Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 21:14, курсовая работа
Цель исследования - концептуальный анализ феномена экологической ситуации в контексте идеи устойчивого развития и современной парадигмы высшего образования.
В соответствии с предметом и целью исследования автором поставлены следующие задачи:
- рассмотреть интеграцию науки и образования в качестве основного
фактора социально- экологической стабилизации общества; установить взаимообусловленность современной экологической ситуации и модели устойчивого развития; проанализировать специфику научно-образовательного потенциала и его функции в экологизации образования; обосновать стратегию модернизации высшей школы и раскрыть причины оптимизации окружающей среды;
- исследовать развитие человека в контексте современной парадигмы
высшего образования и экологической альтернативы;
показать роль экологического образования в формировании мировоззрения;
- изучить уровни и характеристики социально-культурной детерминации
стабильного экологического развития в аспекте образования.
Введение
Сравнительный анализ сфер жизнедеятельности
различных общественно-
Каждая новая ступень
развития общества характеризуется
усложнением процесса взаимодействия
человека с природой, усложнением
всей материально-производственной, научно-технической
(технологической), информационно-технологической
и социально-экономической
Основные направления
происходящих в России радикальных
социально-экономических
Происходит усложнение не только экономической, но и социальной сферы общества. Показателем усложнения социальной сферы являются, с одной стороны, рост и усложнение потребностей и интересов, рост их многообразия, с другой стороны, - дифференциация новых видов деятельности по их удовлетворению, выделение в особые социальные сферы образования, здравоохранения, досуга, спорта, природоохраны и т.д. Усложняется и сеть организаций и учреждений этой сферы. Критерий усложнения также применим и к духовной сфере. Для нее тоже характерны новые формы и виды деятельности духовного производства, все более сложной становится система ее институтов и организаций. Усложненным является и продукт этой деятельности - результаты развития науки и образования, культуры, искусства.
Усложнение форм и сфер
жизнедеятельности не безразлично
для самого человека. Оно является
продуктом творческих усилий людей,
показателем степени развития человека,
развития культуры. С другой стороны,
более сложная система
Достижение этой цели невозможно без участия такого социального института общества, как система профессионального образования. При этом неизбежны коренные изменения в системе образования, ибо существующая ныне классическая система высшего образования только частично способствует гармоничному развитию личности (ее потребностей и интересов), сохранению природы и взаимопониманию между людьми и народами.
Таковы основные факторы, определяющие актуальность данного диссертационного исследования.
Степень научной разработанности
проблемы. Отдельных работ, посвященных
изучению взаимосвязи современной
экологической ситуации, устойчивого
развития системы образования, в
отечественной науке нет. Однако
существует значительное число публикаций
отечественных и зарубежных ученых,
в которых рассматриваются
Сущность проблемы состояния
природопользования и защиты окружающей
среды в современной
Данилов-Данильян, К.Я. Кондратьев, К.С. Лосев, А.И. Субетто, Д.Х. Медоуз, Д.Л. Медоуз и И. Рандерс, 1999 и др.
Вторая - современная ситуация
представляет собой глобальный экологический
кризис - Г.С. Голицын, В.А. Красилов, Н.Н.
Моисеев, Н.Ф. Реймерс, а также зарубежные
экологи - Т. Бастиан, Ж. Дорст, Б. Коммонер,
лидеры Римского клуба А. Печчеи, А.
Кинг, В. Шнайдер, экономист Э. Вайцзеккер,
философ В. Хесле, вместе с тем, вводится
понятие глобального
Третьи считают, что существуют
лишь локальные экологические
Важное значение для раскрытия
темы диссертации имеют работы исследователей,
раскрывающие сущностное содержание устойчивого
развития вообще (Т.В. Адрианова, 1998; В.К.
Левашов, 2001; В.А. Лось и А.Д. Урсул, 2000;
В.Н. Турченко, 1994) и устойчивого развития
природопользования в частности: здесь
отметим, что, анализируя подобное развитие
(O.K. Дрейер и В.А. Лось, 1997), одни авторы
описывают не столько «устойчивое
развитие», сколько «ноосферную
революцию» или «эколого-революционный»
переворот в способе
Интересными представляются
работы философов и
Теоретические вопросы системы
образования, в том числе высшего,
не могут быть отнесены к числу
малоизученных. В философии и
социологии давно сложились особые
направления, именуемые философией
образования и социологией
Вместе с тем, еще мало
публикаций, посвященных социально-
На конференции ООН
по окружающей среде и развитию (1992г.)
было достигнуто осознание особой роли
системы образования как
В условиях современной экологической ситуации неизмеримо возросла общественная потребность в экологическом образовании, воспитании и обучении. Эта проблематика все больше привлекает внимание отечественных исследователей (Л.И. Андреева, 1995; Н.Г. Апухтина, 1996; И.Г. Гайсин, 1999, 2002; С.Н. Глазачев, Л.И. Грекова и Н.Н. Сотникова, 1999; Е.А. Когай, 2001; Л.Я. Лаврененко, 1998; Н.Г. Лосева, 1994; О. Мелехова, 1994; А. Платонов и А. Короткое, 1997; В.Попов и В. Токмаков, 2005; Б.Б. Родоман, 2004; Н.Г. Рыбалкин и Е.Д. Самотесов, 1995; Р. Сабекиа, 2006; Ю. Трофименко и Н. Евстигнеева, 2005; С. Файрушина, 2007; А. Хузиахметов и Р. Кадырова, 2008; Е.П. Шестакова, 2008; О.Н. Яницкий, 2006).
Признавая несомненный вклад этих ученых в разработку проблем экологической ситуации, устойчивого развития и системы образования (в том числе и экологического образования), следует отметить, что в целом комплексно и целенаправленно данная тема исследована пока явно недостаточно.
Степень изученности проблемы и ее социально-практическая актуальность (в условиях усложнения общества и его жизнедеятельности) обусловили выбор и формулировку темы, определение объекта, предмета, цели и основных задач настоящего диссертационного исследования.
Объектом исследования является
современная экологическая
Предмет исследования - сущность и социальная детерминация современной экологической ситуации и научно-образовательного потенциала высшей школы.
Цель исследования - концептуальный анализ феномена экологической ситуации в контексте идеи устойчивого развития и современной парадигмы высшего образования.
В соответствии с предметом и целью исследования автором поставлены следующие задачи:
- рассмотреть интеграцию
науки и образования в
фактора социально- экологической стабилизации
общества; установить взаимообусловленность
современной экологической ситуации и
модели устойчивого развития; проанализировать
специфику научно-образовательного потенциала
и его функции в экологизации образования;
обосновать стратегию модернизации высшей
школы и раскрыть причины оптимизации
окружающей среды;
- исследовать развитие
человека в контексте
высшего образования и экологической
альтернативы;
показать роль экологического образования в формировании мировоззрения;
- изучить уровни и
стабильного экологического развития
в аспекте образования.
Методологическая и теоретическая основа исследования задана объектом и предметом, целью и задачами темы диссертации. Методологическую основу работы составляют принципы социальной философии, объективности, историзма, единства системно-структурного и генетического подходов, метод междисциплинарного анализа понятийно-категориального аппарата.
Мы использовали сочетание системного, цивилизационного, эволюционного подходов, применяемых при анализе развития и функционирования общества, его взаимодействия с природой и отражение процесса этого взаимодействия в общественном сознании.
Теоретической базой исследования
являются работы отечественных и
зарубежных ученых в области философии,
экологии, социологии, психологии, экономики,
посвященные проблемам
В основе авторского подхода
лежит принцип
Достижению цели исследования
и выполнению задач способствовало
совмещение плоскостей социально-экологического
и эколого-социального