Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 20:14, курсовая работа
Цель исследования – изучить движущие силы развития личности
В соответствии с данной целью были выявлены следующие задачи:
1. охарактеризовать сущность понятия личность;
2. описать структуру и формирование развитие личности;
3. определить факторы развития личности;
4. выявить движущие силы развития личности.
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ…………………………………………………………5
Общие представления о личности……………………………………...5
Структура и формирование развитие личности ………………………7
Основные факторы развития личности……………………………….12
ВЫВОДЫ ………………………………………………………………………….15
РАЗДЕЛ 2. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ЧЕЛОВЕКА КАК ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ……………………………..16
Роль наследственности в развитии личности……………………….16
Роль воспитания и деятельности в развитии личности…………….18
Роль среды в развитии личности…………………………………….20
ВЫВОДЫ ………………………………………………………………………….25
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.................................................................................................26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..........................................28
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРОБЛЕМЫ
РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ…………………………………………………………
ВЫВОДЫ ………………………………………………………………………….
РАЗДЕЛ 2. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ЧЕЛОВЕКА КАК ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ……………………………..16
ВЫВОДЫ ………………………………………………………………………….
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ........................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ....................
ВВЕДЕНИЕ
Проблема личности в
настоящее время стала
В последнее время в целом ряде исследований все настоятельнее звучит мысль о необходимости осмысления всего ценного, что накоплено в разных направлениях психологии по проблеме психологии личности, и вычленения предмета психологии личности, становлении и развитии личности.
Сегодня различные направления изучения личности, представленные школой Б.Г. Ананьева и В.Н. Мясищева, школой Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурия, школой С.Л. Рубинштейна, школой Б.М. Теплова и школой Д.Н. Узнадзе.
Вместе с тем приходится с сожалением констатировать, что в целом разработка вопросов личности еще сильно отстает от запросов практики.
Сегодня психология трактует личность как социально-психологическое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе. Человек как общественное существо приобретает новые (личностные) качества, когда вступает в отношения с другими людьми и эти отношения становятся «образующими» его личность.
Личностью может стать лишь человек, желающий чего-то добиться в жизни, имеющий свои цели и упорно идущий к их достижению. Это человек с устойчивой системой норм, ценностей, имеющий твердые убеждения, а также собственное мнение по каждому вопросу, умеющий отстаивать свою точку зрения. Личностью становится далеко не каждый. Становление личности связано с влиянием на человека различных факторов, как биологических, так и социальных. Имеет значение каждая мелочь – от генов до питания. Малейшая ошибка – и человек может потерять свою индивидуальность, стать таким, как все.
Формирование личности человека – это последовательное изменение и усложнение системы отношений к окружающему миру, природе, труду, другим людям и к себе. Оно происходит на протяжении всей его жизни. Особенно важен при этом детский и юношеский возраст. Развитие человека – очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием, как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму. К внешним факторам относятся, прежде всего, окружающая человека естественная и социальная среда, а также специальная целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности (воспитание); к внутренним – биологические, наследственные факторы. Развитие ребенка – не только сложный, но и противоречивый процесс – означает превращение его из биологического индивида в социальное существо – личность.
В связи с выше изложенным, данная тематика приобретает актуальность.
Цель исследования – изучить движущие силы развития личности
В соответствии с данной целью были выявлены следующие задачи:
1. охарактеризовать сущность понятия личность;
2. описать структуру и формирование развитие личности;
3. определить факторы развития личности;
4. выявить движущие силы развития личности.
Объект исследования – человек, личность в системе общественных отношений (дружеских, семейных, производственных, политических и т.д.).
Предмет исследования – процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.
Теоретико-методологическую базу работы составляют труды психологов, педагогов, которые исследовали проблематику, и внесли значительный вклад в ее разработку.
Методы исследования – изучение и анализ научных источников с целью изучения данной проблемы.
Курсовая работа состоит из введения, основной части, выводов, списка использованных источников.
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Личность – это организм и его высший представитель – мозг, содержащий в себе остатки всего, чем мы были, и задатки того, чем мы будем. В нем начертан индивидуальный характер со всеми своими деятельными и пассивными способностями и антипатиями, своим гением, талантом и глупостью, добродетелями и пороками, неподвижность и деятельностью.
Пространство личности имеет сложную
структуру и множество
Образ жизни человека, включающий в неразрывном единстве определенные исторические условия, материальные основы его существования и деятельность, направленную на их изменение, обусловливает психический образ личности, которая, в свою очередь, накладывает свой отпечаток на образ жизни.
Личность, как мы хорошо знаем, не только продукт истории, но и участник ее движения, объект и субъект современности. Быть может, наиболее чувствительный индикатор социальных связей личности – ее связь с современностью, с главными социальными движениями своего времени.
Личность – общественный
индивид, объект и субъект исторического
процесса. Поэтому в характеристиках
личности наиболее полно раскрывается
общественная сущность человека, определяющая
все явления человеческого
Итак, общим объективным основанием свойств личности является система общественных отношений. В этом смысле общество порождает личность. Личность и общество не противостоят друг другу как две разные взаимодействующие силы. Личность – это член общества и его продукт. Отношение «индивид – общество» есть отношение порождения, формирования личности обществом. И вместе с тем порождение, формирование и развитие личностей является необходимой составляющей самого процесса развития общества, поскольку без личностей ни этот процесс, ни само общество не могут существовать.
Человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определенном смысле, а именно если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. Они социальны по своему происхождению и смыслу, то есть, заданы обществом, воспитаны в человеке. Это первый критерий личности.
Второй необходимый критерий личности – способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. [14, c. 31].
Таким образом, личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.
Основу личности составляет
ее структура, т.е. относительно устойчивая
связь и взаимодействие всех сторон
как целостного образования. Существуют
различные подходы к
1) направленность Чего хочет человек? Что для него привлекательно, к чему он стремится?
- проявляется в потребностях,
интересах, идеалах,
2) знания, умения, навыки Что человек может?
- приобретаются в процессе
жизни и познавательной
3) индивидуально – типологические особенности Что он есть… что закрепилось в качестве стержневых особенностей его личности?
- проявляются в темпераменте, характере, способностях. [20, c. 57].
Наиболее обособленную
и развернутую структуру
Таблица 1.1.
Основные подструктуры как уровни личности
Номер подструктуры |
Название подструктуры |
Элементы, входящие в подструктуры |
Соотношение социального и биологического |
Специфические виды формирования подструктур |
1. |
Направленность личности |
Убеждения, мировоззрение, идеалы, склонности, интересы, желания, влечения |
Биологического |
Воспитание |
2. |
Опыт личности |
Умения, навыки, Знания, привычки |
Значительно больше социального |
Обучение |
3 |
Особенности Психических процессов |
Воля, чувства, восприятия, мышление, ощущения, эмоции, память |
Чаще больше социального, однако, заметно влияние биологического и даже генетически обусловленных свойств личности |
Упражнения |
4 |
Биопсихические свойства |
Темперамент, половые, возрастные, патологические свойства |
Социального очень мало |
Тренировка |
Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития. В педагогике постоянно сталкивались два подхода к пониманию сущности развития личности:
Однако личность – это целостная система, в которой находит отражение как биологическое, так и социальное.
Развитие личности – это процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.
К психологическим