Феноменология межличностного конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 17:58, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в изучении феноменологии межличностного конфликта, описании подхода к пониманию межличностных конфликтов.
Задачи данной работы:
Изучить особенности межличностного конфликта;
Рассмотреть проблему и причины межличностного конфликта;
Изучить динамику межличностного конфликта;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….………..3
Особенности межличностного конфликта ……………………….……4
Проблема и причины межличностного конфликта……………….…..12
Динамика межличностного конфликта………………………….…….16
План эмпирического исследования …………………………….…......18
Заключение………………………………………………………….…….……19
Литература……………………………………………………………….……..20

Файлы: 1 файл

курс соц псих.docx

— 54.41 Кб (Скачать файл)

Негосударственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

Московский психолого−социальный университет


 

 

 

          

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по социальной психологии

Феноменология межличностного конфликта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Работу выполнила:

         Студентка III курса

         Группы 210−ПЗВ

         Ильюшкина Е.А.

         Научный  

         руководитель:

         канд. псих. наук,

         доцент Араканцева Т.А.

                       

      

 

 

 

                                                      Москва 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

     Введение……………………………………………………………….………..3

  1. Особенности межличностного конфликта ……………………….……4
  2. Проблема и причины межличностного конфликта……………….…..12
  3. Динамика межличностного конфликта………………………….…….16
  4. План эмпирического исследования …………………………….…......18

Заключение………………………………………………………….…….……19

Литература……………………………………………………………….……..20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальностью темы явились активные изменения, происходящие в современном мире, а именно в социальной, политической, экономической сферах жизни проявили многие кризисные явления. Среди них нарастание негативных тенденций в становлении личности подрастающих поколений, а также в профессиональной сфере взрослой личности.  Знание особенностей межличностных конфликтов, причин их возникновения и способов управления ими является важной составляющей во взаимодействии индивидов.

     Проблема межличностного конфликта относится к числу тех проблем социальной психологии, интерес к которым является массовым и устойчивым.

Цель данной работы  состоит в изучении феноменологии межличностного конфликта, описании подхода к пониманию межличностных конфликтов.

Задачи  данной работы:

  1. Изучить особенности межличностного конфликта;
  2. Рассмотреть проблему  и причины межличностного конфликта;
  3. Изучить динамику межличностного конфликта;

Предметом исследования в данной работе  является ситуация межличностных конфликтов.

Теоретическими основами данного исследования явились работы К. Левина [11], М. Дойча [12], К. Хорни [12], Л.А. Петровской [19] и др.

Практическая значимость исследования

     Результаты проведённого исследования могут быть использованы непосредственно в профессиональной сфере деятельности, а также в области научно−психолоческих исследований.

 

 

 

ОСОБЕННОСТИ  МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА

 

     Одним из  наиболее распространенных видов  конфликтов являются межличностные. Они охватывают практически все сферы человеческой жизнедеятельности. Любой конфликт так или иначе сводится к межличностному. Фактически он первичен по отношению ко всем остальным видам конфликта, за исключением внутриличностного. 

     Социальная психология сосредоточивает свое внимание на двух вопросах: с одной стороны, на анализе вторичных социально−психологических аспектов в каждом конфликте (например, осознание конфликта его участниками); с другой — на выделении частного класса конфликтов, порождаемых специфическими социально−психологическими факторами. 

     Структура конфликта описывается по−разному разными авторами, но основные элементы практически принимаются всеми. Это — конфликтная ситуация, позиции участников (оппонентов), объект, «инцидент» (пусковой механизм), развитие и разрешение конфликта. Эти элементы ведут себя различно в зависимости от типа конфликта. Обыденное представление о том, что всякий конфликт обязательно имеет негативное значение, опровергнуто рядом специальных исследований. Так, в работах М. Дойча, одного из наиболее видных теоретиков конфликта, называются две разновидности конфликтов: деструктивные и продуктивные.

    Определение деструктивного конфликта в большей степени совпадает с обыденным представлением. Именно такого типа конфликт ведет к рассогласованию взаимодействия, к его расшатыванию. Деструктивный конфликт чаще становится не зависимым от причины, его породившей, и легче приводит к переходу «на личности», чем и порождает стрессы. Для него характерно специфическое развитие, а именно расширение количества вовлеченных участников, их конфликтных действий, умножение количества негативных установок в адрес друг друга и остроты высказываний («экспансия» конфликта). Другая черта — «эскалация» конфликта означает наращивание напряженности, включение все большего числа ложных восприятий как черт и качеств оппонента, так и самих ситуаций взаимодействия, рост предубежденности против партнера. Понятно, что разрешение такого типа конфликта особенно сложно, основной способ разрешения — компромисс — здесь реализуется с большими затруднениями.

Продуктивный конфликт чаще возникает в том случае, когда  столкновение касается не несовместимости  личностей, а порождено различием  точек зрения на какую−либо проблему, на способы ее решения. В таком случае сам конфликт способствует формированию более всестороннего понимания проблемы, а также мотивации партнера, защищающего другую точку зрения — она становится более «легитимной». Сам факт другой аргументации, признания ее законности способствует развитию элементов кооперативного взаимодействия внутри конфликта и тем самым открывает возможности его регулирования и разрешения, а значит, и нахождения оптимального решения дискутируемой проблемы.

Представление о двух возможных  разновидностях конфликтного взаимодействия дает основание для обсуждения важнейшей  общетеоретической проблемы конфликта: пониманию его природы как  психологического феномена. В самом  деле: есть ли конфликт лишь форма психологического антагонизма (т.е. представленное противоречия в сознании) или это обязательно наличие конфликтных действий (Кудрявцев, 1991. С. 37). Подробное описание различных конфликтов в их сложности и многообразии позволяет сделать вывод о том, что оба названные компоненты есть обязательные признаки конфликта [1].

     Социальные конфликты, происходящие в обществе, объясняются противоречиями между возможными направлениями подражания. Поэтому природа этих конфликтов подобна природе конфликтов в индивидуальном сознании, когда человек просто испытывает колебания, выбирая новый образец поведения. 

     М. Дойч является одним из наиболее признанных западных исследователей проблемы конфликта, им проведены сотни экспериментов, результатом чего была его теория кооперации и конкуренции. В теории Дойча конфликтная феноменология описывается как следствие объективного столкновения интересов, что позволяет считать его одним из основоположников изучения социально−психологической природы возникновения конфликтов. 

     Социально−психологический подход М. Дойча

1. Каждый участник социального  взаимодействия реагирует на  другого с учетом собственных  оценок другого, которые могут  не совпадать с реальностью.

2. Каждый участник социального  взаимодействия, осознавая степень  информированности другой стороны,  подвергается влиянию собственных  ожиданий действий другой стороны,  а также своего восприятия  поведения другой стороны. Эти  оценки могут быть, а могут  и не быть точными; способность  стать на место другого и  предсказывать его действия не  является значительной ни в  межличностных, ни в международных  кризисах.

3.Социальное взаимодействие  не только может быть инициировано  различными мотивами — оно  может породить новые и погасить  старые. Оно не только детерминированное,  но и детерминирующее. В процессе  понимания и объяснения предпринятых  действий возникают новые ценности  и мотивы. Более того, социальные  взаимодействия делают их участников  более восприимчивыми к внешним  моделям и примерам. Так, например, личность ребенка во многом  формируется за счет его взаимодействия  с родителями и сверстниками  и с людьми, с которыми он  себя идентифицирует. Точно так  же на государственные институты  одной страны могут оказать сильное влияние ее взаимодействия с институтами другой или существующие там модели функционирования.

4. Социальное взаимодействие  происходит в социальной среде  — в семье, в группе, в общине, в стране, в цивилизации, —  которая выработала технику, символы,  категории, правила и ценности, подходящие для взаимодействия  людей. Таким образом, чтобы  понять суть происходящего при  социальных взаимодействиях, необходимо  рассматривать их в более общем  социальном контексте.

5. Хотя каждый участник  социального взаимодействия, будь  то группа или индивид, представляет  собой сложную систему взаимодействующих  подсистем, он может действовать  как целое. Принятие решения  индивидом или группой может  вызвать внутреннее противоречие  между различными интересами  и ценностями по поводу контроля  над действием. Внутренняя структура  и внутренние процессы присущи  всем социальным единицам (хотя  у индивидов они менее заметны).

     М. Дойч рассматривает конфликтную ситуацию с точки зрения типов взаимодействия: межгрупповых и внутригрупповых отношений.

1. Кооперация-конкуренция:  близкие друзья и коллеги относятся  к корпоративному полюсу измерения,  а политические оппоненты, личные  враги или разводящаяся пара  – к конкурентному.

2. Распределение власти: равное или неравное; этот тип  взаимоотношений может также  рассматриваться как доминантность-подчиненность,  автономия-контроль. В этом случае, бизнес партнеры, бизнес соперники,  друзья находятся на равном  полюсе, а хозяин-слуга, родитель-ребенок,  учитель-ученик — на неравном.

3. Ориентация на задачу: степень эмоциональной и социальной  ориентированности на достижение  цели.

4. Формальный и неформальный  характер взаимоотношений: при  неформальных отношениях сами  участники общения определяют  характер действий, время и перемещение;  при формальных взаимоотношениях, их характер детерминируется главным образом социальными нормами и правилами.

5. Интенсивность и значимость: этот параметр отражает глубинный  или поверхностный характер взаимоотношений,  а также степень взаимозависимости  участников общения. Отношения  в парах ребенок-родитель, психотерапевт-пациент  интенсивны, а в случае продавец-покупатель  поверхностны.

     Межличностные конфликты в организациях − это большей частью конфликты по вертикали, когда конфликтующие стороны находятся на разных уровнях управленческой иерархии, и конфликты по горизонтали, когда стороны расположены на одном уровне иерархии. Эти конфликты не имеют принципиальных различий с конфликтами в быту или каких−либо других условиях. Отличия могут быть лишь в предъявляемых позициях сторон, которые в условиях организации приобретают характер мнимо деловых противоречий. Внимательный анализ обнаруживает за предъявляемыми позициями те же самые проблемы ущемления личных интересов, потребности в безопасности, принадлежности или признании. Межличностные конфликты тесно связаны с другими типами конфликтов. Очень часто межличностные конфликты вытекают из внутриличностных: противоречивые личностные тенденции внутри самого человека ведут к столкновениям с другими людьми. Часто человек, не находя ответа на волнующие его проблемы, начинает думать, что в этом виноваты другие люди, загнавшие его в затруднительное положение. В результате он начинает вести себя неадекватно. Он может выдвигать к окружающим несправедливые, но кажущиеся ему справедливыми претензии, предъявлять к другим неопределенные и неоправданные требования. Контактирующие с ним люди не представляют причины такого непонятного поведения, а если оно нарушает какие−либо интересы, то вступают с ним в конфликт.

     Еще одним важным различием между конфликтами является их деление на деструктивные и конструктивные.

     Межличностный конфликт выполняет как конструктивную, так и деструктивную функции. Обе эти функции одновременно присутствуют в любом конфликте, но в каждом конкретном одна из них преобладает.

Конструктивные функции  межличностного конфликта проявляются, как правило, в создании общности людей, причастных к решению проблемы, расширении сферы сотрудничества; в  процессе более глубокого взаимного  познания, прояснении собственных интересов  и интересов партнера, выходе на новый уровень взаимопонимания.

Конструктивные функции  межличностного конфликта: 
- Познавательная функция - конфликт вскрывает наличие конкретных противоречий в межличностных взаимоотношениях, которые ранее были скрыты и ими не осознавались. 
- Функция развития - при соблюдении этических норм в процессе конфликтного взаимодействия конфликт является важным источником развития его участников и совершенствования процесса взаимоотношений. 
- Инструментальная - конфликт - основной инструмент разрешения межличностных противоречий. 
- Перестроечная - рационально разрешенный конфликт выводит межличностные взаимоотношения на новый уровень, снимает факторы напряженности, способствует развитию взаимопонимания.

Информация о работе Феноменология межличностного конфликта