Феномен группового давления. Конформизм, нонконформизм и негативизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 23:13, реферат

Описание работы

Мы наглядно видим, как групповое давление влияет на индивида и на общество, а так же наблюдаем плоды его воздействия в виде формирования определенных норм поведения и восприятия окружающей действительности у людей. Исследование таких явлений как конформизм, нонконформизм и негативизм очень важно, ведь они во многом предопределяют поведение индивида и позволяют лучше его понять. В работе педагога понимание ребенка одна из доминирующих целей, потому что именно этот фактор лежит в основе разработки индивидуального подхода к каждому ученику, который призван повысить продуктивность и эффективность обучения.

Содержание работы

Понятие группового давления , его формы и способы воздействия
Конформизм
Нонкомформизм
Негативизм
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Маркина А. 101.doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Негативизм.

Негативизм (от лат. negatio – отрицание) — нежелание подвергаться воздействиям других людей, обусловленное не логикой реализации собственных задач, а отрицательным к ним отношением. Негативизм обусловлен действием психологической защиты в ответ на воздействия, которые противоречат внутренним смыслам субъекта. Чаще всего проявляется у детей по отношению к требованиям взрослых. Негативизм может выражаться как в отказе выполнять предъявляемые требования, так и выполнении действий, противоположных требуемым. Существует две формы проявления негативизма:

  • Активный негативизм отличается тем, что больные делают всё наоборот, о чем бы их ни попросили. Например, когда больного просят подать руку, он прячет ее; просят повернуться лицом — отворачивается в противоположную сторону.
  • При пассивном негативизме больной вовсе не выполняет просьб и требований; например, при просьбе сесть, остается стоять на прежнем месте.

У негативизма существует так же несколько разновидностей или так называемых уровней:

 

  • Негативизм коммуникативный (поверхностный): на уровне слов люди ругаются, возражают и обвиняют. При этом, что касается отношений и дел, это может быть и «негативный» человек, и позитивный, и любящий, и конструктивный.
  • Негативизм поведенческий: человек отказывает или делает всё наоборот, наперекор  требованиям и просьбам.
  • Пассивный негативизм: человек игнорирует просьбы и требования.
  • Активный негативизм (протестный) – человек выполняет всё с точностью наоборот, о чём бы его ни просили.
  • Негативизм может проявляться также в отношении к обществу или к группе: человеку кажется, что эти люди подавляют его индивидуальность, и он пытается всё сделать «не так, как другие».

Негативизм также  проявляется в восприятии жизни: человек имеет установку видеть в жизни сплошной негатив: вместо удач он видит ошибки, вместо возможностей – проблемы, а вместо достоинств — недостатки. Это так называемое негативное мировосприятие – когда человек воспринимает мир преимущественно через негативную установку, в темных и мрачных тонах, он привык во всем замечать только плохое. Негативное мировосприятие зачастую становится негативизмом в будущем - отношением к человеку или группе людей с негативным предубеждением.

Существует также  понятие глубинного негативизма: независимо от того, как человек будет общаться внешне, внутри он относится к другим с негативным предубеждением, он не доверяет людям, видит только умысел и вредительство, он обвиняет и подозревает людей, провоцирует негативизм у окружающих.

Иногда негативизму, как  форме поведения и восприятия, противопоставляется «позитивизм». Но такое противопоставление тоже не стоит считать верным, так как позитивистская теория была создана в качестве философского учения и мало основана на психологических исследованиях. Негативизм может со временем исчезать или компенсироваться более жизнерадостными взглядами на жизнь, тем самым сменяясь объективным восприятием реальности.

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Таким образом, мы наглядно видим, как групповое давление влияет на индивида и на общество, а так  же наблюдаем плоды его воздействия  в виде формирования определенных норм поведения и восприятия окружающей действительности у людей. Исследование таких явлений как конформизм, нонконформизм и негативизм очень важно, ведь они во многом предопределяют поведение индивида и позволяют лучше его понять. В работе педагога понимание ребенка одна из доминирующих целей, потому что именно этот фактор лежит в основе разработки индивидуального подхода к каждому ученику, который призван повысить продуктивность и эффективность обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

Кондратьев М. Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. СПб., 2005.

Майерс Д. Социальная психология. СПб., 2000.

Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. СПб., 2000.

Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. Олма-пресс. 2004.

 

Интернет – ресурсы

http://ru.wikipedia.org/


Информация о работе Феномен группового давления. Конформизм, нонконформизм и негативизм