Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 14:58, реферат
Отмечается, что в настоящее время наблюдаются признаки формирующегося нового человека, позволяющие быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям среды. Это проявляется в таких явлениях как акселерация, всё чаще встречаются случаи сенситивных возможностей, повышается интеллект, наблюдаются случаи воздействия на собственный организм и организм других людей с целью лечения, придания ему более совершенных функций и т.д. Подобные проявления особенно выражены у лиц, практикующих различные методы самореализации.
1. Феномен человека: проблема соотношения биологического, социального и духовного в человеке 3
1.1. Феномен человека в современных представлениях 3
1.2. Структура природы человека 4
1.3. Проблема соотношений биологического, социального и духовного в человеческом поведении. 5
2. Личностно - деятельный подход в образовании 7
2.1. Общеметодологический смысл понятия «образование» 7
2.2. Образование как система 7
2.3 Личностно-деятельный подход в образовании 8
3. Учебная мотивация как необходимое условие эффективности обучения 10
3.1. Типы мотивов 10
3.2. Формирование мотивации обучения 10
Список используемой литературы 12
Содержание
1. Феномен человека: проблема соотношения биологического, социального и духовного в человеке 3
1.1. Феномен
человека в современных
1.2. Структура природы человека 4
1.3. Проблема соотношений биологического, социального и духовного в человеческом поведении. 5
2. Личностно
- деятельный подход в
2.1. Общеметодологический смысл понятия «образование» 7
2.2. Образование как система 7
2.3 Личностно-деятельный подход в образовании 8
3. Учебная мотивация как необходимое условие эффективности обучения 10
3.1. Типы мотивов 10
3.2. Формирование мотивации обучения 10
Список используемой литературы 12
Характерное для
нынешнего периода развития человечества,
растущее его влияние на окружающую среду
приводит к существенным её изменениям.
Изменяющиеся условия обитания человека,
в свою очередь, влияют на него самого,
ускоряя его эволюцию. Оба этих взаимосвязанных
процесса породили уже немало проблем,
существенно влияющих на перспективы
развития Человечества. Главная проблема
выражается в возникшем противоречии
между быстро изменяющимися условиями
существования и свойствами самого человека.
Отмечается, что в настоящее время наблюдаются признаки формирующегося нового человека, позволяющие быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям среды. Это проявляется в таких явлениях как акселерация, всё чаще встречаются случаи сенситивных возможностей, повышается интеллект, наблюдаются случаи воздействия на собственный организм и организм других людей с целью лечения, придания ему более совершенных функций и т.д. Подобные проявления особенно выражены у лиц, практикующих различные методы самореализации.
Приобретение новых качеств и свойств и дальнейшее развитие существовавших ранее сопровождается очень серьезными переменами и событиями, чреватыми тяжелыми потерями. Формирование нового биологического вида приводит к возникновению принципиально новых общественных структур, взаимоотношений между их членами. И все это неизбежно отражается на самом человеке.
Таким образом, речь идет о зарождении новой цивилизации и это происходит с нарастающим ускорением. Человечество должно правильно оценивать происходящее и влиять на него, чтобы формирование нового биологического вида и новых общественных структур происходило с наименьшими потерями.
Учитывая колоссальные возможности, которыми будет располагать человек уже недалекого будущего, важно, чтобы он был высокодуховным. Актуальным в связи с этим является воздействие на современного человека с целью максимального развития его духовного потенциала. Иначе говоря, сейчас должен произойти переход от человека разумного к человеку духовному. Особый смысл в связи с этим приобретает обращение к практикам и духовным школам, позволяющим обеспечивать этот переход.
В структуре
природы человека можно обнаружить три
составляющие её части: природа биологическая,
природа социальная и природа духовная.
В биологической природе человека генетически закладывается общее состояние здоровья и долголетие; темперамент, который бывает одним из четырёх возможных типов: холерический, сангвинистический, меланхолический и флегматический; таланты и склонности. При этом следует учесть, что каждый человек - это биологически не повторный организм.
Общество - это объединение
людей для совместного
Духовный мир человека непосредственно рождается в процессе деятельности его психики. А в психике человека различаются три составные части: Ум, Чувства и Воля. Следовательно, в духовном мире человека нет ничего другого, кроме элементов интеллектуальной и эмоциональной деятельности и волевых побуждений.
Включенность
человека сразу в два мира — в мир общества
и в мир органической природы — порождает
немало проблем, касающихся как актуального
существования людей, так и связанных
с объяснением самой природы человека.
Признавая, что каждый человек уникален, своеобразен, неповторим, в практической жизни мы, однако, группируем людей по различным признакам, из которых одни (скажем, пол, возраст) определяются биологически, другие — социально, а некоторые взаимодействием биологического и социального. Возникает вопрос, какое же значение в жизни общества имеют биологически обусловленные различия между людьми и группами людей?
Уникальность каждого человека—факт первостепенной философско-мировоззренческой важности. Признание бесконечного многообразия рода человеческого, а, следовательно, и бесконечного разнообразия способностей и дарований, которыми могут обладать люди, есть один из основополагающих принципов гуманизма.
Биологическая и социальная формы движения материи «соседствуют» в эволюционной картине мира: в ходе поступательного развития материи на базе ее биологической формы возникает качественно новое явление — общество. Поэтому взаимодействие закономерностей этих уровней в действительности создает сложный комплекс проблем, касающихся роли и места каждого из них в различных сферах социального. Вследствие этого образуется богатейшая гносеологическая почва для метафизических и идеалистических ошибок, которые подкрепляются и закрепляются классовым интересом и включаются в идеологическое обращение. Наиболее распространенная из ошибок связана с таким сведением (редуцированием) социального к биологическому, которое ведет к подмене первого вторым.
Характерное для социологизаторских трактовок пренебрежение к биологическому в человеке отчасти коренится в христианской традиции, в которой духовное резко противопоставлялось телесному, плотскому как возвышенное — низменному. И хотя в целом различения социального и биологического, с одной стороны, духовного и телесного—с другой, не совпадают, однако между ними есть и определенные пересечения.
К. Маркс, подчеркивал, что определяющим в человеке является социальное. Человек и общество неразрывны: только в обществе, в рамках конкретных социальных образований, он реализуется как человек.
Определяя социальную сущность человека, подчеркивая значение его общественных связей и характеристик, марксизм отнюдь не нивелирует особенностей отдельных индивидов, не принижает их специфических качеств как личностей, наделенных характером, волей, способностями и страстями.
Естественный отбор уже давно не имеет решающего значения в жизнедеятельности людей. Это обстоятельство погасило для них биологическую эволюцию в виде расо - и видообразования. Генетика свидетельствует о том, что наследственный потенциал человека неисчерпаем и может сохраняться неограниченно долгое время. В то же время социальные условия существования людей стали все больше определять их развитие и развитие общества.
Образование традиционно определяется как создание человека по образу и подобию. В этом определении может содержаться и глубокий религиозный смысл, и светская культурно-историческая трактовка этого понятия. Истоки самого понятия «образование», как известно, находятся в раннем средневековье, соотносясь с понятием «образ», «образ Божий». Начиная с Возрождения, когда человек сам становится ценностью, образование рассматривается как способ его саморазвития, приобщения, вхождения в культуру, в мир, в общение с другими людьми. Образование становится способом создания своего образа, лика, личности. При этом образ культуры проецируется на содержание, организацию и методы, используемые в образовании.
Образование как система может рассматриваться в трех измерениях, в качестве которых выступают:
· социальный масштаб рассмотрения, т. е. образование в мире, определенной стране, обществе, регионе, организации и т. д. Здесь же рассматривается система государственного, частного, общественного, светского, клериканского и т. д. образования;
· ступень образования (дошкольное, школьное с его внутренней градацией на начальную неполную среднюю и полную среднюю школу; высшее с различными уровнями; углубленная подготовка специалиста, бакалавриат, магистратура; учреждения повышения квалификации; аспирантура, докторантура);
· профиль образования: общее, специальное (математическое, гуманитарное, естественнонаучное и т. д.), профессиональное, дополнительное.
При анализе учебного процесса категория «подход» традиционно рассматривается с позиции обучающего, т.е. учителя, преподавателя. Личностно-деятельностный подход к обучению разрабатывался преимущественно как субъектно-ориентированная организация и управление педагогом учебной деятельностью ученика при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную и коммуникативную компетентность обучающегося, но и его самого как личность. В то же время стало очевидным, что личностно-деятельностный подход может рассматриваться и с позиции ученика. Основываясь на определении учебной деятельности Д.Б. Эльконина, согласно которому ее специфика состоит в том, что она направлена на развитие и саморазвитие субъекта этой деятельности, был поставлен вопрос о двойственной направленности личностно-деятельностного подхода: с позиции педагога и с позиции ученика. Такая постановка вопроса «встречается» с результатами многолетних исследований (И.С. Якиманская, А.К. Маркова, Л.Б. Орлов и др.), показавших неоспоримость значения не только учета, но и специальной организации в процессе обучения целого ряда индивидуально-психологических характеристик обучающегося: мотивации, адаптации, способностей, коммуникативности, уровня притязаний, самооценки, когнитивного стиля и т.д.
По своему определению термин «подход к обучению» многозначен: а) мировоззренческая категория, в которой отражаются социальные установки субъектов обучения как носителей общественного сознания; б) глобальная и системная организация и самоорганизация образовательного процесса, включающая все его компоненты и прежде всего самих субъектов педагогического взаимодействия: учителя (преподавателя) и ученика (студента). Подход как категория шире понятия «стратегия обучения» - он включает ее в себя, определяя методы, формы, приемы обучения.
Основы личностно-
Определяя личностно-деятельностный подход как единство его личностного и деятельностного компонентов, отметим, что первый соотносится с личностным или, как в последнее время он определяется, личностно ориентированным (И.О. Якиманская. Е.В. Бондаревская, М.Н. Берулава, В.В. Сериков и др.) подходом. Как подчеркивал С.Л. Рубинштейн, «в психическом облике личности выделяются различные сферы, или черты, характеризующие разные стороны личности.
Личностно-деятельностный подход в своем личностном компоненте предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся - его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т.е. ученик, студент как личность. Исходя из интересов обучающегося, уровня его знаний и умений, учитель (преподаватель) определяет учебную цель занятия и формирует, направляет и корригирует весь образовательный процесс в целях развития личности обучающегося. Личностный компонент личностно-деятельностного подхода предполагает, что в процессе преподавания любого учебного предмета максимально учитываются национальные, половозрастные, индивидуально-психологические, статусные особенности обучающегося.
Определяющей человеческую деятельность характеристикой является ее целенаправленность. Цель деятельности, точнее, действий, входящих в нее, есть ее интегрирующее и направляющее начало. В общеметодологическом плане цель характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и ее реализации с помощью определенных средств.
Выделяют несколько типов
мотивации, связанной с результатами
учения:
• мотивация, которая условно может быть
названа отрицательной. Подразумевают
побуждения школьника, вызванные осознанием
определенных неудобств и неприятностей,
которые могут возникнуть, если он не будет
учиться (укоры со стороны родителей, учителей,
одноклассников и т.п.).
• мотивация, имеющая положительный характер,
но также связанная с мотивами, заложенными
вне самой учебной деятельности. Эта мотивация
выступает в двух формах. В одном случае
такая положительная мотивация определяется
весомыми для личности социальными устремлениями
(чувство гражданского долга перед страной,
перед близкими). Другая форма мотивации
определяется узколичными мотивами: одобрение
окружающих, путь к личному благополучию
и т.п.