Феномен группового давления. Конформизм, нонконформизм и негативизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 23:13, реферат

Описание работы

Мы наглядно видим, как групповое давление влияет на индивида и на общество, а так же наблюдаем плоды его воздействия в виде формирования определенных норм поведения и восприятия окружающей действительности у людей. Исследование таких явлений как конформизм, нонконформизм и негативизм очень важно, ведь они во многом предопределяют поведение индивида и позволяют лучше его понять. В работе педагога понимание ребенка одна из доминирующих целей, потому что именно этот фактор лежит в основе разработки индивидуального подхода к каждому ученику, который призван повысить продуктивность и эффективность обучения.

Содержание работы

Понятие группового давления , его формы и способы воздействия
Конформизм
Нонкомформизм
Негативизм
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Маркина А. 101.doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО 

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Московский педагогический государственный университет»

 

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по Психологии

 

Феномен группового давления. Конформизм, нонконформизм и негативизм.

 

Студента 1 курса, 101 группы

Маркиной А.А.

 

Научный руководитель:

Преподаватель психологии Бусарова О. Р.

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва – 2013

 

 

Содержание:

 

  • Понятие группового давления , его формы и способы воздействия
  • Конформизм
  • Нонкомформизм
  • Негативизм
  • Заключение
  • Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие группового давления, его формы и способы воздействия.

 

Групповое давление – это инструмент воздействия группы на человека, суть которого в преднамеренном или невольном создании группой для человека физических или моральных обстоятельств, побуждающих его выбрать подчинение выбору группы.

Можно выделить следующие  функции группового давления: 
1)стремление обеспечить достижение групповых целей; 
2)  сохранение группы как целого;

3) разъяснение членам группы тех принципов жизни и деятельности, на которые они должны ориентироваться;

4)определение членами группы своего отношения к социальному окружению. 
Давление — важный механизм поддержания внутренней однородности и целостности малой группы. Значение его в том, что оно служит поддержанию общего постоянства и сплоченности в изменяющихся условиях совместной деятельности.

 

Этот феномен известен с самых древних, едва ли не первобытных времен. Во все века окружение оказывало немалое влияние на человека. И если в

человек не хотел принимать  мнение большинства, следовать его  указаниям, то групповое давление активно  использовалось. Это могло быть всеобщее осуждение, изгнание человека из общества или игнорирование его существование. Могли быть  и более узкие методы воздействия – просьба или приказ, а иногда даже и угроза. Ярким примером может послужить случай с убеждениями Галилео Галилея, от которых он отрекся, чтобы избежать смертной казни. Групповое давление в данной ситуации привело к тому результату, что соответствовал убеждениям и желаниям общества в тот период. Но такое происходит не всегда. Противопоставить Галилею можно его коллегу Джордано Бруно, который оставался верен себе до последнего вдоха.

Следует не забывать, что у члена группы всегда есть выбор подчиниться или не подчиниться групповому давлению, а, подчиняясь, выбрать степень подчинения: от присвоения групповой нормы как своей собственной, до обмана — притворства, что он оправдывает ожидания группы. Важно и то, что человек может приписать группе собственные требования к себе, которых у группы нет, и переживать их как групповое давление. Последнее может оказываться причиной конфликтов с группой. Проекция собственных требований к себе на группу часто служит средством освобождения себя от ответственности за собственные побуждения и поступки, средством перекладывания ответственности на других. Лекарством от нежелательного группового давления становится ответственное участие в группе, в отношениях с ее представителями, то есть забота о группе, о другом человеке, ответственность за себя и за другого. Такая ответственность делает нас равноправными партнерами с группой, с другим человеком. Нормы группы тогда становятся нашими нормами. У нас появляется свобода ими распорядиться, следовать им или нет, свобода отменить эти нормы вовсе. Забота о другом, о группе ставит интересы других вровень с нашими.  Освобождение от избыточного группового давления и формирование свободного партнерства с окружением, с другим индивидуумом требует отречения от претензий на опеку со стороны других, на жизнь в защищенном мире, на какие-то гарантии на будущее. К сожалению, такой решение не всем может быть по силам, может победить желание сохранить детские мечты, что заставит продолжать искать опору в группе, в религии и так далее. Вместе с иллюзией безопасности они предпочитают групповое давление и страх быть отвергнутым за неподчинение. А индивид, который выбрал ответственность, свободен от подчинения давлению социума. Такой индивид получает возможность применять групповое давление во благо, используя его в качестве мотивации для мобилизации.

 

В основном, групповое  давление более ярко проявляется  в малых группах, чем в больших. Открытое влияние окружения в больших группах просто может быть не замечено, так как состав их огромен, и каждый представитель может так же состоять в нескольких малых группах, оказывающих на него своё давление. На большие группы влияют глобальные приказы или скрытое давление, каким можно считать, например, точки зрения, выражаемые в СМИ  или  новые моральные нормы. Без группового давления в мире бы, скорее всего, царил бы абсолютный хаос. Люди следовали бы исключительно своим желаниям, действия их не регулировались бы никем. Положительная сторона в существовании группового давления - это та стабильность, которую оно позволяет создать. Без его зарождения не сформировались бы общепринятые нормы поведения, они бы не прививались бы новым членам общества, не носили бы постоянный характер. Это давление – своеобразный тормоз для каждой личности, контролирующий её поведение в социуме, которое не должно стать асоциальным. Но иногда групповое давление оказывается даже слишком сильным, результатом его воздействия может стать полная потеря человеком собственного мнения, взглядов. Использование понятия индивидуальность по отношению к такому человеку ставится под вопрос, так как он теряет немалую часть тех черт, что должны были делать его отличающимся от остальных. В таком случае он начинает зависеть от любой перемены общественных настроений и ориентиров. Даже самое незначительное изменение может восприниматься таким человеком очень болезненно, даже привести к неисправимому результату. Это можно считать высшим, крайним проявлением конформизма, речь о котором пойдет дальше.

 

 

Конформизм.

 

Конформизм (от лат. подобный, сообразный) — податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства. Традиционно выделяют два вида конформизма: внутренний и внешний. В XXI первом веке, по сравнению с предыдущими столетиями, очень сложно определить, какой из типов преобладает в обществе.

Философ-неофрейдист Эрих Фромм уделил большое внимание тому, что он назвал автоматизирующей ролью конформизма (англ. automation conformity). Конформизм, по его мнению, является широко распространённой в современном обществе защитной формой поведения — человек, использующий конформизм, перестает быть самим собой, полностью усваивает тот тип личности, который ему предлагают модели культуры, и полностью становится таким, как другие, и каким они его ожидают увидеть. Фромм считает, что это позволяет человеку не испытывать чувства одиночества и тревожности, однако ему приходится расплачиваться за это потерей своего «Я».

Факторы, влияющие на конформизм:

  • индивидуально-психологические особенности индивида (уровень интеллекта, степень внушаемости, устойчивость самооценки, уровень самоуважения, потребность в одобрении и так далее).
  • микросоциальные характеристики индивида (статус и роль индивида в группе, значимость группы для индивида и так далее).
  • ситуационные характеристики (личностная значимость обсуждаемых проблем для индивида, уровень компетентности индивида и членов сообщества, принимается ли решение публично, в узком кругу или наедине и так далее).
  • половозрастные характеристики индивида

Люди с заниженной самооценкой больше подвержены групповому давлению, чем люди, обладающие высокой самооценкой. Кроме того, можно говорить и о культурных различиях: установлено, что норвежцы ведут себя более конформно, чем французы, а японские студенты в большей степени готовы оказаться в положении меньшинства, чем американские.

Нельзя и сбрасывать со счетов и половые различия: так, женщины, сталкиваясь лицом к лицу с единодушным суждением группы, ведут себя более конформно, чем мужчины. Однако эти различия оказались невелики. Не менее важен и состав самой группы, оказывающей давление на индивида. Наиболее эффективно навязывание конформного поведения достигается в случае, когда группа состоит из авторитетных экспертов, или когда члены группы по тем или иным причинам значимы для индивида, или когда члены группы по каким-то параметрам «сравнимы» с индивидом (то есть принадлежат к одной среде).

Многие эти факторы  исследовались экспериментально. Одним  из самым известных и ярких  является эксперимент, проведенный  в 1951 году.

В экспериментах во главе с Соломоном Ашем студентов просили, чтобы они участвовали в проверке зрения. В действительности в большинстве экспериментов все участники, кроме одного, были «подсадными утками», а исследование заключалось в том, чтобы проверить реакцию одного студента на поведение большинства. Их задачей было по сигналу одновременно дать один и тот же неправильный ответ на вопрос.  
Эксперимент должен был показать, пойдёт ли одиночка против толпы, даже если толпа совершенно точно не права. Вопросы были из разряда: «Длина, какой из линий справа равна длине линии слева?» Чтобы дать правильный ответ, особых способностей не требуется, однако целых 37 процентов испытуемых отвечали неверно, если так же поступали все остальные.  
Когда независимых испытуемых было двое, или когда один из подставных участников получал задание давать правильные ответы, количество ошибок падало более чем в четыре раза. Когда кто-то из «подставных» давал неверные ответы, но так же не совпадающие с основным, ошибка также сокращалась: до 9-12 % в зависимости от радикализма «третьего мнения».  
Действительно ли испытуемые меняли свое мнение под давлением группы? Или они соглашались только «для вида»? При повторении эксперимента Аша, когда испытуемому, услышавшему ответы «подставных» членов группы, разрешали давать свой ответ экспериментатору наедине, - испытуемые отвечали верно, и тем чаще, чем больше были уверены в том, что разговор идет с глазу на глаз. Этот результат устойчиво повторялся, вне зависимости от того, судили ли испытуемые о длине отрезков, о числе ударов метронома или об эстетической ценности произведения современного искусства.

В ситуациях, смоделированных Ашем, одним из решающих факторов было единодушие большинства.

Если к испытуемому  присоединяется хотя бы один «союзник», давший правильный ответ, то тенденция  подчиниться ошибочному суждению большинства  резко падает. Фактически, даже если единодушие разрушено «не союзником», власть группы все равно серьезно ослабевает. Иначе говоря, если один из членов группы тоже дает неправильный ответ, который, однако, отличается от ошибочного ответа большинства (в нашем примере он называет отрезок С, в то время как вся остальная группа указывает на А), то присутствие еще одного «диссидента» серьезно уменьшает давление, вызывающее конформное поведение, и испытуемый, весьма вероятно, даст правильный ответ.

Если группа была единодушна в своих ответах, то ее размер был  уже не столь важен: она могла состоять и из трех человек, и из шестнадцати, степень конформности испытуемого была примерно одинаковой.

Один из способов уменьшить  конформность по отношению к групповому давлению - это подтолкнуть человека к тому, чтобы он каким-то образом закрепил верность своему первоначальному суждению. Так, если испытуемому предоставляли право высказаться первым, то, несмотря на единодушие группы в неверных ответах, он уже гораздо реже менял первоначальное мнение.

Конформность – понятие, вытекающее из понятия конформизма. Это свойство личности, выражающееся в склонности к конформи́зму, то есть изменению индивидуумом установок, мнений, восприятия, поведения и так далее в соответствии с теми, которые господствуют в данном обществе или в данной группе. Конформности часто противопоставляется индивидуализм, хотя такое противопоставление является не совсем точным и верным. Индивидуали́зм — моральное, политическое и социальное мировоззрение, которое подчеркивает индивидуальную свободу, первостепенное значение личности, личную независимость и исповедует принцип «полагаться на самого себя». Индивидуализм противопоставляет себя идее и практике подавления личности, в особенности, если это подавление производится обществом или государством. Давление не является синонимом подавления, а групповое давление не ограничивает личную свободу человека, лишь регулирует её. Поэтому, в качестве «сил», противостоящих конформизму,  вернее  выбирать такие  как нонкомформизм и негативизм. Но не стоит забывать, что и данное противопоставление некоторые учены считают не менее относительным, так как между этими формами поведения, стремлениями существует намного больше общих черт, чем может показаться на первый взгляд.

 

 

 

 

 

 

 

Нонконформизм.

Нонконформи́зм (от лат. non — «не» и позднее лат. conformis — «подобный», «сообразный») — стремление индивида придерживаться и отстаивать установки, мнения, результаты восприятия, поведение и так далее, прямо противоречащие тем, которые господствуют в данном обществе или группе. Часто считается синонимом понятия «негативизм» и антонимом понятия «конформизм». В некоторых случаях нонконформизмом называют просто готовность индивида отстаивать свою личную позицию в тех случаях, когда она противоречит позиции большинства. В таких случаях описанное в данной статье явление выделяют под названием «антиконформи́зм».

На уровне здравого смысла нонконформизм как протестная реакция на жизнь "как у всех", кажется противоположностью конформизма, однако между конформистами и нонконформистами есть то, что их объединяет: оба мыслят несамостоятельно. Конформист - как все. Нонконформист - тоже как все, только наоборот: наизнанку, в логике "Нет". Поведенческий негативизм конформиста нередко связан с тем, что конкретный индивид оказывается на стадии вхождения в группу, когда первостепенной личностной задачей для него выступает задача «быть и, главное, казаться не таким, как все». Нонконформизм - болезнь подростков. Он может проявляться в разной степени и формах. Зачастую, приверженность нонконформизму в старшем возрасте зависит от личных качеств и убеждений, которые формировались на протяжении долгого времени. Обычно нонконформистами считают новаторов в искусстве, видных представителей оппозиции или предводителей молодежных движений, отличающихся резким, асоциальным поведением.  В боле раннем возрасте, точнее в детстве, нонконформизм не проявляется так ярко, а вот такое явление, как негативизм встречается намного чаще.

Информация о работе Феномен группового давления. Конформизм, нонконформизм и негативизм