Феномен человека: проблема соотношения биологического, социального и духовного в человеке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 14:58, реферат

Описание работы

Отмечается, что в настоящее время наблюдаются признаки формирующегося нового человека, позволяющие быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям среды. Это проявляется в таких явлениях как акселерация, всё чаще встречаются случаи сенситивных возможностей, повышается интеллект, наблюдаются случаи воздействия на собственный организм и организм других людей с целью лечения, придания ему более совершенных функций и т.д. Подобные проявления особенно выражены у лиц, практикующих различные методы самореализации.

Содержание работы

1. Феномен человека: проблема соотношения биологического, социального и духовного в человеке 3
1.1. Феномен человека в современных представлениях 3
1.2. Структура природы человека 4
1.3. Проблема соотношений биологического, социального и духовного в человеческом поведении. 5
2. Личностно - деятельный подход в образовании 7
2.1. Общеметодологический смысл понятия «образование» 7
2.2. Образование как система 7
2.3 Личностно-деятельный подход в образовании 8
3. Учебная мотивация как необходимое условие эффективности обучения 10
3.1. Типы мотивов 10
3.2. Формирование мотивации обучения 10
Список используемой литературы 12

Файлы: 1 файл

Психология.docx

— 35.37 Кб (Скачать файл)

Содержание

1. Феномен человека: проблема соотношения биологического, социального и духовного в человеке 3

1.1. Феномен  человека в современных представлениях 3

1.2. Структура  природы человека 4

1.3. Проблема  соотношений биологического, социального  и духовного в человеческом  поведении. 5

2. Личностно  - деятельный подход в образовании 7

2.1. Общеметодологический смысл понятия «образование» 7

2.2. Образование как система 7

2.3 Личностно-деятельный  подход в образовании 8

3. Учебная мотивация как необходимое условие эффективности обучения 10

3.1. Типы мотивов 10

3.2. Формирование  мотивации обучения 10

Список используемой литературы 12

 

 

 

 

 

1. Феномен человека: проблема соотношения биологического, социального и духовного в человеке

1.1. Феномен человека в современных представлениях

 
        Характерное для нынешнего периода развития человечества, растущее его влияние на окружающую среду приводит к существенным её изменениям. Изменяющиеся условия обитания человека, в свою очередь, влияют на него самого, ускоряя его эволюцию. Оба этих взаимосвязанных процесса породили уже немало проблем, существенно влияющих на перспективы развития Человечества. Главная проблема выражается в возникшем противоречии между быстро изменяющимися условиями существования и свойствами самого человека.

Отмечается, что в настоящее  время наблюдаются признаки формирующегося нового человека, позволяющие быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям среды. Это проявляется в таких явлениях как акселерация, всё чаще встречаются случаи сенситивных возможностей, повышается интеллект, наблюдаются случаи воздействия на собственный организм и организм других людей с целью лечения, придания ему более совершенных функций и т.д. Подобные проявления особенно выражены у лиц, практикующих различные методы самореализации.

Приобретение новых качеств  и свойств и дальнейшее развитие существовавших ранее сопровождается очень серьезными переменами и событиями, чреватыми тяжелыми потерями. Формирование нового биологического вида приводит к возникновению принципиально новых общественных структур, взаимоотношений между их членами. И все это неизбежно отражается на самом человеке.

Таким образом, речь идет о  зарождении новой цивилизации и  это происходит с нарастающим ускорением. Человечество должно правильно оценивать происходящее и влиять на него, чтобы формирование нового биологического вида и новых общественных структур происходило с наименьшими потерями.

Учитывая колоссальные возможности, которыми будет располагать человек уже недалекого будущего, важно, чтобы он был высокодуховным. Актуальным в связи с этим является воздействие на современного человека с целью максимального развития его духовного потенциала. Иначе говоря, сейчас должен произойти переход от человека разумного к человеку духовному. Особый смысл в связи с этим приобретает обращение к практикам и духовным школам, позволяющим обеспечивать этот переход.

1.2. Структура природы человека

 
          В структуре природы человека можно обнаружить три составляющие её части: природа биологическая, природа социальная и природа духовная. 

В биологической природе  человека генетически закладывается  общее состояние здоровья и долголетие; темперамент, который бывает одним  из четырёх возможных типов: холерический, сангвинистический, меланхолический и флегматический; таланты и склонности. При этом следует учесть, что каждый человек - это биологически не повторный организм.

Общество - это объединение  людей для совместного производства, распределения и потребления  материальных и духовных благ; для  воспроизводства рода своего и своего образа жизни. В процессе усвоения элементов общественной жизни кандидат на человека превращается в настоящего человека. Процесс приобретения новорожденным элементов общественной жизни называется социализацией человека. Огромное влияние на формирование мировоззрения человека оказывает воспитание. Оно осуществляется системой семейного, общественного и государственного воспитания через детские ясли и садики, школу. Ещё большее влияние на формирование того или иного типа мировоззрения оказывает социальное положение человека.

Духовный мир человека непосредственно рождается в  процессе деятельности его психики. А в психике человека различаются три составные части: Ум, Чувства и Воля. Следовательно, в духовном мире человека нет ничего другого, кроме элементов интеллектуальной и эмоциональной деятельности и волевых побуждений. 

 
1.3. Проблема соотношений биологического, социального и духовного в человеческом поведении.

 
          Включенность человека сразу в два мира — в мир общества и в мир органической природы — порождает немало проблем, касающихся как актуального существования людей, так и связанных с объяснением самой природы человека.

Признавая, что каждый человек  уникален, своеобразен, неповторим, в практической жизни мы, однако, группируем людей по различным признакам, из которых одни (скажем, пол, возраст) определяются биологически, другие — социально, а некоторые взаимодействием биологического и социального. Возникает вопрос, какое же значение в жизни общества имеют биологически обусловленные различия между людьми и группами людей?

Уникальность каждого  человека—факт первостепенной философско-мировоззренческой  важности. Признание бесконечного многообразия рода человеческого, а, следовательно, и бесконечного разнообразия способностей и дарований, которыми могут обладать люди, есть один из основополагающих принципов гуманизма.

Биологическая и социальная формы движения материи «соседствуют»  в эволюционной картине мира: в  ходе поступательного развития материи на базе ее биологической формы возникает качественно новое явление — общество. Поэтому взаимодействие закономерностей этих уровней в действительности создает сложный комплекс проблем, касающихся роли и места каждого из них в различных сферах социального. Вследствие этого образуется богатейшая гносеологическая почва для метафизических и идеалистических ошибок, которые подкрепляются и закрепляются классовым интересом и включаются в идеологическое обращение. Наиболее распространенная из ошибок связана с таким сведением (редуцированием) социального к биологическому, которое ведет к подмене первого вторым.

Характерное для социологизаторских трактовок пренебрежение к биологическому в человеке отчасти коренится в христианской традиции, в которой духовное резко противопоставлялось телесному, плотскому как возвышенное — низменному. И хотя в целом различения социального и биологического, с одной стороны, духовного и телесного—с другой, не совпадают, однако между ними есть и определенные пересечения.

К. Маркс, подчеркивал, что  определяющим в человеке является социальное. Человек и общество неразрывны: только в обществе, в рамках конкретных социальных образований, он реализуется как человек.

Определяя социальную сущность человека, подчеркивая значение его  общественных связей и характеристик, марксизм отнюдь не нивелирует особенностей отдельных индивидов, не принижает их специфических качеств как личностей, наделенных характером, волей, способностями и страстями.

Естественный отбор уже  давно не имеет решающего значения в жизнедеятельности людей. Это обстоятельство погасило для них биологическую эволюцию в виде расо - и видообразования. Генетика свидетельствует о том, что наследственный потенциал человека неисчерпаем и может сохраняться неограниченно долгое время. В то же время социальные условия существования людей стали все больше определять их развитие и развитие общества.

 

 

2. Личностно - деятельный  подход в образовании

2.1. Общеметодологический смысл понятия «образование»

Образование традиционно  определяется как создание человека по образу и подобию. В этом определении может содержаться и глубокий религиозный смысл, и светская культурно-историческая трактовка этого понятия. Истоки самого понятия «образование», как известно, находятся в раннем средневековье, соотносясь с понятием «образ», «образ Божий». Начиная с Возрождения, когда человек сам становится ценностью, образование рассматривается как способ его саморазвития, приобщения, вхождения в культуру, в мир, в общение с другими людьми. Образование становится способом создания своего образа, лика, личности. При этом образ культуры проецируется на содержание, организацию и методы, используемые в образовании.

2.2. Образование как система

Образование как система  может рассматриваться в трех измерениях, в качестве которых выступают:

· социальный масштаб рассмотрения, т. е. образование в мире, определенной стране, обществе, регионе, организации и т. д. Здесь же рассматривается система государственного, частного, общественного, светского, клериканского и т. д. образования;

· ступень образования (дошкольное, школьное с его внутренней градацией на начальную неполную среднюю и полную среднюю школу; высшее с различными уровнями; углубленная подготовка специалиста, бакалавриат, магистратура; учреждения повышения квалификации; аспирантура, докторантура);

· профиль образования: общее, специальное (математическое, гуманитарное, естественнонаучное и т. д.), профессиональное, дополнительное.

2.3 Личностно-деятельный подход  в образовании

При анализе учебного процесса категория  «подход» традиционно рассматривается с позиции обучающего, т.е. учителя, преподавателя. Личностно-деятельностный подход к обучению разрабатывался преимущественно как субъектно-ориентированная организация и управление педагогом учебной деятельностью ученика при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную и коммуникативную компетентность обучающегося, но и его самого как личность. В то же время стало очевидным, что личностно-деятельностный подход может рассматриваться и с позиции ученика. Основываясь на определении учебной деятельности Д.Б. Эльконина, согласно которому ее специфика состоит в том, что она направлена на развитие и саморазвитие субъекта этой деятельности, был поставлен вопрос о двойственной направленности личностно-деятельностного подхода: с позиции педагога и с позиции ученика. Такая постановка вопроса «встречается» с результатами многолетних исследований (И.С. Якиманская, А.К. Маркова, Л.Б. Орлов и др.), показавших неоспоримость значения не только учета, но и специальной организации в процессе обучения целого ряда индивидуально-психологических характеристик обучающегося: мотивации, адаптации, способностей, коммуникативности, уровня притязаний, самооценки, когнитивного стиля и т.д.

По своему определению термин «подход  к обучению» многозначен: а) мировоззренческая категория, в которой отражаются социальные установки субъектов обучения как носителей общественного сознания; б) глобальная и системная организация и самоорганизация образовательного процесса, включающая все его компоненты и прежде всего самих субъектов педагогического взаимодействия: учителя (преподавателя) и ученика (студента). Подход как категория шире понятия «стратегия обучения» - он включает ее в себя, определяя методы, формы, приемы обучения.

Основы личностно-деятельностного подхода были заложены в психологии работами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, где личность рассматривалась как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения.

Определяя личностно-деятельностный подход как единство его личностного и деятельностного компонентов, отметим, что первый соотносится с личностным или, как в последнее время он определяется, личностно ориентированным (И.О. Якиманская. Е.В. Бондаревская, М.Н. Берулава, В.В. Сериков и др.) подходом. Как подчеркивал С.Л. Рубинштейн, «в психическом облике личности выделяются различные сферы, или черты, характеризующие разные стороны личности.

Личностно-деятельностный подход в своем личностном компоненте предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся - его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т.е. ученик, студент как личность. Исходя из интересов обучающегося, уровня его знаний и умений, учитель (преподаватель) определяет учебную цель занятия и формирует, направляет и корригирует весь образовательный процесс в целях развития личности обучающегося. Личностный компонент личностно-деятельностного подхода предполагает, что в процессе преподавания любого учебного предмета максимально учитываются национальные, половозрастные, индивидуально-психологические, статусные особенности обучающегося.

Определяющей человеческую деятельность характеристикой является ее целенаправленность. Цель деятельности, точнее, действий, входящих в нее, есть ее интегрирующее и  направляющее начало. В общеметодологическом плане цель характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и ее реализации с помощью определенных средств.

3. Учебная мотивация как необходимое условие эффективности           обучения

3.1. Типы мотивов

Выделяют несколько типов  мотивации, связанной с результатами учения: 
•          мотивация, которая условно может быть названа отрицательной. Подразумевают побуждения школьника, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться (укоры со стороны родителей, учителей, одноклассников и т.п.).  
•          мотивация, имеющая положительный характер, но также связанная с мотивами, заложенными вне самой учебной деятельности. Эта мотивация выступает в двух формах. В одном случае такая положительная мотивация определяется весомыми для личности социальными устремлениями (чувство гражданского долга перед страной, перед близкими). Другая форма мотивации определяется узколичными мотивами: одобрение окружающих, путь к личному благополучию и т.п.

Информация о работе Феномен человека: проблема соотношения биологического, социального и духовного в человеке