Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 19:46, реферат
Актуальность исследований психического здоровья студентов определяется наличием стрессогенных факторов в студенческой среде, таких как ситуации экзаменов, периоды социальной адаптации, необходимость личностного самоопределения в будущей профессиональной среде и др. Переживаемый стресс и его последствия составляют серьезную угрозу психическому здоровью индивида. Особенно это относится к молодежному и студенческому периоду в жизни человека, когда личностные ресурсы кажутся неисчерпаемыми, а оптимизм по отношению к собственному здоровью преобладает над заботой о нем.
Факторы, влияющие на психическое здоровье студентов…………….1
Стресс в студенческой среде………………………………………………….6
Ранняя профилактика психического здоровья студентов……………..9
Социальная поддержка как фактор психического здоровья студентов……………………………………………………………………………10
Список литературы………………………………………………………………14
Содержание.
Факторы, влияющие на психическое здоровье студентов
Актуальность исследований психического здоровья студентов определяется наличием стрессогенных факторов в студенческой среде, таких как ситуации экзаменов, периоды социальной адаптации, необходимость личностного самоопределения в будущей профессиональной среде и др. Переживаемый стресс и его последствия составляют серьезную угрозу психическому здоровью индивида. Особенно это относится к молодежному и студенческому периоду в жизни человека, когда личностные ресурсы кажутся неисчерпаемыми, а оптимизм по отношению к собственному здоровью преобладает над заботой о нем. Сильная ориентация на переживание настоящего, высокая мотивация достижений вытесняют из сознания студента возможные опасения, связанные с последствиями длительного стресса. Студенческий возраст характеризуется многообразием эмоциональных переживаний, что отражается в стиле жизни, исключающем заботу о собственном здоровье, поскольку такая ориентация традиционно приписывается старшему поколению и оценивается молодым человеком как «непривлекательная и скучная». В это время ограничены также способности к релаксации и отдыху в силу тех же убеждений в неисчерпаемости собственных физических и психических ресурсов. Период активного вхождения в новую социальную среду сопровождается действиями, направленными на получение признания и высокого статуса в группе студентов-ровесников. При этом используются различные средства, не всегда отвечающие профилактике здоровья (никотин, алкоголь, наркотики). Попытки завоевания своего место среди ровесников часто связаны с рискованным поведением, желанием любой ценой добиться этого признания.
Многочисленные
исследования в области стресса
первоначально были сконцентрированы
на описании его факторов, особенностей
реакций на стресс, стратегий его
преодоления. Психология здоровья особое
внимание уделяет определению «цены»,
которую платит человек в ситуациях
повышенных требований, психических
нагрузок и перегрузок. Несомненно,
студенческая среда относится к
таким, в которых эти перегрузки
и требования выступают во всем многообразии.
С другой стороны, именно в этот период
формируется будущий
Роль установок и ожиданий в сохранении и поддержании психического здоровья. К факторам психического здоровья относятся установки и ожидания, связанные с предстоящими событиями. Обобщенно их можно разделить на положительные (оптимистические) установки, которые выражаются в ожидании положительных событий, и отрицательные (пессимистические), о проявлении которых свидетельствует ожидание негативных событий. Первые помогают успешно преодолеть стресс, поскольку эмоции, испытываемые в трудных ситуациях, действуют как механизмы подкрепления деятельности. В случае отрицательных установок эмоции начинают оказывать деструктивное, ослабляющее действие. Ожидания по отношению к ситуации могут меняться в зависимости от конкретных условий, однако можно выделить некоторые генерализированные ожидания, не зависящие от содержания ситуации, отражающие пессимистические либо оптимистические установки индивида.
Ожидания индивида занимают одно из центральных мест в исследованиях стресса и его последствий, таких, например, как феномен психического выгорания (burnout ). По отношению к результатам деятельности их можно разделить на три группы:
Потеря контроля
над результатами своей деятельности
снижает мотивацию индивида, вызывает
чувство страха и неопределенности
и тем самым ведет к раннему
развитию симптомов выгорания. Кратко-
и долговременные последствия неконтролируемого
окружения проявляются как
Удовлетворенность результатами своей деятельности . Следующий важный фактор психического здоровья студентов — удовлетворенность результатами своей деятельности. Чувство успешности ассоциируется с переживанием высокого субъективного значения личностных стремлений, а также с высокой вероятностью достижения поставленных целей. Сознательный выбор целей и положительная оценка возможностей их достижения имеют решающее значение в процессах саморегуляции. При этом возрастает убеждение в том, что выбранные цели могут быть достигнуты даже в условиях внешних преград, т. е. речь идет о механизмах влияния на эффекты своей деятельности (ср. теорию эффективности собственных действий Бандуры). Сознание возможности определения целей и способов их достижения способствует формированию стрессоустойчивости и поиску конструктивных стратегий преодоления стресса. Известная аксиома Томаса, автора ситуативных концепций, гласит: «Если человек определяет ситуацию как реальную для себя, то осознает также и реальность способов ее решения и вытекающих из этого последствий». Убеждение в низкой собственной эффективности может приводить к нарушениям когнитивных процессов в ситуации нагрузки, например блокаде памяти и мышления в ситуациях экзаменов.
Подобную точку зрения на значение субъективной оценки эффектов деятельности разделяет Селигман в теории выученной беспомощности. Ожидания неконтролируемости значимых событий приводят к развитию отрицательных эмоций, причем эти ожидания часто сводятся к раннему негативному опыту (например, неудачно сданный экзамен), который становится устойчивым убеждением. Перцепция собственного поведения является центральным аспектом теории эффективности собственных действий Бандуры. Оценка эффективности собственных действий, по мнению автора, связана с ответом на следующие вопросы:
Именно перцепция
эффективности собственных
Сопоставляя концепцию
эффективности собственных
Кризис гратификации . Кризис гратификации рассматривается в психологии здоровья как явление, которое может приводить к резкому росту неудовлетворенности результатами своей деятельности, бессилию, разочарованию, фрустрации, снижению мотивации достижений. Причину его возникновения следует искать в несоответствии между вложенным усилием и полученным вознаграждением. Модель кризиса гратификации можно представить как противоречие между высоким уровнем энергетических затрат и низким вознаграждением.
Как следует из приведенной
модели, противоречие между собственным
вкладом и полученным вознаграждением
приводит к снижению самочувствия,
появлению психосоматических
Идентификация со средой деятельности. В исследовании причин студенческого стресса часто отмечается, что одна из них — недостаточная идентификация со студенческой средой, восприятие ее как чуждой, иногда даже враждебной. Особенно это замечается у студентов-первокурсников, впервые столкнувшихся с новыми, отличными от школьных, требованиями. Анонимность студента-первокурсника особенно остро ощущается иногородними студентами, оторванными от дома и семьи, переживающими трудный процесс приспособления к новым условиям жизни. Необходимую помощь в преодолении этого негативного явления может оказать психологическая служба вузов, предоставляя различного рода консультации и помощь в организации учебной деятельности.
Одним из механизмов идентификации со средой деятельности становится чувство когерентности (Sense of Coherence, SOC) , описанное в концепции психического здоровья Антоновского. Согласно концепции автора, оно связано с положительной оценкой возможностей разрешения проблемной ситуации, выработкой эффективных стратегий ее преодоления, положительной жизненной установкой. Чувство когерентности складывается из трех основных компонентов:
Чувство когерентности как механизм преодоления стресса, включенный в процесс идентификации со средой, влияет на формирование положительных ожиданий успешности собственной деятельности, гарантирует рациональное использование своих возможностей и тем самым благоприятствует сохранению психического здоровья.
Стресс в студенческой среде
Исследования, проведенные
среди учителей и социальных работников,
отчетливо показывают, что в этой
профессиональной группе существует опасность
раннего появления
Опросник AVEM — многофакторный диагностический инструмент, позволяющий определить типы поведения человека в ситуациях профессиональных требований. При создании опросника авторы исходили из предположения о том, что взаимодействие индивида с требованиями профессиональной среды, способствующее психическому здоровью и профессиональному росту, определяют три основные сферы личности:
Информация о работе Факторы, влияющие на психическое здоровье студентов