческий детеныш со своей необычайно пластичной психикой усваивает то, что дается ему ближайшим окружением, и если он лишен человеческого общества, ничто человеческое в нем не появляется.
Когда «одичавшие» дети попадали к людям, они крайне слабо развивались интеллектуально, несмотря на напряженный труд воспитателей; если ребенку было больше трех лет. Он не мог освоить человеческую речь и научался произносить лишь небольшое количество слов. В конце XIX в. была описана история развития Виктора из Авейрона: «Я с горьким сочувствием думал об этом несчастном, которого трагичная судьба поставила перед альтернативой либо быть сосланным в какое-нибудь из наших заведений для умственно отсталых, либо ценой несказанных усилий приобрести лишь малую толику образования, что не смогло бы дать ему счастья»
В том же описании отмечалось, что наибольшие успехи были достигнуты в плане эмоционального развития мальчика. Его воспитательница, мадам Герин, своим материнским отношением вызвала ответные чувства, и только на этой основе ребенок, иногда напоминавший «нежного сына», мог в какой-то мере овладеть языком и пытаться познавать окружающий его мир.
Почему же дети, лишенные социальной среды в начале своей жизни, потом не смогли быстро и эффективно развиваться в благоприятных условиях? В психологии есть понятие «сензитивные периоды развития» – периоды наибольшей чувствительности к определенного рода воздействиям. Так, например, сензитивный период развития речи – от года до 3 лет, и если этот этап упущен, компенсировать потери в дальнейшем, как мы видели, практически невозможно.
Приведенный пример с речью
– крайний. От своего ближайшего социального
окружения любой ребенок
Как считал Л.С. Выготский, в этот период определенные влияния сказываются на всем процессе развития, вызывая в нем глубокие изменения. В другие периоды те же самые условия могут оказаться нейтральными; может проявиться даже их обратное влияние на ход развития. Сензитивный период совпадает поэтому с оптимальными сроками обучения.
В процессе обучения ребенку передается общественно-исторический опыт. Проблема обучения детей (или, шире, воспитания) – не только педагогическая. Вопрос о том, влияет ли обучение на развитие ребенка, и если влияет, то как, – один из основных в возрастной психологии. Биоло-гизаторы не придают большого значения обучению. Для них процесс психического развития – спонтанный процесс, протекающий по своим особым внутренним законам, и внешние воздействия не могут коренным образом изменить это течение.
Для психологов, признающих социальный фактор развития, обучение становится принципиально важным моментом. Социологизаторы отождествляют развитие и обучение.
Л.С. Выготский выдвинул положение
о ведущей роли обучения в психическом
развитии. Основываясь на идее К. Маркса
и Ф. Энгельса о социальной сущности
человека, он считал истинно человеческие,
высшие психические функции продуктом
культурно-исторического
Высшие психические функции
сначала формируются в
Когда высшая психическая
функция формируется в процессе
обучения, совместной деятельности ребенка
со взрослым человеком, она находится
в «зоне ближайшего развития». Это
понятие вводится Л.С. Выготским
для обозначения области еще
не созревших, а только созревающих
психических процессов. Когда эти
процессы будут сформированы и окажутся
«вчерашним днем развития», их можно
будет диагностировать с
У детей с одинаковым актуальным уровнем развития могут быть разные потенциальные возможности. Один ребенок легко принимает помощь и затем решает самостоятельно все похожие задачи. Другому трудно выполнить задание даже с помощью взрослого Поэтому, оценивая развитие конкретного ребенка, важно учитывать не только его актуальный уровень (результаты тестирования), но и «завтрашний день» – зону ближайшего развития.
Обучение должно ориентироваться на «зону ближайшего развития». Обучение, по Л.С. Выготскому, ведет за собой развитие. Но оно не должно в то же время отрываться от развития ребенка. Значительный отрыв, искусственное забегание вперед без учета возможностей ребенка приведет в лучшем случае к натаскиванию, но не будет иметь развивающего эффекта. С.Л. Рубинштейн, уточняя позицию Л.С. Выготского, предлагает говорить о единстве развития и обучения.
Обучение должно соответствовать возможностям ребенка на определенном уровне его развития. Реализация этих возможностей в ходе обучения порождает новые возможности следующего, более высокого уровня. «Ребенок не развивается и воспитывается, а развивается, воспитываясь и обучаясь», – писал С.Л. Рубинштейн. Это положение совпадает с положением о развитии ребенка в процессе его деятельности.
Чрезвычайно важен вопрос о соотношении биологического и социального факторов развития. Вильям Штерн выдвинул принцип конвергенции двух факторов. По его мнению, оба фактора в равной мере значимы для психического развития ребенка и определяют две его линии. Эти линии развития (одна – созревание наследственно данных способностей и черт характера, другая – развитие под влиянием ближайшего окружения ребенка) пересекаются, т.е. происходит конвергенция. Современные представления о соотношении биологического и социального, принятые в отечественной психологии, в основном базируются на положениях Л.С. Выготского.
Л.С. Выготский подчеркивал
единство наследственных и социальных
моментов в процессе развития. Наследственность
присутствует в развитии всех психических
функций ребенка, но имеет как
бы разный удельный вес. Элементарные
функции (начиная с ощущений и
восприятия) больше обусловлены наследственно,
чем высшие (произвольная память, логическое
мышление, речь). Высшие функции –
продукт культурно-
Информация о работе Движущие силы, факторы и условия психического развития