Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 21:47, курсовая работа
Для многих из них виртуальный мир стал неотъемлемой частью повседневной жизни, без которой современный человек не мыслит полноценного существования, отдавая этому занятию всё больше времени, сил, материальных средств, что даёт повод говорить о новой форме психологического отклонения – Интернет-зависимости.
Цель курсовой работы: на основе анализа литературы и проведения исследования выяснить причины формирования Интернет-зависимости.
Введение
Глава 1. Интернет-аддикция как новый вид зависимости
1.1 Понятие Интернет-зависимости: характеристика, симптомы и разновидности
1.2 Факторы, предрасполагающие к Интернет-аддикции
1.3 Последствия Интернет-зависимости
Глава 2. Исследование по выявлению Интернет-зависимости и причин её формирования
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Таким образом, из 24 опрошенных 3-е являются обычными пользователями сети, 8 человек имеют некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением Интернетом, 13 оказались Интернет-аддиктами.
Второй этап. На втором этапе была проведена методика измерения уровня тревожности Тейлора (адаптация Т.А. Немчинова), впервые опубликованная в 1953 году (приложение 2). Методика состоит из 50 простых утверждений, для удобства пользования каждое утверждение предлагается обследуемому на отдельной карточке. Согласно инструкции, обследуемый откладывает вправо и влево карточки, в зависимости от того, согласен он или не согласен с содержащимися в них утверждениями. Набранная сумма баллов свидетельствует о:
40-50
баллов рассматриваются как
25-40 баллов свидетельствуют о высоком уровне тревоги;
15-25 баллов — о среднем (с тенденцией к высокому) уровне;
5-15 баллов — о среднем (с тенденцией к низкому) уровне;
0-5 баллов — о низком уровне тревоги.
Данные, полученные в результате проведения методики:
№ |
Испытуемые |
Количественные показатели (в баллах) |
Уровень тревожности |
1 |
Андрей К. |
5 |
низкий |
2 |
Валерий Р. |
16 |
средний |
3 |
Екатерина Г. |
26 |
высокий |
4 |
Юрий М. |
17 |
средний |
5 |
Оксана Д. |
25 |
средний |
6 |
Глеб М. |
37 |
высокий |
7 |
Александр К. |
43 |
очень высокий |
8 |
Кирилл В. |
9 |
средний |
9 |
Мария Я. |
28 |
высокий |
10 |
Ольга Н. |
24 |
средний |
11 |
Сергей Ж. |
32 |
высокий |
12 |
Виктор В. |
35 |
высокий |
13 |
Евгений Б. |
12 |
средний |
14 |
Арсен К. |
4 |
низкий |
15 |
Александр В. |
11 |
средний |
16 |
Елена К. |
23 |
средний |
17 |
Владимир Н. |
14 |
средний |
18 |
Сергей Ч. |
27 |
высокий |
19 |
Анастасия Р. |
9 |
средний |
20 |
Станислав Н. |
18 |
средний |
21 |
Роман В. |
22 |
средний |
22 |
Ксения А. |
31 |
высокий |
23 |
Николай Ж. |
27 |
высокий |
24 |
Руслан К. |
26 |
высокий |
Итак, в результате проведения этой методики я получила следующие показатели: 2-е опрошенных имеют низкий уровень тревожности, 12 – средний, 9 – высокий, 1 – очень высокий.
Третий
этап. Следующей была проведена методика
«Шкала депрессии Бека (1961)», в ходе которой
респондентам предлагался опросник, содержащий
21 категорию симптомов и жалоб (приложение
3). Каждая категория состоит из 4-5 утверждений,
соответствующих специфическим проявлениям/симптомам
депрессии. Эти утверждения ранжированы
по мере увеличения удельного вклада симптома
в общую степень тяжести депрессии. В соответствии
со степенью выраженности симптома, каждому
пункту присвоены значения от 0 (симптом
отсутствует, или выражен минимально)
до 3 (максимальная выраженность симптома).
При интерпретации данных учитывается
суммарный балл по всем категориям:
0-9 – отсутствие депрессивных симптомов;
10-15 – лёгкая депрессия (субдепрессия);
16-19 – умеренная депрессия;
20-29 – выраженная депрессия (средней тяжести);
30-63 – тяжёлая депрессия.
Данные, полученные в результате проведения методики:
№ |
Испытуемые |
Количественные показатели (в баллах) |
Уровень депрессии |
1 |
Андрей К. |
7 |
отсутствует |
2 |
Валерий Р. |
11 |
лёгкая |
3 |
Екатерина Г. |
12 |
лёгкая |
4 |
Юрий М. |
11 |
лёгкая |
5 |
Оксана Д. |
3 |
отсутствует |
6 |
Глеб М. |
18 |
умеренная |
7 |
Александр К. |
21 |
выраженная |
8 |
Кирилл В. |
4 |
отсутствует |
9 |
Мария Я. |
3 |
отсутствует |
10 |
Ольга Н. |
9 |
отсутствует |
11 |
Сергей Ж. |
19 |
умеренная |
12 |
Виктор В. |
26 |
выраженная |
13 |
Евгений Б. |
22 |
выраженная |
14 |
Арсен К. |
9 |
отсутствует |
15 |
Александр В. |
9 |
отсутствует |
16 |
Елена К. |
12 |
лёгкая |
17 |
Владимир Н. |
14 |
лёгкая |
18 |
Сергей Ч. |
3 |
отсутствует |
19 |
Анастасия Р. |
5 |
отсутствует |
20 |
Станислав Н. |
8 |
отсутствует |
21 |
Роман В. |
17 |
умеренная |
22 |
Ксения А. |
19 |
умеренная |
23 |
Николай Ж. |
18 |
умеренная |
24 |
Руслан К. |
14 |
лёгкая |
На основе табличных данных можно сказать о том, что: у 10-ти испытуемых депрессивного состояния не обнаружено, у 6-ти – субдепрессия, у 5-ти – умеренная депрессия и ещё у 3-х человек – выраженное депрессивное состояние.
№ |
Испытуемые |
Количественные показатели |
Уровень одиночества |
1 |
Андрей К. |
18 |
низкий |
2 |
Валерий Р. |
34 |
средний |
3 |
Екатерина Г. |
42 |
высокий |
4 |
Юрий М. |
43 |
высокий |
5 |
Оксана Д. |
38 |
средний |
6 |
Глеб М. |
48 |
высокий |
7 |
Александр К. |
54 |
высокий |
8 |
Кирилл В. |
39 |
средний |
9 |
Мария Я. |
12 |
низкий |
10 |
Ольга Н. |
45 |
высокий |
11 |
Сергей Ж. |
49 |
высокий |
12 |
Виктор В. |
51 |
высокий |
13 |
Евгений Б. |
35 |
средний |
14 |
Арсен К. |
16 |
низкий |
15 |
Александр В. |
52 |
высокий |
16 |
Елена К. |
53 |
высокий |
17 |
Владимир Н. |
44 |
высокий |
18 |
Сергей Ч. |
46 |
высокий |
19 |
Анастасия Р. |
32 |
средний |
20 |
Станислав Н. |
51 |
высокий |
21 |
Роман В. |
41 |
высокий |
22 |
Ксения А. |
42 |
высокий |
23 |
Николай Ж. |
56 |
высокий |
24 |
Руслан К. |
42 |
высокий |
№ |
Испытуемые |
Наличие Интернет-зависимости |
Уровень тревожности |
Уровень депрессии |
Уровень одиночества |
1 |
Андрей К. |
норма |
низкий |
отсутствует |
низкий |
2 |
Валерий Р. |
пограничное состояние |
средний |
лёгкая |
средний |
3 |
Екатерина Г. |
пограничное состояние |
высокий |
лёгкая |
высокий |
4 |
Юрий М. |
зависимость |
средний |
лёгкая |
высокий |
5 |
Оксана Д. |
пограничное состояние |
средний |
отсутствует |
средний |
6 |
Глеб М. |
зависимость |
высокий |
умеренная |
высокий |
7 |
Александр К. |
зависимость |
очень высокий |
выраженная |
высокий |
8 |
Кирилл В. |
зависимость |
средний |
отсутствует |
средний |
9 |
Мария Я. |
норма |
высокий |
отсутствует |
низкий |
10 |
Ольга Н. |
зависимость |
средний |
отсутствует |
высокий |
11 |
Сергей Ж. |
зависимость |
высокий |
умеренная |
высокий |
12 |
Виктор В. |
зависимость |
высокий |
выраженная |
высокий |
13 |
Евгений Б. |
пограничное состояние |
средний |
выраженная |
средний |
14 |
Арсен К. |
норма |
низкий |
отсутствует |
низкий |
15 |
Александр В. |
зависимость |
средний |
отсутствует |
высокий |
16 |
Елена К. |
зависимость |
средний |
лёгкая |
высокий |
17 |
Владимир Н. |
пограничное состояние |
средний |
лёгкая |
высокий |
18 |
Сергей Ч. |
зависимость |
высокий |
отсутствует |
высокий |
19 |
Анастасия Р. |
пограничное состояние |
средний |
отсутствует |
средний |
20 |
Станислав Н. |
пограничное состояние |
средний |
отсутствует |
высокий |
21 |
Роман В. |
зависимость |
средний |
умеренная |
высокий |
22 |
Ксения А. |
зависимость |
высокий |
умеренная |
высокий |
23 |
Николай Ж. |
зависимость |
высокий |
умеренная |
высокий |
24 |
Руслан К. |
зависимость |
высокий |
лёгкая |
высокий |
Итак, близкие эмоциональные контакты в Сети не только возможны, но и
довольно распространены, и не то, что с каждым годом, а с каждым месяцем количество вовлеченных в них людей увеличивается. Социальные последствия этого явления уже сейчас значимы и эта значимость неизбежно будет возрастать. И последствия этого явления, безусловно, неоднозначны. Как положительный фактор стоит отметить терапевтическое воздействие подобных контактов. Круг общения человека расширяется, причем часто это общение эмоционально окрашено. Но в отличие от большинства других механизмов социальной компенсации «эмоциональной недостаточности», виртуальное общение дает человеку не суррогат эмоций, а подлинные эмоции, чувства и переживания. Бесспорно, новизна этого явления привносит тревожность - «что же со мной происходит?», однако переход виртуальных контактов в разряд обыденных вещей - вопрос времени. Кроме того, что жизнь человека становится эмоционально насыщеннее, участниками виртуальных коммуникаций (особенно молодежью) «малой кровью» приобретается жизненный опыт. Причем этот опыт усваивается в концентрированном виде, приобретение же подобного опыта в реальной жизни сопряжено с большими, нежели в виртуальности, сложностями. Многие участники виртуальных коммуникаций отмечают, что опыт, приобретенный в Сети, в частности, опыт общения с противоположным полом, оказался им очень полезным в реальной жизни.
Для значительной части людей (особенно для людей с физическими недостатками и т.п.) виртуальные отношения являются, едва ли не единственной возможностью действовать в социуме на равных с другими и иметь нормальный круг общения. Сложно умалить значение виртуальных контактов и для людей с разнообразными комплексами. Бесспорно, реализация комплексов в Сети привносит проблемы и неудобства для других «виртуалов», но реализация их в реальной жизни нанесла бы несравненно больший вред.
Однако у каждой палки два конца и у рассматриваемого социального явления
имеются и негативные последствия. Как и следовало предположить, эти
последствия - оборотная
сторона преимуществ