Физиологические механизмы мотивации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2013 в 18:15, реферат

Описание работы

Подводя итоги, можно сказать, что в нашей работе были кратко изучены и проанализированы различные эмоциональные состояния человека, физиологические особенности механизмы мотиваций. Изучение этих процессов является необходимым в понимании человека, в его психологии. Тем не менее каждый, кто занимается проблемами мотивации, непременно найдет что-либо значимое для собственного исследования: проблему, экспериментальную методическую схему или экспериментальный результат.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Физиологические механизмы различных эмоциональных состояний. 4
Глава 2. Физиологические особенности мотиваций. 7
Глава 3. Физиологические механизмы формирования трудовой мотивации 10
Заключение 12
Список используемой литературы: 13

Файлы: 1 файл

Физиологические механизмы мотивации.docx

— 37.06 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Физиологические механизмы различных эмоциональных состояний. 4

Глава 2. Физиологические особенности мотиваций. 7

Глава 3. Физиологические механизмы формирования трудовой мотивации 10

Заключение 12

Список используемой литературы: 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

На протяжении многих веков, людей по всему Земному шару волновали  вопросы развития личности, психического состояния человека, различные физиологические  и психологические процессы. Эти  вопросы актуальны и на данный период времени. Прежде всего, следует  отметить, что же такое физиология?

Физиоло́гия  — наука о сущности живого и жизни в норме и при патологиях, то есть о закономерностях функционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации, о пределах нормы жизненных процессов и болезненных отклонений от неё.

Физиология представляет собой комплекс естественнонаучных дисциплин, изучающих как жизнедеятельность  целостного организма , так и отдельных физиологических систем и процессов, органов, клеток, клеточных структур. Как важнейшая синтетическая отрасль знаний физиология стремится раскрыть механизмы регуляции и закономерности жизнедеятельности организма, его взаимодействия с окружающей средой.

Также, физиология изучает основное качество живого — его жизнедеятельность, составляющие её функции и свойства, как в отношении всего организма, так и в отношении его частей. В основе представлений о жизнедеятельности находятся знания о процессах обмена веществ, энергии и информации. Жизнедеятельность направлена на достижения полезного результата и приспособления к условиям среды.

Физиологию традиционно  делят на физиологию растений и физиологию человека и животных. В нашей работе, мы проанализируем физиологию человека, а также основные физиологические механизмы мотивации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Физиологические механизмы различных эмоциональных состояний.

Изначально,термин «эмоция» происходит от латинских слов emoveo, emovere (возбуждать, волновать). В Большой медицинской энциклопедии эмоции определяются как субъективные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т.д. Сопровождая практически любые проявления жизнедеятельности организма, эмоции отражают в форме непосредственного переживания значимость (смысл) явлений и ситуаций и служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей (мотиваций).

В Словаре физиологических  терминов (1987)  дано следующее определение: «Эмоция — это активное состояние системы специализированных мозговых образований, побуждающее субъекта изменить поведение в направлении максимизации или минимизации этого состояния».  Эмоции - это объективный нервный феномен с ярко выраженным психическим, субъективно ощущаемым компонентом. В то же время  эмоциональные реакции содержат четкие объективные физиологические компоненты.  
 
Классификация эмоций. Многие физиологи и психологи делят эмоции на отрицательные, связанные с возникновением потребности, и положительные, сопровождающие ее удовлетворение. Следует отметить, что положительная эмоция не всегда соответствует позитивной для организма значимости стимула (например, при употреблении алкоголя или наркотика), а отрицательная - его негативной значимости, например, страх перед определенными ситуациями или объектами окружающей среды.

Положительные эмоции характеризуют  благоприятное   состояние   организма,   их  можно рассматривать как результат  удовлетворения  биологических  или социальных потребностей.     Они    сопровождаются    повышенной творческой работоспособностью, высокой производительностью труда, малой утомляемостью,   повышением   устойчивости   организма  к вредоносным факторам. 
 К отрицательным эмоциям относят страх, ужас, гнев, ярость, неудовольствие, отвращение, горе, грусть, тоску, к положительным - удовольствие, наслаждение, радость. Учитывая характер поведения организма при эмоциональных состояниях, их можно подразделить на стенические, вызывающие активную деятельность, и астенические - угнетающие активные формы поведения. 
      
Проявления эмоций. Известно, что  эмоции  несут  яркую  психологическую субъективную окраску.  В то же время  эмоциональные реакции содержат четкие объективные физиологические компоненты. 
      
 К соматическим проявлениям эмоций относятся сокращения мимической мускулатуры, изменения голоса и речи, мигательные движения, общее двигательное беспокойство, причем первые и вторые очень характерны для каждой эмоции (мимика горя и радости). 
     
 К вегетативным проявлениям эмоций относятся изменения функций сердечно-сосудистой системы (ритма сердца, артериального давления), изменения дыхания, функций ЖКТ. Вегетативные сдвиги часто объективнее  отражают  состояние человека  по сравнению с реакциями скелетных мышц.  Всем знакомы такие проявления эмоций,  как изменение цвета  лица,  ускорение сердечного ритма, холодный пот, сухость во рту. Наблюдаются также значительные изменения в эндокринной системе и в уровне обмена веществ. Гормональный   компонент продолжается и после  прекращения эмоции,  проявляется в течение 12-24 часов, особенно - кортикостероиды.  
      
Отрицательные эмоции (тоска,  неудовлетворенность, страх, гнев,   обида,    печаль)      характеризуются    длительным последействием.   Они  вовлекают  вегетативную  сферу,  вызывая подчас отрицательные последствия. 
      
Кроме того,  каждая  эмоция  внешне  проявляется определенным рисунком поведения и специфической мимикой,  позой и т.п. - всем тем, что  сразу  позволяет  окружающим  понять,  какую   эмоцию испытывает человек  или  животное.  У  человека к этим реакциям присоединяются субъективные  переживания,   которые,   в   свою очередь, отражают   деятельность определенных систем мозга. 
     
Значение эмоций и мотиваций. Эмоциональное состояние играет огромную роль в жизни человека.

1.  Они создают оптимальные условия для выполнения различных потребностей, которые на фоне эмоций выполняются более легко. Установлена даже прямая зависимость между степенью эмоционального напряжения и степенью выполняемой потребности. Эмоции позволяют не просто способствовать выполнению потребностей, а оценивать ее мозгом в перспективе (человек строит дом не для того, чтобы он стоял пустым, а чтобы жить в нем и растить детей). Другими словами, эмоция - это средство оценки биологических и социальных потребностей, побуждающей в последующем человека к целенаправленной деятельности.  
      
2. Эмоции играют большую роль в умственной деятельности человека. Они обусловливают ее творческий и поисковый характер. Это фактически фермент, который активизирует творчество. Правда, есть немало ученых, которые продуктивно работают без значительных эмоциональных напряжений, а в некоторых случаях такое напряжение даже создает определенные трудности в умственной деятельности. Это зависит от индивидуальных свойств нервной системы человека.  
      
3. Эмоции играют большую роль в процессе усвоения информации (запоминания). В ЦНС есть эмоциональная система памяти. На фоне эмоционального состояния информация фиксируется быстрее и надолго. Эмоционально окрашенное событие запоминается человеком на всю жизнь.  
      
4. Большое значение имеют эмоции в формировании волевых реакций организма (рефлекс "свободы" по И.П. Павлову), способствуя воспитанию волевых качеств человека.   
      
5. Эмоции рассматриваются многими учеными как надежное средство общения между людьми. Эмоционально окрашенная беседа или прочитанная лекция всегда с большей теплотой и благодарностью оценивается людьми.  
      
6. Эмоция является средством быстрой оценки повреждающих организм факторов, и тем самым может рассматриваться как защитное явление - например, боль позволяет больному найти наиболее безболезненное положение, и тем самым обеспечивает лучшую выживаемость организма.  
      
7. Эмоции придают жизненный тонус человеку, благодаря чему улучшается настроение, увеличивается работоспособность, появляется интерес к жизни и др. 
      
8. Огромное значение имеют эмоции и в поведенческой деятельности организма, и в приспособлении его к меняющимся условиям окружающей среды.  
      
 При этом имеют значение как положительные, так и отрицательные эмоции. Одними положительными эмоциональными состояниями не сохранишь организм в постоянно меняющихся условиях окружающей среды. Так, отрицательные эмоции имеют определенное защитное значение, они позволяют человеку избавиться от нежелательного конфликта, уберечь себя от стрессовых ситуаций. Самое главное, чтобы, отрицательные эмоции не переходили в устойчивую форму и не приводили к эмоциональным стрессам. При определенных ситуациях отрицательные эмоции могут переходить в положительные, в частности, если риск оправдывает себя. 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Физиологические особенности мотиваций.

Мотивации (побуждения) — это активные состояния мозговых структур, или системно-организованные возбуждения центральной нервной системы, побуждающие высших животных и человека совершать действия (акты поведения), направленные на удовлетворение своих потребностей.

Исследования мотивации достижений начали проводиться Д.С. Мак-Клелландом в середине прошлого века, в результате чего ему удалось выявить индивидуальные различия в мотивации достижений с помощью тематического апперцепционного теста (ТАТ) Г.А. Мюррея. Необходимость подобного рода исследований определялось социализацией общества и ценностными ориентациями людей из разных социальных слоев. По Мак-Клелланду формирование мотивации достижений напрямую зависит от условий и среды воспитания и является побочным продуктом основных социальных мотивов. Позже вопросами мотивации достижений занимались такие видные ученые, как Дж. Аткинсон, Н. Физер, Х. Хекхаузен и др. они заметили, что у ребенка произвольно появляются ранние формы деятельности достижения, вне зависимости от воспитательного воздействия взрослых.

Эмоциональные процессы, как  и условно-рефлекторные, постоянно  находятся в динамике. Одни раздражители добавляются - другие исчезают. "Застывшего" условного рефлекса, эмоциональной  реакции - в природе не существует. Скорее, обычное эмоциональное состояние - это упрочнённые актуальные условные связи с признаками генерализации, когда условную эмоциональную реакцию  начинают вызывать новые (похожие на старые) и некоторые обстановочные  условные сигналы, а также происходит затормаживание новых и растормаживание  старых (ранее заторможенных) условных связей.

Возможно, это одна из причин трудности в определении самого понятия "эмоция" и других понятий  эмоциональной сферы: потребности, побуждения, мотива и т. д. Например, А. Н. Леонтьев (1971,1975) мотив определил как опредмеченную потребность. В. К. Вилюнас (1990) отмечает признаки предметности и у эмоций.

Предметность - основополагающий признак. В условно-рефлекторной теории аналогом ему может быть условный сигнал. А состояние генерализации, когда действие условного (наличие  предмета) и обстановочных сигналов может сочетаться, наиболее подходящим будет называть "ситуацией". Собственно, именно в таком смысле этот термин преимущественно и используется.

Образуется следующий  ряд основных понятий.

  • Доминирующая мотивация
  • Цель (подчиненная)
  • Мотив (подчиненный)
  • Положительная эмоция
  • Смещённая отрицательная эмоция
  • Отрицательная эмоция. Психическая травма
  • Болевая реакция
  • Физическое повреждение

Болевая реакция, как безусловный  рефлекс, предметна в своей физиологической  конкретности. Но со временем появляются признаки генерализации, что будет  проявляться реакцией на обстановку состоянием тревоги (предметность, переходящая  в ситуацию).

При упрочнении одной из условных связей и затормаживании других (обстановочных), возникает отрицательная  эмоция, как реакция на этот условный сигнал (ситуация опять становится преимущественно предметной) - это  признак смещения.

Сильная отрицательная эмоция, психическая травма могут приобретать  некоторые свойства безусловного рефлекса, способны вторично вызывать генерализацию - образовывать обстановочные связи  и выделять среди них один условный сигнал. То есть за смещением может  последовать ещё одно смещение (ситуация с затормаживанием обстановочных  рефлексов также становится преимущественно  предметной).

Далее, отрицательная эмоция опять "обрастает" обстановочными рефлексами (реакциями), которые затормаживаясь и "накапливаясь", влияют на силу проявления основной эмоциональной  реакции. В какой-то момент, преобладание сигналов заторможенных обстановочных  рефлексов при ослаблении условного  сигнала приводит к тому, что знак эмоции меняется на положительный (предметность опять сменяется ситуативностью, но предмет в ситуации тот же) - это признак инверсии.

Мотив (подчинённый) - результирующее эмоциональное состояние, включающее отрицательную эмоцию (результат  воздействия или лишения) и воображаемую, пережитую ранее положительную  эмоцию, возникавшую при разрешении подобной проблемы. Преобладание первой или второй определяет каков будет  мотив - избегание или устремление. (Предмет в ситуации тот же.)

Цель (подчиненная) - осознанный мотив (предметность в ситуации наиболее конкретна).

Доминирующая мотивация - доминанта - включает в себя подчиненные  мотивы и цели (предметность в ситуации максимальна).

Принципиально важным для  данных рассуждений является очевидный  факт: разделение актуальных в данный момент мотивов и эмоций на главные, доминирующие и подчинённые, второстепенные. Например, потребность в пище - это  доминирующая мотивация, а вкусовые ощущения (оценка качества пищи) - подчинённые  эмоции и мотивы. Доминирующие мотивации  и эмоции ещё называют основными, ведущими, глубинными. Вообще, доминантность  мотивации относительна, и существует, пока актуализируются подчинённые  мотивы. Подчинённые мотивы и эмоции могут называться ещё производными, ситуативными, конкретными.

Чаще всего, когда говорят  собственно о мотивации, речь, видимо, идёт о главной, доминирующей мотивации. А мотив - это, скорее, подчинённое, конкретное побуждение.  Доминирующая мотивация преимущественно неосознанна.

Информация о работе Физиологические механизмы мотивации