Формирование положительных взаимоотношений между сверстниками как условие предупреждения агрессивного поведения у детей старшего дошко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 10:59, курсовая работа

Описание работы

Гуманистические преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества и российском образовании, актуализируют потребность в переосмыслении сущности процесса воспитания, поиске новых подходов к воспитанию дошкольников, способствующих наиболее полному развитию детей.

Файлы: 1 файл

ЯНА.docx

— 53.12 Кб (Скачать файл)

ГАОУ СПО НСО Новосибирский педагогический колледж №1 имени А.С Макаренко

 

 

 

 

 

Курсовая работа на тему:

Формирование положительных взаимоотношений между сверстниками как условие предупреждения агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 3 курса

31 группы

Григорьева Я.А

Руководитель

 

 

Новосибирск 2014

Введение.

Гуманистические преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества и российском образовании, актуализируют потребность в переосмыслении сущности процесса воспитания, поиске новых подходов к воспитанию дошкольников, способствующих наиболее полному развитию детей.

На ведущую роль сверстника в социальном развитии ребенка указывают многие авторы, выделяя при этом разные аспекты влияния общения с другими детьми. Так, Дж. Мид утверждал, что социальные навыки развиваются через способность брать роли, которая развивается в ролевой игре детей. Левис и Розенблюм на первый план выдвигали агрессивные оборонительные и социальные навыки, которые формируются и упражняются в общении сверстников; Л. Ли полагает, что сверстники учат, прежде всего, межличностному пониманию, побуждая адаптировать свое поведение к чужим стратегиям.

Я.Л. Коломинский отмечает, что дошкольный возраст сензитивен для образования добрых чувств к другим людям. В обществе именно сверстников наиболее эффективно развиваются механизмы межличностного восприятия и понимания (эмпатия, рефлексия, идентификация), лежащие в основе формирования таких личностных положительных качеств как сочувствие, стремление к оказанию помощи и дружеская поддержка, умение разделить радость, чувство справедливости, честность, порядочность, а также качество, обеспечивающее способность к самопознанию и самоориентированию

. Потребность в общении друг с другом у ребенка возникает уже на 3 году его жизни. Как показывают исследования Шипицыной Л.М., ранние формы общения во многом определяют их дальнейшее развитие и влияют на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру. Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить очень сложно, а иногда и невозможно.

Цель исследования: выявить особенности взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.

Объект исследования: формирование взаимоотношений дошкольников возраст наверно нужно указать – старших или 5-6, 6-7 лет.

Предмет исследования: особенности взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.

Или предупреждение агрессивного поведения у старших дошкольников

Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение

Глава 1. Формирование взаимоотношений между сверстниками в дошкольном возрасте.

    1. Особенности взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.
    2. Воспитание культуры поведения и положительных взаимоотношений у детей. (может это во вторую главу)?
    3. Причины агрессивного поведения у старших дошкольников.

Глава 2 . Педагогические условия формирования положительных взаимоотношений в дошкольном возрасте.

2.1 Изучение взаимоотношений  детей старшего дошкольного возраста  в группе сверстников.

2.2 Формирование  положительных взаимоотношений  у детей старшего дошкольного  возраста в игре.

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Формирование взаимоотношений между сверстниками в дошкольном возрасте.

 

 

 

1.1 Особенности взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.

 

 

Фундаментальная значимость проблемы взаимоотношений детей привлекала внимание многих психологов и педагогов. Этой теме посвящено огромное количество экспериментальных и теоретических исследований, как в нашей стране, так и за рубежом.

В нашей стране первоначально в 60-70-х годах ХХ в. проблема межличностных отношений дошкольников рассматривалась в основном в рамках социально-психологических исследований, где основным предметом были структура и возрастные изменения детского коллектива . В этих исследованиях было показано, что на протяжении дошкольного возраста (от трех до семи лет) стремительно увеличивается структурированность детского коллектива: одни дети становятся все более предпочитаемыми большинством в группе, другие все прочнее занимают положение «отверженных». Повышаются устойчивость и количественный состав детских объединений. Содержание и обоснование выборов детей изменяется от числа внешних качеств до личностных характеристик. Было установлено также, что эмоциональное самочувствие детей и общее отношение к детскому саду во многом зависит от характера отношений ребенка со сверстниками.

В то же время основным предметом этих исследований была группа детей, но не личность отдельного ребенка. Межличностные отношения рассматривались как избирательные предпочтения одних детей перед другими и оценивалось в основном чисто количественно (по числу выборов, их устойчивости и т.п.). Межличностные отношения сводилось к число оценочным: сверстник выступал как предмет эмоциональной, осознанной или деловой оценки. Субъективный образ другого человека, представления ребенка о сверстнике, качественные, психологические особенности других людей оставались за рамками данных исследований.

Этот пробел был частично восполнен в исследованиях ленинградской психологической школой, где межличностные отношения были главным предметом исследования. В этих исследованиях выяснились возрастные особенности восприятия дошкольниками людей, понимания эмоционального состояния человека, влияния социальных категорий и эталонов на восприятие другого и пр. Главным предметом этих исследований были восприятие, понимание и познание ребенком людей. Отношение к другому приобретало явную когнитивистскую ориентацию: другой человек рассматривался как предмет познания. Характерно, что эти исследования проводились в лабораторных условиях вне реального контекста общения и отношений детей.

В отличие от этого значительное количество экспериментальных исследований было посвящено реальным, практическим контактам детей и их влиянию на становление детских отношений. Среди этих исследований можно выделить два основных теоретических подхода:

- концепция деятельностного опосредствования межличностных; (А.В. Петровский)

- концепция генезиса общения, где взаимоотношения детей рассматривались  как продукт деятельности (М.И. Лисина).

В теории деятельностного опосредствования главным предметом рассмотрения являются группа, коллектив. Группа осуществляет свою цель через конкретный предмет деятельности и, тем самым изменяет себя, свою структуру и систему межличностных отношений. Характер и направление этих изменений зависит от содержания деятельности и ценностей, принятых общностью. Группа, таким образом, неразрывно связана с личностью: в личности проявляется групповое, в групповом – личностное.

Применительно к детской группы Т.А. Репина выделяют следующие структурные единицы:

- поведенческая, к ней относят: общение, взаимодействие в совместной деятельности и поведение члена группы, адресованное другому.

- эмоциональная (межличностные отношения). К ней относят деловые отношения (в ходе совместной деятельности), оценочные (взаимное оценивание детей) и собственно личностные отношения. Т.А. Репина предполагает, что у дошкольников проявляется феномен взаимосвязи и взаимопроникновения разного вида отношений.

- когнитивная (гностическая). К ней относятся восприятие  и понимание детьми друг друга (социальная перцепция), результатом  которых являются взаимные оценки и самооценки (Хотя здесь присутствует и эмоциональная окраска, которая выражается в виде пристрастности образа сверстника у дошкольника через ценностные ориентации группы и специфику личности воспринимающего.)

В дошкольном возрасте перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что у дошкольника возникают внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция. Если в раннем возрасте поведение ребенка побуждается и направляется извне – взрослыми или воспринимаемой ситуацией, то в дошкольном возрасте ребенок сам начинает определять собственное поведение. Психолог А.Н. Леонтьев называл дошкольное детство периодом первоначального и фактического складывания личности, периодом развития личностных механизмов поведения .

Среди всех достижений психического развития ребенка в дошкольном возрасте в качестве главного обычно выделяют произвольность, т.е. способность управлять своими действиями, контролировать их.

На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется по всем параметрам: меняется содержание потребности, мотивы и средства общения. Эти изменения могут протекать плавно, постепенно, однако в них наблюдаются качественные сдвиги, как бы переломы. От двух до семи отмечается два таких перелома: первый происходит приблизительно в четыре года, второй – около шести лет.

Первый перелом внешне проявляется в резком возрастании значимости других детей в жизни ребенка. Если к моменту своего возникновения и в течение одного-двух лет после этого потребность в общении со сверстниками занимает достаточно скромное место, то у четырехлетних детей эта потребность выдвигается на первое место. Теперь, они начинают явно предпочитать общество других детей взрослому или одиночной игре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Воспитание культуры поведения и положительных взаимоотношений у детей.

В старшей группе у детей продолжают формировать навыки культуры поведения.

Правильная организация быта в детском саду, доверительная и дружелюбная атмосфера, окружающая детей, внешняя и внутренняя культура педагога — необходимые условия для воспитания культуры поведения.

Дети должны понимать, что от поведения каждого из них зависит многое: кто-то не убрал игрушки вовремя — занятие началось позже, насорил во время еды — дал дополнительную работу няне и дежурным. Соответствующая оценка таких поступков и реакция на них педагога имеют большое воспитательное воздействие. Обеспечивая усвоение детьми правил поведения, воспитатель заботится о том, чтобы дети при этом усваивали и нравственные нормы: умение уступить, вовремя помочь товарищу и пр.

Дети эмоциональны, поэтому приемы воспитания должны быть не только понятны, но и интересны им. Закрепляя какое-либо правило, целесообразно использовать картинки и художественные произведения. Ознакомление детей с юмористическими произведениями соответствующего содержания создает определенный эмоциональный настрой в группе, воспитывает у детей желание усвоить нужные правила поведения и выполнять их.

В каждом конкретном случае воспитатель ищет причину неправильного поведения ребенка, использует индивидуальные меры воздействия: напоминание, замечание, объяснение. В любом случае нужно помнить о легкой ранимости ребенка, об уважении к его личности. Даже если ребенок в чем-то провинился, не следует делать замечаний, обижающих его.

В воспитании культуры поведения старших дошкольников не должно быть излишних словесных назиданий, упреков, замечаний. Действенность воспитания обеспечивается созданием специальных ситуаций, побуждающих детей поступать правильно.

Воспитание правильных взаимоотношений между детьми, основанных на принципах гуманизма,— особая задача педагога в работе с данной возрастной группой. Формирование отношений между детьми строится на основе взаимных симпатий детей, их привязанности к детскому саду, умения оценивать поведение сверстников и свое.

Чтобы правильно судить о характере взаимоотношений, складывающихся между детьми в группе детского сада, воспитателю следует постоянно наблюдать за общением детей в игре и других видах совместной деятельности. Наблюдения позволяют ему судить об авторитетности того или иного ребенка, выделить организаторов и малоактивных детей, понять, на какой основе образуются детские объединения, что побуждает детей быть их участниками. Необходимо поощрять развитие объединений с гуманным и равноправным характером отношений между детьми и, наоборот, показывать непривлекательность неравноправных отношений.

Установлению доброжелательных отношений способствует умение детей общаться, приветливо разговаривать друг с другом. Определяющее влияние на детей оказывает пример общения взрослых. Необходимо использовать естественно возникающие ситуации, связанные с приходом в группу заведующей, медсестры и их общением с воспитателем, няней. Полезно обратить внимание детей на то, как приветливо, по-доброму разговаривают взрослые друг с другом, побуждать их так же общаться между собой.

Воспитывая у детей отношения доброжелательности друг к другу, важно в ходе игр и других видов деятельности привлекать их внимание к интересам и потребностям сверстников, находящихся рядом. Необходимо воспитывать в детях желание помочь сверстнику, поделиться с ним, отозваться на его просьбу.

Важно обсуждать с детьми те или иные факты и случаи, имеющие место в их общении со сверстниками в совместной деятельности, побуждая выражать свое отношение к поступкам того или иного ребенка, сравнивать свои поступки и поступки сверстников. Полезно поговорить о том, как поступать по отношению друг к другу и как разговаривать между собой, когда организуется какая-либо совместная деятельность, например, игра. Необходимо, чтобы дети учитывали право каждого ребенка на участие в совместной игре, умели в приветливой и доброжелательной форме обратиться к сверстникам с просьбой поиграть вместе («Примите меня, пожалуйста», «Можно с вами поиграть?»), приветливо ответить на просьбу товарища принять его в игру. Необходимо учить детей быть внимательным к предложениям другого ребенка при выполнении совместной деятельности, уметь согласиться с замыслом, предложенным сверстником.

Информация о работе Формирование положительных взаимоотношений между сверстниками как условие предупреждения агрессивного поведения у детей старшего дошко