Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 19:46, реферат
Актуальность исследований психического здоровья студентов определяется наличием стрессогенных факторов в студенческой среде, таких как ситуации экзаменов, периоды социальной адаптации, необходимость личностного самоопределения в будущей профессиональной среде и др. Переживаемый стресс и его последствия составляют серьезную угрозу психическому здоровью индивида. Особенно это относится к молодежному и студенческому периоду в жизни человека, когда личностные ресурсы кажутся неисчерпаемыми, а оптимизм по отношению к собственному здоровью преобладает над заботой о нем.
Факторы, влияющие на психическое здоровье студентов…………….1
Стресс в студенческой среде………………………………………………….6
Ранняя профилактика психического здоровья студентов……………..9
Социальная поддержка как фактор психического здоровья студентов……………………………………………………………………………10
Список литературы………………………………………………………………14
Область поведения
и переживания в
На основе анализа
показателей отдельных шкал опросника
и их взаимосвязей авторами методики
были выделены четыре типа поведения
и переживания в
Использование опросника
AVEM показало, что среди студенческой
популяции значительное место занимают
неблагоприятные для
Как показывают вышеприведенные
данные, студенческая популяция характеризуется
высокой активностью в учебной
деятельности, что проявляется в
повышенной склонности к энергетическим
затратам и высоких профессиональных
притязаниях. Одновременно отмечается
снижение чувства успешности в профессиональной
деятельности, общей удовлетворенности
жизнью, а также недостаточно сформированные
способности к активному
Обращает на себя
внимание средний уровень чувства
социальной поддержки со стороны
ближайшего окружения. Это можно
объяснить содержанием
Существенные различия
между стратегиями поведения
польских и немецких студентов наблюдаются
в сфере профессиональной активности:
первых характеризует повышенная склонность
к энергетическим затратам по сравнению
с группой немецких студентов. Одновременно
обращает на себя внимание низкая способность
польских студентов к поддерживанию
необходимой дистанции по отношению
к деятельности, т. е. высокая вовлеченность
в проблемы учебной среды при
недостаточных умениях
Следующая проблема
— неудовлетворенность
Низкий уровень
социальной поддержки в сочетании
с общей неудовлетворенностью результатами
своей деятельности подтверждает необходимость
принятия соответствующих
Ранняя профилактика психического здоровья студентов
Представленные
результаты исследования типов поведения
студентов с помощью опросника
AVEM указывают на высокую вероятность
развития симптомов профессионального
выгорания. Ранняя диагностика индивидуальных
резервов индивида может позволить
определить индивидуальные стратегии
преодоления трудных ситуаций, указать
характерные способы
Исходным пунктом
планирования профилактики стресса
в студенческой среде может быть
концепция когерентности
Направления деятельности психологической помощи можно представить в форме некоторых вопросов, которые необходимо решить совместно со студентами для выявления трудностей и проблемных ситуаций:
Социальная поддержка как фактор психического здоровья студентов
В исследованиях
стратегий преодоления
Среди перечисленных стратегий поиск социальной поддержки занимает особое место, так как переводит анализ стрессовой ситуаций от индивидуального уровня к контексту всей ситуации в целом, включающей в себя широкое поле взаимодействия индивида с другими людьми. Это полностью соответствует когнитивному подходу к проблемам стресса, представленному Лазарусом, Фолькманом и др.
Социальную поддержку (support ) в обобщенном виде можно определить как всяческую помощь, оказываемую индивиду средой в трудных ситуациях. Сюда относятся прежде всего проблемные ситуации, ситуации стресса, критические жизненные события и т. д.
Социальная поддержка состоит из трех основных элементов:
Социальная поддержка со стороны близкого окружения может принимать различные формы: совета, необходимой информации, эмоционального сопереживания, беседы, совместных действий. Исходя из самого определения понятия, поддержка означает взаимную помощь, т. е. включает в себя совместное действие. Можно говорить о различных видах поддержки: формальной и неформальной. Первая предполагает ряд мер, направленных на обеспечение студенческой деятельности: библиотека, стипендии, кураторы и т. д. В большинстве западных университетов функционируют специально созданные консультационные пункты для студентов, помогающие им разрешить проблемы, связанные с организацией студенческой жизни.
В рамках проблематики стресса и психического здоровья на первый план выступает второй вид поддержки — неформальная социальная поддержка. Сюда относится, прежде всего, поддержка со стороны самих студентов, а также преподавателей.
Исследования факторов
стресса в профессиональной деятельности
убедительно показывают, что социальная
поддержка — одно из условий редукции
стрессовых состояний. Под этим понимается
помощь и содействие со стороны коллег
по работе и руководства в решении
профессиональных проблем. В критических
ситуациях она становится важным
защитным психологическим фактором,
способствующим психическому здоровью
человека. Недостаточная социальная
поддержка может приводить к
таким нежелательным
Исследования, проведенные среди польских учителей различных типов школ, показали, что в группе педагогов, проявляющих признаки профессионального выгорания, отмечается низкий уровень показателя социальной поддержки . Сегодня педагоги — та профессиональная группа, в которой отчетливо прослеживается риск профессионального выгорания, а один из способов его профилактики заключается в создании благоприятного психологического климата.
Недостаточная социальная поддержка ведет к развитию чувства отчужденности от результатов деятельности, к неудовлетворенности собой. Согласно положениям теории отчуждения , последствиями низкой социальной поддержки становятся разочарование и фрустрация. В случае, если в течение длительного времени человек не в состоянии преодолеть чувство отчужденности, развиваются такие симптомы выгорания, как чувство собственной неполноценности, резкое снижение самооценки, чувство вины, агрессия, направленная на себя и окружающих. Классический «образ» синдрома профессионального выгорания , описанный Маслач, складывается из чувства низких личных достижений, собственного бессилия и деперсонализации межличностных отношений. «Выгоревший» человек не только не ожидает поддержки со стороны окружения, но и сам сознательно от нее отказывается, воспринимая ближайшую среду как безразличную или даже враждебную по отношению к его проблемам.
Информация о работе Факторы, влияющие на психическое здоровье студентов