Движущие силы развития личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 20:14, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить движущие силы развития личности
В соответствии с данной целью были выявлены следующие задачи:
1. охарактеризовать сущность понятия личность;
2. описать структуру и формирование развитие личности;
3. определить факторы развития личности;
4. выявить движущие силы развития личности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ…………………………………………………………5
Общие представления о личности……………………………………...5
Структура и формирование развитие личности ………………………7
Основные факторы развития личности……………………………….12
ВЫВОДЫ ………………………………………………………………………….15
РАЗДЕЛ 2. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ЧЕЛОВЕКА КАК ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ……………………………..16
Роль наследственности в развитии личности……………………….16
Роль воспитания и деятельности в развитии личности…………….18
Роль среды в развитии личности…………………………………….20
ВЫВОДЫ ………………………………………………………………………….25
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.................................................................................................26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..........................................28

Файлы: 1 файл

К. Р. Движущие силы равит. личности 2.doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................3

РАЗДЕЛ 1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ…………………………………………………………5

    1. Общие представления о личности……………………………………...5
    2. Структура и формирование развитие личности ………………………7
    3. Основные факторы развития личности……………………………….12

ВЫВОДЫ ………………………………………………………………………….15

РАЗДЕЛ 2.  ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ЧЕЛОВЕКА КАК ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ……………………………..16

    1. Роль наследственности в развитии личности……………………….16
    2. Роль воспитания и деятельности в развитии личности…………….18
    3. Роль среды в развитии личности…………………………………….20

ВЫВОДЫ ………………………………………………………………………….25

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.................................................................................................26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..........................................28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема личности в  настоящее время стала центральной  в психологии. В успешном решении  этой проблемы «кровно» заинтересовано все современное общество в связи с поставленной задачей формирования нового человека.

В последнее время  в целом ряде исследований все  настоятельнее звучит мысль о  необходимости осмысления всего  ценного, что накоплено в разных направлениях психологии по проблеме психологии личности, и вычленения предмета психологии личности, становлении и развитии личности.

Сегодня различные направления  изучения личности, представленные школой Б.Г. Ананьева и В.Н. Мясищева, школой Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурия, школой С.Л. Рубинштейна, школой Б.М. Теплова и школой Д.Н. Узнадзе.

Вместе с тем приходится с сожалением констатировать, что  в целом разработка вопросов личности еще сильно отстает от запросов практики.

Сегодня психология трактует личность как социально-психологическое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе. Человек как общественное существо приобретает новые (личностные) качества, когда вступает в отношения с другими людьми и эти отношения становятся «образующими» его личность.

Личностью может стать  лишь человек, желающий чего-то добиться в жизни, имеющий свои цели и упорно идущий к их достижению. Это человек  с устойчивой системой норм, ценностей, имеющий твердые убеждения, а  также собственное мнение по каждому вопросу, умеющий отстаивать свою точку зрения. Личностью становится далеко не каждый. Становление личности связано с влиянием на человека различных факторов, как биологических, так и социальных. Имеет значение каждая мелочь – от генов до питания. Малейшая ошибка – и человек может потерять свою индивидуальность, стать таким, как все.

Формирование личности человека – это последовательное изменение и усложнение системы отношений к окружающему миру, природе, труду, другим людям и к себе. Оно происходит на протяжении всей его жизни. Особенно важен при этом детский и юношеский возраст. Развитие человека – очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием, как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму. К внешним факторам относятся, прежде всего, окружающая человека естественная и социальная среда, а также специальная целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности (воспитание); к внутренним – биологические, наследственные факторы. Развитие ребенка – не только сложный, но и противоречивый процесс – означает превращение его из биологического индивида в социальное существо – личность.

В связи с выше изложенным, данная тематика приобретает актуальность.

Цель исследования – изучить движущие силы развития личности

В соответствии с данной целью были выявлены следующие задачи:

1. охарактеризовать сущность понятия личность;

2. описать структуру и формирование развитие личности;

3. определить факторы развития личности;

4. выявить движущие силы развития личности.

Объект исследования – человек, личность в системе общественных отношений (дружеских, семейных, производственных, политических и т.д.).

Предмет исследования – процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.

Теоретико-методологическую базу работы составляют труды психологов, педагогов, которые исследовали проблематику, и внесли значительный вклад в ее разработку.

Методы исследования – изучение и анализ научных источников с целью изучения данной проблемы.

Курсовая работа состоит из введения, основной части, выводов, списка использованных источников.

РАЗДЕЛ 1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

    1. Общие представления о личности

 

Личность – это  организм и его высший представитель  – мозг, содержащий в себе остатки  всего, чем мы были, и задатки того, чем мы будем. В нем начертан индивидуальный характер со всеми своими деятельными и пассивными способностями и антипатиями, своим гением, талантом и глупостью, добродетелями и пороками, неподвижность и деятельностью.

Пространство личности имеет сложную  структуру и множество измерений. Те события внешнего мира, в которые  включена личность, и те отношения, которые у нее устанавливаются с объектами внешнего мира, образуют внешнее пространство личности. Представления о мире и о себе, переживания различных событий, отношение к самому себе, самоконтроль и саморегуляция, жизненные цели и планы – все это составляет внутренний мир личности. Социальное пространство, в которое включена личность, представлено в ее внутреннем мире. С другой стороны, в активности, в деятельности, в общении, так или иначе, проявляется внутренняя жизнь личности. [18, c. 24].

Образ жизни человека, включающий в неразрывном единстве определенные исторические условия, материальные основы его существования и деятельность, направленную на их изменение, обусловливает психический образ личности, которая, в свою очередь, накладывает свой отпечаток на образ жизни.

Личность, как мы хорошо знаем, не только продукт истории, но и участник ее движения, объект и субъект современности. Быть может, наиболее чувствительный индикатор социальных связей личности – ее связь с современностью, с главными социальными движениями своего времени.

Личность – общественный индивид, объект и субъект исторического  процесса. Поэтому в характеристиках  личности наиболее полно раскрывается общественная сущность человека, определяющая все явления человеческого развития, включая природные особенности. [10, c. 22].

Итак, общим объективным  основанием свойств личности является система общественных отношений. В  этом смысле общество порождает личность. Личность и общество не противостоят друг другу как две разные взаимодействующие  силы. Личность – это член общества и его продукт. Отношение «индивид – общество» есть отношение порождения, формирования личности обществом. И вместе с тем порождение, формирование и развитие личностей является необходимой составляющей самого процесса развития общества, поскольку без личностей ни этот процесс, ни само общество не могут существовать.

Человека можно считать  личностью, если в его мотивах  существует иерархия в одном определенном смысле, а именно если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. Они социальны по своему происхождению и смыслу, то есть, заданы обществом, воспитаны в человеке. Это первый критерий личности.

Второй необходимый критерий личности – способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. [14, c. 31].

Таким образом, личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

 

 

 

 

 

 

 

    1. Структура и формирование развития личности

 

Основу личности составляет ее структура, т.е. относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон как целостного образования. Существуют различные подходы к определению  структуры личности. Так, С. Л. Рубинштейн выделяет три компонента в структуре личности:

1) направленность Чего хочет человек? Что для него привлекательно, к чему он стремится?

- проявляется в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, доминирующих мотивах деятельности  и поведения, и мировоззрения;

2) знания, умения, навыки  Что человек может?

- приобретаются в процессе  жизни и познавательной деятельности;

3) индивидуально – типологические особенности Что он есть… что закрепилось в качестве стержневых особенностей его личности?

- проявляются в темпераменте, характере, способностях. [20, c. 57].

Наиболее обособленную и развернутую структуру личности предложил К. К. Платонов. В структуре  личности выделены четыре иерархически соотносящиеся подструктуры. Особенностями  отдельных свойств этих четырех  подструктур, однако, не исчерпываются индивидуальные особенности личности, поскольку на эти подструктуры накладываются еще две общие подструктуры: характер и способности. Являясь подструктурами наложенными, выделяющимися из общей структуры личности, характер и способности представляют собой не самостоятельные подструктуры, а общие качества личности, включающие особенности каждой из четырех основных иерархических подструктур (таблица 1.1). [1, c. 17].

Таблица 1.1.

Основные подструктуры как уровни личности

Номер

подструктуры

Название подструктуры

Элементы, входящие в подструктуры

Соотношение социального  и биологического

Специфические виды формирования подструктур

1.

Направленность личности

Убеждения, мировоззрение, идеалы, склонности, интересы, желания, влечения 

Биологического

Воспитание

2.

Опыт личности 

Умения, навыки,

Знания, привычки

Значительно больше социального 

Обучение

3

Особенности

Психических

процессов

Воля, чувства, восприятия, мышление, ощущения, эмоции, память

Чаще больше социального, однако, заметно влияние биологического и даже генетически обусловленных свойств личности

Упражнения

4

Биопсихические свойства

Темперамент, половые, возрастные, патологические свойства

Социального

очень мало

Тренировка


 

Человек не рождается  личностью, а становится ею в процессе развития. В педагогике постоянно сталкивались два подхода к пониманию сущности развития личности:

    • биологический – этот подход обусловливает процесс развития личности сугубо природными факторами и, прежде всего, теми, которые присущи человеку от рождения;
    • социологический – этот подход предполагает, что преобладающее влияние на человека оказывают социальные факторы.

Однако личность – это целостная система, в которой находит отражение как биологическое, так и социальное.

Развитие личности – это процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.

К психологическим характеристикам  самоактуализирующейся личности относятся:

  • активное восприятие действительности и способность хорошо ориентироваться в ней;
  • непосредственность в поступках и спонтанность в выражении своих мыслей и чувств;
  • сосредоточенность внимания на том, что происходит вовне, в противовес ориентации только на внутренний мир, сосредоточенности сознания на собственных чувствах и переживаниях;
  • обладание чувством юмора;
  • развитые творческие способности;
  • неприятие условностей;
  • озабоченность благополучием других людей, а не обеспечением только собственного счастья;
  • способность к глубокому пониманию жизни;
  • установление с окружающими людьми, хотя и не со всеми, вполне доброжелательных личных взаимоотношений;
  • способность смотреть на жизнь с объективной точки зрения;
  • умение полагаться на свой опыт, разум и чувства, а не на мнения других людей, традиции или условности;
  • открытое и честное поведение во всех ситуациях;
  • способность брать на себя ответственность, а не уходить от нее;
  • приложение максимума усилий для достижения поставленных целей. [12, c. 43–44].

Информация о работе Движущие силы развития личности