Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 14:58, реферат
Отмечается, что в настоящее время наблюдаются признаки формирующегося нового человека, позволяющие быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям среды. Это проявляется в таких явлениях как акселерация, всё чаще встречаются случаи сенситивных возможностей, повышается интеллект, наблюдаются случаи воздействия на собственный организм и организм других людей с целью лечения, придания ему более совершенных функций и т.д. Подобные проявления особенно выражены у лиц, практикующих различные методы самореализации.
1. Феномен человека: проблема соотношения биологического, социального и духовного в человеке 3
1.1. Феномен человека в современных представлениях 3
1.2. Структура природы человека 4
1.3. Проблема соотношений биологического, социального и духовного в человеческом поведении. 5
2. Личностно - деятельный подход в образовании 7
2.1. Общеметодологический смысл понятия «образование» 7
2.2. Образование как система 7
2.3 Личностно-деятельный подход в образовании 8
3. Учебная мотивация как необходимое условие эффективности обучения 10
3.1. Типы мотивов 10
3.2. Формирование мотивации обучения 10
Список используемой литературы 12
Принято различать две
большие группы учебных мотивов: познавательны
Сильный внутренний
мотив - познавательный интерес. Г.И. Щукина
считает, что познавательный интерес занимает
одно из центральных мест среди других
мотивов учения и как мотив учения носит
бескорыстный характер. Другие исследователи
(В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, А.К. Маркова)
считают, что для формирования теоретического
познавательного интереса немалое значение
имеет характер учебной деятельности.
Учебная деятельность, по мнению В.В. Давыдова,
должна отвечать следующим требованиям:
а) объектом усвоения должны быть теоретические
понятия; б) процесс усвоения должен протекать
так, чтобы перед детьми раскрывались
условия происхождения понятий; в) результатом
усвоения должно быть формирование специфической
учебной деятельности, которая имеет свою
особую структуру с такими компонентами,
как учебная ситуация, задача, учебные
действия, действия контроля и оценки.
В формировании мотивов учения значительную роль играют словесные подкрепления, оценки, характеризующие учебную деятельность ученика. Она информирует школьника о состоянии его знаний, об успехе или неуспехе в данной ситуации, выражает мнение учителя о нем. Каждая из этих сторон оценки на уроке в той или иной форме является побуждением к действию или к знанию и в этом смысле обладает своеобразной стимуляционной силой. Ученый объединяет все оценки в три группы: исходные, отрицательные, положительные. К исходным он относит отсутствие оценки, опосредованную (оценка одного ученика через оценку другого) и неопределенную оценки. К отрицательным оценкам относятся замечание, отрицание, порицание, к положительным - согласие, одобрение, ободрение. Каждый ее вид определенным образом влияет на учение и в целом на личность учащегося.
Отрицательное отношение к учению может быть вызвано рядом причин. Это могут быть субъективные причины, связанные с особенностями самих школьников. Например: отсутствие соответствующей положительной мотивации ученика (отсутствие учебных, научных, профессиональных интересов, отсутствие убежденности в необходимости широкого образования, обедненные идеалы, преобладание узколичных материальных потребностей и пр.). Например, у учащегося проявляется интерес и желание действовать, но нет возможности действовать, отсутствует успех в деятельности. Это может быть связано с низким уровнем знаний, умений; низким уровнем умственной деятельности; отсутствием соответствующих волевых качеств.