Environmental Education

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 21:14, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - концептуальный анализ феномена экологической ситуации в контексте идеи устойчивого развития и современной парадигмы высшего образования.
В соответствии с предметом и целью исследования автором поставлены следующие задачи:
- рассмотреть интеграцию науки и образования в качестве основного
фактора социально- экологической стабилизации общества; установить взаимообусловленность современной экологической ситуации и модели устойчивого развития; проанализировать специфику научно-образовательного потенциала и его функции в экологизации образования; обосновать стратегию модернизации высшей школы и раскрыть причины оптимизации окружающей среды;
- исследовать развитие человека в контексте современной парадигмы
высшего образования и экологической альтернативы;
показать роль экологического образования в формировании мировоззрения;
- изучить уровни и характеристики социально-культурной детерминации
стабильного экологического развития в аспекте образования.

Файлы: 1 файл

filosof referat.docx

— 28.23 Кб (Скачать файл)

Научная новизна исследования состоит в том, что оно вносит определенный теоретический и социально-практический вклад в разработку концепции  экологической ситуации и конкретного  решения проблемы экологического образования и воспитания личности в контексте научно-образовательного потенциала высшей школы, в аспекте объективного критерия усложнения системы, дифференциации в ней новых элементов и усложнения структурных связей. Это выражается в следующих элементах научной новизны:

установлено, что современная  экологическая ситуация - это состояние  специфической критической точки  глобальной экосистемы, когда происходят антропогенные изменения ее биогенных  постоянных;

доказано, что взаимообусловленность  интеграции науки и высшего образования  надо рассматривать с точки зрения детерминации единства науки и образования  как внутренними закономерностями функционирования этих двух видов социальной деятельности, так и условиями  социально-экологической стабилизации современного общества; определено, что для устойчивого развития экологической системы страны необходимым условием являются рациональные взаимоотношения между поколениями, то есть чтобы решения нынешнего поколения о защите окружающей среды принимались с учетом воздействия их на будущие поколения, при этом регулирование экологической ситуации со стороны государства должно быть, во-первых, научно обоснованным; во-вторых, учитывать действия экологических законов для различных видов экосистем. Такое регулирование представляет собой конкретный вид и возможно путем управления природопользованием, связанным с охраной природы и окружающей среды; уточнено содержание понятий «научный потенциал» и «образовательный потенциал»;

обоснована необходимость  экологизации технического образования;

рассмотрено развитие человека, его потребностей и интересов  в контексте современной парадигмы  высшего образования и экологической  альтернативы; показана взаимосвязь экологического образования и формирования научного мировоззрения; выявлено соотношение социокультурных оснований экоразвития и системы образования.

 

Современная экологическая  ситуация и система образования: Cоциально- философские аспекты

  1. Особенностью современной экологической ситуации является ее человеческое измерение. «Человек - общество - биосфера» представляют собой единую систему, в которой главным элементом выступает человек, будучи субъектом, объектом и целью управления. Благосостояние человека, его здоровье, самочувствие являются наиболее уязвимыми и подверженными разрушению по причине неразумного использования природы, деструктивных последствий производственно-хозяйственной деятельности и загрязнения среды обитания, что превышает государственные нормативы.
  2. Экологическая обстановка и специфика проблем окружающей природной среды России определяются, с одной стороны, особенностями местных и региональных природно-климатических условий, а с другой, характером и масштабностью воздействия на окружающую среду предприятий промышленности, транспорта, коммунального хозяйства и т.д.
  3. Для оценки потенциальных возможностей научной системы создавать новое знание в целях удовлетворения потребностей и интересов общества в 
    диссертации введено понятие научного потенциала. Научный потенциал является исходным пунктом интенсификации и расширенного воспроизводства, 
    определяет возможные темпы движения к поставленной цели и уровень конечной эффективности инноваций. В зависимости оттого, насколько глубоко 
    и полно проведены исследования и разработки, каковы результаты научных исследований, будет складываться тот или иной потенциал для получения 
    социально-экономического и социально-экологического эффекта напоследующих стадиях воспроизводственного процесса.

В системе высшей школы  используется понятие «образовательный потенциал» для оценки потенциальных  возможностей обеспечения образовательной  деятельности в высшей школе, в том  числе получения общих и специальных  знаний, профессиональных навыков и  т.д. Результат деятельности высшей школы имеет по своей сути осуществление  целостного органического соединения непосредственного производителя (работника) с новейшими интеллектуальными  и духовными средствами производства, которыми являются знания, причем здесь  сосредоточена значительная часть  научного потенциала страны.

4. Оптимизирующая деятельность  человека есть совокупность 
соответствующих (управляемых) акций и мероприятий, направленных на 
достижение оптимального соотношения между социальным и природным, 
оптимального функционирования и развития социоприродных систем. 
Оптимизация социально-экономических процессов может быть достигнута в 
результате компромисса сил, тенденций, интересов, потребностей и целей всех 
компонентов, входящих в эту систему ради ее устойчивого развития и 
функционирования. Важную роль в реализации указанных процессов играет экологизация образования.

5. Несомненно, большой интерес  представляет изучение экологического 
сознания и мировоззрения человека, его отношения к окружающей среде, мотивов экологического поведения. Социологические исследования данной 
проблемы показывают неоднозначное отношения к природной среде. В этой связи возникла необходимость целенаправленного обучающего и 
воспитательного воздействия на структуры массового сознания с целью 
формирования как проэкологических ценностей, так и соответствующих форм поведения. Не менее актуальной остается задача формирования научного мировоззрения личности.

6. Современная концепция  образования рассматривает человека  как 
саморазвивающуюся и открытую систему, в которой высшее образование 
должно помочь саморазвитию и самовоспитанию человека, а также развивать экологическое сознание, повышать уровень экологической культуры и 
экологического образования, воспитания и обучения. Понятие нового человека как всесторонне развитой личности имеет конкретно-историческое содержание.

7. Управление личностным  природопользованием можно охарактеризовать как внешнее (стимулирующее) и внутреннее (мотивирующее). Внешнее – это совокупность ограничений, выраженных в системе права и морали, внутреннее - это система самоограничений, связанных, прежде всего, с уровнем научного мировоззрения и экологической культуры конкретного человека. Таким образом, развитие системы управления должно включать как принудительные ограничения, так и процессы образования, воспитания и обучения. По мере продвижения к устойчивому развитию должно меняться соотношение стимулирования и мотивации. На начальных стадиях перехода, когда большинство людей строят свои отношения с природой, исходя из концепции потребляющей цивилизации, наиболее эффективно могут проявлять себя ограничительные механизмы, закрепленные в нормативно-правовой форме. Однако в результате изменения мировоззрения и трансформации культуры экологическая мотивация постепенно будет оказывать все большее влияние на процессы взаимодействия личности и природы: каждый человек должен перейти к осознанному сосуществованию с ней.

 


Информация о работе Environmental Education