Формирования психологической системы действий»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 19:59, реферат

Описание работы

Деятельность осуществляется с помощью системы разнообразных действий. Действие может служить элементом анализа деятельности, т. е. наименьшей подсистемой, сохраняющей все характеристики целого и неделимой на более мелкие части. Действие — относительно завершенный элемент деятельности, направленный на достижение определенной, промежуточной для деятельности в целом и осознаваемой цели. Действие может быть как внешним, выполняемым в развернутой форме с участием двигательного аппарата и органов чувств, так и внутренним, выполняемым во внутреннем плане.

Содержание работы

Введение
Структура деятельности
Формирования психологической системы деятельности
Формирование профессиональных умений и навыков
Формирование двигательного навыка
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Самостоятельная работа. Психология труда.docx

— 34.90 Кб (Скачать файл)

САНКТ – ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ


ФАКУЛЬТЕТ ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Психология труда, инженерная психология и эргономика»

Тема: «Формирования психологической системы действий»

 

 

 

 

                                                                          Работу выполнила

                                                                       Студенка 2 курса

                                                                                  Очной формы обучения

 

 

 

 

Санкт – Петербург

2013 год

 

Содержание

Введение

Структура деятельности

Формирования психологической системы деятельности 

Формирование профессиональных умений и навыков

Формирование двигательного  навыка

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Деятельность осуществляется с помощью системы разнообразных  действий. Действие может служить  элементом анализа деятельности, т. е. наименьшей подсистемой, сохраняющей все характеристики целого и неделимой на более мелкие части. Действие — относительно завершенный элемент деятельности, направленный на достижение определенной, промежуточной для деятельности в целом и осознаваемой цели. Действие может быть как внешним, выполняемым в развернутой форме с участием двигательного аппарата и органов чувств, так и внутренним, выполняемым во внутреннем плане.

 

 

Структура деятельности

Действие, относительно самостоятельный процесс. Признаком самостоятельности является направленность действия на достижение сознательно поставленной цели. В отличие от, собственно, деятельности, действие часто не имеет своего мотива, а подчиняется общему мотиву деятельности. Самостоятельность выражается также и в том, что одно действие может входить в разную деятельность. При этом сохраняется основная цель действия, но меняются лишь мотивация и смысл для субъекта. В разных видах труда действия различаются, но имеют и общие признаки:

  • целесообразность (целенаправленность);
  • адекватность текущему состоянию объекта труда;
  • полиэффектность (возможность выполнения одного действия с помощью различных групп мышц);
  • определенное соотношение автоматических (фиксированных) и перестраивающихся (изменчивых) компонентов;
  • общественная обусловленность трудовых действий.

Действия классифицируются:

  • по виду психической деятельности (мнемические, интеллектуальные, перцептивные);
  • по степени осознанности (волевые, импульсивные);
  • по принадлежности виду деятельности (трудовые, учебные, игровые, общения).

Существуют специальные  классификации действий трудовой деятельности. По своим целям они делятся на действия:

  1. ориентировочные — по определению цели и условий деятельности,  выяснению средств и путей достижения целей. Ориентировочные действия бывают двух видов теоретические, которые направлены на получение необходимой информации для выработки рабочей гипотезы, определяющей цель, процесс и результат деятельности; практические, которые включаются в исполнительские с целью контроля и оценки процесса деятельности и его соответствия общей цели;
  2. исполнительские – последовательно реализующие общую цель деятельности;
  3. корректировочные – действия поправок, уточнений, изменений, информационные действия об ошибках;
  4. завершающие – связанные с проверкой качества выполнения всех действий на завершающем этапе деятельности по их результатам.

С этой точки зрения психологического анализа деятельности действия, как элемента анализа, целостное действие имеет следующую структуру:

  • ориентировочная основа;
  • исполнительская часть;
  • контролирующий эталон.

Соответственно критериями действия будут:

  • уровень выполнения;
  • обобщенность;
  • сокращенность;
  • степень освоенности.

Ни одна деятельность не выполняется посредством механической суммы действий. Для осуществления любого, даже самого элементарного трудового процесса, действия объединяются в систему. Адаптация деятельности к человеку происходит через формирование психологической системы деятельности. Именно благодаря формированию системы деятельность приобретает субъектный характер. Любая профессиональная деятельность предстает перед учеником в виде обобщенного и закрепленного опыта и способностей предыдущих поколений. Этот опыт описан в учебных программах, инструкциях, алгоритмах и передается субъекту мастером-профессионалом. Это эталонный вариант выполнения деятельности. То, что передается ученику, является нормативно-одобренным способом деятельности — способом выполнения трудовой деятельности, обобщенным и закрепленным инструкциями. В процессе освоения деятельности ученик распредмечивает нормативно-одобренный способ деятельности и осуществляет  деятельность по-своему, как он умеет и как ему наиболее удобно. Иначе говоря, превращает его в индивидуальный способ деятельности, обусловленный индивидуально-своеобразным характером учета объективных и субъективных условий деятельности. В ходе того процесса и происходит формирование психологической  системы деятельности.  Дальнейшее совершенствование деятельности приводит к формированию  у субъекта личностно-профессионального уровня выполнения  деятельности, когда профессионализм становится «второй натурой человека». Формируется устойчивая система приемов, способов, ориентиров, стремлений, уровней достижений в выполнении деятельности. Это индивидуальный стиль деятельности, система деятельности, сформированная на основе индивидуальных особенностей личности. Индивидуальный стиль деятельности является устойчивым и эффективным приспособлением личности к действительности.

Системообразующим фактором деятельности является вектор «мотив цель». Вокруг него выстраиваются основные функциональные блоки: мотивов деятельности; целейдеятельности; программы деятельности;  информационной основы деятельности; принятия решения; профессионально важных качеств.

Формирования  психологической системы деятельности 

Процесс формирования психологической системы деятельности  называется системогенезом. В ходе системогенеза определяется компонентный состав системы, устанавливаются функциональные взаимосвязи, развиваются отдельные компоненты.

Для оценки эффективности  трудовой деятельности используют параметры: производительность, качество, надежность. Цель и результат оцениваются со стороны качественных и количественных показателей. Конкретный путь достижения цели — это способ деятельности. Каждое действие выступает как подсистема общей психологической  системы деятельности и может служить элементом ее анализа. Процесс освоения отдельных действий подчиняется общим закономерностям системогенеза. Основные из них — гетерохронностъ и неравномерность формирования компонентов системы деятельности.

Освоение отдельных действий носит неравномерный характер. Различные  действия в общей структуре деятельности формируются в разном темпе и качестве. На определенном этапе освоения деятельности некоторые действия могут достигать требуемого профессионального уровня, а другие значительно отставать. Наблюдаются различия в интенсивности роста показателей эффективности при освоении различных действий у одного и того же лица.

Трудовая деятельность существует в цепи действий. Однако практическое выполнение деятельности связано с конкретными способами выполнения этих действий. Например, в деятельности шитья существует действие прикрепления пуговицы. Его можно выполнить вручную с помощью иголки и нитки, машиной, автоматом, приклеить пуговицу и т. д. Все это будут разные способы выполнения действия прикрепления к ткани пуговицы. Конкретный способ, которым выполняется действие, называется операцией. Действие трансформируется в операцию. Одна и та же цель действия может быть достигнута в разных условиях, поэтому одно действие реализуется разными операциями.

Операция — это способ, каким выполняется действие. Она определяется не самой целью, а условиями, в которых дана цель. Операция представляет собой систему движений, из которых состоит действие при подчинении их конкретной задаче. Формирование операции происходит поэтапно. Общим механизмом формирования операции является:

  • обобщение исходного действия;
  • его поэтапная интериоризация;
  • автоматизация;
  • перевод в более сложное действие.

Выделяют производственную операцию и рабочее движение. Производственная операция — наименьшая относительно законченная часть технологического процесса, осуществляемая с единой производственной целью, на одном рабочем месте, одним рабочим или группой, при помощи однотипных инструментов, приспособлений и сочетаний трудовых приемов. Производственные операции делятся на основные (направленные на заданное преобразование предмета труда) и вспомогательные (обеспечивающие условия для такого преобразования).

При изучении операций, выполняемых  группой лиц, применяют методы социальной психологии. Полученные данные используются при проектировании трудовой деятельности. Операции реализуются через движения. Движение — то конкретное исполнение операций. Они определяются траекторией, темпом, скоростью и силой.

Рабочие (трудовые) движения входят в процесс труда как способ его осуществления. Выделяют следующие группы движении: основные, поправочные, дополнительные, аварийные, лишние, ошибочные, экономные, неэкономные.

С помощью движений реализуются, прежде всего, предметные действия. Анализ многочисленных предметных действии показывает, что все они складываются из трех относительно простых движений: взять (поднять), переместить, отпустить. Кроме этого, в психологии принято выделять и другие виды движений: речевые, соматические, выразительные, локомоторные и др.

Во всех случаях необходима координация и согласованность  движений друг с другом. Выделяют три  основных параметра трудовых движений: силовой, пространственный, временной. По мере развития техники движения становятся все более дозированными. Крупные силовые движения дробятся на более мелкие, вплоть до появления микродвижений.

Каждое рабочее движение, которым реализуется психомоторный  процесс, имеет три стороны: механическую, физиологическую, психологическую.

Учитывая структуру движения и необходимость соответствия этой структуре рабочей зоны, на рабочих  местах различают:

  • сенсорное поле — элементы рабочего места, информационно воздействующие на анализаторы человека;
  • моторное поле — элементы рабочего поля, на которое может быть направлено двигательное воздействие работника.

Во всех случаях необходима координация движении и с согласованность  их друг с другом. Анализ рабочих  движений человека показывает, что  они зависят от натренированности человека и от конкретной профессиональной деятельности.

Исследование действий и  операций предполагает выделение их психологической сущности и механизмов. Одним из таких важнейших механизмов является механизм формирование навыков.

Формирование  профессиональных умений и навыков

Формирование профессиональных умений и навыков – возможность выполнения операции без актуализации в сознании ее цели. Появляется в результате выработки соответствующих навыков. Навык — это автоматизированный элемент сознательного действия, который вырабатывается в процессе его выполнения, представляющий координированное умение решать тот или иной вид двигательной, сенсорной, интеллектуальной или психической задачи.

Существуют разные виды навыков: сенсомоторные, интеллектуальные, перцептивные и т. д. В любом навыке можно различить  психологическую и физиологическую стороны. Одними из первых в фило- и онтогенезе начинают вырабатываться моторные навыки, по мере выработки осложняясь сенсорными и интеллектуальными компонентами. Двигательный навык — это необходимый приспособительный элемент нормального функционирования человека и взаимодействия его с окружающей средой.

Общая схема формирования навыка заключается в следующем. В процессе многократного воздействия на организм сходных раздражителей внешней и внутренней среды у человека формируется определенная программа поведения как реакция на эти раздражители. Она представляет собой умение действовать в определенной ситуации с большой степенью приспособляемости к этой ситуации. Пусковым механизмом любого навыка является сенсорный сигнал, дающий информацию о состоянии среды. Выработка навыка представляет собой активную психомоторную деятельность. Говоря о программе поведения, мы неизбежно предполагаем какие-то изначально заложенные системы действий. Для навыка система ответных действий предстает как совокупность тех автоматизмов, за счет которых и происходит эта стандартизированная деятельность. Навык — прижизненно выработанная структура. Не только начало навыка, его пусковой механизм формируется в виде сенсорного сигнала, но и последующая корректировка навыка осуществляется с помощью сенсорной информации. Важным моментом любой деятельности является ее осознание, и следовательно, оценка. Оценка присуща и выполнению навыка. Оценка навыка осуществляется осознанно.

Навык, формируясь, локализуется на различных уровнях в зависимости от автоматизированности тех или иных компонентов. Нервной моделью осуществления навыка является афферентный синтез. Афферентный синтез — это нейрофизиологическая основа психологической  системы деятельности или действия. Афферентный синтез приводит к решению вопроса, какой именно результат должен быть получен в данный момент. Афферентный синтез — это материальная база информационной основы деятельности,  обеспечивающая постановку цели. Он лежит в основе активационного обеспечения навыка.

Информация о работе Формирования психологической системы действий»